«Библиотека»

Горбачева, Т. «Библиодеревня» - инновационный проект /Т.Горбачева, О.Сибагатулина //Библиотека . - 2014. - №1.- С.6. - (Сохраняя традиции, искать свое)

Инновационный проект «Библиодеревня», приуроченный к празднованию 90-летия Зиминского района Иркутской области, был осуществлен Межпоселенческой центральной библиотекой села Батами Иркутской области. «Библиодеревня» была расположена возле сельского Дома культуры в тенистом парке, на ее территории работало несколько площадок, а именно: «Читальный зал под открытым небом для взрослых», «Литературное кафе», «Потешный детский сад», «Детский читальный зал». Акция «Книга в подарок» привлекла большое количество участников, каждый из них мог выбрать любую понравившуюся книгу из представленных, правильно ответив на вопрос краеведческой викторины. Главной достопримечательностью «Библиодеревни» стал новый библиобус, подаренный библиотеке за участие в областном конкурсе «Библиобусы - Приангарью».

Иваненко, А. Педагогический ансамбль /А.Иваненко //Библиотека . -2014. - №1.-С.54-57. - (Стратегия развития)

В данной статье представлен пример партнерства Централизованной библиотечной системы города Полярный с образовательными учреждениями, которое началось с переговоров, составления договора о сотрудничестве и плана мероприятий различной формы. В ходе проектной деятельности во взаимодействии с различными образовательными учреждениями библиотеки обеспечивали идеологическую, техническую и финансовую проработку мероприятий.

Наглядными примерами в рамках данной работы стали акции «Символы государства Российского», «Толерантность. Гармония разнообразия».

В результате системы сотрудничества с образовательными учреждениями города увеличилось число читателей, а также произошло подкрепление положительного имиджа библиотек.

Иванова, Н. Не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии /Н.Иванова //Библиотека. - 2014. - №1. - С.28-31. - (Статус-детская)

Автор статьи подчеркивает роль библиотеки в профориентации подростков и представляет опыт работы профориентационного центра «Ориентир», созданного на базе ряда структурных подразделений Централизованной системы детских библиотек города Чебоксары. После проведенного анкетирования, выявившего большой интерес у детской аудитории к профессии дизайнера, на базе центра была разработана программа «Дизайн-класс». Приводится подробное представление реализации механизма программы и ожидаемые результаты.

Калашникова, С. Как мы провели лето /С.Калашникова, Т.Кербикова //Библиотека. - 2014. - №1. - С.70-73. - (Организация досуга)

В данной статье описывается опыт работы Центральной библиотеки им.И.З.Сурикова г.Углич Ярославской области. В День города в рамках праздничных мероприятий при поддержке муниципалитета было открыто Литературное кафе, гости которого приняли участие во флэшмобе «Чтению - зеленый свет».

Муниципальная ярмарка «Урожай 2013» предоставила также площадку библиотеке: все желающие могли ответить на вопросы из корзины, а также достать пожелания из матрешки.

Летний читальный зал, предлагавший ознакомиться с книгами и журналами, работал три раза в неделю по четыре часа в течение всего лета. Познавательная программа «С книгой - в Страну знаний», посвященная началу учебного года, подвела итог работы площадки. Задания веселых викторин и конкурсов от имени разных литературных героев были ориентированы на детей младшего школьного возраста.

Таким образом, мероприятия, осуществленные библиотекой, предоставили возможность жителям города разных возрастных категорий стать активными действующими лицами, а также проявить свои способности и открыть новую среду общения.

Конышева, О. Экранизация на службе прозы / О.Конышева // Библиотека. - 2014. -№1 .- С.58-61. - (Территория чтения)

Программа по продвижению чтения «Молодой читатель XXI», разработанная Центральной городской библиотекой имени А.С.Пушкина города Орел, ориентирована на повышение уровня читательской культуры и формирование художественного вкуса. В статье раскрываются технологии работы от рекомендации книги к прочтению до наглядных форм с использованием медийных ресурсов.

 

«Библиотека в школе»

Иванова, Е. Про движения чтения / Е.Иванова //Библиотека в школе . -2014 .- №1.-С.8-10. -(Внутренняя работа)

Автор статьи, преподаватель Нижегородского института управления, рассказывает о вебинаре «Дети и книга: идеи, проекты, технологии. О летних программах продвижения чтения и интересных подходах по продвижению чтения в России и странах СНГ», проведенном в рамках образовательной программы «PROдвижение чтения». Также в статье приводится анкета, на вопросы которой предлагалось ответить всем участникам до мероприятия.

Черняк, М. Можно ли заболеть от передозировки чтения? Актуальная словесность для тинейджеров: в поисках диалога /М.Черняк //Библиотека в школе. - 2014. -№1 .-С.15-19. - (Внутренняя работа)

В последние годы развивается миф о том, что подростки перестали читать и играют лишь в компьютерные игры. Между тем, в современном мире происходит становление новой модели детского чтения. Результаты социологических опросов констатируют, что юные читатели требуют серьезной и проблемной литературы, поскольку отношения с текстом у читателя-подростка непосредственные и эмоциональные.

Автор статьи обращается к термину «внутренняя библиотека», раскрытому в книге П.Байяра «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали». Создание различных рекомендательных списков литературы является задачей как педагогов, родителей, библиотекарей, так и самих читателей.

Особая роль литературных конкурсов в формировании стратегий развития актуальной словесности показывается на примере литературного конкурса «Книгуру», целью которого являются поиск и поощрение авторов, чьи произведения отражают актуальные реалии современной жизни.

Целью появившейся в 2013 году премии в области детской литературы «НОвая Словесность» является отбор детских произведений XXI века, экспериментирующих с сюжетом, стилем, способом коммуникации с читателем.

Все новые художественные произведения, ориентированные на подростковую читательскую аудиторию и представленные в рамках данных конкурсов, при всей их неоднозначности и дискуссионности создают почву для бесконечных вопросов и открытий.

Две статьи, обзор которых представлен ниже, включены в рубрику «Работа с читателями».

Климова, М. Пушкин в Дубне / М.Климова // Библиотека в школе. - 2014 . -№1.-С.44-45

Автор статьи делится опытом по проведению акции, приуроченной к Пушкинскому Дню поэзии. Суть акции - написать цитаты из произведений А.С.Пушкина мелками на асфальте улиц города Дубна. Оповещение горожан о предстоящей акции происходило на страницах в социальных сетях библиотеки Объединенного института г. Дубна и на городском интернет-форуме. Ход акции освещался подробно в Интернете. Таким образом, инициатором акции удалось обратить внимание аудитории к текстам А.С.Пушкина, а также привлечь внимание СМИ.

Тумурук,А. Фестиваль на «сланцыпеке». Уличный фестиваль детского творчества в городе Сланцы /А.Тумурук // Библиотека в школе. - 2014 .- №1. - С.49-52

Седьмой уличный фестиваль детского творчества «Библиотека, обнимающая мир» состоялся в рамках городского мероприятия «Солнечные встречи в Сланцах!». Все площадки были расположены непосредственно перед библиотекой. На площадке «Чудеса в облаках» все желающие учились моделированию воздушных шаров, на площадке «Слова как бабочки» - знакомились с различными видами бабочек. В рамках праздника к работе были привлечены и волонтеры библиотеки, высказывания которых о прошедшем мероприятии приводятся в тексте статьи.

 

Библиотечное дело

Тема первого номера 2014 года журнала «Библиотечное дело» - «Электронный круговорот». Вторая часть журнала посвящена юбилею профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств А.В.Соколова.

Гирсберг Д. Фонды книжные и электронные. Каковы приоритеты? /Д.Гирсберг // Библиотечное дело. - 2014 .- №1. - С.26-27

В статье, представленной в форме интервью с директором городской библиотеки г.Кельна Ханнелоре Фогт описывается опыт введения системы онлайн-абонемента в немецких библиотеках с 2007 года. В 2012 году спрос на электронные книги в библиотеках увеличился на 95%, что обусловлено увеличением финансирования данного направления, а также увеличением разнообразия выдаваемых электронных изданий. Осуществление такой работы позволило привлечь в библиотеку новых пользователей.

Лайне А. Ридеры напрокат, или Как научить грамотного читать /А.Лайне // Библиотечное дело. - 2014 .- №1 - С.14-16

Автор статьи, специалист по информационно-коммуникационным технологиям городской библиотеки г. Турку (Финляндия), детально представляет проект «Электронные книги и ридеры», осуществленный в 2010-2011 годы городскими библиотеками Хельсинки и Турку. Цель проекта - представление в библиотеках планшетов и ридеров, а также описание пользователями опыта использования этих устройств и электронных книг. На устройства были записаны книги, на которые не распространяется законодательство об авторском праве. Читатели могли брать устройства напрокат. Проект позволил начать работу по решению вопросов, связанных с проблемами выдачи электронных книг в публичных библиотеках.

Проект «Электронные материалы для публичных библиотек», инициированный советом публичных библиотек Финляндии, имел своей целью оценить приобретение и распространение электронных материалов в условиях меняющейся информационной среды. Рабочей группе в составе десяти человек было предложено разработать стратегию развития электронных материалов в публичных библиотеках, включившую в себя развитие и использование коллекций электронных ресурсов, оцифровку документов, обучение персонала и распространение информации и маркетинг.

 

«Воспитание школьников»

Горфина, М. Есть такая профессия - Родину защищать/ М.Горфина // Воспитание школьников. - 2014. -№1 .- С.73-77.

Музыкально-историческая композиция, посвященная Дню защитника Отечества для учащихся VI-VII классов.

Мероприятие проводилось совместно с членами клуба «Патриот» и приглашенными ветеранами, оно началось с праздничного поздравления от главы администрации района. После показа фрагментов художественных фильмов на историческую тему ведущие обратились к важным историческим событиям, члены клуба «Патриот» демонстрировали искусство кулачного боя, вокальная группа исполнила песни. В завершении композиции звучали стихи о важности мира на планете.

Клепиков, В. Как построить и провести современное этическое занятие / В.Клепиков //Воспитание школьников. - 2014. - №1. -С.43-52.- (Классному руководителю)

Автор статьи, кандидат педагогических наук, учитель этики и математики средней школы предлагает обсудить методику построения и проведения современного этического занятия (перечисляются цели таких занятий, формулируется идея занятия), включающего в себя несколько уроков, имеющих специфические названия в зависимости от возрастных особенностей аудитории. Особое внимание, как считает автор, учитель должен уделять вопрошанию (основным и второстепенным вопросам). Диалогическое пространство создают четко поставленные проблемы, формулируемая ребятами гипотеза, мыслительные схемы, выводы, сделанные самими ребятами.

В заключение статьи автор приводит тексты, которые демонстрируют единство общечеловеческих ценностей всех народов и культур, а также формулирует такую важную задачу, как составление ребятами индивидуального электронного блокнота.

Никитина, Л. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства/ Л.Никитина, Л. Звонарева // Воспитание школьников. - 2014. - №1. - С.3-12.-(Актуальные проблемы образования)

Рассматривая потенциал художественной литературы и искусства в процессе воспитания патриотизма, автор статьи констатирует различное толкование понятия «патриотизм» в разные эпохи, а также обращается к произведениям русской литературы XVIII- XIX веков, раскрывает цели и задачи издания журналов для детей XVIII- XIX веков (например, «Детское чтение для сердца и разума», «Звездочка»), которые являются актуальными.

В наши дни информационное поле современного ребенка значительно расширилось. С точки зрения автора, необходимо усилить педагогический потенциал работы учреждений культуры и средств массовой информации.

 

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Глубовских, М. Хвала взятой высоте/ М.Глубовских //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014 -№1. - С.52-54. - (Интересно все на свете!)

Занимательно-познавательный час с викториной об истории Олимпийских игр для младших школьников.

В ходе мероприятия проводится подробный экскурс в историю Олимпийских игр, начиная с VIII века до нашей эры.

Ребятам рассказывается о девизе игр, логотипе (эмблеме, состоящей из пяти колец), официальном флаге игр, а также ритуале зажжения олимпийского огня и произносимой спортсменами клятве.

Девятилова, И. Золотые ключи весны /И.Девятилова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -2014 -№1. - С.58-61.- (Как прекрасен этот мир!)

Устный журнал для детей 7-9 лет.

В познавательном блоке мероприятия ведущий приводит занимательные факты, пословицы и поговорки о весенних месяцах. Обращаясь к флоре, рассказывает и о цветах: мать-и-мачехе, медунице, перелеске благородной, хохлатке, первоцвете.

Во второй половине мероприятия читаются стихотворения по теме, дети сочиняют сами стихи на предложенные рифмы, исполняют песни, проводится викторина «Назови сказку», вместе с ведущим делают бумажный кораблик, отгадывают загадки, решают задания игры «Подскажи словечко».

Демченко, Ю. Кем стать? / Ю.Демченко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -2014 - №1. -С.40-41. - (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)

Это мероприятие из целого цикла занятий является первым и носит название «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Его проведению предшествует предварительная работа, включающая составление детьми рассказов о профессиях их мам, а также подготовка экскурсии на место работы одной из них.

Емельянова, Л. Именины прозы и поэзии /Л.Емельянова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014 - №1. - С.24-27. - (Приходите к нам на праздник!)

Мероприятие приурочено к 3 апреля, а именно к Всемирному дню писателя, и имеет своей целью представить сценарий открытия Недели детской книги, показывая при этом многообразие детской литературы. Ведущий, а также сказочные герои (Карлсон, Баба-яга, Красная Шапочка, Незнайка, Королева книга) предлагают ребятам ответить на вопросы викторины «В кого заколдованы...», назвать каким сказочным героям принадлежат демонстрируемые вещи, а также решить кроссворд «Важное слово».

Черняева, В. Авторалли /В.Черняева //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014 - №1 .- С.65-67. - (Игры! Игры! Игры!)

Интеллектуальный ринг для детей 9-10 лет.

В начале статьи объясняются подробно правила командного состязания. Все вопросы разделены на шесть секторов, каждый из которых обозначен своим цветом. Темы вопросов разнообразны: география, сказки, фрукты, мебель и др.

Шеламова, Г. Дом, который построил Маршак (1887-1964) /Г.Шеламова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014 - №1.-С.14-19. - («Большая литература для маленьких»)

Целевая аудитория мероприятия - дети младшего школьного возраста.

В ходе мероприятия детям дается общее представление о многообразии творчества поэта, а также продолжается ознакомление непосредственно с текстами произведений С.Я. Маршака с помощью опоры на заранее подготовленный плакат «Дом поэзии Маршака», каждый из восьми этажей которого имеет определенное название.

 

«Читаем, учимся, играем»

Аполлонова, Г. Пламенное сердце драмы /Г.Аполлонова //Читаем, учимся, играем. - 2014 - №1. - С.16-25. - (Знаменательные даты-2014)

Литературно-театрализованная композиция о жизни и творчестве Уильяма Шекспира для учащихся 8-11 классов.

При подготовке к мероприятию ребята готовят инсценировки отрывков из нескольких пьес драматурга, тексты которых приводятся непосредственно автором данного сценария.

С самого начала композиции мы обращаемся к эпохе Англии XVI века, к биографии У. Шекпира, проблеме авторства произведений. Ведущие говорят к способности драматурга соединять комическое с лирическим в пьесе «Укрощение строптивой», к острым социальным проблемам в комедии из итальянской жизни «Много шума из ничего», а также к лирической трагедии «Ромео и Джульетта» и трагедии «Гамлет», органично включая в мероприятие инсценировки, подготовленные учащимися.

Сонеты Шекспира отличаются от классических, на что еще раз обращается внимание аудитории.

В заключительной части композиции проводится викторина, включающая вопросы биографии и творчества драматурга.

Бухаркина, Е. Диковинные истории пасечника Панько /Е.Бухаркина //Читаем, учимся, играем . - 2014 - №1. - С.4-10. - (Знаменательные даты-2014)

Театрализованное литературное представление по мотивам повести «Ночь перед Рождеством» для 6- 11 классов приурочено к 205-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

Ведущие и такие сказочные персонажи, как Рудый Панько, Черт, Солоха, Оксана, кузнец Вакула, Дьяк и Чуб, проводят с участниками мероприятия викторину, выдавая за каждый правильный ответ специальные денежки «гоголинки», а также представляют интересные факты из жизни писателя, заключительная сцена колядования обращает нас к сюжету повести «Ночь перед Рождеством».

Горячева,Е. Чайка по имени Валентина /Е.Горячева //Читаем, учимся, играем. -2014 - №1. - С.26-31. - (Наши праздники)

Сценарий биографического повествования о жизни и подвиге первой женщины-космонавта В.Терешковой для детей старшего школьного возраста.

После полета в космос в 1963г. В.Терешкова становится женщиной-символом, ей присвоено звание генерала.

Ведущий, Чтец, Биограф и Историк по очереди представляют интересные факты из жизни первой женщины-космонавта.

Давыдова, М. Апрель - всему году ключ/М.Давыдова //Читаем, учимся, играем. -2014 - №1 .- С.91-95. - (Народная культура)

В разделе «Народная культура» приводится сценарий фольклорного мероприятия, посвященного приходу весны. Целевая аудитория - учащиеся 5-7 классов.

При подготовке к мероприятию фольклорный ансамбль разучивает песни, стихи и игры по теме.

Ведущая, действующие лица (Весна, Пастухи) поясняют важность апреля, особенности содержания домашнего скота в инсценировке «Пастухи», а также проводят игру «Как зовут малыша?», предлагают отгадать загадки про сельскохозяйственные орудия. В заключение проводится командная народная игра «Пахари».

Пешкун, Л. Смех, да и только! /Л.Пешкун //Читаем, учимся, играем. - 2014 - №1. -С.11-15. - (Знаменательные даты-2014)

Веселая игра по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-9 классов.

В качестве оснащения подготавливается не только книжная выставка, но и плакаты с цитатами о смехе, детские рисунки и др., а также цветорулетка.

В ходе мероприятия участникам предлагается сочинить четверостишие про Н.В.Гоголя, объяснить своими словами смысл представленных наглядно афоризмов о смехе, ответить на простые и сложные вопросы при игре в цветорулетку, раскрыть значения необычных слов, встречающихся на страницах произведений Н.В.Гоголя.

Эркаева, Г. О серьезном с юмором /Г.Эркаева //Читаем, учимся, играем. -2014 -№1. - С.34-37. - (Наши праздники)

Развлекательная пьеса о здоровом образе жизни для детей старшего школьного возраста.

Мероприятие включает в себя два действия. В первом действии «Утро в школе» учительница сообщает своим ученикам о необходимости продемонстрировать свои умения на Дне здоровья.

Во втором действии «День здоровья» представлены несколько сценок, в шутливой форме обращающие внимание на вредные привычки.

Разработчиком мероприятия приводятся восемь золотых правил здоровья.

 

«Школьная библиотека»

Дятлова, В. «Портфель читателя» /В.Дятлова //Школьная библиотека. - 2014 -№1. - С.32-42.

Автор статьи подчеркивает важную роль читательской самостоятельности, которая в свою очередь способствует социализации детей разного школьного возраста. К сожалению, с каждым годом растет количество детей, для которых чтение - тяжкая повинность, что приводит не только к ослаблению орфографической зоркости, но и понижению уровня культуры чтения. Обращение к технологии работы с книгой «Портфель читателя» способствует как методической поддержке учителей, родителей, библиотекарей, так и организации времени учащихся во второй половине дня.

Технология «Портфель читателя» разработана для учащихся 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11 классов, что обеспечивает преемственность работы с книгой.

В отличие от такой формы работы как «Читательский дневник», «Портфель читателя» предлагает к выполнению более широкий круг заданий творческого характера (в том числе и для родителей).

В приложении представлено непосредственно те виды заданий для каждой возрастной группы, которые будут выполнены до и после прочтения книги.

Ильясова, Г. Конкурсы чтецов как средство привлечения школьников к чтению/ Г.Ильясова //Школьная библиотека. - 2014 - №1. - 61-63. - (Адрес опыта)

В статье рассказывается о конкурсе как одном из способов привлечения детей к чтению. Основной задачей международного конкурса юных чтецов «Живая классика» стало объединение усилий учителей, родителей и библиотекарей для того, чтобы помочь детям поделиться радостью открытия созвучного их собственным переживаниям сюжета, встретить своих героев.

В рамках подготовки к конкурсу был проведен школьный тур, по итогам которого было определено три победителя, принявшие участие в городском этапе конкурса.

Автор статьи констатирует и то, что количество участников в данном конкурсе опровергает слухи о растущем нечитающем поколении.

Кудряшева, Л. По дорогам сказки /Л.Кудряшева //Школьная библиотека. - 2014 -№1. - С.55-60. - (Сценарии)

Викторина-путешествие для детей младшего школьного возраста проводится в форме путешествия по станциям, расположенных на разных площадках учреждения.

Ведущим произносится вступительное слово, после этого участникам вручаются маршрутные листы, где указана последовательность прохождения станций. Приведем названия всех четырех станций: «Народные сказки», «Сказки зарубежных авторов», «Сказки русских писателей», «Сказки в стихах». Оценивание работы команд происходит на каждой станции: жюри отмечает в маршрутных листах количество правильных ответов. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

В статье для каждой станции приводятся вопросы отдельно для учащихся первого, второго, третьего и четвертого классов.

 

Серия «Современная библиотека»

1. Басамыгина, И.Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: научно-практическое пособие/ И.Н.Басамыгина, А.А. Апанасенко.- М.: Литера, 2009. -128с.

Данный выпуск серии «Современная библиотека» посвящен библиотечному маркетингу. Адаптируя теорию и методологию классического маркетинга, библиотеки могут успешно осуществлять коммуникационную политику, планирование, а также контроль и анализ рынка библиотечно-информационной продукции и услуг в целях оптимизации системы управления библиотекой.

В первой главе издания приводится теоретико-методологическое обоснование библиотечного маркетинга, включающее происхождение данной технологии, а также ее модели, имеющие три среды взаимодействия (внешняя, внутренняя, двусторонняя).

Вторая глава пособия «Маркетинговые решения библиотек» раскрывает следующие понятия: стратегия, планирование и типы контроля в библиотечном маркетинге, а также показатели, характеризующие маркетинговый мониторинг библиотек.

2. Жаркова, Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие /Л.С.Жаркова. - М.: Литера, 2009. - 176с.

Пособие раскрывает содержание и специфику социально-культурной деятельности, осуществляемой библиотеками, а также определяет их роль и место, представляя характерные особенности данных учреждений. Предложены современные методики организации работы по следующим направлениям: информационно-просветительское, художественно-просветительское, культурно-развлекательное.

3. Мелентьева, Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: научно-практическое пособие /Ю.П.Мелентьева. -М.: Литера, 2009. -144с.

Издание предназначено как для сельских библиотекарей, так и для учителей, ведущих совместную работу с библиотекой. Оно содержит ряд приложений ведомственного и государственного уровня, которые излагают основные требования и условия успешности деятельности современной библиотеки.

Автор представляет исторический обзор и анализ сложившейся ситуации функционирования сельских библиотек, рассматривает основные группы пользователей (в частности, их разнообразные потребности), а также основные направления деятельности и перспективы развития библиотечного обслуживания на селе. Последние тесным образом зависят от финансовой поддержки, комплектования, компьютеризации, повышения уровня квалификации сельского библиотекаря.

4.Полтавская, Е.И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт?: практическое пособие /Е.И.Полтавская. - М.: Литера, 2009. - 176с.

Большое внимание уделяется разграничению понятий «социальный институт» и «учреждение». Отметим, что трансформация самого понятия «библиотека» до сих пор продолжается в публикациях, освещающих библиотеку с разных сторон.

Система «Библиотека - социальный институт» предполагает присутствие такого элемента как «пользователь», ее целью является предоставление документного продукта своему потребителю, что способствует социализации последнего.

Сами понятия «библиотека - социальный институт» и «библиотека - учреждение» не являются равнозначными, т. к. они имеют разные структуры, цели образования, функции. Данные понятия соотносятся между собой как подсистема и система.

По мнению автора, элемент «пользователь» превращает библиотеку-учреждение в систему библиотека - социальный институт.

Равинский, Д.К. Библиотеки и гражданское общество: изучая зарубежный опыт/ Д.К.Равинский. - СПб.: Рос.нац.б-ка, 2013. - 168с.

На основе материалов о библиотечном деле разных зарубежных стран рассмотрены следующие вопросы: роль библиотек в развитии демократии в условиях формирования информационного общества, работа британских библиотек в направлении преодоления социальной несправедливости и социального отчуждения, аспекты деятельности в рамках работы с группами людей, требующих особого внимания.

Библиотека рассматривается с точки зрения публичного пространства для различного рода собраний и как своего рода общественный форум и учреждение, осуществляющее образовательные задачи.