1 октября - 140 лет со дня рождения писателя русского зарубежья И.С. Шмелева (1873-1950)

Иван Сергеевич Шмелев родился и вырос в Москве, в семье подрядчика по строительным работам. В доме чтили традиции патриархального уклада и православного благочестия. Благодаря профессии отца будущий писатель много общался с мастеровыми, получая хорошее представление о народной трудовой России. Желание писать пробудилось у И. Шмелева во время учебы в московской гимназии.

В 1895 г. журнал «Русское обозрение» напечатал его первый рассказ «У мельницы», а после поездки на Валаам вышла книга очерков «На скалах Валаама». Книга, рассказывающая о Валаамском монастыре с точки зрения светского туриста, не имела успеха. И на 10 лет И. Шмелев отходит от творчества, погрузившись в учебу на юрфаке Московского университета и в чиновничью службу в центральных губерниях России. Возвращение И. Шмелева в литературу началось с творчества для детей и юношества, когда журнал «Детское чтение» опубликовал его рассказ «К солнцу» и другие произведения для юных читателей.

В 1907 г. И. Шмелев вышел в отставку, возвратился в Москву и всецело посвятил себя литературе. Повесть «Человек из ресторана», написанная от лица пожилого официанта и в свойственной И. Шмелеву форме сказа, поставила автора в ряд лучших писателей реалистической школы начала XX в. После октябрьской революции 1917 г. писатель эмигрировал из России и продолжал успешно работать. «Среди зарубежных русских писателей И.С. Шмелев - самый русский. Ни на минуту в своем душевном горении он не перестает думать о России и мучиться ее несчастьями», - отмечал поэт К. Бальмонт.

Самое известное произведение И. Шмелева - роман «Лето Господне». Обращаясь к поре детства, И. Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, который растет в крестьянской и купеческой среде. Эта среда показана как целостный мир, полный нравственного здоровья, любви и человечности, красивых православных праздников и обычаев. Книгу можно назвать художественной энциклопедией русского православия. И. Шмелев очень интересовался атмосферой монашеской жизни. В 1936 г. он останавливался в Псково-Печорском монастыре. Скончался И. Шмелев в Париже. В 2000 г. осуществлен завет писателя: прах его и его жены перевезен на родину и погребен в московском Донском монастыре.

5 октября - Международный день учителя

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...» Известные слова поэта Н. Некрасова можно адресовать всем педагогам. На Руси перед профессией учителя всегда преклонялись и видели в ней гораздо большее, чем обучение азам наук. Учитель - носитель духовного, нравственного начала. Он выполняет особую гражданскую миссию - воспитывает молодое поколение.

Учредителем Международного дня учителя стала межправительственная конференция, которая состоялась 5 октября 1966 г. в Париже и была посвящена теме «Статус учителей». В ходе конференции представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». В 1994 г. ЮНЕСКО официально утвердила 5 октября профессиональным праздником педагогов. Праздник, отмечаемый во многих странах, призван обратить внимание общественности на проблемы учительства, на условия его труда. И, конечно, в этот день звучат слова признательности и благодарности в адрес тех, кто ведет учащихся по дороге знаний.

19 октября - День Царскосельского лицея

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 г. - Александровский лицей), основанный по указу Александра I, был высшим учебным заведением для дворянских детей. Он действовал с 1811 по 1843 г. и размещался во флигеле Екатерининского дворца, где у каждого лицеиста была своя комнатка - «келья», как называл ее А. Пушкин. Учебная программа со временем менялась, но сохраняла гуманитарно-юридическую направленность и ориентировалась на подготовку государственных чиновников высших рангов.

Отличительной чертой лицея был запрет телесных наказаний воспитанников. В русской истории этот лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. Пушкина и воспетая им в поэзии. 19 октября 1811 г. юный А. Пушкин был зачислен в только что открытый лицей. Именно здесь будущий поэт встретил лучших своих друзей - И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера, вместе с которыми остро переживал события Отечественной войны 1812 г. А. Пушкин участвовал в подготовке рукописных лицейских журналов, был принят в литературное общество «Арзамас», начал общаться с литераторами Н. Тургеневым и П. Вяземским, с историком Н. Карамзиным и философом П. Чаадаевым. Лицеисты первого выпуска не случайно ввели в оборот выражение «лицейское братство»: дружбу они считали великой ценностью. В истории мало найдется школ, оставивших такой яркий след, как это удалось сделать лицею из Царского Села. С 1974 г. в здании бывшего лицея действует музей.

19 октября - 95 лет со дня рождения писателя русского зарубежья, барда А.А. Галича (1918-1977)

Галич - литературный псевдоним, составленный Александром Аркадьевичем Гинзбургом из букв собственных фамилии, имени, отчества. Будущий поэт, драматург, киносценарист, автор и исполнитель собственных песен родился на Украине в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) в семье экономиста и служащей консерватории. В 1920-х гг. семья поселилась в Москве. Там А. Галич учился в Литинституте и в Оперно-драматической студии К. Станиславского, но не окончил их.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны он занимался в Театре-студии А. Арбузова и В. Плучека, где дебютировал как драматург, став одним из авторов пьесы «Город на заре». Из-за порока сердца А. Галич не попал на фронт. Он работал в театре в Ташкенте, где А. Арбузов сформировал театральную труппу из своих бывших студийцев. А. Галич стал автором пьес «Улица мальчиков», «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Матросская тишина» и многих других, создал сценарии к кинофильмам «Верные друзья» (в соавторстве с К. Исаевым), «Дайте жалобную книгу» и к другим.

В 1950-х гг. во вполне благополучном советском литераторе вдруг проснулся бард-сатирик. А. Галич стал писать стихи и песни, которые воспринимались как диссидентство, вызов. Первой песней была «Леночка» - о девушке-милиционере, в которую влюбился заморский шах. Потом появились «Старательский вальсок», «Красный треугольник», «Аве Мария», «Караганда». Песни он исполнял под собственный аккомпанемент на гитаре и стал одним из основоположников жанра русской авторской песни наряду с В. Высоцким и Б. Окуджавой. Политическая острота этих песен, конечно, привела к конфликту с властями. Стихи А. Галича не печатали и не позволяли выпустить пластинку. Это был запрет А. Галичу на профессиональную деятельность. Он выступал со своими песнями по квартирам на так называемых домашних концертах, дававших ему небольшие заработки. Песни распространяли в магнитофонных записях, которые при обысках изымались. В 1971-72 гг. А. Галич был исключен из Союза писателей СССР и из Союза кинематографистов.

В 1977 г. он эмигрировал в Норвегию, потом жил в Германии и Франции. В Париже писатель погиб от несчастного случая. В конце 1980-х гг. имя и творчество А. Галича вернулись на родину, он был посмертно восстановлен в обоих творческих Союзах.