Гаврилова Инга Юрьевна, ведущий методист отдела научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы,

Степанова Татьяна Алексеевна, заведующая отделом научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы

Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно

Помнить все то, что когда-то касалось нас всех

Ю. Визбор

Академик, ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв справедливо заметил: «Мы должны не только знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего».

Отношение к прошлому своей страны, своего города, поселка - оно не приходит само собой. Оно приходит через семью, где хранят память о предках, через школу, библиотеку, через общение со старшими. Каждый населенный пункт Псковской области имеет свою уникальную память о ярких свидетельствах ужаса войны и силы духа народа. Сбережение этой памяти новым поколением нашей страны - цель XIII регионального детского литературного конкурса «Имени героя...» (проект «Сумка почтальона»), посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

По условиям конкурса его участники должны были представить авторские литературные или исследовательские работы, описывающие памятники, скульптуры, другие памятные места, связанные с Великой Отечественной войной, сведения об официальных или народных названиях улиц, парков, учреждений культуры и образования. Ребята могли создать рассказ, эссе, очерк или стихотворение.

В конкурсе участвовало свыше 50 детей и подростков из 11 районов Псковской области: Бежаницкого, Себежского, Печорского, Локнянского, Палкинского, Гдовского, Пыталовского, Опочецкого, Дновского, Пушкиногорского, Пустошкинского, а также городов Пскова, Великих Лук, Резекне (Латвия).

Ребята прислали запоминающиеся трогательные повествования о борьбе людей против фашистских оккупантов на территории наших городов и деревень и о земляках, воевавших на фронте в других местах.

Со страниц работ возникают они перед мысленным взором читающего конкурсную работу: сотни дновцев, стоявших за хлебом в каменной лавке 9 июля 1941 года, молоденькие локнянские девушки, партизанки-разведчицы Люба Богомолова и Паня Никифорова, представители опочецкого рода Богдановых, летчики Андрей Веселов и Сергей Фельшеров, погибшие в небе над пыталовской деревней Мостищи, и многие, многие другие.

Жюри оценивало представленные работы по критериям: патриотическая направленность, грамотность изложения, самостоятельность работы.

Все участники конкурса получили благодарственные письма, а победители - дипломы и подарки. Лучшие работы стали частью выставки в областной библиотеке для детей и юношества им. В.А.Каверина, посвященной великой Победе.

Лучшими творческими работами признаны:

Диплом I степени:

- Деева Эвелина за работу «Последний раз за хлебом», ученица 8 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы № 50» г. Дно.

Диплом II степени:

- Григорьева Полина, 15 лет за работу «Улица партизанки-разведчицы Любы Богомоловой», ученица 8 «Б» Локнянской средней школы.

Диплом III степени:

- Моисеев Егор за работу «Улица имени Ратова», ученик 3 класса МБОУ «Яммская СОШ» Гдовского района.

Жюри отметило несколько работ специальными призами.

Специальный приз жюри в номинации «Сохранение семейной памяти»:

- Алексеева Ольга Игоревна, 13 лет за работу «Богдановский корень», ученица 7 «А» класса МБОУ гимназия г. Опочки, участница литературного объединения «Радуга».

Специальный приз жюри в номинации «За любознательность и оригинальность работы»:

- Гостенкова Виктория , 12 лет - «Дом Смирнова», ученица 6 «В» класса МБОУ «СОШ №5», г.Великие Луки.

Специальный приз жюри в номинации «За глубину исследования» :

- Мусанёв Юрий , 12 лет за работу «Шариков Александр Николаевич», ученик 6 класса Миритиницкой основной общеобразовательной школы, Локнянский район.

Познакомимся с работами победителей.

«Последний раз за хлебом» - это название рассказа, составленного на основе архивных документов о трагически погибших жителях г. Дно в самом начале Великой Отечественной войны, учащейся восьмого класса Эвелины Деевой, получившей дипломом I степени.

«В течение нескольких дней вражеская авиация бомбит станцию Дно. Главными объектами налета стали паровозное депо и коммуникации железнодорожного узла. Одна из бомб упала на железнодорожный магазин - «каменную лавку»... Сегодня мы с вами пройдем сквозь призму времени в тот далекий июль, опираясь на рассказы дновцев и архивные документы»,- так представляет свою работу автор.

В результате сброса первой бомбы в большое скопление людей, пришедших за хлебом в «Каменную лавку», погибли более ста человек (восемьдесят шесть из них - дети). Приводятся несколько рассказов очевидцев событий того трагического утра: одной из сестер, после работы пришедшей в железнодорожную баню в тот день; мужчиной, сестра которого уговорила его вернуться домой, чтобы переодеться, и это спасает ему жизнь и рассказы других очевидцев. Эти истории, записанные со слов участников тех событий, не могут не затронуть душу. Дновский поэт Игорь Фадеев посвятил погибшим землякам стихи:

...Стояла очередь за хлебом,

Был светел горизонт и чист.

Никто не знал, никто не ведал,

Что с бомбой

прилетит фашист.

А он уже летел, проклятый,

Неся на черных крыльях

смерть!

Стояли взрослые, ребята,

Чтоб «хлеб насущный

даждь нам днесь...»

К депо зенитки не пустили,

Тогда над лавкой взвился рев.

Последней бомбою накрыли

Детей, старух и стариков...

В городе Дно на месте первой бомбардировки в 2015 году поставят памятник, он будет представлять собой постамент из чёрного гранита, на котором установят белого скорбящего мраморного ангела.

Григорьева Полина из Локни, работа которой была отмечена дипломом II степени, отмечает, как важно не просто пройтись по улицам своего города, а всмотреться в их названия, узнать об истории, связанной с ними. Есть в Локне улица Любы Богомоловой, а известно о ней совсем немного. Полина разузнала подробнее о короткой жизни своей землячки и рассказала о ней.

В ноябре 1942 года Любовь Богомолова, получив задание командования бригады, вместе с группой отправляется в путь с целью установления расположения немецких и полицейских гарнизонов, а также распространения агитационной литературы. Заметив немца на берегу озера, две девушки пленили его и узнали нужную информацию. В условленном месте вся группа встречается вновь, но в последнем из домов деревни оказываются немцы. Последний бой семнадцатилетних разведчиц Любы Богомоловой и Пани Никифоровой навсегда увековечил их имена в ленте событий Великой Отечественной войны.

В родном городе Осташкове (Тверская область) один из переулков носит имя Л.Богомоловой., в поселке Локня именами Пани Никифоровой и Любы Богомоловой названы две улицы, по которым торжественно прошли участники митинга, посвященного героям партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.

«Задумайтесь! Они дали жизнь и свободу каждому из нас и всем, кто придет потом. Они погибли, чтобы жили мы, чтобы никогда больше не было войны. Они отдали свои жизни... Они живы, потому что живут в памяти не только близких, но и всего народа», - такими словами завершается рассказ о партизанке-разведчице Любе Богомоловой.

Работа, отмеченная дипломом III степени, выполнена учащимся третьего класса школы села Ямм Гдовского района Моисеевым Егором и посвящена судьбе и подвигам генерал-майора Петра Филипповича Ратова. С 1985 года именно его имя носит одна из улиц поселка Ямм, которая ведет в населенный пункт из деревни Чернечки.

Читая увлекательный рассказ о жизни П.Ф.Ратова, сразу обращаешь внимание на логику изложения, полноту раскрытия темы и хронологическую последовательность описываемых событий. Автор работы обращался за материалом в Гдовский музей истории края.

Пройдя путь от рядового до генерал-майора, П.Ратов с 1942 по 1944 годы был командиром 196-й стрелковой Гатчинской Краснознаменной дивизии, участвовал в наступательных кампаниях против немецких захватчиков. Эта дивизия вела боевые действия на псковской земле с февраля по июль 1944 года за город Гдов, поселок Ямм, освобождала деревню Полна и другие населенные пункты района.

Рассказ по теме дополнен результатами расследований, проведенных отрядом «Неизвестный солдат» в местах переформирования 196-й стрелковой дивизии в марте-апреле 1946 года. В приложениях к работе представлены копии удостоверений к нагрудным знакам героя, диплома об окончании Академии Генерального Штаба Павлом Ратовым.

С первой страницы работы Ольги Алексеевой «Богдановский корень» мы сразу погружаемся в историю ее семьи: год назад бабушка рассказала девочке о сборнике «Розы на снегу», в частности, о рассказе Людмилы Бурцовой «Богдановский корень», в котором и повествуется о жизни во время Великой Отечественной войны предков Богдановых по отцовской линии.

Представляя свое эссе «Письмо Богдановой Ксении Павловны своему сыну Богданову Ивану Яковлевичу» по мотивам прочитанного, девочка пишет: «Это история одной женщины (моей прапрабабушки Ксении Павловны Богдановой) и ее семьи в эпистолярном жанре, ведь именно этому жанру свойственна искренность и эмоциональность...»

Читаешь текст эссе и живо проникаешься сопереживанием событиям, происходившими с лета по весну 1941 года в Дедовичском районе - Партизанском крае. Особенно остро чувствуется боль матери за судьбу своих детей: один из сыновей по просьбе отца отправляется в лес, чтобы догнать своих; другой чудом остается в живых после ранения и обморожения. Чтобы не попасть в фашистский плен, глава семьи бросил под ноги гранату... Завершает работу ксерокопия фотографии 1943 года семьи Богдановых - родители и дети - мал мала меньше, никто не улыбается, личики у всех серьезные, видно, что военное лихолетье уже наложило на них неизгладимый отпечаток.

На стене Миритиницкой основной школы имени А.Н.Шарикова (Локнянский район) размещена мраморная плита, которая и привлекла внимание Мусанева Юрия, впервые пришедшего в эту школу в 2010 году, и который провел исследовательскую работу. Расспросив свою маму об этой исторической личности, учащийся обратился за информацией в Интернет, вместе с ребятами и библиотекарем Миритиницкой сельской модельной библиотеки побывал в местах, где жил А.Н.Шариков.

Мальчик Саша Шариков в предвоенные годы тоже учился в этой школе, затем юноша в 1939 году был призван на службу в Красную Армию, воевал на фронте, 20 ноября 1943 года погиб в бою на Керченском полуострове. Удостоен звания Героя Советского Союза.

Одна из улиц поселка Локня носит имя Александра Шарикова. В Локнянской районной библиотеке хранятся письма от участниц событий Великой Отечественной войны, выдержки из которых представлены в приложениях к работе. Одно из них адресовано самому А. Шарикову, а другое - его бабушке Евдокии Дмитриевне.

Большую любознательность проявила и юная великолучанка Гостенкова Виктория, рассказавшая о «Доме Смирнова», расположенном на проспекте Гагарина г. Великие Луки, в настоящее время в здании располагается средняя общеобразовательная школа.

Не зря битву за Великие Луки сравнивают со Сталинградской битвой. Также сражались за каждую улицу, дом Смирнова напоминает знаменитый дом сержанта Павлова в Сталинграде. Сержант Аполлинарий Смирнов в декабре 1942 года возглавил штурм дома №з 5 на тогдашней улице Торопецкой, превращенный фашистскими оккупантами в мощный оборонительный пункт. «За трое суток Смирнов со своими бойцами отбили 26 атак. Стали заканчиваться патроны, не было еды ... Осталась одна граната. Смирнов вспоминал, что они наломали кирпичей, чтобы отбиваться в случае чего. Наступило утро, и немцы вылезли из окопов и пошли в атаку ...». Когда оставшиеся в живых трое наших бойцов приготовились к последнему бою против 300 немцев, по фашистам ударили наши «Катюши» - это пришло подкрепление.

Автор работы обратилась к краеведу Владимиру Викторовичу Орлову, рассказавшему историю этого дома, значившемуся во фронтовых сводках как «Дом Смирнова». В музее школы хранятся рукописи старшего сержанта Апполинария Георгиевича Смирнова.

Нас, жителей Псковщины, объединяет не только земля, на которой живем, но и общая память. Конкурс показал, что такая память у нас есть.

Большая благодарность - всем участникам конкурса за сохранение народной памяти о военном лихолетье, а также - их взрослым наставникам, передающим эту память новым поколениям: «Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили...» (Р. Рождественский).