Круглова Татьяна Эдуардовна,

главный библиотекарь ПОБДЮ им. В.А.Каверина

 

«Картины мира» школьников.

 

Итоги исследования.

 

Исследование, проведенное в 2010 году, имело целью изучение «картины мира» школьников. В основе исследования лежала методика, разработанная специалистами Института социологии Российской академии наук. Естественно,  что библиотекарей больше интересовали  сведения о месте чтения и книги в жизни  школьников.

            В исследовании участвовали школьники п. Красногородск и г.Великие Луки, всего 164 человека в возрасте от 11 до 16 лет.

            Необходимо сказать несколько слов об отношении библиотекарей районов к исследованиям. Зачастую они не видят  практической пользы от исследований, поэтому относятся к сбору информации формально. Исследователю очень трудно бывает подвести итоги. Затрудняет процесс исследования и ручная обработка анкет.

Первый блок вопросов был о возрасте, месте жительства, работе родителей, и т.д.  Ответы на этот блок интересны тем, что среди ответивших преобладают дети из полных семей и  родителей,  которых условно можно отнести к «среднему классу».

Вопрос 2.1

Вспомни, пожалуйста, свои самые ранние впечатления.

Какое произведение было для тебя самым любимым в раннем детстве (книга, сказка, мультфильм, кинофильм).

Красногородское -  50 % респондентов назвали любимым мультфильм, 50 % - книгу. Примерно то же соотношение  мы видим в ответах респондентов из Великих Лук.

Среди названных книг первые места занимают в обоих районах:

«Колобок» - русская народная сказка

Сказки Андерсена

Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Эдуард Успенский  «Дядя Федор, пес и кот»

А.Пушкин «Сказки».

            Следует отметить, что девочки вспоминают больше книг,  чем мальчики, но зато ответы мальчиков бывают нестандартными. Мальчики вспоминают такие книги,  как «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, поэму Лермонтова «Мцыри», «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского.

Самыми популярными мультфильмами являются  сериал «Ну,погоди», «Каникулы в Простоквашино»,«Король-лев»,«Русалочка»,«Винни-Пух»

             В основном дети называют российские мультфильмы, которые можно назвать качественными. «Ежик в тумане», «Мама для мамонтенка», «Бременские музыканты», «Падал прошлогодний снег», «Алиса в стране чудес».  Из иностранных мультфильмов самыми популярными являются мультсериалы «Том и Джерри», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Черепашки ниндзя».

Отвечая на вопрос о том, что же самое главное, что хотел сказать автор или авторы произведения читателям, зрителям, адекватную оценку дали 73 % респондентов. Остальные либо затруднились  с ответом или поняли его неправильно.

            Следующий вопрос касался того, кто из героев (персонажей) произведения понравился  особо и какую характеристику герою можно дать.

            В данном вопросе интересной была именно вторая часть. Спросив детей о том, какой их любимый герой, какие качества им нравятся в нем, мы можем примерно представить, какие же книги лучше рекомендовать детям в раннем возрасте.

            Следует отметить, что дети оперируют довольно большим набором моральных категорий, хотя не всегда точны в выборе терминов. Например, употребляют «любвеобильный» вместо «любящий», «чувственный» вместо «чувствующий» и т.д. Употребляется и такой, ничего, в сущности, не объясняющий, термин как «положительный».  Интересно, что в ряду качеств любимых героев отмечены такие, как аккуратность, культурность, начитанность, чистоплотность, правдивость.

            Если же сгруппировать указанные качества в несколько блоков, то на первом месте окажутся качества личности, которые относятся к категории «доброта»: заботливый, отзывчивый, дружелюбный, ласковый, милый, бескорыстный, добрый.

            На втором месте отмечены качества, относящиеся к категории «ум»: находчивый, изобретательный, сообразительный, мудрый, умный.

На третьем месте качества, относящиеся к категории «веселый»: забавный, смешной, прикольный, радостный.

Далее идут качества из категорий «храбрость», «трудолюбие», «красота».

            Таким образом, у нас получается собирательный портрет любимого главного героя книг и мультфильмов для детей. Какой он? Добрый, умный, веселый, храбрый, трудолюбивый, красивый. Книги с таким главным героем вероятно, и следует выбирать для детей раннего возраста.

Следующий блок вопросов касался произведений, с которыми дети познакомились недавно.

Вопрос был сформулирован так: « А теперь поговорим о том,  что было недавно. Какое произведение ты считаешь наиболее интересным среди тех, с которыми ты встретился в последнее время?»

            Картина предпочтений детей меняется. Они становятся разнообразнее. Называются и телепередачи, телепрограммы, телесериалы, компьютерные игры,  песни, театральные постановки. Девочки по-прежнему отдают предпочтение книгам, а мальчики поделили свои интересы поровну между книгами и компьютерными играми. Причем в названных детьми книгах очень заметно влияние школьной программы. Среди наиболее интересных произведений названы: пьеса Островского «Гроза», рассказ Тургенева «Бирюк», повесть Пушкина «Капитанская дочка», «Тарас Бульба» Гоголя, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Бедная Лиза» Карамзина и т.д.

Заметен интерес к книгам мистической тематики. 14 человек назвали в качестве  любимых книги вампирскую серию С. Майер   и фильм «Сумерки». Но какую главную идею дети находят в этих книгах?

 Вот некоторые высказывания:

  • «Любить могут все».
  • «За истинные чувства необходимо бороться, и тогда обязательно победа не пройдет мимо».
  • «Любовь не пошлая, а самая настоящая, чистая, светлая»
  • «Любовь-это чувство, которое есть в каждом из нас».
  • «Люди готовы пожертвовать жизнью ради любимого человека»

            Характеристики любимых героев стали точнее, повысился уровень адекватности оценок произведений (с 73% до 80%).

Некоторые высказывания по поводу основной идеи произведений:

Девочка 16-ти лет, ученица 11 класса из г. Великие Луки пишет о фильме-мюзикле «Призрак оперы»: «Создать такой шедевр может только гений. Он хотел разбудить у зрителей те высокие чувства, которые постепенно утрачиваются - любовь, благородство и т.д.»

Мальчик 12-ти лет пишет о книге «Белый Бим Черное Ухо» Г. Троепольского: «К животным надо относиться хорошо, не бить их, ухаживать, кормить и не обижать. Тогда они будут служить верой и правдой».

Девочка 14 лет пишет по поводу книги «Княжна Джаваха» Л. Чарской: «В жизни нужно быть искренним, честным, смелым, всегда протягивать другому руку помощи».

            Посмотрим, как распределилась шкала выделяемых детьми моральных качеств.

На первом месте по частоте упоминания остаются качества, которые можно причислить к категории «доброта»: человеколюбие, милосердие, заботливость, сердечность и т.д.

На втором месте по частоте упоминания стоят качества, которые можно отнести к категории «смелость»: отвага, храбрость, мужественность, воля, решительность и т.д.

На третьем месте стоят качества, относящиеся к категории «ум», на четвертом месте -качества, относящиеся к категории «честность, верность»: преданность, ответственность, заботливость, справедливость, порядочность и т.д. На пятом месте - качества, относящиеся к категории «веселый».

Можно сказать. Что собирательный образ любимого героя изменился не намного. Он по-прежнему добрый, смелый, умный, честный, веселый. А вот трудолюбивым и красивым ему быть не так важно.

Вопросы 4,5,6  в сущности предлагали раскрыть свой внутренний мир.

 Рассказать о своих пристрастиях и увлечениях. Какое же место чтению в разряде увлечений отводят современные школьники.  Всего 7 % ответов на все вопросы указывают на чтение, как любимое занятие. Это очень низкая цифра.