Вступление
Традиционно 1-8 сентября (от Дня знаний до Международного дня грамотности) в библиотеках Псковской области проходит акция «Справочное бюро русского языка».
Грамотность – умение читать и писать или же наличие соответствующих знаний в какой-либо области. В прежние времена под словом «грамотный» подразумевали человека, владеющего навыками чтения и/или письма – «знающего грамоту». В современном мире это базовый навык, прививающийся с детства, и требования к нему расширились. Способности просто распознавать и воспроизводить текст уже недостаточно, и грамотность означает умение грамматически правильно писать и говорить – согласно установленным нормам грамматики и правописания.
Грамотность в мышлении и речи дает свободу ориентироваться в любых меняющихся условиях современного мира, выражать себя, получать верную информацию и находить работу, пользоваться компьютерными устройствами. Язык лежит в основе всех сфер нашей жизни – социальной, технической, творческой. Это неотъемлемая часть нашей самоидентификации. И, конечно, чтобы люди, пользующиеся одним языком, могли лучше понимать друг друга, им необходимо соблюдать одинаковые для всех грамматические правила.
Любой человек, отождествляющий себя со своим народом, своей нацией, должен понимать, что единство нации начинается с единства ее языка. Давайте же вместе заботиться о нашем языке! Пусть это будет работой не только лингвистов и филологов, а каждого человека в отдельности. И тогда речь наша будет более грамотной, правильной и чистой. Тогда мы с вами донесем родной язык нашим потомкам, как величайший дар.
Акция «Справочное бюро русского языка» может проходить в любом формате и по сценарию, выбранному каждой библиотекой. Мы решили соединить литературу и орфографию и разработали литературно-орфографическую игру. Она подойдет ребятам 10-12 лет. Подросткам 13-15 лет можно предложить словесную игру «Дуэль» на расширение словарного запаса из книги Дженнифер Доннелли «Северный свет».
Литературно-орфографическая игра "Ошибки литературных героев"
Общий ход игры:
В ходе игры учащиеся знакомятся с творчеством писателей и вспоминают героев. Затем выполняются задания - индивидуально или в группе. Карточки с заданиями раздаются участникам, также они представлены на слайдах презентации (варианты – до и после исправления ошибок). За каждый правильный ответ (исправление всех ошибок в каждом тексте) участники получают один балл. Побеждает участник/команда, набравшие наибольшее количество баллов.
Ведущий:
Друзья! Давайте вспоминать правила русского языка по интересным книгам! Нас сегодня ждет веселый урок. С помощью занимательных заданий мы сможем подружиться с орфографией. Хотите побывать в роли учителя правописания? Начинаем!
Все вы знаете «Денискины рассказы» — это целый сборник коротеньких произведений, описывающих приключения мальчишки Дениса Кораблёва и его друга Мишки.
«Надо иметь чувство юмора» - рассказ Виктора Драгунского про то, как двое друзей, Миша и Денис, делали вместе уроки. Во время списывания в тетради они разговаривали, а после решили проверить друг друга на ошибки. Что же оказалось в их ученических тетрадях?
«Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.
Потом Мишка говорит:
– Написал?
Я говорю:
– Уже.
– Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.
И мы поменялись тетрадками.
И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.
Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.
Я говорю:
– Ты чего, Мишка, покатываешься?
А он:
– Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?
Я говорю:
– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?
– А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?»
А что нужно было написать, как вы думаете?
Мишка покраснел:
– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?
– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.
И почему ребята допустили такие нелепые ошибки? (Из-за невнимательности)
«Удивительный день» еще один рассказ Виктора Драгунского. Ребята во дворе строили ракету. Они чуть не поругались из-за того, кому быть космонавтом. Ракета никуда не полетела, а ребята узнали, что в этот день запустили второго космонавта Земли.
«Тут Мишка закричал нам от ракеты:
— Эй, Костик, Дениска, Андрюшка! Идите надпись смотреть.
Мы побежали к Мишке и стали глядеть. Ничего себе была надпись, только кривая и в конце завивалась книзу. Андрюшка сказал:
— Во здорово!
И Костик сказал:
— Блеск!
А я ничего не сказал. Потому что там было написано так: «ВАСТОК-2».
Я не стал этим Мишку допекать, а подошел и исправил обе ошибки. Я написал: «ВОСТОГ-2».
Срочно исправляем ошибки!
В рассказе «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» говорится о том, как Дениска и Мишка опоздали в школу на уроки. Они играли в хоккей и не заметили, как быстро прошло время. Мальчики очень беспокоились, что в школу вызовут родителей, и решили придумать уважительную причину. Что они решили поведать в классе, и что из этого вышло? Они рассказывали разные истории, запутались, правда вышла наружу и все над ними смеялись. В этом рассказе также встречаются смешные ошибки:
«А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами: «Птенцы пестчат…».
«Фантомас» - рассказ, в ходе чтения которого захочется смеяться не один раз. В нем юный ученик Денис Кораблев говорит, что ему очень понравился фильм «Фантомас» с его загадками, тайнами и записками в неожиданных местах. Все знакомые Денису ребята стали подражать таинственному герою в маске и писать всем устрашающие записки. В них было полно орфографических ошибок!
«И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное - остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку:
Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!
И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например:
Ни выходи ночю на двор. Убю!
Или:
Все про тебя знаим. Боись сваей жены!
А то просто так:
Закажи свой партрет! В белых тапочках.
И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его почтовом ящике рваненькую, кривую записку. Читаю:
Кол, а Кол!
фкалю ф тибя укол!
Плевал я на громатику!
Но однажды в классе Раиса Ивановна задала нам проверочный диктант. Трудная была штука. Мы все кряхтели и пыхтели, когда писали диктант. Там были подобраны самые трудные слова со всего света. Например, там под конец было такое выраженьице: «Мы добрались до счастливого конца». Этим выражением все ребята были совсем ошарашены. Я написал: «Мы добрались до щасливого конца», а Петька Горбушкин написал «до щесливого конца», а Соколова Нюра исхитрилась и выдала в свет свежее написание. Она написала: «Мы добрались до щисливыва конца». И Раиса Ивановна сказала: горе-писаки».
Сколько ошибок нашли, давайте сосчитаем!
Книга современной белорусской писательницы Надеи Ясминска «Бусинки и капли» раскрывает мир пятилетнего Мальчика, показывает его мысли, рассказывает об отношениях с семьей (Папой, Мамой, Старшим Братом и Котом) и неслучайными друзьями (Старичком в потёртом пальто, Ступенной Бабушкой и Шапочным Знакомым).
Мальчик делает открытия, ведёт дневник-в-голове, обижается, болеет, ждет лето, учится читать, фантазирует, размышляет о жизни и смерти.
"Бусинки и капли" - своеобразный калейдоскоп детства и калейдоскоп ошибок в дневнике (ведь мальчик еще не учился в школе и писал, как слышит). Интересно же исправить?!
«– Это книга жалоб, – объяснила Мама. – Если кто-то тебя обманул или обидел, ты можешь написать об этом.
Дома Мальчик открыл тетрадь в крупную клетку и принялся старательно выводить:
«КНИГА ЖАЛОП»
А) Брат дал мне щилбaн и назвал Ушaстикaм.
Б) Папа ниpaзpешил носитцa пaтaмуштa футбол.
Д) Мама заставила пpaглaтит ещё четыре пельмень иначе никудaнипойдеш.
Г) Кот несьел лидинец которой я для нево остaвил. Но облезaл. И теперь ето вaпще не возможно ест никому. В пpочем можно дaт бpaту.
Жить стaло легче».
В книге есть еще такая запись:
«– Что тебе привезти с каникул? – спросил Брат.
– А можно головоломку? – оживился Мальчик.
Через неделю Брат привез ему биту. Он все понимал буквально».
А что имел в виду Мальчик, какого подарка он ожидал? Что означает слово «буквально»? (Точно соответствуя чему-либо, действительно, на самом деле). Мальчик же хотел игрушку-головоломку, которая проверяет изобретательность или знания человека.
Книга «Монстр» (автор Дита Ципфель, иллюстратор Матео Дайнин это книжка-письмо. Орфография и пунктуация автора в ней сохранена. Что поделать, их в «Школе монстров 2000» не изучают.
Про что эта книжка, узнаем из описания (аннотации): «Ты когда-нибудь просыпаешься ночью от страха? Нет? Скажи ещё, что ты никогда не заглядываешь под свою кровать, чтобы проверить - не прячется ли там кто-нибудь! Тоже нет? Тогда ты похож на одного очень смелого мальчишку, на героя этой книги. У него был свой собственный Монстр, но малыш его не боялся, и монстр ушёл от него навсегда. На прощанье монстр оставил мальчику письмо.
Книга написана от лица совершенно несчастного монстра, которого никто не боится. Как ни старался Монстр напугать спящего мальчика, ничего не вышло. Расстроенное чудище пишет уморительно смешное письмо, расписывая все унижения и несправедливости своего довольно жалкого существования».
«Монстр Пушистик (злодейское имя Страшун) был лучшим выпускником школы и поселился под кроватью у одного мальчика. Очень смелого мальчика, которого было никак не испугать.
Поэтому Пушистик ушел от него навсегда, оставив на прощание письмо.
Пушистик (зачеркнуто) Страшун описал в нем весь свой путь, минуты отчаяния и причины ухода.
«Просто хачу чтоб ты знал. Из всех чиловеков в мире я выбрал именно тибя. Я сказал сибе: «Пушыстик, ты нужен этому малышу».
Что бы Пушистик не делал, мальчик ни разу не просыпался от страха.
«Каждую ночь как паложено монстру, я рычал и шыпел, скрежетал зубами и сверкал глазами. Ну-ка угадай, што я получал в атвет?
А НИЧЕВО!
«Спакойно Страшун! — сказал я сибе. — Придет время, и малец будет пакрываца мурашками от адной мысли о тибе».
Но ничего не работало.
Страшун ушел в отрицание, решил, что с ребенком что-то не в порядке: он просто не умеет бояться.
В отчаянной попытке ночью Страшун взбирается на гору из подручных материалов (мебели и прочего) и прыгает с высоты на спящего мальчика...
И опять «НИЧЕВО»!
Монстр принимает трудное решение уйти.
И находит себя в другой сфере, пугательно-развлекательной.
Но в последних строчках обещает вернуться, если мальчик все-таки когда-нибудь научиться бояться.
«Просто пазави. И я вирнусь. Так и быть, я дам тибе втарой шанс».
А здесь сколько ошибок?
Вите Перестукину, герою сказочной повести Лии Гераскиной Лия «В стране невыученных уроков» довелось пережить увлекательные приключения в волшебной стране и полностью изменить своё отношение к учёбе.
Ученик четвёртого класса очень не любил учиться. Однажды он получил сразу пять двоек, по его мнению, незаслуженно. Вернувшись домой, мальчик сразу же сел за учебники, чтобы мама ничего не заподозрила. Нужно было выучить правила русского языка, стихотворение и решить задачу. Но Вите очень хотелось погонять мяч во дворе, и он швырнул на пол ненавистные учебники.
Неожиданно учебники - Грамматика, Арифметика и География - ожили и решили отправить Витю на перевоспитание в Страну невыученных уроков. Так мальчик со своим котом Кузей оказался в волшебной стране, перед запертыми воротами красивого замка. Чтобы попасть внутрь, ему нужно было правильно написать два слова - «замочек» и «ключик». Мальчик вспомнил подходящее правило из русского языка, и двери замка открылись перед ним.
Как правильно пишутся слова ЗАМОЧЕК и КЛЮЧИК?
Самое опасное испытание: Витя должен был сам поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать», чтобы не быть казненным, а быть помилованным. Мальчик раньше не подозревал, что от неправильно поставленной запятой может зависеть чья-то жизнь.
Как вы думаете, после какого слова следовало поставить запятую, чтобы получился спасительный смысл? «Казнить нельзя помиловать».
После всех приключений Витя понял, как важно выполнять задания без ошибок.
А теперь вы поставьте запятую в предложении «Читать нельзя остановиться».
Продолжите пословицы к книге:
Ученье – свет, а неученье - … тьма.
Не стыдно не знать, стыдно … не учиться.
Кто знаниями обладает, тот всюду … побеждает.
Я познакомлю вас с одной главой романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Она называется «Гений орфографии Васька Восемьдесят пять».
«Прозвище у Васьки было Восемьдесят пять. Почему – никто не знал. Но Ваське оно чем-то очень подходило… Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причем как можно дальше от реального звучания. Все исключения, непроизносимые согласные, звонкие на месте произносимых глухих, безударные гласные…».
Ваське не давалась грамота, он делал самые невероятные ошибки. Давайте разгадаем, какие слова он имел в виду:
Пестмо (письмо)
Ва фтаромм (во втором)
Кердпич (кирпич)
Честног (чеснок)
Педжаг (пиджак)
Зозтежка (застежка)
Аппрекоз (абрикос)
А сейчас я хочу представить вам повесть писательницы Натальи Вишняковой «Виолетта Фиолетовна». Это весёлая и лёгкая книга об ученике и учительнице. Хотя проблема у главного героя, восьмиклассника Дани, очень даже серьёзная. Он дислектик (человек, имеющий проблемы с письменной речью). Он переставляет местами буквы в словах, пропускает слоги, а некоторые, наоборот, пишет по два раза. Даня сделал 28 ошибок в итоговом диктанте и может не сдать выпускной экзамен по русскому языку.
Учителя в ужасе: как он будет сдавать ОГЭ? Остался всего год…
Поэтому родители переводят Даню на индивидуальное обучение, и с ним начинает заниматься удивительная Виолетта Фиолетовна. Мы так и не узнаем, как на самом деле зовут учительницу, потому что Даня не запоминает имена и учителей называет по-своему.
Подружить Даню с буквами и словами может только Виолетта Фиолетовна. Она берется за практически безнадежного дислексика и... Но не буду открывать все тайны, их вы узнаете сами, прочитав книгу.
Ребята, понравилось вам побывать в роли учителя и ученика одновременно? Ведь исправляя ошибки литературных героев, вы и сами запомнили, как писать правильно. Давайте подведем итоги, как у вас с грамотностью.
В конце мероприятия можно рассказать о словарях, книгах из библиотечного фонда, ресурсах Интернет в помощь освоению правописания.
Словесная игра из книги Дженнифер Доннелли «Северный свет»
- В книге мама купила своим детям словарь, выкроив на него немалую для бедной многодетной семье сумму.
Из этого словаря ребята выбирают слово дня. Новое слово, «полное неисследованных возможностей. Безупречная жемчужина, которую можно так и этак покатать на ладони, а потом спрятать и хранить».
- Каждая глава называется словом из словаря: «Тривиальный», «Парадокс» и т. д.
- Матильда с другом устраивают литературные дуэли.
Выбирается слово. Дуэлянты встают спина к спине. Считают шаги. На «десять» поворачиваются. Целятся.
И начинается «пальба»: участники по очереди выкрикивают слова-синонимы. Кто кого? Соперник замедлил, ответа нет? Пусть сдувает с кончика пальца воображаемый дым!
Сценарии к Международному дню грамотности:
«Международный день грамотности». - Текст: электронный. - URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2021/06/13/stsenariy-meropriyatiya-mezhdunarodnyy-den-gramotnosti - (Дата обращения 15.08. 2022).
Березина Г. День грамотности. – Текст: электронный. - URL: https://znanio.ru/media/den_gramotnosti_stsenarij-25304-1 – (Дата обращения 15.08. 2022).
Вахрина М. День грамотности. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/669448 - (Дата обращения: 15.08. 2022).
Субботина Е. Урок «Международный день распространения грамотности». – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/mezhdunarodnij_den_rasprostraneniya_gramotnosti_113506.html - (Дата обращения: 15.08. 2022).
Рекомендации подготовила Т.А. Степанова, заведующая сектором методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством ПОУНБ им. В.Я. Курбатова.