В ежемесячном обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных периодических изданий за январь 2015 года: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».
«Библиотека»
Вакула, Н. Лето в помощь, или Как разбудить азарт / Н.Вакула // Библиотека. - 2015. - № 1. - С. 2-3. - (Сохраняя традиции, искать новое)
Система детских библиотек г.Уфы двадцать лет работает по программе «Библионяня», благодаря которой читатели имеют возможность интересно организовать свой досуг во время школьных каникул.
В рамках программы ежегодно проходит конкурс летнего чтения, в основе которого положено выполнение творческих заданий и соревнование в чтении книг «У зеленой лампы». С каждым годом росло количество участников, а сами задания усложнялись. В 2014 году у конкурса появился свой флаг, который благодаря эстафете «Флаг-акция» побывал в двадцати библиотеках города. В каждой библиотеке флаг встречали праздничными программами.
Сам конкурс «Лето и книга» проходил в форме юбилейной кампании «Книга собирает друзей» и включил две состязательные программы. «Юбилейный пьедестал» предполагал прохождение трех ступеней: «Литературной», «Дружной», «Поздравительной». Участник, прошедший все три ступени может претендовать на звание финалиста.
Калинина, Е. Уроки добролюбия / Е.Калинина // Библиотека. - 2015. - № 1. - С. 52-53. - (По законам духовности)
С 2002 года библиотека им. Ф.Достоевского Ярославля работает как центр семейного чтения и общения. Ближайшими партнерами библиотеки являются школьные педагоги, коллективы детских садов. Стало традицией проводить классные и групповые собрания в зале чтения и общения библиотеки.
В ходе проведения Дня специалиста огромный отклик аудитории вызвала статья «Я хочу читать» Н.В.Корчмы, учителя одной из гимназий Санкт-Петербурга (опубликована в №7 (2013 г.) «Литературе в школе»), в ней говорилось о проблеме формирования желания читать за пределами школы. Так родилась идея проекта «Круг семейного чтения». Один из методов работы заслуживает особого внимания: обсуждение трех и более взглядов на одну проблему.
В планах Центра семейного чтения - обсуждение книги С.Алексиевич «Время сэконд-хэнд» из документального цикла «Голоса Утопии» после четырех предыдущих книг: «Цинковые мальчики», «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Чернобыльская молитва».
Члены кружка «Семейный летописец», существующем при библиотеке, составляют родословные схемы с помощью компьютерных программ «ГеноPro» и «Древо жизни», а также изучают литературу выставки «И разные века, что братья исполины».
Юрова, И. Чудо в подарок / И.Юрова // Библиотека. - 2015. - № 1. - С. 36-37. - (Книжкины недели)
О мероприятиях, проведенных специалистами ЦБС г.Чапаевска (Самарская область) в рамках Недели детской и юношеской книги.
Все желающие приняли участие в программе «Поздравим книгу с днем рождения», литературно-игровой мозаике «Тайны снежной королевы», театрализованной игре «Веселые посиделки с Мухой-цокотухой», мероприятии «Вы не читали? Тогда мы идем к вам!», программе «Путешествие в сказочном звездолете». Вечер поэзии «Позволь душе моей раскрыться», адресованный взрослой аудитории, представил звуки романсов на стихи С.Есенина и ААхматовой.
Дети узнали об истории возникновения Недели детской и юношеской книги на празднике «Волшебный мост между небом и землей», вместе с библиотекарями отправились в эко-круиз «Сказки Англии».
«Библиотека в школе»
Иванова, Е. Это действительно крутое место! / Е.Иванова // Библиотека в школе. - 2015. - № 1. - С. 17-22. - (Внутренняя работа)
О разных способах привлечения молодежи в библиотеки некоторых европейских стран.
В настоящее время в Великобритании практикуются две модели привлечения молодежи к работе публичных библиотек: кратковременное сотрудничество (например, создание подростками игрового клуба), сотрудничество на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках). Молодежь привлекается к формированию библиотечного фонда в ходе мероприятий различными методами: посещение книжных магазинов, выставочных экспозиций библиотечных поставщиков, использование электронных книжных магазинов, использование «ящика предложений (пожеланий)».
В Германии есть специализированные молодежные библиотеки в Дрездене, Мюнхене, Постдаме, Берлине и Гамбурге.
Средний возраст служащих отдела информационной поддержки Новой Дрезденской библиотеки для молодежи не превышает 30 лет. Мероприятия, адресованные школьникам, проводятся в разных формах: литературные чтения, изостудии и конкурсы рисунков, театральные рисунки и «Ночь в библиотеке», Book Slam. Book Slam - это своеобразное книжное соревнование, проводимое самими детьми. Оно предполагает презентацию книги в течение трех минут. После каждой презентации публика оценивает каждую книгу по десяти балльной системе. При подведении итогов подсчитываются общие баллы и вручаются призы, а все книги выставляются на стенд.
Библиотеки Хельсинки сами выбирают направления своей работы. Их главная задача - приучить пользователя приходить в библиотеку для решения всех своих проблем. Библиотеки делают акцент на использовании музыки в своих стенах и вне их. Изолированные комнаты-студии, разные зоны для пользователей (например, для игр) подтверждают роль библиотеки в эстетическом и познавательном развитии молодежи.
Молодежная библиотека Стокгольма PUNKmedis предлагает своей аудитории от 13 до 19 лет множество мероприятий: «Ночь в кино», кружки чтения, кафе для любителей вязания, музыкальный фестиваль.
Макурина, А. Реальная виртуальность / А.Макурина // Библиотека в школе. - 2015. - № 1. - С. 46-47. - (Работа с читателями)
Об организации онлайн-встреч с писателями специалистами Архангельской областной детской библиотеки им.А.Гайдара.
Режим скайп-общения предполагает обмен репликами, в течение 40-45 минут такой встречи аудиторией задается достаточное количество вопросов.
Специалисты библиотеки в качестве аудитории для подобных мероприятий фокусируют свое внимание на детях от десяти лет и старше. При выборе приглашаемого писателя специалисты обращаются или к мнению предполагаемой аудитории или устраивают громкие чтения произведений тех писателей, с которыми они будут общаться в рамках онлайн-встречи. С российскими писателями налаживается контакт по электронной почте, с иностранными - через издательства.
Перед началом мероприятия важно обговорить с ребятами регламент встречи, роль ведущего состоит в налаживании диалога между писателем и аудиторией.
Отметим, что каждая проведенная встреча имеет свой характер, свое настроение и смысл.
«Библиотечное дело»
Головко, С. Художественная интерпретация романа А.Н.Толстого «Петр Первый» / С.Головко // Библиотечное дело. - 2015. - № 2. - С. 35-43. - (Издательская деятельность)
Статья посвящена иллюстративным изданиям романа А.Н.Толстого «Петр Первый».
В оформлении художника Н.А.Абакумова роман вышел в 1979г. в Военном издательстве Министерства обороны.
Автор материала обращается к художественному иллюстрированию романа советским художником Д.А.Шмариновым, украинским художником С.Г.Якутовичем и О.Чернецовой, В.В.Носковым (издания романа в восьмидесятые годы).
С начала XXI века в книгоиздании обозначилась традиция использовать для переиздания иллюстрированных классических произведений работ книжных графиков XX века. Так, в 2007г. московское издательство «ЭКСМО» выпустило роман с иллюстрациями русских художников И.Я.Билибина и Д.Н.Кардовского.
Иванова, О. Добрые книги и радость общения: Опыт работы библиотеки семейного чтения г.Сестрорецка / О.Иванова // Библиотечное дело. - 2015. - № 2. - С. 15-17. - (Культурное пространство)
Специалисты библиотеки семейного чтения г.Сестрорецка занимаются культурно-досуговой деятельностью, включающей проведение музыкальных и краеведческих вечеров, лекториев и тематических посиделок, семейных праздников.
Для детей, приезжающих летом в Сестрорецк на дачу с родителями устраиваются уличные праздники, программы закрытия и открытия летнего сезона.
В рамках проекта «Библиотека. Семья. Творчество» особое внимание уделяется семейному творчеству: родители читателей проводят мастер-классы для других пользователей библиотеки. Каждую осень проводится семейный мастер-класс «Осенняя сказка».
Цикл мероприятий «Дети-детям» подразумевает организацию и проведение самими ребятами мероприятий для других детей: декламируются стихи, разыгрываются театрализованные представления.
Программа «Читатели пишут, писатели читают» позволяет талантливым пишущим свои собственные литературные произведения ребятам поучаствовать в мастер-классах, творческих встречах, проводимых писателями-профессионалами.
Макарьева, М. От года Культуры к году Литературы / М.Макарьева // Библиотечное дело. - 2015. - № 1. - С. 28-30
Из опыта работы Астраханской областной детской библиотеки.
В рамках года Культуры Астраханской областной детской библиотекой был разработан проект «Книжная радуга», целью которого является приобщение детей к ценностям мировой культуры через пропаганду книги и чтения. Для его реализации было запланировано семь крупных мероприятий: интерактивная площадка с литературно-игровой программой к 215-летию А.С.Пушкина - «Читаем и рисуем книги А.С.Пушкина», литературный час «Детская книга XIX века», детский театрализованный праздник «Как поймать перо Жар-птицы», театральный час «Волшебный мир театра».
Проект «Читаем вслух» предполагает чтение книг в виртуальном пространстве: на сайте библиотеки размещены ролики, записанные сотрудниками библиотеки.
В преддверии Года литературы был проведен флеш-моб «От года культуры к году литературы»: сотрудники библиотеки с ростовыми куклами-героями детских произведений стояли на ступеньках библиотеки и читали книги.
Библиотечными специалистами был подготовлен целый ряд мероприятий и проектов, призванных приобщить детей к чтению и привить им уважение к родной литературе: «Книга моего детства», «Чи-та-ем по сло-гам», «Открывая книгу - открываем мир», социокультурный проект «Волшебные очки» для детей с ограниченными возможностями. Электронный проект «Читатель.ру» предполагает продвижение книги и чтения посредством буктрейлеров, видео роликов, проведения интернет-опросов.
Реализация проекта «СОВИ» предполагает информационную поддержку образования: формирование навыков самостоятельного поиска необходимой информации, культуры чтения и умения ориентироваться в библиотечном и книжном пространстве. Также запланирован проект по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков «О войне расскажет книга», конкурс на лучшего читателя «Читатель года», работа студии раннего развития «Я- учусь!», парковый проект «Желтый чемоданчик», книжный марафон «Золотая полка детства», интерактивная игра «Я - библиотекарь».
Тихомирова, И. Художественная литература о детях войны (1941-1945) / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2015. - № 1. - С. 6-9
О детской литературе на военную тему.
Обращаясь к творчеству писателей, создававших произведения на данную тему, автор статьи акцентирует внимание на написании произведений в условиях боевых действий.
В военные годы выпускались следующие журналы: «Костер», «Мурзилка», «Дружные ребята».
События войны, переданные детям глазами фронтовиков, - это значительная часть истории советской литературы. В этом ключе можно обратиться к творчеству Н.Тихонова, Л.Кассиля, Л.Пантелеева, М.Зощенко, М.Пришвина, А.Толстого и других писателей.
Герои многих произведений - это дети, например: мальчик Сережа из рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат», поэт Вова Лебедев из рассказа В.Каверина «Русский мальчик», санитарка из рассказа Сергеева-Ценского «Хитрая девчонка», самоотверженный Гриша из произведения Ю.Яковлева «Помните Гришу!», Коля Вихров из «Большого сердца» Б.Лавренева и другие.
И.И.Тихомирова в методико-библиографическом пособии «Родом из военного детства», адресованном руководителям детского чтения и снабженном текстами самих произведений, приводит детали подготовки к проведению мероприятия по теме. Перед мероприятием необходимо провести беседу с тем, кто будет читать рассказ и донести до него то, что может быть вынесено на общий разговор с детьми. При этом целесообразно отталкиваться от текста самого произведения и возможности соединить его с настоящим и представлением детей о войне и мире.
«Воспитание школьников»
Арасланова, Л. Души усталой струнный крик / Л.Арасланова // Воспитание школьников. - 2015. - № 1. - С. 72-75. - (Публикация по вашей просьбе)
Музыкальный вечер для старшеклассников, посвященный гитаре.
В начале мероприятия ведущий обращается к гитаре, как инструменту, способному передать эмоции, переживаемые исполнителем.
Учащиеся по очереди представляют интересные факты по теме: происхождение гитары и ее названия, развитие гитарного искусства (в том числе и в России), исполнители авторской песни в нашей стране, зарубежные гитаристы-импровизаторы.
Сергеева, Н. Смотрим и обсуждаем кинофильмы вместе / Н.Сергеева // Воспитание школьников. - 2015. - № 1. - С. 27-37. - (Классному руководителю)
Список 100 отечественных фильмов, рекомендуемых для просмотра школьниками, был составлен Министерством культуры в 2013 году.
В статье раскрывается содержание арт-педагогического подхода при включении в педагогический процесс просмотров фильмов, который предполагает последовательную реализацию трех основных этапов: подготовка, киносеанс, обсуждение.
В ходе подготовки осуществляется предварительная работа педагога с кинофильмом, его погружение в содержание и атмосферу. Главной задачей на данном этапе является выбор оптимального фильма.
Прежде чем использовать фильм в работе с детьми педагогу необходимо просмотреть его несколько раз и проанализировать его сюжетную и культурную составляющие. Сам анализ осуществляется в три этапа: первичное ознакомление педагога с фильмом, ориентировочно-аналитическое знакомство. Последнее предполагает полный сбор информации с пространственно-временного поля кинокартины, формулировку ключевых тем фильма, педагогический анализ фильма (сюжет, герои, динамика отношений, ценности, модели поведения, выводы). На третьем этапе необходимо осуществить проектировочную работу: планирование хода занятия, подготовку заданий и вопросов для обсуждения, прогнозирование ситуаций риска.
Условно все вопросы беседы можно разбить на группы: вопросы на чувства и опыт, на установление фактов, на интерпретацию (Как вы объясните это? Как вы думаете, почему так случилось?), на обобщение и выводы, на последействие (вопросы для обдумывания после занятий).
В течение второго этапа «Киносеанс» необходимо продумать комфортное обустройство аудитории, предварительно представить фильм, сформулировать задание.
Заключительный этап «Обсуждение» можно поделить на пять шагов: настройка (спонтанное обсуждение, концентрация внимания), аналитические размышления (анализ проблемных ситуаций), субъективизация результатов занятия (закрепление и присвоение каждым участником опыта, полученного сообща), рефлексия (обобщение и выход на осознание результатов занятия), итоговая точка (педагогическое резюмирование, построение перспектив следующего занятия).
Прием «блицопрос» может быть хорошим началом обсуждения фильма, а весь заключительный этап можно построить на материале творческих заданий и презентации их результатов.
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Зайкова, Ю. В путешествие на красном велосипеде / Ю.Зайкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 1. - С. 9- 11. - («Большая литература для маленьких»)
Мероприятие-знакомство для детей 8-10 лет с книгой Р.Парк «Вомбат с тупой головой».
В форме путешествия, каждый этап которого представлен в виде главы, ведущие (библиотекарь и два читателя) представляют сюжет, главного героя и его друзей этой книги австралийской писательницы: ребята принимают участие в ролевой игре «Трое друзей, водяной пистолет и пылесос», решают ребус «Цирк любят все», отвечают на вопросы викторины «Куклы Вомбата».
Кузнецова, М. Выбирай-ка! / М.Кузнецова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 1. - С. 64-65. - (Игры! Игры! Игры!)
Познавательная игра для детей 6-7 лет на тему «Выборы».
Ведущий предлагает ребятам побывать в сказочной стране Выбирай-ка. Для этого детям необходимо ответить, как они представляют себе лидера.
Затем ребят делят на группы и предлагают задание: построить геометрическую фигуру из участников своей команды. После выполнения делается вывод на основе наблюдений о том, кто является лидером в каждой из групп.
Все лидеры объясняют какую музыку, мультфильмы, цвета они любят и почему. Таким образом, проводится агитация, чтобы остальные ребята сделали свой выбор в пользу понравившегося рассказа.
По итогам голосования определяется книга или мультфильм, который предстоит всем вместе почитать (посмотреть). После обобщения нового материала проводится зарядка, завершающая занятие.
Семяновская, А. Встреча с мастером слова / А.Семяновская // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 1. - С. 18 - 21. - («Большая литература для маленьких»)
Библиотечная фантазия для детей 8-10 лет.
В основе мероприятия лежит воображаемая встреча с писателем Тамарой Крюковой. Сначала представляются интересные сведения о самой писательнице, а после -инсценировка стихотворения «Где происходят чудеса» и сказки «Чудеса не понарошку». Текст последней приводится в статье подробно. Викторина по произведениям писательницы проводится в конце мероприятия.
Цейко, Л. Сказка-ложь, да в ней намек... / Л.Цейко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 1. - С. 61-62. - (Игры! Игры! Игры!)
Викторина по текстам сказок для детей 8-10 лет.
Цели мероприятия: систематизация знаний о прочитанных сказках, развитие творческих способностей, речи, воображения и логического мышления; привитие любви к сказкам и их героям, а также интереса к народному творчеству.
Ведущий рассказывает ребятам о происхождении самого жанра «сказка», ее роли. Красная Шапочка проводит викторину «Русские народные сказки», вопросы которой задаются участникам двух команд. Жюри подводит итоги первого конкурса. Девочка в костюме Золушки проводит следующий конкурс: трем представителям от каждой команды необходимо назвать сказочных героев произведений Ш.Перро, изображенных на карточках. После подведения итогов этого конкурса ведущий в образе Буратино предлагает командам назвать представленных на слайдах героев.
Каждая команда инсценирует сказку по выбору, жюри оценивает представления.
Затем участники команд зачитывают заранее сочиненные ими тексты сказок, жюри их оценивает по пятибалльной системе согласно следующим критериям: связность и последовательность в изложении событий, соответствие героев (сказочные герои, литературная речь, волшебство, фантастический сюжет).
Награждение авторов лучших работ выставки «Сказочные персонажи» завершает мероприятие.
«Читаем, учимся, играем»
Ивашина, В. Строка за строкой слагая стихи / В.Ивашина // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 1. - С.77-83. - (Книга - дар бесценный)
Вечер поэзии для старшеклассников.
Ведущий обращается к истории Всемирного дня поэзии, после чего рассказывается о значении музы в творчестве поэтов, способности самой поэзии внушать то или иное эмоциональное состояние. Так, в годы Великой Отечественной войны люди создавали для себя «поэтические молитвенники», к которым обращались в самые трудные минуты.
Поэзия помогает человеку в его сложной душевной работе (приводится пример из поэтического наследия А.С.Пушкина).
Являясь основным жанром поэзии, лирика раскрывает более детально переживания поэта, вложенные в произведения.
Ведущий рассказывает о макаронической поэзии, известной еще в Древнем Риме. В России самым известным автором этого вида стихов был поэт XIX в. Иван Мятлев. Фигурные стихи также заслуживают особого внимания: зачитывается произведение Ивана Рукавишникова.
Определения и примеры зауми, палиндром, сонеты, рубаи, газель, хокку раскрываются во второй части вечера поэзии, который завершается вручением всем присутствующим интересно оформленных текстов стихов разных поэтов.
Карнизова, Н. Героические будни моряков-подводников / Н.Карнизова // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 1. - С. 59-62. - (1941-1945. Великой Победе посвящается)
Классный час о подвиге советских экипажей подводных лодок во время войны для учащихся 6-11 классов.
Предварительно оформляется выставка с портретами моряков-подводников из книг по теме.
В ходе мероприятия ведущие обращаются к подвигам экипажа подводных лодок под командованием капитан-лейтенанта Н.А.Костромичева, Н.И.Петрова, капитана 3-го ранга Я.П.Афанасьева и других. Рассказ сопровождается демонстрацией видеозаписей фильмов: «Следую своим курсом», «Первый после Бога».
Рассказ о важности военных действий под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско и минута молчания завершают занятие.
Коврова, С. Мудрый советчик на все времена / С.Коврова // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 1. - С. 93-95. - (Книга - дар бесценный)
Сценарий интеллектуального литературного турнира для учащихся 8-10 классов.
В игре участвуют три команды учащихся. Результаты турнира оценивает жюри из учителей литературы. Перед мероприятием ребята выполняют домашнее задание: дописывают текст эссе.
Участники турнира выполняют следующие задания: на карточках необходимо указать фамилии писателей и поэтов, которые начинаются с заглавных букв, находящихся на стрелках, а заканчиваются слогом, заключенным в скобки; составляют фамилию литераторов из представленного на отдельных карточках набора букв. Конкурс капитанов предполагает правильное называние в тексте строки указанного произведения, жанра и автора.
Следующее задание «Назови авторов» является командным: необходимо определить авторов представленных литературных произведений. Поэтический турнир предоставляет возможность проявить способности в стихосложении, употребив в тексте стихов определенные слова. В конце турнира подводятся итоги и награждаются победители.
Пешкун, Л. Лесной совет, или Царства природы / Л.Пешкун // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 1. - С. 45-54. - (Наши праздники)
Познавательный спектакль о биосфере Земли и хрупкости природы для учащихся 5-7 классов.
В течение мероприятия демонстрируются слайды с изображением упоминаемых видов живых существ.
Первое действие происходит в декорациях поляны: Лев, Шмель и Заяц говорят о важности четырех царств для биосферы: бактерий, грибов, животных и растений.
В начале второго действия появляется Кот ученый, который затрагивает тему значения лишайников.
Появляясь на сцене, Цветок характеризует растения, их способность к фотосинтезу. После этого появляется Турист с рюкзаком за плечами и сачком и рассказывает о своих путешествиях.
Мероприятие завершается рассказом представителей фауны о своих особенностях, способности существовать на одной планете вместе с представителями других царств.
«Школьная библиотека»
Мишина, Л. «Добру откроем сердце»: школа развивающего чтения / Л.Мишина // Школьная библиотека. - 2015. - № 1. - С. 50-52. - (Издания для вас)
О сборнике рассказов И.И.Тихомировой «Добру откроем сердце».
По мнению автора статьи, большинство рассказов сборника носят притчевый характер. В качестве дополнительного материала помещены списки литературы для каждого раздела. Автор-составитель сборника размещает свое собственное введение к каждому разделу сборника на разные темы: совесть, шутки, красота, сила воли, доброта, дружба и др.
Среди авторов рассказов, помещенных в сборник, приводятся следующие писатели: А.Алексин, В.Астафьев, В.Голявкин, Ф.Искандер, Л.Пантелеев, Р.Погодин, В.Солоухин, Ю.Яковлев.
В последнем разделе сборника «Чтение - души движение» герои рассказов Ф.Искандера, А.Масс перерождаются в героев произведений, которые читают по ходу сюжета.
Молодцова, Н. «На войне как на войне» / Н.Молодцов, Н.Молодцова // Школьная библиотека. - 2015. - № 1. - С. 57-78. - (Сценарий)
Сценарий по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин», предназначенный для проведения уроков, вечеров памяти, посвященных Великой Отечественной войне, подвигам участников войны.
Главный герой - это Военный корреспондент, который постоянно присутствует на сцене. Вокальная и танцевальная группы исполняют творческие номера, в том числе и песни военных лет.
Викторина по поэме А.Твардовского «Дом у дороги», кроссворд «Александр Трифонович Твардовский», «За далью-даль», «Дом у дороги» составляют дополнительный материал по теме.