«Работа с читателями»
Иглина, Н. А. Квест – это здорово! Использование квест-технологий в работе школьной библиотеки / Н. А. Иглина // Школьная библиотека. – 2021. – № 10. – С. 37-46.
О квестах опубликовано немало статей, каждая из них по-своему интересна. Эта статья привлекает внимание тем, что в ней дано описание нескольких квестов. Наиболее интересны такие: «Пешком в историю»; «Юбилей любимой книжки»; «По следам «Снежной королевы». Квест «По следам «Снежной королевы» описан очень подробно, приведены все задания и вопросы.
Карпова, Н. Л. Библиопедагогика. Библиопсихология. Библиотерапия / Н. Л. Карпова // Школьная библиотека. – 2021. – № 11. – С. 40-44. ‒ (Конференции, совещания, семинары).
О соотношении библиопсихологии, библиопедагогики и библиотерапии. Во всех этих трех направлениях есть общее ‒ работа с книгой. А специфика каждого из них заключается в тех знаниях и умениях, которыми должен обладать каждый, обращаясь к конкретной деятельности.
Одно и тоже литературное произведение можно анализировать с позиции библиопсихологии, библиопедагогики, использовать в аспекте библиотерапии, решая разные задачи и делая акценты.
Книжная полка современного подростка // Школьная библиотека. – 2021. – № 11. – С. 56-57. ‒ (Книжная полка современного подростка).
Приводится список книг Эдуарда Веркина, рекомендованных к прочтению подростками, и факты из биографии писателя.
«О чтении»
Борисенко, Н. А. Цифровое чтение в эпоху ковида: что говорят ученые и что делать в школе? / Н. А. Борисенко // Школьная библиотека. – 2021. – № 11. – С. 28-32. ‒ (Конференции, совещания, семинары).
Автор статьи представляет свое мнение о новом формате чтения.
В настоящее время подростки являются наиболее перспективными субъектами цифровой деятельности.
Чтение постепенно мигрирует в цифровой формат. А само по себе чтение с экрана, по мнению автора статьи, необходимо замедлять для времени диалога с самим текстом.
В рамках исследования, проведенного Психологическим институтом РАО, были обозначены его концептуальные рамки, заключающиеся в сосуществующих традиционных и новых практиках чтения.
Разработанная онлайн-анкета «Бумага vs экран (чтение с листа и с экрана)» способствовала выявлению специфики цифрового чтения учащихся 5-8-х классов в сравнении с бумажным чтением. В задачи исследования входило выяснение содержания читательской деятельности подростков в интернете, ее широты и интенсивности, предпочтений читателей относительно выбора носителя чтения и ряд других вопросов.
В основной части статьи приводится анализ некоторых вопросов анкеты. Приведем некоторые аспекты: содержание читательской деятельности в интернете, интенсивность подросткового чтения в целом, чтение текстов с разных носителей, предпочтения школьников относительно формата чтения.
В заключение приводятся возможные пути продвижения цифрового чтения: просветительская работа, учебная деятельность, диагностика навыков чтения с экрана в сравнении с чтением с листа, проектно-исследовательская работа.
Гусева, Е. На волжских берегах: о самобытности нестоличной прозы / Е. Гусева // Библиотека. – 2021. – № 12. – С. 45-46. ‒ (Создаем традиции ‒создаем будущее).
О проведенных двух фестивалях («Время читать: Волжский текст», IX Всероссийский литературный фестиваль им. М. Анищенко), организованных при участии Самарской областной универсальной научной библиотеки, представителей местной власти и известных деятелей культуры.
Кобелева, Т. В. Имя Пушкина объединяет / Т. В. Кобелева // Современная библиотека. – 2022. – № 1. – С. 77-81. ‒ (Опыт).
О деятельности Сургутской центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина в направлении брендинга. Работая в этом направлении, сотрудники не только занимаются фандрайзингом, но и выстраивают стратегическое сотрудничество. Став партнерами Всероссийского музея А.С. Пушкина, библиотека приобрела возможность открыть Региональный центр этого музея, предоставив желающим виртуально ознакомиться с личными вещами поэта. Благодаря совместной организации выставок сотрудники библиотеки стали использовать элементы музейной деятельности.
Отмечается что вся работа Регионального центра Всероссийского музея А.С. Пушкина направлена прежде всего на продвижение чтения: был создан кружок для детей младшего школьного возраста «Юные пушкинисты», в рамках занятий которого дети знакомятся с биографией поэта, его произведениями.
«Проекты и программы»
Давыдова, М. Мечтай и действуй! / М. Давыдова // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 19-22. ‒ (Грани сотрудничества).
О реализованных проектах и программах, направленных на удовлетворение социокультурных потребностей жителей малых городов и сел.
О проведенном Новосибирским библиотечным сообществом первом этапе конкурса социальных стартапов «Я ‒ автор!», реализовать которые нужно с использованием ресурсов библиотек. Ряд представленных на конкурс проектов был направлен на формирование базы для интеллектуального досуга, а также на исследовательскую деятельность.
Отмечено, что местом реализации проектов выступили муниципальные библиотеки и социальные учреждения, которые являются для жителей самыми доступными.
В итоге были созданы современные и комфортные площадки для творческого развития и самореализации жителей разных районов области.
Березина, А. Трансляция опыта и поиск свежих идей / А. Березина, Н. Малахова // Библиотека. – 2021. – № 12. – С. 7-14. ‒ (Государство. Библиотеки. Общество).
IV Всероссийский фестиваль (проводился в гибридном формате) авторских программ по приобщению детей к чтению состоялся в рамках проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению», в рамках которого организаторы стремились создать площадку для общения, взаимообмена идеями, проектами библиотекарей и других специалистов, работающих с детьми. В течение двух дней фестиваля было проведено 34 мастер-класса.
Авторы статьи представляют обзор работ, поступивших на IV Всероссийский конкурс, включающий не только их достоинства, но и выявленные тенденции разработанных программ среди представленных.
Отмечается, что поступившие на конкурс программы охватывают широкий спектр акций ‒от масштабных турниров до «квест-комнат» и индивидуальных игр, особенно востребованных в ситуации ограничений на проведение массовых мероприятий.
Ломанова, О. В. Библиотечный проект «Литературный адвент-календарь» / О. В. Ломанова // Школьная библиотека. – 2021. – № 12. – С. 53-57. ‒ (Адрес опыта).
Идея литературного адвент-календаря привлекла автора статьи. Приводится содержание работы в рамках подготовки, начиная с контактов с детскими писателями, проведении онлайн-встреч. Также представляются задания для создания настроения: математическое раскрашивание, различные задания на внимание и смекалку.
Участники проекта могли доделывать свои задания дома, а сами задания выходного дня были направлены на формирование и развитие семейных ценностей.
Сахабова, Р. Ф. Готов ли сегодня человек на подвиг?! / Р. Ф. Сахабова // Современная библиотека. – 2022. – № 2. – С. 92-93. ‒ (Галерея).
В ЦБС г. Нижнекамска реализуется проект «Великие судьбы великой страны», основной целевой аудиторией которого являются курсанты, проживающие в центре патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот». Сам проект заключается в осуществлении целого цикла мероприятий разного формата¸ направленных на продвижение лучших образцов современной литературы о войне и формирование баз данных на традиционных и электронных носителях.
Синкевич, Т. Нейминговый проект/ Т. Синкевич// Библиотечное дело. – 2021.– № 17.– С. 24-28.
В статье дается определение понятия «корпоративная культура», как она помогает библиотеке выполнять задачу самоопределения в культурной среде посредством формирования фирменного стиля, уникального имиджа среди населения. В ЦГДБ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) реализуются нейминговые проекты. Пример - проект «Пушкин-холл», он стал не только значимой вехой в работе библиотеки, но и способствовал формированию и объединению персонала. Его концепция – выставка одного экспоната, касающегося творчества и жизни А.С. Пушкина. Каждый отдел и его сотрудники могут представить новый экспонат в организуемые выставки, выразить свой взгляд на творчество А.С. Пушкина. При этом все имеют возможность раскрыться с профессиональной и творческой стороны, внося свою лепту в продвижение проекта и развитие корпоративной культуры.
«Профессионалам»
Крапотина, О.В. Отвечать нельзя игнорировать: запятую в общении ставить вам! / О.В. Крапотина // Современная библиотека. – 2021. – № 9. – С. 34-35.
Автор статьи рассказывает о том, как библиотеке привлечь и удержать читателей в социальной сети. Ряд правил для правильного общения в группе с подписчиками: выбирайте нейтральный тон, будьте открыты и вежливы, не закрывайте комментарии и всегда отвечайте на них. Миссия библиотечных аккаунтов – культурное просвещение и общение. На плохие комментарии отвечаем дружелюбно, но включаем и корректное замечание. Необходимо всегда оставаться на связи.
Долотова, И. Б. Когда мы вместе / И. Б. Долотова // Современная библиотека. – 2022. – № 2. – С. 42-44. ‒ (Событие).
О проведенной двадцатой международной конференции «Через библиотеки‒ к будущему» (при поддержке Министерства культуры Краснодарского края), тему которой определили следующим образом «Когда мы вместе: книга, библиотека и молодежь в едином культурном пространстве». Отмечается, что впервые конференция была посвящена только литературе, а сами доклады были представлены только по трем направлениям.
Лохманская, К. Практическое умение, критическое мышление / К. Лохманская // Библиотека. – 2021. – № 12. – С. 70-72. ‒ (Статус ‒ специальная).
О медиакомпетентности специалистов, подразумевающей не только со знанием дела использовать цифровые технологии, но и критически оценивать содержание контента, создавать и распространять собственные тексты, выполненные в нужном ключе.
Обучающая программа, разработанная специалистами Канского библиотечного колледжа (Красноярский край) состоит из нескольких частей (диагностический, основной и заключительный этап) и нацелена на формирование определенных умений и способностей.
Прокофьева, О. Н. В библиотеках должна быть мультиформатная среда / О. Н. Прокофьева // Современная библиотека. – 2022. – № 1. – С. 41-46. ‒ (В фокусе – регион: Астраханская область).
Приводится текст интервью с министром культуры и туризма Астраханской области, в котором освещается ситуация развития библиотек области, в которых необходимо формировать мультиформатную среду, широко внедряя цифровые технологии и при этом осуществляя функцию проводника в решении сложных вопросов.
Счастливцева, Т. Рацпредложения по-японски / Т. Счастливцева // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 45-48. ‒ (Курс на развитие).
Об оптимизации работы учреждения путем внедрения оригинального метода рациональных предложений. Перечислим основные принципы, направленные на постоянное совершенствование, применимые в плане работы библиотеки:
- удовлетворение запросов пользователей,
- непрерывные изменения (включая обогащение фонда, оснащение техникой),
- открытое обсуждение всех проблем,
- активная рекламная поддержка ЦБС,
- коллективная деятельность,
- эффективное межфункциональное руководство,
- формирование «поддерживающих взаимоотношений»,
- развитие «по горизонтали» (заключается в непосредственном стремлении к развитию, обмену опытом),
- самодисциплина и взаимное уважение,
- планирование и контроль,
- использование достоверных данных,
- профилактика конфликтов,
- забота о качестве (предполагает заранее разработанное требование качества),
- реалистичные нормативы и стандарты.
«Работа в социальных сетях»
Кузнецов, С. Селфи, шелфи и репосты / С. Кузнецов // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 23-26. ‒ (Электронная среда).
Об организации акций на страницах социальных сетей.
Приводятся несколько моментов, которыми активно пользуются специалисты Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.
Важными условиями успеха проведения конкурсов и акций в социальных сетях являются оригинальный замысел и хорошие подарки. Все конкурсы, проводимые специалистами СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова, объединены темой литературы. Важно, чтобы проводимые конкурсы способствовали не только привлечению аудитории, но и ее сохранению.
Ухина, Т. А вы нашли свою «фишку»? / Т. Ухина // Библиотека. – 2021. – № 12. – С. 29-32. ‒ (Электронная среда).
О проведенном масштабном и инновационном проекте проведения литературных сеттингов. После раскрытия понятия «сеттинг» поясняется технология проведения мероприятия в данном формате, заключающаяся в выборе темы, подготовке промоматериалов, создании уникального оформления.
Обычно мероприятия в форме сеттинга длятся 12 часов и включают в себя проведение прямых эфиров, которые пользуются особым успехом у аудитории.
Также организуются тематические соревнования по фотокосплею, которые стартуют за три недели до начала сеттинга.
«Работа с читателями»
Андреев, В. И. Организация тренинга «Пилоты разума» в школьной библиотеке / В. И. Андреев // Школьная библиотека. – 2021. – № 11. – С. 70-77. ‒ (Повышаем свою квалификацию).
В рамках тренинга можно научиться общаться с любым человеком. Также представляемый тренинг имеет еще одно направление: совместная работа учеников и учителей. Предполагается чтение участниками в течение занятий в парах, передача содержания предыдущих абзацев, пояснение непонятных и незнакомых слов. Предполагается создание легкой и непринужденной обстановки, подразумевающая выполнение творческой глубокой и интеллектуальной работы.
В основном содержании статьи рассматриваются основные правила и принципы, раскрывающие особенности подбора материала для чтения детьми и взрослыми, техническое оснащение, особенности практического проведения тренинга и его структура.
Также в приложениях приводятся алгоритмы работы с абзацем и порядок прояснения слова, подготовка к докладу и критерии его оценки.
Андреева, Н. Попробовав раз, вы не остановитесь! / Н. Андреева // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 53-56. ‒ (Планета чтения).
В начале статьи рассказывается о проведенном специальном веб-квесте «Выберись из комнаты». Для подготовки к его проведению не потребовалось устанавливать на компьютер приложения, а стоило обратиться к одной из образовательных интернет-платформ с целью выбора готового квеста. А затем потребовалось адаптировать материалы к своим целям.
Участники фотокросса «На старт! Внимание! Марш!» находили и фотографировали книги на заявленную тему, а затем размещали фотографии в одной из социальных сетей.
Во второй части статьи ее автор представляет онлайн-конвертер текста, онлайн-переводчик азбуки Морзе, калькулятор «Шифр Цезаря».
Кузнецов, С. А. Лермонтов нас связал / С. А. Кузнецов // Современная библиотека. – 2022. – № 2. – С. 30-34. ‒ (Идея).
О мероприятиях, подготовленных и проведенных специалистами Ставропольской краевой научной библиотекой им. М.Ю. Лермонтова. Ежегодно в начале октября проводятся «Лермонтовские чтения».
Реализуемый медиапроект «Лермонтов в деталях» стал успешным в плане популяризации творчества М.Ю. Лермонтова и фактически заключался в работе онлайн-лаборатории, акцентировавший свое внимание на тех моментах, которые преломляют восприятие различных исторических материалов. Одной из его задач также является сохранение на взаимовыгодных условиях сотрудничества учреждений культуры, а другой ‒привлечение аудитории к социальным сетям партнеров проекта.
В заключительной части статьи подробно описывается выставка «М.Ю. Лермонтов. Петергоф. Поэт. Эпоха».
Сивцева, П. А. Интеллектуально-познавательные игры ‒ первые шаги к самостоятельному чтению / П. А. Сивцева // Школьная библиотека. – 2021. – № 12. – С. 72-73. ‒ (В объективе ‒ регион).
Из опыта работы одной из школьных библиотек по формированию и повышению читательской компетенции у младших школьников.
Приводятся примеры различных форм интеллектуально-познавательных игр и конкурсов, при проведении которых выделяются следующие этапы:
- разминка (включает несложные вопросы по жизни и творчеству писателя);
- задания на развитие внимания и наблюдательности (ребусы, кроссворды);
- литературная викторина;
- решение творческих задач (например, придумать рассказ, написать стихотворение)
В течение месяца проводятся различные игры, а по их итогам определяются победители в разных номинациях (например, «Самый читающий класс», «Знаток литературного конкурса»).