6-7 октября в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им В.А.Каверина, являющейся одновременно штаб-квартирой Секции детских библиотек РБА, состоялся межрегиональный библиотечно-педагогический совет. На обсуждение выносились вопросы выработки возможных механизмов взаимодействия специализированных детских библиотек и учреждений образования в условиях новых федеральных образовательных стандартов. Можно было бы назвать состоявшееся мероприятие конференцией. Но, нет! Это был именно Совет, встреча лидеров профессионального сообщества, работавших в эти дни в обозначенном формате.
Почему - библиотечно-педагогический совет? Несколько слов - предыстории. В начале двухтысячных годов практически во всех регионах России реализовывались различные проекты, нацеленные на поддержку чтения. Подходы у всех были разные. Именно в те годы в нашей библиотеке стартовал проект «Дорога к чтению». Понимая, что вопросы чтения в значительной степени зависят от того, созданы ли в конкретной территории условия для чтения; пополняются ли книжные фонды специализированных детских библиотек, мы определяли целью проекта позиционирование библиотек, обслуживающих детей и юношество, в местном сообществе. Это была серия круглых столов с представителями муниципальной власти, общественности районов, СМИ по проблемам детского чтения и модернизации библиотечного обслуживания детей и юношества. Одновременно устраивали выездной читальный зал из фондов нашей библиотеки, показывали книги, которые могли бы, но не оказались в фондах муниципальной библиотеки из за недофинансирования.
Проект работал 5 лет. Его результатом стало принятие в ряде районов области целевых программ поддержки чтения, большее внимание со стороны органов власти к проблемам детских библиотек, некоторое улучшение комплектования фондов. Вместе с тем мы понимали, что без продуманного партнерства со школой решить многие вопросы, связанные с тем, что принято называть продвижением чтения, невозможно.
В коллективе созревал новый проект, реализация которого позволила бы объединить усилия специалистов детских библиотек и учреждений образования для создания в муниципальных образованиях единой информационно-образовательной среды. В стране шла работа над новыми образовательными стандартами. В их идеологии заложены новые парадигмы повышения качества не только образования, но и воспитания детей. У современной российской школы появились новые задачи: приоритет личностной мотивации в учебе, эффективное использование информации, содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся. Таким образом, модернизация образования вела к необходимости повышения статуса не только школьных библиотек, но и специализированных детских, публичных. Прежде всего, в обеспечении доступа к накопленным человечеством знаний, приобщении к чтению, информационной поддержке учащихся, педагогов, родителей; создании условий для приобретения знаний вне рамок учебных заведений.
Поскольку детские библиотеки всегда «держали руку на пульсе» ребенка и всех, кто вовлечен в процесс его воспитания, мы не имели права не учитывать эти новые реалии в своей деятельности. Это - с одной стороны. В то же время совершенно очевидной становилась необходимость согласованности действий детской библиотеки и школы при определении стратегий развития. Нужны были совместные дискуссии, обмен мнениями, поиск новых идей и технологий. А для этого надо было организовать площадку для обсуждения, на которой встречались бы и педагоги, и библиотекари, и руководители школ. Так появилась идея создания Библиотечно-педагогического совета, который бы с определенной периодичностью давал возможность встречаться специалистам и обсуждать и актуальные проблемы сотрудничества, и информировать друг друга о инновационных находках коллег. Да мало ли поводов для встреч профессионалов? Сверяя друг с другом действия можно добиваться большей их эффективности.
Целью Совета должно было стать создание нового эффективного механизма взаимодействия учреждений образования и библиотек. При этом мы предполагали, что библиотечно- совет должен быть создан и на региональном уровне, и на муниципальных.
Основные задачи Совета:
В октябре 2009 года в Пскове состоялся межрегиональный форум «451 градус по Фаренгейту: взгляд из XXI века», на котором мы представили разработанную идею. Его участниками были не только библиотекари - практики, но и представители высшей школы: Псковского педагогического университета, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. В блистательном докладе доцента кафедры библиотековедения и теории чтения О.Р.Старовойтовой было ярко продемонстрировано, какое значение в конце 19 века педагогической общественностью придавалось приобщению детей к чтению. И, что очень важно - государством! Увы, в реалиях нашего времени, и об этом говорили участники форума, такого, к сожалению, не наблюдается. Фонды и детских, и школьных библиотек скудеют, происходят различные «модернизации и оптимизации», которые приводят к сокращению детских библиотек; низкие зарплаты «вымывают» кадры; в специализированных вузах ликвидируются кафедры, готовящие прежде специалистов для детских и школьных библиотек. Кроме всего прочего, наблюдается ведомственная разобщенность специалистов. Именно в связи с этим идея создания библиотечно-педагогических советов была воспринята как возможный вариант реального сотрудничества библиотечной и педагогической общественности для выработки единых подходов по продвижению чтения.
Библиотекари-практики далеко не часто сверяют свои проекты с учеными. В случае с Советом произошло счастливое для нас подключение к доработке идеи Ольги Рафаэльевны Старовойтовой. Являясь руководителем проекта «Гимназический союз России», она сразу восприняла суть идеи. И вот тогда началась «мозговая атака» на доработку и осмысление проекта Положения о совете, предложенного на форуме. Не просто - работа. Фактически, наша библиотека, секция детских библиотек РБА совместно с Гимназическим союзом инициировали движение по укреплению межведомственного сотрудничества библиотек. Да, на уровне государства наши проблемы, к счастью, в последние годы озвучиваются (в послании президента, докладе В.В.Путина в апреле 2011 года в Государственной Думе). Но - и только! Значит, необходимо подключать рычаги, которые называются «общественно - государственными формами управления» . А это - мы с вами.
Как организационно должен работать совет на российском, региональном, муниципальном уровнях? Какие задачи необходимо решить прежде всего? Было очевидно, что к поверке верности и целесообразности создания такой формы сотрудничества, ее осмыслению необходимо привлечь как можно больше и лидеров-профессионалов, и специалистов учреждений образования, и библиотекарей практиков.
Поэтому уже в декабре 2009 года при технической поддержке Фонда поддержки образования (С.-Петербург) «Гимназическим союзом России» совместно с секцией детских библиотек РБА была проведена видеоконференция с участием специалистов, Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманской, Архангельской, Тамбовской, Вологодской, Оренбургской, Псковской областей. В 2010 году проведена еще одна видеоконференция. Мы убедились в верности выбранного формата возможного взаимодействия. Показательно, что идея была не просто позитивно воспринята специалистами библиотек и , что очень важно, руководителями учреждений образования, но и начала реализовываться в ряде регионов России.
Что греха таить - межведомственная разобщенность учреждений образования и общедоступных библиотек в вопросах создания единой информационной и воспитательной среды - примета последних 20 лет. Более того. На конференциях, иных встречах, участниками которых были детские и школьные библиотекари, проявлялось иногда явное противостояние некоторых коллег в определении: кто важнее? Я была свидетелем этого и на съезде школьных библиотекарей в Михайловском, и на совместных заседаниях секций детских и школьных библиотек в ходе конференций РБА.
Между тем, внедрение новых образовательных стандартов требует консолидации всех социальных институтов детства, выработки стройной системы социально-педагогического партнерства. Пришло время оглянуться, увидеть и услышать друг друга, осознать общую ответственность за образование и развитие ребенка. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь»; повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.
Чрезвычайно актуальны сейчас и вопросы повышения квалификации всех участников образовательно-воспитательного процесса. Информационная компетентность педагога - одна из составляющих гарантии качественного образования. А в какой степени профессионально компетентны специалисты детских и общедоступных публичных библиотек в области знаний и навыков, необходимых для поддержки и совместной деятельности с так стремительно меняющейся школой? Что мы знаем о стандартах? Что это такое - деятельностная парадигма образования? Что такое «универсальные учебные знания» учащегося? Чем в принципе новые стандарты отличаются от предыдущих? В какой степени изменится информационная потребность педагогов, родителей, детей ? Как, в связи с этим, должны меняться наши фонды и должны ли меняться? Какие внешние информационные ресурсы следует изучать? Осознание и определение собственных областей «незнания» должно стать не просто личностным побудительным мотивом специалистов и руководителей библиотек, но и основой для пересмотра системы и содержания повышения квалификации библиотекарей на всех уровнях.
Здесь много вопросов, которые необходимо обдумать. Нам всем предстоит учиться, в том числе, учиться друг у друга. Для этого и необходимо создание новых профессиональных межведомственных коммуникаций, системы взаимоинформирования для выстраивания единых алгоритмов действий.
Неверно было бы сказать, что рабочие контакты и некие совместные действия у детских библиотек и школ напрочь отсутствуют. Преувеличивать проблемы ведомственной разобщенности не стоит. Но и приуменьшать их нельзя. К сожалению, обе стороны - и специалисты детских библиотек, и специалисты школьных библиотек - страдают библиоцентризмом, отсюда и многие проблемы выстраивания рабочих контактов.
Надо отдать должное школьным библиотекарям. Превосходно поддерживаемые Русской школьной библиотечной ассоциацией, они получают мощный импульс и для повышения своего статуса (особенно, в связи с введением должности педагог-библиотекарь), и статуса школьной библиотеки в структуре школы. Вместе с тем, и в теории библиотековедения, и в реальной практике не разведены миссии двух библиотек. Школьная библиотека определяется и как информационный центр, и как место досуга детей...Фонды школьной библиотеки должны быть универсальными. Все это, наверное, правильно. Только, если говорить о фондах, то в каких количественных единицах этот универсальный фонд должен ( и реально может) существовать? Должен ли он дублировать фонды существующих рядом детских библиотек? Должны ли быть согласованы тематико-типологические планы комплектования? Ведь и школу, и детскую библиотеку комплектуют из одного бюджета, а финансисты - люди точные и не терпят дублирования функций или, как это звучит сейчас, «предоставляемых населению услуг».
Итак, что же нам дал очередной библиотечно-педагогический совет в Пскове? Одной из целей мы ставили мотивацию профессиональных сообществ на объединение интеллектуальных ресурсов. В ходе обсуждения стратегии взаимодействия библиотек и учреждений образования была еще раз озвучена мысль о необходимости тесных творческих контактов библиотекарей-практиков, представителей профессиональных общественных объединений, ученых, специалистов в области теории детского чтения, существующих общероссийских и региональных методических центров. Реально это может быть выражено в создании общероссийского, региональных и территориальных Совето, на заседаниях (встречах) которых все аспекты и реальные программы сотрудничества будут обсуждаться.
Поскольку ответственность за внедрение новых стандартов ложится на руководителей органов образования и школ, специалистам центральных региональных и муниципальных библиотек необходимо донести до них возможный вариант межведомственного сотрудничества, его целесообразность. Мы постараемся это сделать! Мы - это секция детских библиотек РБА, «Гимназический союз России». Надеемся и на поддержку профессиональной прессы, в частности - журнала «Библиотека в школе». В феврале 2012 года секциями детских, школьных, публичных библиотек принято решение о проведении совместно с «Гимназическим союзом России» очередной видеоконференции. Надеюсь, что она не будет единственной. А впереди - и вебинары, и продвижение идеи в блогах....И, возможно, еще очень многое новое, что будет решаться коллективным разумом специалистов.
Кто должен инициировать создание новых форматов межведомственного сотрудничества? «Тот, кто умнее» - так ответила я на заданный мне вопрос в ходе заседания секции детских библиотек на конференции РБА в Тюмени. Несомненно, что это должно стать обоюдным движением навстречу друг другу. Общедоступные библиотеки( специализированные детские; публичные , обслуживающие детей и руководителей детского чтения) не утратили до конца осознание ответственности за организацию библиотечно-информационного обслуживания населения библиотеками всех ведомств, создания единого информационного пространства. В контексте пользователей - детей, их родителей, различных групп руководителей детского чтения термин должен лексически измениться и звучать как « единое информационно - образовательное и воспитательное пространство». Причем, дело не в лексике, а в необходимом изменении содержания деятельности. Поэтому от нас должна исходить некая «культурная агрессия», наступательность действий для того, чтобы это пространство было гармоничным.
Вместе! Это слово было лозунгом октябрьского Совета в Пскове. Вместе - это не «один + один». Это попытка создать нечто новое, органичное, целесообразное, необходимое для всех. И, прежде всего, для наших детей! Очень надеюсь, что это нам удастся!
Волкова Наталья Степановна, заслуженный работник культуры РФ, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина, председатель постоянного комитета секции детских библиотек РБА
180000, г.Псков, октябрьский пр., дом 7А
Контактный телефон: (8112) 622-322 8-911-359-39-22
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ( личная почта)