«Библиотека»
Баркова, И. Цель одна, способов много / И.Баркова // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 35-40. – (Мир детства)
О важности создания краеведческих электронных ресурсов для детей и подростков как компенсирующих недостаток качественной литературы в фондах библиотек и предоставляющих возможность доступа к информации удаленным пользователям на примере работы Муниципальной информационно-библиотечной системы г.Новокузнецка (Кемеровская область).Так, на сайте библиотеки для детей появились следующие разделы: «Для детей и не только» (включает рубрики: «Читайте! Формат не имеет значения», «Детская библиотека в электронном формате», «Мы любим, когда нас читают!», «Занимательная игротека»), «Детское экскурсионное бюро», «Писатели Новокузнецка – детям», «Прогулки по городу».
Бульц, О. На одном языке с поколением NEXT / О.Бульц // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 28-30. – (Проекты)
Красноярская краевая молодежная библиотека активно интегрирует в свою работу самые актуальные и востребованные в молодежной среде течения и направления. Так, специалистами отдела литературы по искусству активно используется потенциал комикса как жанра современной визуальной культуры. Основной идеей реализуемого творческого проекта «Классика. Перезагрузка» является прочтение классических литературных произведений языком современной визуальной культуры, актуализирующей их звучание для современной молодежи.
Громова, Н. Человеку труда посвящается … / Н.Громова, Г.Кузьмина // Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 50-53. – (Откуда берется личность)
О мероприятиях, состоявшихся на базе Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки, в Год Человека.
В ходе проведенного конкурса презентаций и видеороликов (для детей и подростков) были представлены сотни работ, освещающие особенности разных профессий. Авторами данной статьи приводится рейтинг профессий-лидеров по количеству присланных на конкурс работ.
Реализованный библиотекой проект «Алгоритм успеха» позволил подрастающему поколению познакомиться с интересными и преуспевающими людьми республики.
Иванова, Е. Удивительная грувология, или Встречи в формате «Антикафе» / Е.Иванова // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 25-27. – (Проекты)
В рамках Молодежной виртуальной креативной сессии «Практика инновационного творчества молодых библиотекарей» (состоялась на базе Самарской областной юношеской библиотеки под эгидой РБА) были представлены разные проекты ведущих специалистов России по работе с молодежью, являющиеся звеньями одной большой производственной цепи.
Кадырова, Э. «Крым – на ладони: презентация в удаленном доступе / Э.Кадырова // Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 21-26. – (Беседы о профессии)
О ресурсной базе краеведческой деятельности общедоступных библиотек Республики Крым, проанализированных преподавателем Крымского университета культуры, искусств и туризма.
Отмечается, что большинство библиотечных сайтов не только содержат рубрику «История библиотеки», но и размещают информацию об истории города (региона), его достопримечательностях и памятниках. Среди ресурсов библиографического характера на библиотечных сайтах преобладают краеведческие календари знаменательных и памятных дат, которые остаются наиболее значимыми для пользователей комплексными источниками информации о крае.
Ломова, О. Делитесь мнениями, обменивайтесь знаниями / О.Ломова // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 56-58. – (Территория чтения)
О реализации долгосрочного проекта «Книга-мост через вечность», разработанного и реализуемого библиотекарями Хакасской республиканской детской библиотеки.
Проведению описанной в материале ассамблеи предшествует многоплановая предварительная работа, включающая конкурс эссе и разработку сценария мероприятия. Само занятие проводят Госпожа Хранительница книг и тематический ведущий, которые предлагают в процессе обсуждения темы высказываться всем желающим из числа учстников. Приведем примеры тем литературных республиканских ассамблей, осуществленных на базе библиотеки: «Книга в век компьютера», «Книжные предпочтения нашей семьи», «Война в судьбе моей семьи», «Моя любимая экранизация».
Лысенко, М. Войди в природу другом! / М.Лысенко, Т. Шведчикова // Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 72-76. – (Экологическое просвещение)
Из опыта работы Анновской модельной «Библиотеки экологии» Белгородской области, реализующей проект «ЭкоЛИК»: Экология – Личность – Информация – Культура. В рамках реализации данного проекта был создан центр экологической культуры, основными задачи которого стали формирование информационных массивов по экологии (включая собственные электронные ресурсы), распространение экологической информации, содействие экологизации сознания, повышение экологической грамотности, развитие способностей и активности населения путем его включения в мероприятия различных форм познавательной, зрелищно-игровой и творческой деятельности.
Смагина, И. Конкурируем с интернетом, или Прогулки по Николаевскому проспекту / И.Смагина // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 44-46. – (Культурно-досуговая деятельность)
Современные библиотеки предлагают своим читателям разные мероприятия, проводимые вне стен самих библиотек. Так, специалистами Ставропольской краевой универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова проводятся внебиблиотечные экскурсии во время работы летнего читального зала по нескольким маршрутам в рамках «Литературного тура по Николаевскому проспекту». На подготовительном этапе разработки экскурсий был осуществлен отбор литературы, составлен библиографический список, непосредственно изучены экскурсионные объекты, а также составлен контрольный текст самой экскурсии и «портфель экскурсовода». Информация о бесплатных экскурсиях по главному проспекту краевой столицы, представленная в рамках PR- кампании вызвала активный отклик у горожан.
Соколова, Н. Без паники, или чем заняться в стране Игралии / Н.Соколова // Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 41-42. – (Культурно-досуговая деятельность)
Об открытой на базе одной из библиотек-филиалов г.Барнаул (Алтайский край) игротеке «Без паники», что позволило данной библиотеке стать своеобразным кораблем, в ходе путешествия на котором, библиотечные викторины превратились в литературные крестики-нолики и «Бросай-ку». Подготовленные на базе библиотеки квесты оказались очень увлекательными и востребованными, а марафоны – динамичными действиями с соревновательной доминантой.
Хмелевская, Е. На страже семьи / Е. Хмелевская // Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 33-37. – (Территория чтения)
Большое внимание в своей работе библиотеки Курской области уделяют возрождению традиций современного семейного чтения. Так, библиотека семейного чтения работает под девизом «Семью сплотить сумеет мудрость книг», что вполне соответствует поставленным целям.
Библиотека семейного чтения г.Железногорска (Курская область) работает по городской финансируемой программе «Молодая семья»: сотрудники библиотеки удачно используют в своей деятельности «Семейный формуляр» (фиксируется данные всех членов семьи). В рамках данной программы был создан электронный банк данных о неблагополучных семьях.
«Библиотека в школе»
Поварнин, С. Как читать книги / С.Поварнин // Библиотека в школе. – 2017. – № 1-2. – С. 14 –15. – (Внутренняя работа)
Приводятся выдержки из буклета «Как читать книги?» русского философа Сергея Поварнина. В содержании буклета приводится мнение его автора о безыскусственном чтении, поверхностном чтении, раскрываются способы чтения (поверхностное, неполное, полное, чтение с проработкой содержания и др.).
Также приведем этапы чтения книги. Книгу стоит изучить в следующем порядке: ее предисловие, введение, оглавление, заключение, основная часть. После прочтения книги рекомендуется восстановить в памяти её содержание и смысл, что помогает в свою очередь заметить недостаток понимания и почувствовать, какие места в книге могут быть пропущены читателем и недостаточно разобраны.
Рудишина, Т. Вокруг «ДЕТГИЗа» / Т.Рудишина // Библиотека в школе. – 2017. – № 1-2. – С. 39 –41.
О фестивале «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа».
Смельчакова, Г. Как познакомиться с писателем / Г.Смельчакова // Библиотека в школе. – 2017. – № 1-2. – С. 17-19. – (Работа с читателями)
Библиотечный проект по творчеству Ксении Драгунской был реализован на базе одной из средних школ Архангельской области. Проект включил в себя основные три подпроекта: создание буктрейлера по книге К.Драгунской “Лекарство от послушности”»; групповой проект «Мини-спектакль по рассказам К.Драгунской “От души и на память”» и индивидуальный проект «Интерактивная игра для младших школьников по рассказам К.Драгунской».
Общей целью проекта является расширение диапазона чтения участников и целевой группы проекта по теме «Современные книги о детях»; формирование у участников проекта компетенций творческого читателя и умения работать в команде.
Сами участники проекта захотели привлечь внимание читателей к творчеству Ксении Драгунской, поставив спектакль по рассказам писательницы, и получить опыт выступления на сцене, что стали целями участия детей в проекте.
«Библиотечное дело»
Первый выпуск журнала посвящен вопросам возможного слияния двух главных библиотек России (Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки). Также приводится текст открытого письма президенту РФ, мнения коллег и сотрудников обеих библиотек, возможные последствия слияния библиотек.
Адлеркрейц, Э Наследие нескольких культур / Э.Адлеркрейц // Библиотечное дело. – 2017. – № 3. – С. 30-31
Реализованная международная кампания была обусловлена актуализацией вопроса реконструкции Выборгской центральной библиотеки им.А.Аалто.
Приводятся основные этапы этой кампании, в ходе которой здание библиотеки было занесено в перечень объектов культурного наследия России и в список «100 объектов всемирного наследия, находящихся в особой опасности» Всемирного фонда сохранения памятников.
Андреева, Ю. Коррекция негативной установки на чтение поэзии / Ю.Андреева // Библиотечное дело. – 2017. – № 4. – С. 4-6. – (Музыка слов)
Во многих публичных библиотеках проводятся многочисленные акции по продвижению поэзии. Но, как отмечает автор статьи, не идет речь о коррекции негативной установки на чтение самой поэзии. В этом ключе одним из факторов, способствующих формированию положительной установки на чтение поэзии, является опора уже на имеющийся опыт чтения поэзии у аудитории. В целях развития интереса к поэзии библиотекарь может создать условия для перемещения внимания читателей от произведений прозы к стихам, сделав это внимание дифференцированным. Для этого необходимо выявить в интересующих читателя произведениях прозы признаки связи этих произведений с конкретными стихотворениями. При соблюдении данного условия факторами возникновения непроизвольного внимания будут новизна информации
о поэзии и соответствие данного внешнего раздражителя внутреннему состоянию личности читателя (её потребностям).
Асмаловская, О. Центр межкультурного пространства / О.Асмаловская // Библиотечное дело. – 2017. – № 2. – С. 34-37
О наиболее интересных проектах, осуществляемых специалистами Выборгской центральной городской библиотекой имени А.Аалто.
Основной целью межрегионального проекта «Выборг-Петергоф» является поиск новых способов приобщения к чтению населения. Мероприятия проекта, рассчитанные на читателей и жителей Выборга, объединены в программу «Мир без границ в библиотеке».
Культурно-просветительский проект «Между строк…» способствует популяризации чтения и развитию литературного творчества среди молодёжи.
Уникальность проекта «О библиотеке и чтении – языком компьютерных технологий» состоит в предоставлении молодым людям возможностей с помощью компьютерных технологий выражать своё отношение к книге, чтению, окружающему миру, в использовании нестандартного мышления в подходах к библиотечному обслуживанию этой группы читателей.
Ярким примером использования пространства социального партнёрства в 2016 г. стал новый культурно-просветительский проект «Разговор с учёным», который направлен на знакомство широких слоёв населения Выборга с развитием отраслей современной науки.
Проект «Мировое искусство в лицах» состоит из цикла лекций и выставок и предоставляет различные возможности изучения или знакомства с историей и теорией изобразительного искусства, с его видами и жанрами, художественными стилями и творчеством крупнейших мастеров.
В заключение приводятся программы и проекты библиотеки, способствующие социальной адаптации жителей города.
Душкина, Н. Возвращенный шедевр / Н.Душкина // Библиотечное дело. – 2017. – № 2. – С. 29-33
Центральная городская библиотека имени А. Аалто г. Выборга Ленинградской области рассматривается как один из шедевров модернизма с точки зрения архитектуры. Описываются основные черты, присутствующие в организации пространства библиотеки.
Пекки, Е. Дом детской радости / Е.Пекки // Библиотечное дело. – 2017. – № 3. – С. 32-34
Из истории Выборгской центральной городской детской библиотеки «МАУК Библиотека А. Аалто», которая в 2017 году отметила свое семидесятилетие.
Библиотека активно сотрудничает с детскими садами и школами города. Разработаны программы по различным направлениям (от экологического
воспитания до патриотического), ориентированные на разные возрастные категории детей. Приведем примеры: «Земли моей лицо живое» (экологическое воспитание), «Маленькая дверь в большой мир» (познавательная), «Мир русской культуры» (историко-этнографическая), программа «Чтение — души движение» (духовное и культурное воспитание), «Читатель. Гражданин. Патриот» (гражданское и патриотическое воспитание). Также были организованы квесты, которые предполагают знакомство со всеми отделами самой библиотеки, в летний период проводятся командные игры в парке.
Основные задачи клуба «Библиотека радости» – организация досуга детей по субботам во время школьных каникул, возрождение традиций семейного чтения. Библиотекой проводятся новогодние праздники для детей, различные конкурсы и встречи с писателями и представителями издательств.
Чиченкова, В. Библиотека должна возвышать читателя / В.Чиченкова // Библиотечное дело. – 2017. – № 4. – С. 28-30. – (Музыка слов)
Проекты Ленинградской областной универсальной научной библиотеки «Лучшие книги – библиотекам», «Российские писатели – читателям Ленинградской области» реализуются более пяти лет на площадках муниципальных библиотек Ленинградской области. В центре проводимых мероприятий в рамках проекта — книга и знание, они призваны воспитывать вкус, способствовать духовному развитию и увлекать читателей книгой, требующей размышления.
«Современная библиотека»
Григорьева, А. Проект «ЧИТАЛКИН» / А.Григорьева // Современная библиотека. – 2017. – № 2. – С. 84-85. – (Чтение)
Проект «ЧИТАЛКИН» (на канале Youtube), направленный на поддержание интереса к чтению, осуществляется Московским Фондом поддержки и развития кинематографии для детей и юношества «Маленькое КИНО». В проекте принимают участие известные люди отечественного кинематографа и шоу-бизнеса. Все декламируемые литературные произведения в рамках данного проекта представляют собой интерес для детей, что необходимо для поддержания гармоничного развития ребенка.
Гришина, Н. В информационном поле региона книга должна быть постоянно / Н.Гришина // Современная библиотека. – 2017. – № 2. – С. 56-61. – (Событие)
В форме интервью рассказывается о проводимом Рязанской областной научной библиотекой им.М.Горького в течение нескольких лет фестивале «Читающий мир», в котором принимают участие столичные и региональные издательства. Также представлены конкурсы, подразумевающие обязательное чтение вслух литературных произведений, рассказывается о молодых специалистах библиотеки.
Извекова, Т. К чему приучишь, то и получишь / Т.Извекова // Современная библиотека. – 2017. – № 1. – С. 78-79. – (Опыт)
Из опыта работы Централизованной библиотечной системы № 1 Губкинского городского округа Белгородской области по реализации проектов социальной направленности, например, «Колыбельная для всей семьи». Сотрудниками был проведен опрос на тему «Я люблю своего ребенка», по результатам которого выяснилось, что многие колыбельные песни были забыты. Затем было принято решение обратиться к разным колыбельным. Сотни рисунков было создано воспитанниками дошкольных и школьных учреждений. А сам сборник «Колыбельные для всей семьи» планируется подарить всем дошкольным учреждениям округа, будущим мама.
Марафон читающих семей «За здоровьем – в библиотеку!» предполагает определение самой читающей семьи. Для этого все члены семьи должны посещать библиотеку и участвовать в ее мероприятиях. При подведении итогов в декабре жюри изучает читательские формуляры с целью определения количества прочитанных изданий за год участниками марафона.
Крапотина, О. Как вести группу «ВКонтакте» / О.Крапотина // Современная библиотека. – 2017. – № 1. – С. 70-71. – (ИКТ)
О способах поддержания активности в библиотечных группах в социальных сетях. Приведем некоторые из таких методов:
- Публикуйте не более трех постов в день: анонсируйте мероприятия, размещайте афиши. Используйте для материала постов не только текст, но и фотографии, видео и ссылки.
- Формат публикации поста включает в себя фотографию и 1-2 абзаца текста для более легкого восприятия аудиторией.
- Рекламируйте группу на сайте, в печатной рекламе, рассылках.
- Оперативно отвечайте на вопросы в сообщениях, стройте полилоги.
- Проводите различные опросы о книгах писателях и т.д. Устраивайте различные мини-праздники для своей группы (например, 777 участников, 100-й пост).
- Помните правило первого комментария. Начните сами первыми оставлять комментарии к постам.
Осанкина, Т. Сказки, которые оживают / Т.Осанкина // Современная библиотека. – 2017. – № 1. – С. 93-95. – (Галерея)
С 2015 г. в Центральной районной библиотеке Красносельского района г. Санкт-Петербурга реализуется проект для детей от двух до шести лет «Сказки бабушки Варварушки», который первоначально назывался «Сказки для малышей. Читаем, играем и творим».
Команда сотрудников библиотеки и энтузиастов два раза в месяц в субботу утром устраивает веселые праздники, в ходе которых происходит изготовление декораций, разрабатываются тематические мастер-классы, пишутся сценарии. Для участия в мероприятии необходима предварительная запись в группе библиотеки в социальной сети.