В выпуске приводится обзор содержания профессиональных изданий, поступивших в фонд отдела научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы.

 

 «Библиотека»

 Белоконева, М. Конкурс как момент истины / М.Белоконева // Библиотека. - 2014. - № 10. - С. 2-3. - (Сохраняя традиции, искать новое)

Среди молодых специалистов Томской областной детско-юношеской библиотеки состоялся конкурс «Ступенька к мастерству». Все его участники были разделены на две команды: «Поколение», «Горе луковое». Было предложено выполнить задания: «Деловой автограф» (презентация участников), «Ходячая энциклопедия» (викторина), «Разреши проблему» (профессиональное решение задач в работе библиотекаря), «Моя библиотека» (рассказ о библиотеке), «Звездный час библиотекаря» (были представлены творческие номера).

Выпряжкина, Е. Музы в гости к нам! / Е.Выпряжкина // Библиотека. - 2014. - № 10. - С. 34-36. - (Книжкины недели)

Комплекс мероприятий «Музы в гости к нам!» прошел в рамках Недели детской и юношеской книги в Центральной городской библиотеке Златоуста. В течение пяти дней библиотека была представлена как Библиогород с «Проспектом писателей», «Сквером художников», «Музыкальным бульваром».

В форме космического путешествия состоялась встреча писателей и издателя с юношеством. Каждому гостю была посвящена отдельная планета. В «Сквере художника» ребята узнали удивительную историю появления иллюстраций в книгах, об источниках вдохновения. На «Театральной площади» Мальвина и Серый волк приглашали вспомнить правила театрального этикета, работники драматического театра узнать  рассказали о профессиях драматурга и актера. Главной интригой дня стал спектакль «Принцесса без горошины», представленный юными актерами театра «Сказочная страна».

Завершением Недели стал сказочный бал на «Танцевальной аллее». Для ребят были приготовлены танцевальные викторины, сюрпризы, сказочные превращения. На итоговом празднике состоялось награждение активных участников, правильно ответивших на вопросы буклета «Музы в гости к  вам!».

Ноготкова, А. Вязание, вышивка и «Лукошко рецептов» / А.Ноготкова // Библиотека. - 2014. - № 10. - С. 43-45

Сотрудники Областной детской библиотеки им.М.Пришвина (г.Орел) организовали вторую творческую выставку «Добро и красота творят чудеса». На ней были представлены оригинальные авторские работы специалистов библиотеки, выполненные в разных техниках: биокерамика (бижутерия), вязание, бумагопластика, вышивка, квиллинг, декупаж, шитье, декор разнообразных предметов, живопись. Дегустация кулинарных изделий была также проведена в рамках выставки. К статье прилагается «лукошко рецептов» кулинарных блюд библиотечных специалистов.

«Библиотека в школе»

 Макурина, А. Читаем Гайдара вместе / А.Макурина // Библиотека в школе. - 2014. - № 10. - С. 20-23. - (Работа с читателями)

В год юбилея Аркадия Гайдара  специалистами Архангельской областной детской библиотеки 22 января была объявлена областная акция «Читаем Гайдара». В этот день взрослые и дети обсуждали рассказ А.П.Гайдара «Чук и Гек».

 Положение об акции было разослано по библиотекам и образовательным учреждениям области предварительно, желающие участвовать могли зарегистрироваться до определенного дня на сайте библиотеки, на котором был размещен и разработанный сценарий урока внеклассного чтения по рассказу. Основная методика урока - чтение с остановками, в конце предлагалось выполнить творческое задание - составление телеграммы из пяти слов о счастье.

Акцию поддержали муниципальные, детские и сельские библиотеки, детские сады и школы разных районов Архангельской области, более трех тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста приняли участие в акции.

Михеева, Л. Мое маленькое открытие / Л.Михеева // Библиотека в школе. - 2014. - № 10. - С. 43-44. - (Работа с читателями)

В материале статьи представлен опыт работы Орловской областной детской библиотеки по развитию читательской и экологической  культуры детей и подростков  в рамках проекта «Календарь природы» М.Пришвина.

Специалистами было принято решение создать «Пришвинский календарь» на каждый день на основе дневниковых записей писателя. Для детей была сделана выборка материалов, наблюдений за изменениями в природе без приведенных автором философских рассуждений и бытовых зарисовок.

Календарь открывается обращением к пользователям, от которого можно перейти к биографии писателя. В состав календаря входят разделы: «Дневники», «Времена года», «Фотозарисовки», «Библиография». С содержанием «Пришвинского календаря» можно ознакомиться на сайте  Орловской областной детской библиотеки.

«Библиотечное дело»

 Карвер, Б. Любой замок можно взломать / Б. Карвер // Библиотечное дело. - 2014. - № 17. - С. 13-16

Автор статьи, магистр в области библиотечных наук, специализируется на IT-безопасности. В материале освещаются следующие актуальные вопросы: потери, возникающие при доступе третьей стороны к информации, содержащейся на сайте библиотек; необходимость понимания угроз; правила безопасность при работе в Сети и на самом компьютере, особенности  выбора пароля доступа. 

Кузнецова, В. Детское движение в защиту книги и чтения в Санкт-Петербурге / В. Кузнецова, Т. Синкевич // Библиотечное дело. - 2014. - № 18. - С. 16-17. - (25 лет ПБО)

«Союз детских библиотек» - это профессиональное объединение, которое формирует политику взаимодействия библиотек Санкт-Петербурга, позволяющее актуализировать конкурентноспособность учреждений в мегаполисе. «Детское движение в защиту книги и чтения», инициированное специалистами детских библиотек города, претендует на статус нового библиотечного тренда.

Реализация движения осуществляется в форме детской библиотечной акции, на основе реализации которой была сформирована  «модельная методика», подразумевающая целевое внутрибиблиотечное и межбиблиотечное взаимодействие, представление различных видов библиотечной деятельности, масштабная подготовительная работа и издательская деятельность. Поступательное развитие системы акций  позволяет представить полный отчет на любой стадии проведения акций.

Стоит отметить единовременность и широту проводимых акций, а также  партнерское взаимодействие с библиотеками различного уровня, небиблиотечными организациями, СМИ.

Назаровская, Я. Будущее начинается сегодня / Я. Назаровская // Библиотечное дело. - 2014. - № 18. -  С. 13-15. - (25 лет ПБО)

Реализация модели современной детской библиотеки, которая вписывается в рамки форсайт-технологий,   представляется в данном материале.

Осмысление компонентов модели модернизированной классической библиотеки было связано с ремонтом Центральной детской библиотеки Невской ЦБС Санкт-Петербурга. В разработке концепции принимали многие библиотечные специалисты. В результате появилась концепция «Книжная Вселенная», предполагающая использование в интерьере космических образов.

Библиотечное обслуживание в ключе форсайт-технологий предполагало следующую расстановку акцентов. После ремонта библиотека как социальный институт стала площадкой для занятий  пользователей по формированию компьютерной грамотности, местом встреч молодых матерей, для проведения литературно-музыкальных вечеров для родителей и их детей. Информационно-коммуникативные технологии позволили библиотеке организовать единую кафедру обслуживания, увеличить время на индивидуальные консультации пользователей, привлечь больше молодежи путем предоставления WI-FI.

Во второй части статьи описываются особенности архитектуры и дизайна библиотеки, требования к персоналу, приводится краткое содержание программы патриотического воспитания.

Цхут, Н. Формирование информационной культуры читателей / Н.Цхут // Библиотечное дело. - 2014. - № 17. - С. 34-38

Специалистами детской библиотеки им. Н.Островского осуществляется программа «Формирование информационной культуры школьников: от книги к web-технологиям» совместно с дошкольными и общеобразовательными учреждениями. В течение занятий показывается место книги и информации в компонентной структуре информационной структуре школьника. С помощью различных интернет-сервисов создаются тематические игровые комплексы, библиографические виртуальные книжные выставки, обзоры литературы. При  проведении каждого мероприятия теоретическая часть обязательно подкрепляется практикой, которая может быть воплощена с помощью сервисов "Learning.apps", "Prezzi", "Glogster".

В приложении приводится содержание реализуемой программы, которое раскрывает конкретные мероприятия, проведенные специалистами библиотеки для каждой возрастной ступени.

«Воспитание школьников»

 Белоусова, Е. Пять секретов общения: «Я+ТЫ=МЫ» / Е.Белоусова // Воспитание школьников. - 2014. - № 10. - С. 70-73. - (Публикация по вашей просьбе)

Сценарий классного часа с участием педагога-психолога для учащихся V-VI классов, основными целями которого является расширение представления о правилах общения, оказание помощи в преодолении неуверенности и страха перед незнакомыми людьми.

В начале мероприятия учитель представляет  гостей классного часа: социолога, психолога, журналиста и эксперта и две группы учеников восьмого класса. Предлагается подумать над вопросом необходимости человеку друзей группам детей. После этого ребята, которые согласны пойти на какие-то лишения ради дружбы подходят к нарисованной туче и берут одну из ее частей. Таким образом, становится видно изображение солнца.

Далее литературовед обращается к сюжету сказки «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-Щедрина. Социолог озвучивает результаты исследования о необходимости и ценности человеческого общения.

После инсценировки, представляющей собой разговор недавно познакомившихся подростков, эксперт представляет правила бесконфликтного общения.

Психологическая игра «Портрет-характеристика», чтение экспертом секретов  общения завершают мероприятие.

 

Боброва, О. Это сладкое слово - мода / О. Боброва // Воспитание школьников. - 2014. - № 10. - С. 58-61. - (Точка зрения)

Учитель русского языка и литературы делится своим опытом работы с учащимися среднего и старшего подросткового возраста на различные темы: этикет, мода, развитие сопереживания, подражание, нравственность, вредные привычки.

С учащимися старших классов  был проведен цикл уроков  в форме бесед на основе  видеофильмов  «Уроки нравственности - беседы с молодежью» на темы: искренность, совестливость, порядочность, патриотизм, милосердие, терпимость; участие в общешкольном конкурсе «Нет наркотикам!», ознакомление с лекцией профессора В.Г.Жданова «Вредные привычки: алкогольный и наркотический террор против России» осуществлялось в рамках формирования здорового образа жизни.

 «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Бобрикова, О. Зимний лес / О.Бобрикова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 10. - С. 63-64. - (Как прекрасен этот мир!)

Экологический тренинг для детей 5-6 лет.

Занятие, посвященное природе родного края, способствует формированию представления о взаимосвязи обитателей зимнего леса, закреплению знаний детей о жизни животных в зимний период, воспитанию бережного отношения к природе.

В начале занятия проводится тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку», затем ребята вспоминают правила поведения в лесу. Воспитатель зачитывает стихи о зиме и предлагает ответить на вопросы о животных и птицах зимнего леса, проводит игру «Назови правильно», зачитывает загадки об обитателях леса, объясняет технологию изготовления подарка для лесника от всех. В конце занятия дети делают вместе  елочку из бумаги и говорят о том, что им  больше всего запомнилось в зимнем лесу.

Макшеева, О. Листая календарь / А.Шиляева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. -  № 10. - С. 44-45. - (Интересно все на свете!)

Познавательно-игровое мероприятие для детей 6-8 лет из цикла занятий, направленных на ознакомление детей с русским народным творчеством.

Главные герои  (Спиридон и Зима) после выбора среди ребят ведущего для последующей игры «Снежная баба» предлагают исполнить песню, отгадать загадки, принять участие  подвижной игре «Морозушко», а в заключение  разучить считалку о лучине.

Румянцева, И. Родная сторона / И.Румянцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 10. - С. 52-53. - (Интересно все на свете!)

Основными целями занятия являются знакомство с родным поселком, развитие речи, объяснение понятий по теме, усвоение названий строительных инструментов.

Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по родному краю, показывая при этом географическую карту страны. Дети обращаются к своей малой Родине, просматривая ряд слайдов с ее достопримечательностями.  Персонаж Арина  рассказывает о том, почему Русь называли деревянной. Все присутствующие отгадывают загадки, поют частушки по теме. В заключение проводится игра «Ручеек», вручаются каждому фотографии с видами родного поселка и подводятся итоги мероприятия.

 Шиляева, А. Зеленая, пушистая, смолистая, душистая / А.Шиляева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 10. - С. 25-28. - (Приходите к нам на праздник!)

Сценарий утренника с участием сказочных персонажей для детей 6-7 лет.

Встав вокруг елки в зале, дети начинают читать стихи о наряженной елке.

Ведущий зачитывает оставленное на елочной ветке письмо от Деда Мороза. Внезапно появляются разбойники, которые намереваются забрать уже наряженную елку. Воспитатель и дети решают подарить елочные игрушки атаманше и ее друзьям.

В конце мероприятия Кощей соревнуется с Дедом Морозом и ребятами за подготовленные подарки. Ребята побеждают Кощея и  получают свои подарки.

«Читаем, учимся, играем»

Душевина, О. Зачем читать газеты в эпоху Интернета!.. / О.Душевина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 10. - С. 65-67. - (Что такое хорошо)

Мероприятие для учащихся 7-8 классов проводится в форме суда над Всемирной паутиной: два оппонента высказывают свои доводы и приводят доказательства в защиту и против Интернета. Все прения сторон представляются наглядно в форме таблицы. Сам обвиняемый Интернет в своей речи, обращает внимание присутствующих на важность восприятия  его самого непосредственно пользователями.

В конце сценария приведены ссылки на видео-ролики, которые уместно показать присутствующим.

Лаврова, В. Вслушайся в имя- «Россия»!.. / В.Лаврова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 10. - С. 60- 64. - (Что такое хорошо)

Литературная гостиная для учащихся средних и старших классов посвящена любви к своей Родине. Она открывается представлением аудитории разных значений понятия Родина. Ведущие по очереди обращаются  к вопросам патриотизма и преданности, комментируя  декламируемые чтецами стихи русских поэтов по теме: Н.Рубцова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, Н.Некрасова, А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, О.Шестинского, А. Прокофьева.

Савищева, Т. За зыбкой  пеленой времен / Т.Савищева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 10. - С.89-91. - (В помощь учителю)

Сценарий исторической игры для учащихся 6-8 классов.

Участники игры разбиваются на три команды, у каждой из которых есть сигнальные флажки трех цветов (синие, желтые и зеленые). Капитан команда поднимает флажок в знак готовности дать ответ на поставленный вопрос.

За правильный ответ на вопросы первого конкурса «Разминка» и следующего («Термины», «Заморочки из бочки», «Определите события и художника», «Викторина эрудитов», «Узнайте по описанию») жюри выдает один жетон. В заключение жюри оценивает ответы игроков, награждается команда-победитель и самые активные игроки.

Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Вып. 1 / Российская государственная детская библиотека: сост. О.Л.Кабачек; ред. О.Л.Кабачек, М.В.Карданова, Е.А.Колосова. - Москва, 2013. - 100 с.

Первый сборник серии «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования» адресован всем специалистам, желающим пополнить знания о детях и подростках, о детской литературе, о новых работах социологов Российской государственной детской библиотеки и психологов разных регионов страны.

В первом разделе описывается опыт работы психологической службы  Центральной городской детской библиотеки им. Ленина (г.Ростов-на-Дону), особым аспектом деятельности которой является психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке. С 2010 года работает студия эстетического воспитания для дошкольников «Вечерние чтения». В основе коррекционно-развивающих занятий  лежит активное взаимодействие читателей-детей, библиотекарей, родителей, психолога по приобщению детей к чтению художественной литературы, развитию личности читателя, его творческого потенциала, формированию эмоционального и творческого восприятия художественных произведений. Занятия проводятся один раз в две недели и заключаются в громком чтении сказок народов мира и сказок известных русских и зарубежных писателей с их последующим обсуждением.

Отделом психологической поддержки Центральной универсальной научной библиотеки им. Некрасова  (г.Москва) реализуется программа «Личность в информационном пространстве», включающая два направления: «Литературная история Москвы», «Московская история научных открытий». В материале  приводятся цели и задачи разработанной по запросу школы подпрограммы «Литературная история Москвы», ее условия, структура занятий, тематический план, перечень возникающих трудностей.

Игра-квест «Книги о труде и профессиях», регулярно проходящая в Российской государственной детской библиотеке, помогает детям среднего школьного возраста  лучше узнать мир профессий, понять свои интересы и склонности.

Подготовка и проведение сложных комплексных библиотечных мероприятий освещается в материале, подготовленном сотрудниками  Российской государственной детской библиотеки. В форме таблицы приводятся примеры операций деятельности детей при постановке спектакля, а также виды операций и действий в деятельности дискуссионного клуба, существующего уже более двадцати лет.

Во втором разделе сборника приводятся результаты исследований креативности у современных подростков и восприятия младшими школьниками поэзии. Заключительная статья сборника посвящена двум социологическим исследованиям, проведенным сотрудниками отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки: «Юный читатель-2010», «Чтение и читательские практики московских подростков».

Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2014 / 2: сборник / Ред.: Н.Ю.Золотова, С.В.Пушкова; Всерос.гос.б-ка иностр. лит-ры им. М.И. Рудомино, Группа междунар. Библиотековедения. - М.: Центр книги Рудомино, 2014. - 344 с.

Выпуск сборника приурочен к Всемирному конгрессу библиотекарей и информационных работников, состоявшемуся в Лионе (Франция).

В первом разделе издания после приветственного обращения  сопредседателей комитета к участникам приводится план мероприятий, возможности посещения французских библиотек. В помещенных статьях специалиста в области библиотековедения и библиотечного дела Франции Т. Недашковой представляются тенденции и достижения библиотечного дела Франции, деятельность библиотек разных типов, тема модернизации и преобразования в медиатеки. Завершается выпуск представлением Кодекса профессиональной этики  библиотекаря Франции.