Предлагаем Вашему вниманию обзор учебно-методической литературы, изданной издательством «Просвещение», с которой можно познакомиться в нашей библиотеке.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов.-2 -е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010.-204 с.-(Стандарты второго поколения).
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- базисный учебный план образовательного учреждения;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч.-5 - е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения).
В сборнике опубликовано изменённое содержание образования по предметам, впервые представлены формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса. В первой части опубликованы программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и технологии, а также освещены вопросы информационной грамотности в начальной школе. Во второй части опубликованы программы по изобразительному искусству, музыке, физической культуре, ОБЖ, иностранному языку.
Примерные программы включают:
- пояснительные записки, содержание начального общего образования по учебным предметам;
- примерное тематическое планирование;
- рекомендации по материально-техническому обеспечению учебных предметов.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223 с. - (Стандарты второго поколения).
Книга о том, как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать различные образовательные программы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь. Решение этих задач заложено в оригинальный методический конструктор. Хочется надеяться, что творческая работа педагогов с методическим конструктором внеурочной деятельности поможет школе обрести второе дыхание - жизнь после уроков.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения).
В сборник вошли примерные программы (спортивно - оздоровительного, художественно - эстетического, научно - познавательного, военно - патриотического направления), созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности. Каждая программа включает учебно - тематический план, содержание курса (с раскрытием тем курса), список рекомендуемой литературы.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмолова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-152 с.- (Стандарты второго поколения).
Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий.
В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированных универсальных учебных действий.
Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмолова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-159 с.- (Стандарты второго поколения).
В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.
Пособие адресовано учителям основной школы, родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
И в последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Именно конструирование, решение таких задач и рассматривается в книге:
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под. ред. А.Б. Воронцова.-М.: Просвещение, 2011.-176 с.- (Стандарты второго поколения)
Основная цель книги - показать читателю, как с помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.
Для того чтобы определить роль и место проектных задач в образовательном процессе, необходимо разобраться в том, как должно быть устроено образовательное пространство в начальной школе, каковы его структура и содержание. Этому посвящена первая глава книги о деятельностной педагогике.
Во второй главе о проектной задаче рассматривается новый тип задач в начальной школе. В образовательной практике, как правило, используются в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Здесь мы рассмотрим специфику нового типа задач, их цели, формы, способы и место применения.
Третья глава об использовании проектных задач в образовательном процессе имеет исключительно практический характер. В ней рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования.
В книге представлены разные типы проектных задач, технология их конструирования, методика их решения, система оценивания и формы предъявления учебных достижений как результатов решения проектных задач в рамках специально деятельностно организованного образовательного пространства начальной школы.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Планируемые результаты начального общего образования /под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-120 с.-(Стандарты второго поколения).
В пособии описываются планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ - программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией; даются примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов
деятельности системы образования.
Приоритетность данной проблемы естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. /под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-215 с.-(Стандарты второго поколения).
Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разрабатываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга. Основной предмет обсуждения в данном сборнике - итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования.
В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по
окружающему миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.
Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс /под. ред. О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс /под. ред. О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).
В комплект входят четыре варианта итоговой комплексной работы для всего класса и методические рекомендации для учителя.
Итоговая комплексная работа - это система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В работе содержатся задания различного уровня сложности. В методических рекомендациях для учителя даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксирования результатов.
Примерные программы по учебным предметам.
Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе.
Примерные программы по учебным предметам для основной школы составлены на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
В каждой программе публикуется измененное содержание образования по предмету и впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса.
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. - М.: Просвещение,2010. - 176с. - (Стандарты второго поколения).
5-9 классы
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 42с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 112с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 47с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 176с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 75с. - (Стандарты второго поколения).
- =Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы: проект. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-61с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54с. - (Стандарты второго поколеия).
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект.-3-е изд., дораб. - М.: Просвещение,2010.-144с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2010.- 94с. - ( Стандарты второго поколения).
7-9 классы.
- Примерные программы по учебным предметам. Физика.7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 48с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Информатика.7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 32с. - (Стандарты второго поколения).
8-9 классы.
- Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 44с. - (Стандарты второго поколения).
10-11 классы.
- Примерные программы по учебным предметам. Физика.10-11 классы: проект. - 2-е изд. - М. : Просвещение,2011. - 46с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. - 2-е изд. - М. : Просвещение,2011. - 59с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект. - 2-е изд.- М. : Просвещение,2011. - 88с. - (Стандарты второго поколения).
Издательство "Просвещение" выпустило также серию "Работаем по новым стандартам". Задача этой серии - обеспечить руководителей общеобразовательных учреждений, учителей и школьных психологов практическими пособиями по реализации ФГОС общего образования. Книги серии окажут педагогическим работникам помощь в создании основной образовательной программы образовательного учреждения, формировании читательской компетентности, универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, исследовательских умений младших школьников. Книги также дадут рекомендации по оценке планируемых результатов и духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы.
Из этой серии библиотека располагает следующими изданиями:
Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя /Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011. - 256с. - (Работаем по новым стандартам).
Книга содержит нормативно-правовые документы, необходимые классному руководителю в его деятельности. Представлены диагностические методики, предназначенные для определения готовности к выполнению обязанностей по руководству классом. Пособие адресуется педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, выполняющим функции классного руководителя, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогическим работникам системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов и колледжей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / под. ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.- 127с. - (Работаем по новым стандартам).
В первой части пособия раскрываются и обосновываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются их возможности, основные направления, базовые национальные ценности, принципы, планируемые результаты, методы реализации. В центре внимания авторов - одно из пяти основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Методические рекомендации содержат задачи, описание видов деятельности и форм внеурочных и внешкольных занятий, их тематику, советы по организации работы с младшими школьниками, конкретные примеры проведения разнообразных занятий в 1-4 классах, а также справочные материалы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.- 142с. - (Работаем по новым стандартам).
Во второй части пособия в центре внимания авторов такие направления духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, как воспитание нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде, прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. По каждому из этих направлений даются методические рекомендации на тех же принципах, что и в первой части. Кроме того, во вторую часть пособия включены рекомендации по организации сотрудничества школы и семьи, а также по разработке для общеобразовательных учреждений рабочей программы духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / под ред. Н.И. Роговцевой.- М.: Просвещение, 2011.-110 с.- (Работаем по новым стандартам).
В пособии представлены три варианта основной образовательной программы образовательного учреждения. Данные программы являются победителями Санкт - Петербургского городского конкурса «Научно - методическое сопровождение разработки и формирования образовательной программы начального образования в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Программы разработаны в соответствии с требованиями стандарта и могут быть ориентиром для руководителей образовательных учреждений при составлении собственной программы.
Развитие исследовательских умений младших школьников/под. ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.-157с. - ( Работаем по новым стандартам).
В пособии представлена технология построения урока-исследования как универсального средства, обеспечивающего развитие исследовательской деятельности мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе.
Приводятся примеры разработок предметных уроков-исследований по предмету «Окружающий мир», позволяющие проследить процесс конструирования занятия, отвечающего требованиям стандартов второго поколения.
Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190с. - (Работаем по новым стандартам).
В книге рассматривается процесс обучения, организованный в условиях всеобщего доступа к пространству информации. Показаны изменения целей, дидактических принципов, методов, форм обучения, тенденции развития дидактики как науки в информационном обществе.
Книга будет интересна практическим работникам образования, преподавателям и студентам педагогических вузов, научным работникам в сфере дидактики.
Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. - М.: Просвещение, 2011.- 80с. - (Работаем по новым стандартам).
Программы содержат материал по организации спортивно-оздоровительной деятельности учащихся в школе после уроков. Они ориентированы на достижение планируемых результатов деятельности учеников. В программы заложено три уровня результатов внеурочной деятельности: школьник знает и понимает общественную жизнь; школьник ценит общественную жизнь; школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Адресуется директорам школ, заместителям директоров школ, специалистам внеурочной работы с детьми.
Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011. - 77с. : ил. - (Работаем по новым стандартам).
В пособии даются рекомендации по планированию и организации внеурочных и самостоятельных занятий волейболом, по предупреждению травматизма. Учебное пособие поможет преподавателям в организации работы с учащимися во второй половине дня. Книга будет полезна при организации групповых занятий в спортивных залах и на открытых площадках.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности в школе. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.: Просвещение, 2011.-96с. - (Работаем по новым стандартам).
Сборник содержит программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей. Описываются цели и задачи внеурочной деятельности, содержание и тематическое планирование, а также результаты реализации программы. Адресуется учителям, методистам, директорам общеобразовательных учреждений и их заместителям.
Винер И.А. Программа дополнительного образования. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова.- М.: Просвещение, 2011.-22 с.-(Работаем по новым стандартам).
В программе представлена уникальная авторская система гармоничного развития детей 3-11 лет средствами гимнастики, раскрыто содержание курса и каждой темы; представлено тематическое планирование на каждый год обучения. Настоящая программа создана с учетом всех современных требований к программам физического воспитания детей и подростков и может быть использована в качестве программы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях; начального этапа в рамках многолетней программы подготовки спортсменов; программы гармоничного развития детей средствами гимнастики в рамках дополнительного образования. Целью данной программы является создание прочной основы для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширения двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности.
Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа / под. ред. Г.С. Ковалевой .- М.: Просвещение, 2011.-75 с.-(Работаем по новым стандартам).
В пособии предлагаются два варианта комплексных работ для итоговой оценки сформированности учебной компетентности учащихся 4 классов и методические рекомендации для проведения работы. Предлагаемая система работ направлена на оценку способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе. В методических рекомендациях описываются цели работы, структура и содержание каждого варианта, особенности заданий, рекомендации по проведению работы, проверке и оценке результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.