4 (н.ст. 16) мая - 125 лет со дня рождения И. Северянина

Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) родился в Санкт-Петербурге в 1887 г. в семье офицера. Свои первые стихи будущий знаменитый поэт начал писать в детстве. Юношеские годы И. Северянина  прошли в Новгородской губернии, где он окончил четыре класса реального училища. После распада семьи он вместе с отцом уехал на Дальний Восток, а в 1904 г. переселился к матери в Гатчину под Санкт-Петербургом. Северо-Запад был  юноше по душе, природа тех мест привлекала неброской красотой, поэтому не случайно он придумал себе литературный псевдоним - Северянин.

Молодой автор начал печататься в 1905 г. Он стал основателем литературного движения эгофутуризма, в 1911 г. организовал в Петербурге объединение «Ассоциация эгофутуристов». Его поэзия отличается музыкальностью, словесной игрой, наличием неологизмов. Настоящую славу принес И. Северянину сборник «Громокипящий кубок», изданный в 1913 г. В том же году автор начал успешно выступать с вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Санкт-Петербурге.

После Октябрьской революции И. Северянин поселился в эстонском              поселке Тойла. В 1918 г. он ненадолго оказался в Москве, где на поэтическом вечере в московском Политехническом музее был избран «Королем поэтов». Оккупация Эстонии германскими войсками в 1918 г. и  провозглашение ее самостоятельной республикой в 1920 г. превратили И. Северянина в эмигранта. Он почти безвыездно жил в Тойла вместе с женой, издал небольшим тиражом поэтические сборники «Вервена», «Менестрель». Присоединение Эстонии к СССР в 1940 г. дало писателю надежду на более успешное издание своих произведений и на возможную поездку по стране, но начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула эти планы. И. Северянин - ярчайшая фигура русской поэзии «Серебряного века» - скончался в оккупированном фашистами Таллинне в декабре 1941 г.

17 (н.ст. 29) мая - 120 лет со дня рождения И. Соколова-Микитова

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в поселке Осеки Калужской губернии в 1892 г. в семье лесного приказчика. Он не получил специального образования, но сама жизнь И. Соколова-Микитова, похожая на приключенческий роман, давала ему сюжеты для творчества. Он недолго поучился в смоленском реальном училище и на сельскохозяйственных курсах в Петербурге, а потом вплоть до Первой мировой войны плавал матросом на торговых судах. Войну встретил в Греции и с риском для жизни добирался до России, едва не угодив к туркам в плен. Из России отбыл на фронт в санитарном отряде, потом - служба во флоте, работа учителем сельской школы, арест деникинской контрразведкой в годы гражданской войны, несколько лет жизни в Англии и Германии, труд репортера... В прессе печатались его заметки, фельетоны, стихи.

Настоящее литературное творчество началось для И. Соколова-Микитова с публикации в журнале «Аргус» детской сказки «Соль земли» в 1916 г. Хотя он никогда потом не считал себя «настоящим» детским писателем, тема детства очень заметна в его творчестве. В 1918 г.  появилась первая книга прозаика - сборник сказок «Засупоня», в 1922 г. - сборник рассказов «Кузовок». В дальнейшем автор перерабатывал «Кузовок», печатая главы для детей под названиями «Лесные картинки», «От весны до весны» или «Весна Красна». Следуя традициям С. Аксакова, И. Тургенева, И. Бунина, он с большой любовью воспевал родную природу, печалился о судьбе русской деревни, вспоминал о своем детстве и путешествиях по миру. И. Соколов-Микитов сочинил множество сказок и рассказов для детей, а его  путевые книги «Летят лебеди», «Северные рассказы», «Ленкорань» во многом адресовались молодежи, которую во все времена увлекали странствия. В сборниках «На камушке. Игры», «Дружба зверей», «Лисьи увертки» писатель рассказал детям о русских народных играх, обрядах. В 1935 г. по сценарию И. Соколова-Микитова режиссер Ю. Тарич поставил кинофильм «Путь корабля». В годы Великой Отечественной войны автор, как и многие другие писатели, служил военным корреспондентом, а потом вновь начал путешествовать, участвовал в экспедиции Академии наук на Таймыр. В 1967 г. И. Соколов-Микитов поселился с семьей в Москве и, несмотря на надвигающуюся слепоту, писал новые рассказы для детей, подготовил книгу воспоминаний «Давние встречи», увидевшую свет уже после кончины прозаика.

И. Соколов-Микитов ушел из жизни в Москве в 1975 г. 60 лет его бурной, необыкновенной биографии связано с писательством, хотя, по его словам, он «не старался быть писателем», а просто всматривался в то, что не каждому дано заметить.

   19 (н.ст. 31) мая - 120 лет со дня рождения К. Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский вошел в историю русской литературы как романтик в прозе, лирик, философ. Но в отличие от своего старшего друга А. Грина, создавшего в своих романтических произведениях особый «блистающий» мир, К. Паустовский открывал такой мир на родной земле.

Его бесконечные путешествия по стране начались еще в детстве. Родившись в Москве с семье железнодорожного служащего в 1892 г., К. Паустовский рос в Киеве под опекой бабушки и дедушки, а его родители расстались. В киевской гимназии он учился одновременно с будущим писателем М. Булгаковым и певцом А. Вертинским. После двух лет учебы в Киевском университете переехал в Москву, поступил на юрфак Московского университета, но не окончил и его. В 1920-х годах К. Паустовский колесил по стране, меняя профессии санитара, учителя, рабочего, журналиста... Странствия дали ему материал для создания целого цикла автобиографических художественных произведений: «Далекие годы» (1945 г.), «Беспокойная юность» (1954 г.), «Начало неведомого века» (1956 г.) и другие. Эти и остальные крупные сочинения К. Паустовского построены по мозаичному принципу, из небольших фрагментов, напоминающих рассказы. Именно в жанре рассказа особенно проявилась индивидуальеность К. Паустовского как писателя. Многие рассказы и сказки вошли в круг детского чтения: «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Стальное колечко» и другие.

В предвоенные годы К. Паустовский «открыл» для себя недалеко от столицы почти нетронутый тогда уголок природы - мещерские леса, чему посвятил цикл «Мещерская сторона». Тема необходимости бережного отношения к природе звучит в повестях «Кара-Бугаз» и «Колхида». Чувство любви к природе было равнозначно для него чувству любви к Родине. К. Паустовский обращался и к историчекой теме. Например, «Судьба Шарля Лонсевиля» рассказывает о судьбе французского офицера, захваченного в плен в 1812 г. А «Северная повесть» посвящена истории двух русских семей, дворянской и крестьянской, со времен декабристов по 1940-е годы. Любимым жанром исторической прозы у автора были жизнеописания знаменитостей, особенно - людей искусства.

Во время Великой Отечественной войны К. Паустовский работал военным корреспондентом, а с наступлением мирной жизни побывал во многих зарубежных странах. Его путевые очерки и рассказы проникнуты ощущением родства всех народов. Главное внимание в послевоенные годы писатель уделил автобиографической «Повести о жизни», состоявшей из шести книг.

К. Паустовский скончался в Москве в 1968 г. Похоронен в городке Таруса, стоящем на берегу Оки. В Тарусе писатель подолгу жил. « Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара», - писал он.