Биография писателя  

Презентация-путеводитель по творчеству Паустовского «Ручьи, где плещется форель»  

Мультфильмы по произведениям Паустовского

Паустовский – детям

Доброта, тепло и любовь к жизни и к миру, к природе - это лучшее, что можно передавать детям, знакомя их с творчеством Паустовского.

Что почитать детям в первую очередь:

Сказки «Теплый хлеб», «Стальное колечко»; рассказы «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; маленькие повести: «Мещерская сторона», «Созвездие Гончих Псов»

О людях - рассказы «Телеграмма», «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками», «Растрепанный воробей» «Сивый мерин»

Рассказы о войне: «Робкое сердце», «Снег», «Похождения жука-носорога», «Бабушкин сад».

О родине и природе: «Собрание чудес», «Акварельные краски», «Заботливый цветок».

При проведении мероприятий ребятам нужно предложить вопросы, связанные с моментами нравственного выбора, ответы на некоторые из них есть в книгах писателя, чтобы ответить на другие, нужно поразмышлять и выразить свое мнение в ходе обсуждения.

 

«Сказку пишешь, почти не дыша…» (О сказках К.Г. Паустовского)

«Жизнь всегда кажется мне … интересной во всех своих аспектах. Этим, очевидно, и объясняется, что я с одинаковой охотой обращаюсь к самым разнообразным темам и жанрам - к рассказу, повести, роману, сказке…», - писал Паустовский.

На особенности литературы, обращенной к детям, у Паустовского был свой взгляд. В 1944 году в статье «Город мастеров» (премьера в Центральном детском театре») он написал: «Детей надо вводить в мир больших идей, классических образов, во всё разнообразие и богатство жизни. Нельзя пригибать голову… вниз, к маленькому росту детей, приседать на корточки, снижать темы до детской их трактовки и тем самым сюсюкать. Так не создается искусство, призванное воздействовать на гибкое и отзывчивое сознание детей».

А о сказках он писал: «Писать её (сказку) так же трудно, как передать словами слабый запах травы. Сказку пишешь, почти не дыша - чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта. И пишешь быстро, потому что мелькание света, теней и отдельных картин происходит стремительно легко. Нельзя опоздать, нельзя отстать от бега воображения».

«Сказка - воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». «…Сказка выражает подлинно на. родную, основанную на глубоком знании, любовь человека к природе. Человек в сказке окружён могучей природой - дремучими лесами, широкими реками, глубокими моря. ми, волшебными травами. Сказочные страны полны пересвистом птиц, за. пахом цветов, журчаньем холодных ключей, весёлым шумом листвы, радугами, солнечным светом, игрою звёзд и звериными тропами».

Таковы же и сказки, созданные самим Паустовским. Эти сказки он написал в первое послевоенное десятилетие: «Тёплый хлеб» (1945), «Похождения жука-носорога (Солдатская сказка)» (1945), «Стальное колечко» (1946), «Дремучий медведь» (1947), «Растрёпанный воробей» (1948), «Артельные мужички» (1949), «Заботливый цветок» (1953), «Квакша» (1954).

Они были напечатаны впервые в журналах «Мурзилка» и «Огонёк», газетах «Пионерская правда» и «Литературная газета». Герои сказок Паустовского - скромные и простые люди, они чутки, отзывчивы и способны увидеть необыкновенное в обыденном. И эту способность сам писатель считает вполне естественной, нормальной. Об одной из своих сказок Паустовский заметил: «Это сказка, но вместе с тем в ней много настоящей жизни, и она происходит в наши дни».

Большинство сказок было написано в первые послевоенные годы, и потому писатель включил в них материал из недавней истории - Великой отечественной войны. Паустовский пишет о воинах защитниках с особой душевной теплотой.

В сказке «Стальное колечко» девочка Варюша встречает солдат саперов, и в благодарность за то, что она поделилась с ними дедушкиной махоркой, они дарят ей волшебное колечко. Сказка «Похождения жука-носорога» имеет даже подзаголовок - «солдатская сказка», это рассказ о солдате, который всю войну хранил подарок сына - жука носорога. Интересно, что военные события в этой сказке раскрываются с позиции жука носорога.

Отец девочки Маши в сказке «Растрепанный воробей» - военный моряк, он потопил несколько фашистских кораблей, был ранен и сейчас продолжает служить на Камчатке. В сказке «Дремучий медведь» пастушок, общий любимец Петя младший - сын погибшего воина Петра старшего. Когда он попадает в беду, на его защиту встают все животные и растения.

А в сказке «Теплый хлеб» немецкий снаряд, разорвавшийся на око лице, ранил ногу вороного коня, раненый конь остался в деревне, и каждый её житель считал своей обязанностью его подкормить.

В сказках Паустовского всё просто и жизненно, почти нет чудес и волшебных персонажей. Только в «Артельных мужичках» появляются волшебные герои, чем-то напоминающие гномов, только на русский лад.

Но произведения писателя верны жанру сказки в самом главном: центральное происшествие, лежащее в основе сказки, всегда необычно, а её главная мысль преподносится в аллегорической форме. Птицы же и звери, хотя и ведут себя в соответствии со своей природой, одновременно наделены и человеческими чувствами, и способностью разговаривать. И хотя в сказках Паустовского почти нет волшебников, в них волшебной силой наделена природа: морозы, дожди, деревья, птицы, звери. Эти волшебные силы природы вторгаются в жизнь людей, они могут быть милосердны или злы, могут помогать и награждать или карать. Это переплетение реального и фантастического - характерная особенность сказок Паустовского. А читатель может сам решать: привела ли тёплый ветер хвастливая сорока или просто наступила оттепель («Тёплый хлеб»), принесли ли дождик ласточки по просьбе лягушки квакши или он при шёл сам по себе («Квакша»), помогло ли больному дедушке волшебное колечко или полегчало ему от тёплого весеннего солнышка («Стальное колечко»). И каждый понимает, как пожелает.

 

Выставки

Выставка-откровение «Наедине с Паустовским» поможет лучше узнать его жизненный путь, круг друзей и единомышленников, этапы творческой биографии, личные наблюдения и откровения.

Выставка-инсталляция «Паустовский и природа: всматриваемся и любуемся» акцентирует внимание на произведениях о природе, о животных, о людях, с которыми мы открываем окружающий мир.

 

Мероприятия

С детьми 7-12 лет

Рассказ «Жильцы старого дома»

 

Чтение-обсуждение «Умейте радоваться»

 - Зачем жильцы перебирают старые вещи? (Старые вещи могут рассказать о многом)

- Вы дома, наверное, разбираете старые вещи?

- Представьте себе, что вы нашли старый бабушкин магнитофон и нажали кнопку. Какие песни можно услышать?

- Какая старинная вещь привлекла внимание автора? Кто её сделал?

- Почему автор рассказывает о мастере, словно хорошо его знает? (Он начитан, знает о Шотландии, о людях этой страны. Это говорит о том, что писатель был образованным человеком).

- С того момента таинственный мастер стал жильцом этого дома? Какой эпизод наиболее образно подчеркивает присутствие мастера? (Когда шкатулка вдруг заиграла, словно мастер сам ее завёл).

По описаниям узнайте героев рассказа «Жильцы старого дома».

  1.  Зеленая мечтательница, которая замирала, глядя на огонь керосиновой лампы. Она героически переносила «Страшную пытку Средневековья» и доверяла людям, позволяя себе увлечься сказкой «волшебного алмаза».
  2. Похожа на цыганку: и шаль пестра, и чернота. Взлетит на крышу спозаранку, кудахчет целых три часа. Задириста, криклива, упряма всем на диво. Гроза котов и псов.
  3. Сварливый, голенастый, с мозолистыми лапами.
  4. Черный, с «твердыми привычками» чистюля. Любил лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Глаза его белели от злости.
  5. Маленький, рыжий, кривоногий, очень похож на крысу. (Лягушка, черная курица, петух Горлач, кот Степан, такса Фунтик).

 

Викторина

  1.  Назовите имя таинственного мастера далекой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздавался иногда в старом доме. (Гальвестон).
  2. Назовите фамилию и имя английского писателя 19 века, автора исторических романов, чьи произведения читали в пасмурные дни хозяева старого дома. (Вальтер Скотт, автор романов «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.).
  3. Какую мелодию заиграла музыкальная шкатулка, когда «проснулась» после многолетнего сна? («В милые горы ты возвратишься…»).
  4. Героями рассказа «Жильцы старого дома» являются не только люди и животные, но и предметы. Назовите все предметы, о которых упоминается в рассказе К.Г.Паустовского. (Ходики, музыкальная шкатулка, колокольчик с надписью: «Дар Валдая», барометр, всегда показывавший «великую сушь»).

 

Литературная игра «Жильцы старого дома»

Для этой игры также требуется лист ватмана, на нём должны быть изображены деревенский двор, лужица, дом со скворечником на крыше, с чердаком, несколькими окошками, крыльцом. Детям предлагается «расселить» в доме и во дворе жильцов: кот Степан (на крыльце), такса Фунтик (в доме), петух Горлач (во дворе), курица (во дворе), лягушка (в луже или под крыльцом), скворец (в скворечнике на крыше), а также старые вещи: музыкальная шкатулка, веер, старая книга (на чердаке), ходики, керосиновая лампа, барометр (в доме).

 

«Кот-ворюга»

Чтение-обсуждение рассказа

  1.  Назовите имя друга детства К.Г. Паустовского, о котором автор упоминает в рассказе. Этот человек впоследствии также стал писателем. (Рувим Фраерман).
  2. Какая мысль рассказа показалась вам самой главной? (Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей»).
  3. Как выглядит герой рассказа? («у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста», «тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий… с белыми подпалинами на животе», с «зелеными … глазами»).
  4. Каков главный герой рассказа – кот? Назовите его характеристики (Хитрый, ворюга, ловкий, нахальный, «кот, потерявший всякую совесть», «бродяга и бандит», «кот-беспризорник»).
  5. Расположите иллюстрации к рассказу так, чтобы события, изображенные на них, передавали последовательность сюжета.

 

 «Барсучий нос»

Чтение-обсуждение рассказа

Какое блюдо хотел приготовить рассказчик? (Картофель жареный на сале).

К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Барсучий нос»? (Рассказ. Описан один эпизод из жизни героя, одно событие. Немного героев. Небольшое по объему).

Расскажите, как барсук пытался залечить свой обожженный нос? («…расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос…, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос…»).

Опишите внешний облик барсука - главного героя рассказа. (Маленький зверь, острая мордочка с черными пронзительными глазками, мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, шершавый язык, полосатая шкурка, пушистые лапы).

Вы запомнили страдания барсука? (в тексте: «…Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли… Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь…». Жалко барсука, потому что он страдал от боли).

 

Общая методика обсуждения сказок

 Опишите героев сказки; место и время, где происходит действие произведения.

Объясните поступки героев и расскажите о своем отношении к ним.

Как автор относится к главному герою сказки?

Опишите ваши чувства от прочтения сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Как перекликаются ваши чувства с описанием автора?

Читал ли ты сказку «Стальное колечко». Вспомни главных героев сказки. Какой у каждого из них характер.

Как ты думаешь, что можно сказать о характере человека, который написал сказки «Стальное колечко» и «Теплый хлеб»?

 

Игровые задания по разным произведениям

«Словари»

«Хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка…» (К. Паустовский)

- Предложите составить толковые словарики «лесных» слов: «О временах года», «О реках и озёрах», «О растениях и животных».

«Памятники литературным героям»

Памятники героям. «Почему бы у нас не ставить памятников литературных героев» (К. Паустовский)

- Какие памятники литературным героям вам известны? Кому из литературных героев вы бы предложили поставить памятник? Подумайте над его проектом.

Список замечательных людей

«Я начал составлять для этой книги список замечательных людей» (К. Паустовский)

- Составьте список замечательных людей, известных вам. Охарактеризуйте этих людей. Объясните: почему выбрали именно их.

Географические карты

«Ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой» (К. Паустовкий).

- Совершите путешествие по географической карте - по тем местам, где жил и бывал Паустовский.

Викторина «Что такое? Кто такой?»

✦ Что это: «Старое колесо скрипнуло, с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее… и вдруг вся (она) затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть…» (Мельница из сказки «Тёплый хлеб»).

✦ Кто это: его поймали на огороде и посадили в коробок от спичек. Он «сердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили». Но его не выпускали, а подсовывали в коробок травинки: что бы не умер от голода. (Жук-носорог из сказки «Похождения жука-носорога»).

✦ Кто это: (Он) «спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму (он) жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин… Кашу склёвывал из мисок, а хлеб старался вырвать из рук» (воробей Сидор из сказки «Стальное колечко»).

✦ Кто это: «Думал (он), думал, нюхал воду, скрёб в затылке и наконец решился - прыгнул в воду, ахнул и поплыл… а телята - глупые они ещё были - подняли головы, наставили уши и смотрят: что это за старый пень плывёт по реке?» (медведь из сказки «Дремучий медведь»).

✦ Кто это: (Она) «шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей толь ко посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей». (Весна в сказке «Стальное колечко»).

✦ Что это: «Воробей подлетел к Золушке… и на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный …» (Хрустальный букет, в сказке «Растрёпанный воробей»).

✦ Кто это: «Мы … можем… залезть в ходики, почистить всю механику наждаком и протереть тряпицей. За это мы… берём по соглашению - копеек пять, а то и все шесть». («Артельные мужички»).

✦ Что это: «Недавно ещё (его) считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай… Но вскоре заметили, что сосёнки в тех местах, где уничтожен (он), совсем не могут бороться с холодом… и начисто погибают. Оказалось, что (он) - очень теплый цветок, потому что вокруг (него) стоит тёплый воздух. (Он) выделяет из себя теплоту… (Он) не только воздух обогревает, но и почву». (Кипрей в сказке «Заботливый цветок»).

✦ Кто это: «Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове… - Эх ты, беспризорник! -сказал милиционер, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал… в карман шинели». (Воробей Пашка в сказке «Растрепанный воробей»).

✦ Кто это: (Она) «сидела в темно те, таращила глаза и ждала, когда люди перестанут ходить, разговаривать… Тогда можно будет немного попрыгать по клумбе, пожевать листья астр, по трогать лапкой уснувшего шмеля…» (древесная лягушка-квакша в сказке «Квакша»).

✦ Что это: «Такой грозы он ещё не видал. Молний было слишком много. Звёзды не висели неподвижно на небе…, а взлетали с земли, освещали всё вокруг ярким светом, дымились и гас ли… Какие-то жуки со свистом проносились мимо… с такими жуками лучше не связываться, - уж очень много их свистело вокруг». (Это бой, взрывы, пули в сказке «Похождения жука-носорога»).

✦ Кто это: «Он всегда напевал одно и то же: «Сидел рыбак весёлый На берегу реки, И перед ним по ветру Качались поплавки» (Рыбак Глеб из сказки «Квакша»).

Викторина «Из какой сказки эти слова»

  •  «От сказки не только ребятам, а даже бойцам одно удовольствие» (сказал солдат Пётр Терентьев из сказки «Похождения жука-носорога»).
  • «Не только человеку извинение требуется» (сказал мельник Панкрат из сказки «Тёплый хлеб»).
  • «Жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького цвет ка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок» (автор, Константин Паустовский в сказке «Заботли% вый цветок»).
  • «От маленькой радости смеются, а от большой — плачут» (мама в сказке «Растрёпанный воробей»).
  • «Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей» (бабка Анисья в сказке «Дремучий медведь»).
  • «Нигде на белом свете не может быть так хорошо… наша земля истин ный рай, и нету другой такой хорошей земли на белом свете» (дед Кузьма в сказке «Стальное колечко»).

 

Игра «Добавь слово»

1. «Дремучий …». 2. «Похождения … носорога». 3. «Растрёпанный …». 4. «… цветок». 5. «Артельные …». 6. «Тёплый …». 7. «Стальное …». 8. «Древесная лягушка …».

 

С подростками 13-15 лет

Чтение с остановками рассказа «Старый повар»

Вступление

Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? Каким вы представляете себе старого повара?

Эпизод 1

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство Марии.

Вопросы

Оправдались ли ваши прогнозы? Что вы угадали, что нет? Какое настроение чувствуется в начале повествования? Какими словами оно создается?

Что мы узнали о жизни старого повара? Что будет дальше? Как будет развиваться сюжет?

Предположите!

Эпизод 2

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

- Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

- Что же делать? - испуганно спросила Мария.

- Выйди на улицу, - сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

- Наша улица такая пустынная… - прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Вопросы

Что же узнали мы нового о старике? Что могло мучить старого повара? Каким человеком он вам видится?

Эпизод 3

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула.

Человек остановился и спросил:

- Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

- Хорошо, — сказал человек спокойно. - Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом.

При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

- Говорите! - сказал он. - Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

- Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. - А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

- А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? - спросил незнакомец.

- Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

- Как вас зовут? — спросил незнакомец.

- Иоганн Мейер, сударь.

- Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, - вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

- Аминь! - прошептал старик.

- Аминь! - повторил незнакомец.

Вопросы

Удалось ли вам угадать, что тяготило совесть старика? Какой это был грех? Каким теперь предстает перед вами Иоганн Мейер?
Почему незнакомец сказал старику, что это не грех? Какие же проблемы поднимает Паустовский в рассказе? (Проблема сострадания, греха, совести, подвига во имя любви).

Как вы думаете, признание старого повара - это кульминация или произойдет что-то еще?

Эпизод 4

- А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

- Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

- Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

- Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

- Хорошо, - сказал незнакомец и встал. - Хорошо, - повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет.

- Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

- Слушайте, - сказал незнакомец. - Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

- Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

- А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

- Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

- Я вижу всё это! - крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

- Нет, сударь, - сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

- Да, - ответил незнакомец, - это яблони, но у них очень крупные лепестки.

- Открой окно, Мария, - попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

- Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

Вопрос. Вы можете угадать имя незнакомца? Помним, что действие происходит в Вене, столице Австрии…

Эпизод 5

- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Заключение

Какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа? Выскажитесь. В начале рассказа? В конце? Сейчас? Вспомните, с каким чувством вы начинали читать рассказ. А как изменились ваши эмоции и мысли в процессе чтения?

Что произошло? ЧУДО! КТО совершил чудо и какое? Моцарту удалось совершить для умирающего ЧУДО: он увидел. С помощью чего? Музыки. Сделайте вывод, какой силой обладает музыка?

А только музыка обладает такой силой? Что заставило вас чувствовать и переживать? ИСКУССТВО слова автора. Об мастера совершили чудо: Моцарт для умирающего, а Паустовский - в нашем сознании.

Рассказы и сказки К.Г. Паустовского, вошедшие в круг детского чтения, с указанием даты их написания:

  •  «Барсучий нос» (1935)
  • «Кот ворюга» (1936)
  • «Золотой линь» (1936)
  • «Резиновая лодка» (1936)
  • «Последний черт» (1936)
  • «Заячьи лапы» (1937)
  • «Прощание с летом» (1940)
  • «Жильцы старого дома» (1940)
  • «Подарок» (1940)
  • «Теплый хлеб» (1945)
  • «Похождения жука-носорога» (1945)
  • «Стальное колечко» (1946)
  • «Собрание чудес» (1946)
  • «Дремучий медведь» (1947)»
  • «Растрепанный воробей» (1940)
  • «Артельные мужички» (1949)
  • «Корзина с еловыми шишками» (1958)
  • «Встречи с Гайдаром» (1951)
  • отрывки из книги «Золотая роза» (1955-1964)
  • «Заботливый цветок» (1960)
  • «Квакша» (1954).

 
Список материалов в помощь библиотекарю:

Андреева, М.С. Неведомая и заповедная земля [Текст]: литературный праздник для учащихся 3-5 кл. к 110-летию К.Г. Паустовского / М.С. Андреева // Читаем. Учимся. Играем. – 2002. – № 1. – С. 50-56.

Буячева, О.Ю. Растрепанный воробей [Текст]: литературно-музыкальный утренник по мотивам сказки К.Г. Паустовского для детей мл. шк. вз. / О.Ю.Буячева // Читаем. Учимся. Играем. – 2002. – № 1. – С. 57-60.

Литературная игра по сказкам Константина Паустовского “Уроки доброты Паустовского” 

Литературная игра по творчеству Константина Паустовского “С любовью ко всему живому” 

Литературная игра по рассказам Константина Паустовского “В мире природы с Паустовским”

Литературная игра-обзор по книге Константина Паустовского «Похождения жука-носорога»

Литературный кроссворд по рассказу Константина Паустовского «Стальное колечко» 

Викторина по сказке К. Паустовского “Теплый хлеб” 

Викторина по рассказам К. Паустовского “Зоркое слово”

Певец природы и души: методический курсор к 130-летию со дня рождения Константина Паустовского // Межпоселенческая центральная районная библиотека; информационно-методический отдел; [Сост. М.А. Савкина]. – Карталы, 2022. – 16 с. – Режим доступа:

https://cbs-kartaly.chel.muzkult.ru/media/2022/04/19/1293973871/K._G._Paustovskij.pdf (Дата обращения 19.05. 2022)

Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – 1968 г. - Серия 2, выпуск 2. КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ – М, 2007. – 37 с.  (Дата обращения 20.05. 2022)