19-23 сентября 2011 г. в Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) состоялся семинар библиографов детских библиотек России, главная тема которого звучала так: «Библиография как средство освоения детьми современного информационного пространства». Мне, главному библиотекарю отдела справочно-библиографической и информационной работы ПОБДЮ им. В. А. Каверина, побывавшей на этом большом форуме, захотелось поделиться впечатлениями.
Никогда прежде я не оказывалась в стенах РГДБ, поэтому все в главной детской библиотеке страны мне было любопытно, все казалось каким-то особенным - и просторные светлые помещения, и оригинальные выставки, и забота, которой нас окружили сотрудники.
Думаю, не одну меня охватило такое настроение. Когда в день открытия семинара мы, библиотекари из множества регионов, собрались в актовом зале, хорошо чувствовалась атмосфера праздника.
Более 20 лет не проводились подобные семинары библиографов. За это время мир разительно изменился, вступая в эпоху информационного общества. В Россию пришли компьютерные технологии. Выросло новое поколение, у которого свои жизненные ценности, свое видение событий. Только поспевая за меняющимися реалиями, библиотеки смогут выполнять свою роль в обществе: легально приобретать информационные ресурсы и обеспечивать население достоверной, надежной информацией, осуществлять социальную защиту населения в сфере информации, оказывать профессиональную консультативную помощь.
На семинаре была названа главная цель развития библиотечной системы России до 2020 г.: создание единой технологии, обеспечивающей любому читателю доступ к информации, которой располагает любая библиотека. А такая технология невозможна без корпоративности - важнейшего направления в библиотечном деле. Как отметила в своем выступлении директор РГДБ Г.А. Кисловская, наше библиотечное сообщество не очень-то преуспело на ниве корпорации и стандартизации. Общая негативная тенденция - отток читателей - коснулся большинства библиотек, включая РГДБ. Чтобы отразить суровый вызов времени, нужны денежные, кадровые ресурсы, а их немного. Значит, пора объединять усилия, и сообщество детских библиотек не должно быть в отрыве от библиотек для взрослых.
Зав. научно-исследовательским отделом библиографии Российской государственной библиотеки (РГБ) А.В. Теплицкая и генеральный директор Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ Б.Р. Логинов подробно остановились на таком замечательном корпоративном ресурсе и основе стандартизации, как ЛИБНЕТ. Этот проект, куда входят библиотеки разного уровня и ведомств, позволяет планомерно развиваться вместе с мировой библиотечной системой и обмениваться библиографической информацией. Важнейшая роль ЛИБНЕТа в информатизации библиотек закреплена в проекте документа «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 г.г.»
Еще один интересный проект - МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей). Библиотеки-участники проекта наделены своим набором изданий, которые расписываются полностью, а не выборочно. В 2011 г. в МАРСе насчитываются 201 участник, 1782 расписываемых журнала.
Автоматизация библиотек - часть государственной политики в области информатизации. На семинаре назывались такие данные: из 130 тыс. библиотек автоматизировано всего 3500. Это, конечно, мало.
Директор РГДБ Г.А. Кисловская рассказала о другой приоритетной задаче - ретроконверсии библиотечных фондов, которая почти в 6 раз повышает обращаемость фондов. Почему не стоит сомневаться в необходимости ретроконверсии? Ведение электронного и карточного каталогов одновременно - дорогостоящее, неудобное занятие. Поиск информации в электронном и в карточном каталогах - затрата большого времени для пользователя. Поэтому необходимо создание электронных каталогов, а значит - проведение ретроконверсии.
Много внимания на семинаре уделялось основным тенденциям развития библиографии в целом и рекомендательной библиографии для детей. Содержательным получился доклад зав. научно-исследовательским отделом библиографии РГБ А.В. Теплицкой о научных основах современной библиографии. Изменились ли функции библиографической информации с появлением электронных технологий? На поставленный вопрос А.В. Теплицкая ответила отрицательно. Функции те же, что и раньше: поисковая, коммуникативная, оценочная. И главная цель работы библиографов прежняя: удовлетворять информационные потребности, доводить информацию до пользователей с помощью библиографических пособий. Библиографическое сообщество старается идти в ногу со временем. Подготовлена Программа развития национальной библиографии Российской Федерации на период до 2020 г. Национальный библиографический учет ведется на основе обязательного экземпляра. Этим руководит Книжная палата. Остро стоит вопрос о законодательном включении удаленных электронных ресурсов в состав обязательного экземпляра. За рубежом подобное законодательство есть. Почему же его нет в России? Во-первых, трудно определить, что такое электронный документ в информационно-коммуникационной сети и каковы критерии отбора. Во-вторых, в Интернете с его глобальным характером нелегко провести территориальный принцип охвата электронных документов. И, наконец, проблематично идентифицировать производителя.
Актуальными были выступления зав. отделом рекомендательной библиографии РГДБ А.А. Копейкина о детской рекомендательной библиографии. Он участвовал и в проведении круглых столов. Когда-то к самому понятию рекомендательной библиографии многие относились негативно и придумывали ему другие названия. Сейчас рекомендательная библиография переживает серьезный кризис, но в детских библиотеках он гораздо менее заметен, чем в библиотеках для взрослых. Рекомендательная библиография - по-прежнему нужное, востребованное дело в работе с детьми. Здесь хороша как традиционная форма (закладочки для книг, списки и пособия в печатной форме), так и электронная. Главное - неравнодушие библиографа, желание фантазировать, привлекать детей к книге.
Проблемы детской рекомендательной библиографии мало отражаются в профессиональной печати. На семинаре назывались новые наиболее серьезные публикации известных библиотековедов:На семинаре назывались новые наиболее серьезные публикации известных библиотековедов: С. Бавина [1], Г. Ганзиковой [2], И. Тихомировой [3], Е. Томашевой [4].
Какие возможности открывает рекомендательной библиографии Интернет? Эта тема звучала во многих докладах, обсуждалась участниками семинара и ведущими на круглом столе. Можно сказать без преувеличения, что когда с распадом СССР разобщенность охватила все сферы общества, компьютеризация буквально спасла рекомендательную библиографию. Сейчас на просторах Интернета - множество библиографической информации. Интереснейшие сайты создают любители. Существуют взрослые и детские читательские сообщества, популяризирующие любимую литературу. На своих сайтах они дают большие списки о жизни и творчестве писателей, об иллюстраторах их произведений, экранизации. Объединения любителей мультфильмов помещают на сайтах информацию о писателях, создающих сценарии к мультфильмам. У многих писателей действуют в Интернете собственные сайты и блоги, связанные с их творчеством. Существуют издательские блоги, профессиональные сайты детских библиотек с рекомендательными списками, указателями, читательскими отзывами, сведениями о местных детских литераторах. Стоит назвать и BiblioГид - крупнейший электронный ресурс детской литературы.
Заниматься рекомендательной библиографией для детей невозможно без знания современной детской литературы. К сожалению, на семинаре не присутствовал ни один детский писатель. Но ярко, увлекательно выступила известный критик и журналист К.А. Молдавская, имеющая прямое отношение к литературному творчеству. Она поделилась своим опытом работы в экспертных советах детских литературных премий. Премии и конкурсы ориентируют читателей на лучшую литературу, открывают и поддерживают талантливых авторов, создают некое информационное поле. Известными, престижными премиями считаются «Золотая медаль Андерсена», «Заветная мечта», премии имени А. Линдгрен, К. Чуковского, С. Михалкова, национальный конкурс «Книгуру», конкурс «Новая детская книга» и другие. Для лучших периодических изданий, адресованных взрослым и детям, тоже существует знак отличия - «Золотой фонд прессы», о чем рассказала гл. библиограф отдела рекомендательной библиографии РГДБ Л.Н. Четверикова.
Лауреаты премий, конкурсов являются теми лучшими современными авторами, чьи книги библиотекари должны рекомендовать детям. Новые имена замечательно представила в своем выступлении старший научный сотрудник Российской книжной палаты М.Е. Порядина. Перечислим хотя бы некоторые: прозаики Дина Сабитова, Ася Кравченко, Ася Петрова, Станислав Востоков, Юрий Нечипоренко, Марина Аромштам, поэты Наталья Волкова, Галина Дядина, Дина Бурачевская.
Детские книги не представить без иллюстраций. Помимо иллюстраторов-классиков - Александра Кошкина, Николая Устинова, Виктора Чижикова, появилась новая плеяда талантливых художников - Ирина Козуб, Светлана Акатьева, Денис Шибанов, Николай Воронцов.
Знаменательно, что во время семинара в РГДБ состоялась презентация выставки работ замечательного иллюстратора детских книг, графика - Елизаветы Андреевны Ивановской (1910, Кишинев - 2006, Брюссель). В 1930-х г.г. Е. Ивановская уехала в Бельгию продолжить художественное образование. Получив мировое признание, жила в Брюсселе до конца дней, всегда считая себя русской художницей. Е. Ивановская выполнила иллюстрации более чем к 300 книгам, изданным в разных странах на множестве языков. Только сейчас ее имя возвращается в Россию. Выставку в РГДБ открывали директор Г.А. Кисловская, представители нескольких фондов, секретарь посольства Бельгии.
Когда насыщенная программа семинара подходила к концу и чувствовалась усталость, выступление зав. отделом изучения проблем детского чтения РГДБ О.Л. Кабачек явно подняло тонус в зале. Приводя конкретные жизненные примеры, она эмоционально рассказывала о терапевтическом влянии литературы на настроение, душевное состояние, а значит - на здоровье человека. Как же относиться к библиотерапии - как к науке, искусству или шарлатанству? Нет единого мнения. Это сложный процесс, требующий индивидуального подхода к читателю, который нуждается в психологической помощи. В зависимости от ситуации и восприятия читателя одна и та же книга может оказать как целебное, так и вредоносное воздействие. По мнению О.Л. Кабачек, очень хорошо о библиотерапии сказано в сборнике «Библиопсихология и библиотерапия» [5].
Круглые столы в ходе семинара давали участникам возможность обменяться опытом, высказать свое мнение, дискутировать. В ходе дискуссии о виртуальной справочной службе был организован телемост с Национальной библиотекой Украины для детей. Зам. директора И.Г. Торлин рассказал об организации службы виртуальной справки в их библиотеке. Среди выступлений коллег из других регионов мне особенно запомнился доклад Т.П. Девяткиной, зав. информационно-библиографическим отделом Мурманской областной детско-юношеской библиотеки. «Изюминка» СБА мурманской библиотеки - электронно-предметный каталог, в основу которого положен алфавит предметных рубрик. Это рекомендательный машиночитаемый каталог, отражающий книги и не заменяющий электронный каталог. Книги отбираются по степени значимости, актуальности.
Семинар завершился круглым столом, тему которого обозначили пушкинской строкой «Куда ж нам плыть?» На этот вопрос нет точного готового ответа. Но ясно, что перспективы библиографии детской литературы связаны с дальнейшим внедрением в библиотеки информационных технологий, с развитием корпоративных библиотечно-информационных проектов и стандартизации. Все это нужно для продвижения хорошей, достойной литературы к детям, для привлечения детей к чтению.
Примечания.
[1] Бавин, С. Системный кризис рекомендательной библиографии / С. Бавин, К. Сухоруков // Библиография.- 2011. - № 2.- С. 36-40.
[2] Ганзикова, Г. Теоретические основы и практика развития виртуальных сервисов в детских библиотеках России / Г. Ганзикова // Школьная библиотека.- 2011. - № 1/2.- С. 74-87.
[3] Тихомирова, И. Новые школы, нанотехнологии и одаренные дети / И. Тихомирова // Школьная библиотека.- 2011. - № 1/2.- С. 57-64.
[4] Томашева, Е. Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня / Е. Томашева // Библиография.- 2011. - № 3. - С. 64-69
[5] Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 c.