7 января - православный праздник Рождества Христова
В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова. Как известно, в нашей стране церковь в начале XX в. не перешла с юлианского календаря на новый, григорианский, поэтому календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами.
Согласно Священному Писанию, 7 января в городке Вифлееме произощла небывалая радость - рождение Богомладенца Иисуса Христа. Он появился на свет в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм животным. Простые пастухи первыми пришли поклониться Спасителю. В это время в Иерусалим шли волхвы (древние мудрецы) с дарами для новорожденного Иисуса. Чудесная звезда указала им путь.
После Октябрьской революции 1917 г. празднование Рождества в России запрещалось. Лишь в середине 1930-х гг. советская власть разрешила наряжать елки, только уже не рождественские, а новогодние. И звезды на елочной верхушке стали по-советски пятиконечными, не связанными с той чудесной звездой, которая привела волхвов к младенцу. СССР оказался единственной страной в мире, где Новый год включал в себя рождественские атрибуты, будучи при этом вполне светским праздником.
После распада СССР Новый год остался традиционным семейным торжеством, но все большее число людей приходит в Рождество в церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. С Рождеством Христовым завершается 40-дневный пост, а потом наступают святки - 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
11 января - День заповедников и национальных парков
Этот праздник отмечается в России с 1997 г. по инициативе ряда экологических организаций. Выбор экологов для проведения Дня пал на дату 11 января не случайно. Именно в этот день в 1916 г. был официально открыт первый в Российской империи государственный заповедник - Баргузинский, расположенный на восточном склоне Баргузинского хребта, на берегу Байкала. Заповедник, действующий и поныне, призван сохранить популяции соболя и других животных на Байкале.
В 1986 г. решением ЮНЕСКО заповеднику присвоен статус биосферного, он включен в международную сеть биосферных резерватов. Особо охраняемые природные территории испокон веков существовали на Руси - заповедные рощи, культовые места. Сегодня в нашей стране насчитывается более 100 заповедников и более 30 национальных парков, где успешно сохраняется богатство растительного и животного мира.
12 января - 385 лет со дня рождения французского писателя Ш. Перро (1628-1703)
В ряду сказочников, «легализовавших» сказку в серьезной литературе, почетное место принадлежит Шарлю Перро, который родился в Париже в многодетной семье адвоката. Ш. Перро тоже стал адвокатом, работал у министра финансов Ж. Кольбера и во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Он был маститым поэтом своего времени, публицистом, академиком Французской академии, автором научных трудов. Ш. Перро считался главным идеологом движения «новых» в их споре с «древними». Это была резкая полемика между теми, кто относился к античным образцам как к непревзойденным («древние»), и теми, кто не считал античное искусство совершенством («новые»).
Несмотря на разностороннюю деятельность, всемирное признание Ш. Перро принесли именно сказки - «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Мальчик-с-пальчик» и другие, вошедшие в сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697 г.). Возможно, 65-летний академик сомневался, воспримут ли читатели всерьез его обращение к сказочному жанру, поэтому подписал книгу именем своего 18-летнего сына - П. Дарманкура. Известные фольклорные сюжеты писатель изложил с присущим ему талантом, юмором, «облагородив» народный язык. Эти сказки подходили прежде всего для детского чтения. По их мотивам создавались шедевры музыки и кино. На русский язык сказки были переведены в 1768 г.
22 января - 225 лет со дня рождения английского поэта Д.Г. Байрона (1788-1824)
Поэзия и образ жизни английского поэта Джорджа Гордона Байрона стали знаменем романтиков XIX века. До него не было поэта, который с таким правом мог бы претендовать на роль кумира своего поколения, и не только в Англии. В десять лет Д.Г. Байрон унаследовал титул лорда, но рос без отца, в бедности. Ранимость, надменность, служившая формой самозащиты, тоска нередко задают главную тональность в его поэзии. Суть байронизма (так стали называть подобное умонастроение еще при жизни поэта) определил А.С. Пушкин: «преждевременная старость души» как драма поколения, задыхавшегося в европейской атмосфере после наполеоновских войн. В поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» предстает новый тип героя, на котором лежит такая печать времени. Постепенно вокруг Д.Г. Байрона накалялась атмосфера скандала, и он покинул Англию. В изгнании писатель создал поэму «Шильонский узник», философские драмы «Манфред» и «Каин», несколько пьес, первые главы стихотворного романа «Дон-Жуан», преумножившие всемирную славу автора. Поселившись в Италии, он сблизился с повстанцами, которые боролись против австрийских поработителей страны, помогал нищим, жертвовал свои средства на храмы. Когда Д.Г. Байрон погиб, отдав жизнь за освобождение Греции от турецкого владычества, его оплакивала вся мыслящая Европа. Из одних лишь русских траурных откликов, наверное, составилась бы целая книга, а открываться она могла стихотворением А.С. Пушкина «К морю».
23 января - 230 лет со дня рождения французского писателя Стендаля (1783-1842)
Анри Мари Бейль - настоящее имя знаменитого прозаика, известного под литературным псевдонимом Стендаль. Он родился на юге Франции, в Гренобле. В юности увлекался точными науками, служил офицером в наполеоновской армии, участвовал в походе на Россию. Завершилась его военная карьера после падения Наполеона.
Когда к власти вернулись изгнанные революцией Бурбоны, Стендаль переезжает в Италию, где сближается с борцами за освобождение страны от иноземных захватчиков, знакомится с поэтом Д.Г. Байроном. Вернувшись во Францию, писатель занимается дипломатической службой. В историю литературы Стендаль вошел как новеллист и автор пяти романов. Два из них - «Красное и черное» и «Пармская обитель» - признанные шедевры французской прозы. В «Красном и черном» воссоздана картина жизни современного Стендалю общества 1820-1830-х гг. Это социально-политический роман, где главный герой - Жюльен Сорель, сын плотника - делает выбор в соответствии с законами своего времени и, набравшись жизненного опыта, осознает, что окружающее общество построено на лжи и насилии. Действие «Пармской обители» происходит в Италии. Любовь, революционная борьба карбонариев, отношение общества к Наполеону - основные темы книги. Описывая события, в которых участвует офицер Фабрицио дель Донго, автор показывает иллюзорность представлений о Наполеоне как о дарителе свободы. В этом произведении впервые в мировой литературе снят ореол романтики с военных действий. Сам Наполеон, который вначале мнится главному герою легендарной личностью, оказывается маленькой фигуркой, едва различимой на поле битвы при Ватерлоо.
Стендаль был новатором в области литературного стиля. Он уменьшил роль повествователя в произведении и усилил роль внутреннего монолога самого персонажа, отказался от витиеватостей, свойственных писателям-романтикам.
25 января - День российского студенчества (Татьянин день)
25 (12) января 1755 г. - в день памяти святой мученицы Татианы - императрица Елизавета подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и образования. Святая Татиана считается покровительницей студенчества, а ее имя в переводе с греческого означает «устроительница».
Татьянин день сначала праздновался как день рождения университета. Затем по указу Николая I стало отмечаться не открытие университета, а подписание акта о его учреждении. Так появился праздник всех студентов, совпадающий с началом каникул, что отмечалось студенческим братством шумно и весело. В этот день полицейские на улицах не предъявляли претензий к сильно нетрезвым молодым людям, могли козырнуть и осведомиться: «Не нуждается ли господин студент в помощи?» Замечательная традиция отмечать Татьянин день сохранилась до наших дней в России, Белоруссии, Молдавии, Украине.
В нашей стране с 25 января 2005 г. праздник называется Днем российского студенчества, что закреплено законодательно - Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995, № 32 и Указом Президента России «О Дне российского студенчества» от 25.01.2005, № 76.