«Библиотека»

Брынзарь, Е. Следующая остановка - «Вишневый сад» / Е.Брынзарь // Библиотека. - 2016. - № 2. - С. 36-38. - (Грани профессии)

О масштабной акции, приуроченной ко Дню города Железнодорожный (Московская область).

Попасть в читай-город можно было через сказочную арку, где гостей встречали библиотекари, раздававшие рекламные листовки с адресами библиотек города.

На первой остановке маршрута «Сказочный городок» посетителям младшего дошкольного возраста было предложено ознакомиться с книгами, посвященными героям сказок; ответить на вопросы викторины и принять участие в чаепитии.

На следующей остановке «Край родной» все желающие отвечали на вопрос «А что вы знаете о нашем городе?».

Остановка «Аллея славы» представила панораму народного подвига, включающую стелу с именами земляков, фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и фотоколлаж.

Остановка «Вишневый сад», была посвящена творчеству А.П.Чехова и других русских классиков. Викторина, вопросы которой были представлены на экзаменационных билетах, также осветила разные аспекты творчества А.П.Чехова. За правильные ответы все участники викторины получили призы-книги.

На остановке «Серебряный век» была размещена информация о единственном музее в России, литературном музее Андрея Белого.

На конечной точке маршрута «Чудеса природы» на специальной выставке можно было ознакомиться с литературой по теме на книжной экспозиции, со средствами народной медицины, натуральной косметикой.

Отметим, что все участники акции стали участниками лотереи и записывались в библиотеку.

Калинина, Е. Стихийные собрания и плановые встречи » / Е.Калинина // Библиотека. - 2016. - № 2. - С. 49-53. - (Территория чтения)

Интернет-проект литературной чайной был разработан специалистами одной из библиотек-филиалов г.Ярославль. Его цели включали как поднятие престижа книги среди подрастающего поколения, так и систематическое обсуждение прочитанных художественных произведений и др.

Общение на площадке виртуального пространства позволяет поучаствовать во встречах людям с ограниченными возможностями здоровья, читателям из других регионов России и зарубежья.

В течение мероприятий состоялось обсуждение произведений русской социальной утопии (например, легенда о зеленой палочке» Л.Н. Толстого, «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского); фантастических произведений; статей, освещающих события библиотечной сферы (опубликованы в «Российской газете»)

Лонгвиненко, Г. Век живи, век учись / Г.Лонгвиненко // Библиотека. - 2016. - № 1. - С. 23-27. - (Кадры)

О проблеме повышения квалификации библиотечных специалистов.

Белгородская детская библиотека проводит курсы непрерывного профессионального образования, которые включают следующие модули: курсы повышения квалификации, литературно-педагогические Лихановские чтения, семинары, программу «Сельский библиотекарь: стратегия движения в будущее вместе с ребенком», профессиональные конкурсы, «Летняя школа детского библиотекаря» (включает практикум по подготовке видеобиблиографических обзоров), индивидуальные стажировки, самообразование.

Проведение семинаров (проблемных м авторских семинаров, фокус-семинаров, семинаров-практикумов) позволяет обсудить самые актуальные и важные темы библиотечного сообщества. В течение лаборатории детского чтения «PRO чтение: состояние, трансформация и новые модели продвижения» осуществляется работа с лучшими современными специалистами из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.

В течение восьми лет в рамках программы «Сельский библиотекарь: стратегия движения в будущее вместе с ребенком» библиотекарям предоставляется возможность активизировать познавательную и эмоциональную активность, раскрыть свой творческий потенциал.

Проведение профессиональных конкурсов «Профессиональная находка: инновационные формы работы с читателями-детьми в детских библиотеках области», «Детская безопасность в информационном обществе» позволяют открыть новые грани профессии, являясь средством мотивации специалистов.

В рамках фестиваля летнего чтения «Книжная радуга», организуемого специалистами Белгородской детской библиотеки проходят мероприятия самых разных форм, встречи с известными детскими писателями.

Расошенко, В. У нас - день гостеприимства / В.Расошенко // Библиотека. - 2016. - № 1. - С. 39-42. - (Формы работы)

О проектах, реализуемых одной из детских библиотек г.Светлогорск (республика Беларусь).

Основной целью проекта «Читающий микрорайон» стало приобщение подрастающего поколения к книге и регулярному чтению. Была разработана программа мероприятий, рассчитанных на разные возрастные группы.

Читатели старшего школьного возраста проводили обзоры изданий, представленных на выставке «Аппетитное книгочтение», «Веселый книговоз». Из «Сундучка непрочитанных книг» ребята узнали о новых поступивших книгах, а из экспозиции «Сокровища нашей библиотеки» - об изданиях-долгожителях.

Всем желающим была предоставлена возможность обменяться литературой в free-маркете, взять понравившийся том с выставки «Прививка к чтению».

В ходе пробега библиороллеров прохожим на улицах вручались приглашения в библиотеку.

Проект «Литературная песочница» подразумевает организацию под открытым небом импровизированных читальных залов, на территории которых проводятся громкие чтения сказок и разнообразные программы.

 В рамках «Дня гостеприимства» состоялись книгочасы для новых читателей библиотеки, библиотечно-библиографический квест, мультимедийные сказочные викторины, фотоакции. В этот день библиотечных работников заменили активисты, которые провели экскурсии и обзоры изданий книжной выставки «Чтение под настроение».

 

«Библиотека в школе»

Мяэотс, О. Хвалите ребенка во время чтения / О.Мяэотс // Библиотека в школе. - 2016. - № 1. - С. 42-44. - (Работа с читателями)

Книга «Рожденный читать» написана не специалистом в области детского чтения, а заботливым отцом и любителем чтения Джейсоном Бугом. В издании приводятся преимущества электронных книг, а также раскрывается значение интерактивного чтения. Непосредственно для воспитания любви и стремления к чтению, убежденный на собственном опыте автор рекомендует поэтапное погружение ребенка в мир книг: книжки-игрушки, книжки-картинки, познавательные издания, электронные приложения. Также рассматриваются возможные причины, по которым ребенку может не нравиться чтение книг.

Приведем несколько советов, помогающих приобщить детей дошкольного возраста к чтению, которые упоминаются в книге. Это похвала ребенка после прочитанных им страниц книг. Затем необходимо обсудить прочитанное, пересказать, разыграть сценки, придумать продолжение истории.

На примере демонстрируется способность языка жестов продолжить чтение взрослыми детям.

Перечислим некоторые правила, которые, по мнению Д.Буга, способны вырастить прирожденного читателя: читайте и играйте вместе с ребенком каждый день; помните о важности комиксов как подспорья в процессе приучения к чтению; обсуждайте детали прочитанных текстов.

Мяэотс, О. Чтение со вкусом / О.Мяэотс // Библиотека в школе. - 2016. - № 2. - С. 28-32. - (Книжная лоция)

О еде как одной из главных тем в детской литературе.

Приводится обзор литературных произведений, отражающих тему еды: русские народные сказки, повести зарубежных писателей (Р.Даль, А Линдгрен, М.Парр) и русских писателей (Е.Басова, М.Ботева, В.Драгунский).

Иногда и сами продукты становятся персонажами книг, например: в цикле стихов М.Есеновского, «Чиполлино» Дж.Родари.

Некоторые литературные герои занимаются приготовлением блюд (например, герои Л.Китлинга «Каспер печет пирог», Ингвис Г. «Осень Мишки Бруно», Нурдкивст С. «Именинный пирог»).

Современные издатели предлагают к прочтению и кулинарные книги Винни Пуха, Мэри Поппинс, Муми-Мамы.

Нарбутович, М. В «Сумерки» - в библиотеку / М.Нарбутович // Библиотека в школе. - 2016. - № 2. - С. 23-25. - (Внутренняя работа)

О проведении библионочи в Приморской краевой детской библиотеке (г.Владивосток).

В 2013 г. в рамках акции состоялись «Волшебные библиосмерки» для всех гостей Страну АКЕТОИЛБИБ. На «Площади Магов» состоялся Рыцарский турнир, в «Шатре для человечков» читали истории про Винни Пуха дошкольникам, сторителлинг прошел в «Гроте таинственных историй», на «Лужайке сказок» (абонемент библиотеки) подростки приняли участие в различных играх. Параллельно работе всех площадок состоялась и квест-игра «По следам Аслана» (по книге К.Льюиса «Хроники Нарнии»), в которой приняли участие три команды.

К участию в «Библиосумерках» 2014 г. «Параллельные миры» приглашались подростки от 11 лет. После открытия в читальных и компьютерных залах, медиатеке, на абонементе начался интеллектуальный марафон: ребята «Странствовали по временам», «Играли в классики», проходили через «ЛитМедиапортал», побывали в «Других измерениях».

В 2015 г. акция прошла под названием «Открой дневник - поймай время!».

В заключение приводятся слагаемые успеха при проведении библиосумерек: литературно-книжная составляющая мероприятий, рекламная кампания акции, театрализованное открытие, зона с настольными играми, уединенные уголки для чтения.

Рудишина, Т. Фестиваль детской книги как направленный взрыв / Т.Рудишина // Библиотека в школе. - 2016. - № 2. - С. 8-11. - (Адресная книжка)

Второй Всероссийский фестиваль детской книги состоялся в ноябре 2015 года в Российской государственной детской библиотеке, ставший одновременно и праздником и площадкой для проведения круглых столов для профессионалов. Мастер-классы, встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, специалистами по детской книге состоялись в течение нескольких дней фестиваля.

Шулаева, Т. Фабрика слов / Т.Шулаева, Н.Каменева // Библиотека в школе. - 2016. - № 1. - С. 45-48. - (Работа с читателями)

Игра «Фабрика слов» была разработана для небольшой группы детей, посещающих литературную студию. Как отмечается, очень важно, кто проводит игру, как именно она проходит и на основе какого материала, а также настроение ведущего и группы детей. Также необходимо и обеспечит звуковой фон при проведении мероприятия.

В начале сорокаминутной игры все участники встречаются с человеком, который рассказывает им о книге «Фабрика слов» Аньес де Лестрад и Валерии Декампо. Основная задача игроков заключается в том, чтобы помочь главному герою (это может быть, музыкант, писатель) подобрать слова и словосочетания для составления итогового текста. Кроме этого есть действующее лицо (Полицейский), который штрафует игроков за разговоры, изымая найденные слова (они могут быть распечатаны на бумаге разной по цвету и фактуре) в игровых точках, о которых рассказывает сам директор фабрики слов перед стартом игры.

 

          «Библиотечное дело»

Зоткина, В. Краеведческие квест-проекты / В.Зоткина // Библиотечное дело. - 2016. - № 1. - С. 42-44. - (Краеведение)

О реалити-квестах, построенных и основанных на коммуникационном взаимодействии между игроками, в рамках информационно-библиографической деятельности Централизованной системы городских библиотек г.Волгоград.

Квест-экскурсии, пешие прогулки с элементами приключенческой игры разрабатываются на основе краеведческих материалов и являются основой городского ориентирования (городских квестов).

Специалистами Централизованной системы городских библиотек г.Волгоград был разработан реалити-квест «Литературный след», приуроченный к Дню города Волгограда.

Перечислим этапы организации квеста: определение условий и проведения игры, создание легенды (сценарий поиска), проработка поэтапного маршрута, оформление печатной продукции (маршрутных листов, пособий для экскурсоводов), блок рекламно-маркетинговых мероприятий.

В рамках проводимой игры была представлена дополнительная информация о городе-герое.

Игру каждой команды, разделенной на мини-группы, курировал экскурсовод. Участники групп отвечали на вопросы об истории памятников города, биографии писателей. В рамках квеста осуществлялось и ориентирование на местности. У каждого участника был буклет со схемой улиц, по которым пройдет игра.

Информационное пособие «Литературный след» было издано с целью отражения опыта проведения краеведческого квеста.

Куликова, С. Дом, где сбываются мечты / С.Куликова // Библиотечное дело. - 2016. - № 3. - С. 30-31. - (Культурное пространство)

Библиофестиваль «Голоса наших читателей» прошел в Центральной районной библиотеке им. Д.С. Лихачева г.Новосибирск. Участникам фестиваля было предложено подобрать и исполнить произведения литературного или песенного жанров из отечественных кинофильмов. Все желающие представили свои творческие номера в двух номинациях: «Художественное слово», «Вокал».

В день проведения фестиваля компетентное жюри оценило представленные номера, а каждый участник получил изготовленную по специальному заказу памятную медаль. После подведения итогов, награждения победителей члены жюри также представили творческие номера.

Лещинская, В. Роль библиотеки для молодежи в социальном моделировании и активации позитивных общественных тенденций / В.Лещинская // Библиотечное дело. - 2016. - № 2. - С. 25-27. - (Библиотечное пространство)

В данной статье Российская государственная библиотека для молодежи рассматривается как пример выстраивания успешного и перспективного взаимодействия с молодежью. В настоящее время эта библиотека является новым культурным центром для интеллектуального досуга и саморазвития молодежи от 14 до 30 лет. В библиотеке образуются клубные объединения, показывающие желание молодежи создавать свои индивидуализированные ячейки. Можно привести примеры клуба реальной истории, кино-клуба «Бардо», комикс-клуба, литературного клуба и др. Библиотекарь выступает в роли со-организатора и куратора клуба, способствуя развитию интереса к социально-важной теме.

В рамках проекта «Фабрика идей» всем желающим предоставляется возможность предложить свой собственный проект для реализации в библиотеке, способствуя организации открытых дискуссионных площадок и форумов.

Логинова, А. Открывая новые страницы / А.Логинова // Библиотечное дело. - 2016. - № 3. - С. 29. - (Культурное пространство)

 О долгосрочном проекте «Открывая новые страницы», реализованном отделом Библиотечного Центра «Екатеринбург».

В рамках проекта старшеклассникам было предложено перевести с английского языка на русский детскую книгу о летчице Эмилии Эрхарт. В результате в фонде отдела появилась переведенная на русский язык и проиллюстрированная книга.

В фонде Кабинета китайского языка центра есть уникальная коллекция детской литературы, выпущенная лучшими книжными издательствами Китая. Знатоками китайского языка (их оказалось достаточно сложно найти) было переведено большинство из этих книг, созданы самостоятельные произведения (со своими обложками и иллюстрациями).

Сербина, О. Библиотека - место высоких радостей / О.Сербина // Библиотечное дело. - 2016. - № 4. - С. 16-18

О работе музея в Центральной городской публичной библиотеке г.Таганрога, использовании его помещения в качестве концертной и выставочной площадки. Каждые две (три) недели обновляются экспозиции художественных и фотовыставок, проводятся концерты артистов филармонии и муниципальных творческих коллективов города.

«Центр культурных программ» осуществил несколько крупных проектов, объединивших литературу, живопись, театр, вокальное и декоративно-прикладное искусство. Например, проект «Бой армий двух великих» объединил конкурс и выставку декоративно-прикладного творчества с благотворительным балом.

Сотрудничество библиотеки и художественных коллективов города продолжилось и в рамках проекта «Поговорим о той войне». В каждой из библиотечных встреч, проведенных в рамках проекта, удалось переплести познавательную, информационную и художественную линию содержания и создать соответствующий эмоциональный настрой.

Творческое объединение города «Муза» образовалось на базе библиотеки. Лекции, дискуссии, диспуты о классической и современной музыке собирают поклонников музыкального искусства. Абонемент «В гостях у «Музы» предполагает проведение музыкальных салонов, концертов классической русской и зарубежной музыки, вечеров старинного романса, русской и итальянской песни, музыки народов мира.

Сербина, О. Чай из самовара и пироги со счастьем / О.Сербина // Библиотечное дело. - 2016. - № 4. - С. 8-10

Библиотечный проект «Чеховские чтения в библиотеке» (разработан «Центром культурных программ» Центральной городской публичной библиотеки г.Таганрога) подразумевает каждый месяц раскрытие разных сторон литературного наследия А.П.Чехова.

В канун дня рождения писателя всех записавшиеся в библиотеку получали читательский билет, а также предсказание будущего в виде цитат из произведений писателя. В литературной гостиной читали произведения А.П. Чехова, говорили о его творчестве.

На «Масленице по-чеховски» все гости получили советы от литературных персонажей как печь блины, с чем их подавать к столу. Также были озвучены и о масленичные правила дисциплин, изложенные писателем.

В марте все желающие посетили литературно-театральную гостиную «Огни города N», посвященную теме Таганрога в творчестве А.П. Чехова: был подготовлен видеоряд со старинными фотоснимками, отрывками из художественных фильмов по произведениям писателя. Все пришедшие на мероприятие отвечали на вопросы.

Для апрельской библионочи каждый отдел подготовил литературные презентации, книжные выставки и инсталляции, викторины и конкурсы. Особым успехом пользовалась блиц-игра «Таганрогские страницы века XXI», настольная игра лото.

Во второй части статьи раскрывается содержание мероприятий, реализованных в рамках проекта во второй половине года.

Швайкина, С. Внутрибиблиотечная система повышения квалификации / С.Швайкина // Библиотечное дело. - 2016. - № 1. - С. 38-41. - (Профессия)

Из опыта работы библиотеки Нижегородской государственной медицинской академии.

Специалисты стремятся создать собственную внутрибиблиотечную систему повышения квалификации. Коллегиальное обсуждение ее основных направлений проводится на заседаниях совета дирекции библиотеки.

Базовая часть мероприятий по повышению квалификации - это обучающие семинары, в подготовке которых принимают участие все подразделения библиотеки. Перечислим основные темы, рассматриваемые на семинарах: история библиотечного дела, отдельные аспекты библиотечной деятельности (например, виртуальные выставки в библиотеках, мультимедийные технологии в библиотечной рекламе), библиотечные стандарты, новая библиотечная терминология.

Творческие отчеты о мероприятиях также позволяют знакомиться с опытом представителей библиотечного сообщества.

Сочетание лекционных и практических занятий, проведение мастер-классов способствует развитию прикладных профессиональных компетенций.

Все занятия организуются по группам, сформированным с учетом потребности в обучении и участия в производственном процессе.

Дистанционное образование реализуется про помощи проведения вебинаров и веб-конференций.

Профессиональное самообразование посредством изучения методической литературы, библиотечной периодики остается основной формой повышения квалификации специалистов.

В дальнейшем планируется более активное применение методов ситуационного проблемного обучения: деловые и инновационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций библиотечной практики, тестирование. На сайте библиотеки предполагается ведение раздела «Копилка творческих идей».

Юртаева, А. Смена вектора созидательной деятельности / А.Юртаева // Библиотечное дело. - 2016. - № 2. - С. 38-39

О реализации проекта «Открытые Мастерские» в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова г.Санкт-Петербург.

Сама идея проекта подразумевала объединение библиотечного сообщества с деятельностью молодых художников, организацию постоянного места для работы над их проектами, подчеркивая потребность и необходимость самих художников в своем нахождении в пространстве библиотеки.

Также на территории библиотеки организуются временные художественные выставки, которые предполагают частичную занятость некоторых залов.

 

«Современная библиотека»

Жбанова, Л. Выставка: традиции и находки / Л.Жбанова, Т.Пузанова // Современная библиотека. - 2016. - № 1. - С. 18-21. - (Идея)

 В библиотеке «Адмиралтейская» муниципальной централизованной библиотечной системы им.М.Ю. Лермонтова г.Санкт-Петербурга к знаменательным датам и событиям оформляются необычные выставки в небольшом пространстве, которое оснащено стеллажами и системой подвески картин. Иногда часть зала библиотеки преобразуется в сказочный мир или комнату персонажа исторического романа.

В статье подробно описывается организация выставок: «Елочные игрушки наших бабушек», «Память...».

Отметим, что для организации любой книжно-иллюстративной выставки важна реклама. Ее можно представить в виде анонса в социальных сетях, раздачи флаеров.  

 Кузнецова, Н. Библиотекарь должен быть красивым! / Н.Кузнецова // Современная библиотека. - 2016. - № 1. - С. 42-44. - (Событие)

  В 2015 г. был осуществлен рекламный фотопроект омских муниципальных библиотек. В ходе уличных фотосессий библиотекари перевоплотились в тех или иных книжных персонажей (например, Красная Шапочка, Златовласка, Белоснежка). В результате было сделано 55 оригинальных фотографий и 11 синемаграфий, которые можно использовать при создании печатной и рекламной продукции в поддержку книги и чтения, а мэрия города безвозмездно разместила несколько билбордов со слоганом «Читайте сказки детям!».  

Мочалова, Е. Скайп-встречи / Е.Мочалова // Современная библиотека. - 2016. - № 2. - С. 36- 41. - (Идея)

О литературных встречах с современными писателями, которые проходят на базе одной из библиотек г.Белово (Кемеровская область). С 2012 года двумя библиотечными специалистами было проведено десять скайп-встреч, с такими писателями как: Г.Каковкин, А.Жвалевский, Е.Пастернак, Л.Улицкая, Е.Чижова, А.Снегирев

Перед проведением встречи очень важно подготовиться и самому ведущему: прочитать произведения писателя, пересмотреть уже записанные интервью, определить круг вопросов и тем для обсуждения в ходе скайп-встречи.

Все мероприятия сопровождаются слайд-презентацией о творчестве писателя; организуется книжная выставка произведений; разрабатывается издательская продукция (буклет, брошюра, указатель).

Ракитянская, Л. Художества, «фишки», многоклубье, и несвоевременные книги / Л.Ракитянская // Современная библиотека. – 2016. – № 2. – С. 28-30. – (Крупный план)

 В Новосибирской областной юношеской библиотеке организовано десять разных клубов, а именно: киноклуб, три поэтических клуба, литературный клуб, клуб исторического танца; клуб народных, советских и военных песен; четыре клуба для молодежи (философский, музыкальный, образовательный, английский); клуб здоровья, игротека

В рамках проектов «Давай читать вместе», «Современные книги для несвоевременного возраста» осуществляется чтение, ознакомление и составление рекомендательных списков современных подростковых книг; происходит обсуждение прочитанного детьми и их родителями, проводятся командные игры.

Составлению рекомендательных списков предшествовало чтение возрастной категорией выбранных произведений, их представление на круглом столе, а затем и выступление квалифицированных психологов на тему межличностных отношений в подростковой среде.

Проект «Мастерская сочинительства» предполагает проведение мастерских. Так, на мастерской «Так, например…» всем участникам было предложено составить план и представить содержание собственных произведений.

На ежегодном фестивале «Нескучная классика» все представленные работы распределяются по пяти номинациям: театральные постановки, изобразительное искусство, литературные работы, фото- и мультимедиа.

Роева, Н. Читаем вкусно! Играем грамотно! Живем ярко! / Н.Роева // Современная библиотека. – 2016. – № 1. – С. 14-17. – (Идея)

О проведении III городского книжного фестиваля «Читай, Ижевск!» и фестиваля «Библиотека – пространство развития». В рамках последнего были организованы и проведены мероприятия силами заинтересованных организаций, друзей и партнеров Центральной муниципальной библиотеки им.Н.Некрасова г.Ижевска. Вся зона фестиваля была разделена на четыре площадки: детскую, читальный зал, книжную ярмарку и анти-кафе. В рамках трехдневного фестиваля  состоялись  мероприятия: литературно-фольклорное застолье «Хлеб – всему голова», творческие встречи, литературные чтения книг, театральные постановки, награждение победителей конкурса «Самый читающий школьник».