«Библиотека»

Бабушкина, Е. «Синдром комикса». Как его победить? / Е.Бабушкина, М.Либердовская, Т.Петренко // Библиотека. − 2016. − № 11. − С. 57- 60. − (Откуда берется личность)

О распространенном среди читателей школьного возраста «синдроме комикса», который выражается в предпочтении в чтении небольших по объемам текстов (часто раздробленных на мелкие части). Воспитание ребенка как грамотного читателя становится вдвойне актуальной задачей, поскольку необходимо научиться ориентироваться в современном потоке информации. Для формирования грамотности в области чтения следует азвивать способность понимать прочитанные тексты, размышлять над их содержанием, оценивать само прочитанное и излагать свои мысли о нем, использовать полученную информацию для достижения конкретных целей.

Приводится опыт сотрудничества школы и библиотеки как попытки создания системы подготовки читателей, в которой важную роль играют создание предметно-развивающей среды, взаимодействие (подразумевает заключение договоров и составление ежегодных планов работы библиотеки и образовательных учреждений), сотрудничество учителей и библиотекарей. В рамках последнего проводятся занятия Школа творческого чтения, осуществляются совместные проекты, проходят презентации книг, проводятся Дни детских журналов, конкурсы чтецов и др.

Езова, С. Этико-коммуникативная компетенция: аспекты и регуляторы / С.Езова // Библиотека. − 2016. − № 11. − С. 33- 35. − (Беседы о профессии)

Отношения и поведение людей являются главными составляющими библиотечного общения, в которых главным регулятором выступает профессиональная этика.

Наряду с коммуникативной компетенцией у специалиста должна быть сформирована и компетенция этическая, под которой понимается  способность и готовность применять знания, умения и навыки, личностные качества для адекватного выстраивания отношений.

Во второй части статьи автор обращается к разработкам, прошедшим апробацию в учебном процессе и нашедшим отражение в специальной печати.

Колгина, М. Добро пожаловать в центр города на пикник с литературными героями / М.Колгина // Библиотека. − 2016. − № 11. − С. 50- 53. − (Территория чтения)

Об участии Ставропольской краевой библиотеки для молодежи им. В.И. Слядневой в городском празднике (в рамках Дней города Ставрополя и всего края).

«Литературный пикник» – это название площадки, работа которой была реализована библиотекой в рамках комплексного мероприятия Дня города.

Организация работы библиотечной площадки с самого начала строилась на игре ассоциаций, с использованием популярных слоганов и рекламы.

В рамках данной площадки была оформлена книжно-иллюстративная выставка «Чемоданное настроение» (книги из старого чемодана), на которой была представлена литература о странах мира и путешествиях. По фотофрагментам, размещенным на фотосушке «Краем глаза», необходимо было угадать городскую достопримечательность и ответить на вопросы викторины «Где эта улица, где этот дом?».

В течение акции на «Литературной скамейке» все желающие могли примерить на себя образ любимого писателя или литературного героя.

В ходе блиц-опроса «Моя любимая книга» не только составлялся рейтинг произведений, но и предлагалось выразить свое отношение к чтению, сделав коллаж «С книгой в рюкзаке».

На игровой зоне «Литературный полигон», на станции «Я – знаменитость» все желающие могли показать себя в роли известных персонажей.

«Тропами приключений» проследовали гости праздника, участвуя в мастер-классах. Логическим завершением акции стал квест «Большой проспект», в ходе которого команды соревновались в поиске главных исторических объектов и памятников на центральной улице города.

Наталушко, Н. Вдаваясь в «КРАЙности» / Н.Наталушко // Библиотека. − 2016. − № 12. − С. 23- 25. − (Наука память хранить)

О реализации проекта «Книжные КРАЙности», который был разработан и осуществлен Красноярской государственной универсальной научной библиотекой. Проект подразумевал проведение встреч, в ходе которых происходит обращение к  разным литературным источникам: ознакомление с отрывками, письмами и биографиями  в неформальной обстановке. Каждые встречи-посиделки включают в себя и громкие чтения, которые облегчают усвоение информации посредством чувств, настроения, мыслей.

Целевой аудиторией краеведческих встреч являются все интересующиеся историей края, отраженной на страницах произведений литературы.

Приведем примеры тем состоявшихся встреч: «Родом из детства» (красноярские писатели о детях), «Колумбы Сибири» (край в воспоминаниях и описаниях путешественников), «Черкасовские грани» (к 100-летию красноярского писателя А.Т. Черкасова), «Мудрая ирония Михаила Успенского» и др.

Отмечается, что анонсы краеведческих встреч размещаются на сайте библиотеки и на страницах в одной из социальных сетей.

Новых, Т. Имена – в названиях улиц / Т.Новых // Библиотека. − 2016. − № 11. − С. 23- 27. − (Познай свой край)

В основе проекта, разработанного специалистами Вологодской областной универсальной научной библиотеки, лежит идея создания и размещения на молодежном интернет-портале «Открытая библиотека 3.5» краеведческого информационного ресурса «Имена писателей в названиях улиц» и обеспечения к нему свободного доступа. Таким, образом, с применением интернет-технологий планировалось достижение следующих целей: создание нового библиотечного систематизированного информационно-методического интернет-ресурса, вовлечение читателей в исследовательскую работу и др.

При разработке данного проекта были поставлены следующие задачи: выявление на карте «литературных» улиц, изучение их истории; создание условий в интернет-пространстве для проектной деятельности участников; привлечение внимания СМИ к организации туристско-краеведческой и исследовательско-поисковой деятельности детей и молодежи.

На главной странице портала была представлена карта Вологды с обозначением улиц,  сами жители города могут сами размещать информацию (например, фотографии) на сайте. А вот участникам других регионов следует указать на виртуальной карте ресурса свой населенный пункт и улицу. Вновь созданный топонимический проект появляется на сайте только после прохождения модерации.

Отметим, что сайт «Имена писателей в названиях улиц» был полностью реализован на спонсорских началах. Формированием контента может заниматься любое заинтересованное лицо без ограничений по возрасту и местонахождения.

Олефир, С. Освой сам, подготовь других / С.Олефир // Библиотека. − 2016. − № 12. − С. 10- 12. − (Информационные технологии)

О программе обучения педагогов «Медийная и информационная грамотность», (издана ЮНЕСКО), включающей в себя 12 видов грамотности (в  том числе и библиотечную), а также разные уровни  преподавания (элементарный, базовый, продвинутый).

Что касается медийной грамотности библиотеки, то ее можно оценить по ряду признаков, а именно:

  • предоставление доступа и навигации по виртуальным ресурсам в режиме доступа;
  • использование электронных ресурсов в индивидуальной и массовой работе;
  • обучение поиску, критической оценке и основам безопасного использования электронной информации;
  • публикация информации о событиях в библиотеке в СМИ, на городских и областных порталах;
  • анонсирование массовых мероприятий библиотеки в соцсетях, публикация отчетов о прошедших событиях.

Самойлова, И. Папа, мама, я и сказка / И.Самойлова // Библиотека. − 2016. − № 12. − С. 46- 48. − (Откуда берется личность)

Проект «Маленький Читайка» Сахалинской областной детской библиотеки направлен на возрождение традиций семейного чтения, приобщение дошкольников к книге, укрепление и развитие взаимоотношений в молодых семьях посредством создания комфортной зоны общения в стенах библиотеки.

Занятия в рамках проекта проводятся каждое воскресенье при обязательном присутствии любого взрослого члена семьи. На каждом занятии происходит погружение в сказочный мир литературных приключений, веселых игр и разнообразные виды деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, двигательной).

Первая часть занятия – литературная, вторая (в нее входят физкультминутки и настольные игры) – творческая: рисование, аппликации по теме. В конце занятия одному ребенку (выбирается  в соответствии со считалкой)  вручают на неделю переходящий из семьи в семью рюкзачок с набором иллюстрированных детских книг для домашнего чтения.

 

«Библиотека в школе»

Гермизеева, А. Прекрасный библиотекарь и молодой читатель / А.Гермизеева // Библиотека в школе. – 2016. – № 11-12. – С. 20-24. – (Работа с читателями)

Об инструментах привлечения молодых читателей в библиотеку, используемых  специалистами Омских муниципальных библиотек. Отметим проведение интеллектуальных игр, например: «Битва читающих», «Эрудит», «Что? Где? Когда?».

На продвижение литературных знаний и популяризацию библиотек ориентированы и радиоигры. Второй год подряд Центральная городская библиотека в партнёрстве с радио станцией  и сетью книжных магазинов проводят радиоигру «Читальный зал».

В 2015 г. библиотекари были привлечены для организации городских квестов. Посещая тематические станции на исторических площадках города, участники игры в увлекательной форме знакомятся с интересными фактами из истории области.

На основе популярных в молодёжной среде игр «Мафия» и «Крокодил» библиотекарями были разработаны библиотечные версии данных игр – «Литературная мафия» и «Литературный крокодил».

В 2013 г. видеоархив мероприятий библиотеки  стал основанием для создания собственного канала на популярном видеохостинге.

Группа «Про чтение в Омске» была организована в 2009 г. в социальной сети. Особой популярностью у подписчиков группы пользуются онлайн-игра «Экранизации» и её новые формы: «Угадай мелодию» и «Литературные ассоциации». Поддерживать интерес читателей и подписчиков к группе помогают рекламные акции, например, розыгрыш бесплатной фотосессии в библиотечных интерьерах.

Одним из успешно реализованных грантовых проектов  является «Омск в объективе: создание семейных фотостудий». Созданные в рамках проекта фотостудии были ориентированы на две категории молодых горожан: на тех, кто совсем не умеет фотографировать, но очень хочет научиться, и на фотографов-любителей, которые обладают первоначальными навыками фотографирования и желают их усовершенствовать.

Для реализации проекта «Мировая книга» (на средства полученного гранта) предполагается организация литературных клубов для молодёжи, способствующих возникновению мотивации к чтению, познанию, развитию мышления, аналитических и коммуникативных способностей. В клубах проводится много диалоговых и дискуссионных мероприятий, которые знакомят с лучшими образцами классической и современной литературы пяти стран мира.

Естехина, К. Book-лето / К. Естехина // Библиотека в школе. – 2016. – № 11-12. – С. 38-39. – (Работа с читателями)

Об организации летних читальных залов на территории г. Чусового и Чусовского района  (Пермский край) как попытке организовать полезный досуг для детей, а также создать благоприятные условия для продвижения чтения в детской среде, максимально приблизив библиотеку к читателю.

Чусовская районная центральная библиотека имени А.С. Пушкина впервые организовала работу площадок «Библиотека без границ» в рамках проекта «Литературный десант «Book-лето» при финансовой поддержке Министерства культуры Пермского края. Участниками проекта были разработаны афиши, информационные листовки и закладки, а также продуман дизайн элементов одежды исполнителей проекта, работающих непосредственно с приходящими на площадки детьми.

В рамках проекта состоялись выезды в различные населенные пункты района, где знакомили с книжными новинками и журналами. Жители поселений были активными участниками открытого микрофона «Открываем богатства Пушкинских строк». Также «Литературный десант «Book-лето» стал хорошим помощником на различных площадках Пермского краевого форума книги, организовав мастер-классы «Читай! Выдумывай! Пробуй!» и предложив каждому желающему  полистать любимые страницы сказок, а также проверить свои знания в викторинах и поучаствовать в конкурсах и играх, познакомиться с новой литературой, сделать поделку своими руками.

 Панфиленкова, И. Фейерверк книжных закладок / И.Панфиленкова // Библиотека в школе. – 2016. – № 11-12. – С. 47. – (Работа с читателями)

В Ломоносовской школе – Зеленый мыс (Московская область) появилась традиция: каждый год в Неделю Детской книги здесь проводится  конкурс на самую креативную книжную закладку. В нём участвуют ученики начальных и средних классов. Ребята творчески подходят к созданию своих маленьких шедевров и проявляют  фантазию, изготавливая закладки из различных материалов и в различных техниках.

 

«Библиотечное дело»

Антипенко, О. Алгоритм продвижения текстов современной и классической литературы методом творческой визуализации / О.Антипенко // Библиотечное дело. – 2016. – № 24. – С. 39-40. – (Инновации)

Следующие формы работы, по мнению автора статьи,  могут повысить интерес к книге и чтению: лекции по современной и классической литературе, актерское исполнение и обсуждение произведений, авторские чтения, обучение литературному творчеству, курсы повышения медиа-грамотности, мастер-классы исполнительского мастерства. Но самой зрелищной и эффективной формой является театрализация, к которой обращаются в Центре творчества Тольяттинской библиотечной корпорации.

Этапы разработки алгоритма продвижения текстов современной и классической литературы методом творческой визуализации заключаются в следующем: прочтение и изучение читателем литературного произведения, творческая визуализация текста, представление  своего видения произведения на открытых показах.

Центр творчества «Начало» занимается внедрением технологий творческой визуализации, организуя различные театральные фестивали  (в частности, театральных студий города Тольятти), привлекая тем самым и новых посетителей и повышая активность постоянных читателей.

Бакейкин, С. Что имеем – не храним / С.Бакейкин // Библиотечное дело. – 2016. – № 24. – С. 12-14. – (Будущее библиотек)

Сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны стало одним из приоритетов государственной политики в области развития библиотечного дела. Оно и рассматривается с точки зрения развития и создания сети региональных центров сохранения библиотечных фондов.

Вторым вопросом, освещающимся автором,  являются  проблемы профессионального развития библиотекарей.

Кац, О. Кому нужна библиотека рядом с домом? / О.Кац, Н.Чернявская // Библиотечное дело. – 2016. – № 23. – С. 12-14. – (Муниципальные библиотеки)

Специалисты бюджетного учреждения города Омска «Омские муниципальные библиотеки» приводят несколько доводов в пользу сохранения муниципальных библиотек:

  1. Муниципальные библиотеки являются удобным и самым доступным учреждением культуры для жителей разного возраста, объединяющим и читателей и работников культуры.
  2. Социальной миссией библиотек, меняющихся вместе с обществом, как центров общественного доступа к социально значимой информации является в активном посредничестве между властью и населением.
  3. Муниципальные библиотеки готовы на практике реализовать актуальную концепцию третьего места.
  4. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, стоит рассматривать как достаточные центры содействия духовному развитию личности и ее социализации, вовлекая аудиторию в различные по формам мероприятия.
  5. Стоит отметить и ориентацию работы библиотек на поддержку неформального образования и развития личности на протяжении всей жизни, вовлечение населения в разнообразную творческую деятельность, поддержание межкультурного воспитания.

Куличенко, Н. Звучащая мелодия предков / Н.Куличенко // Библиотечное дело. – 2016. – № 22. – С. 32-34. – (Культурный контекст)

Презентация книжно-иллюстративной выставки «Мелодия предков: осетинские музыкальные инструменты в изобразительном искусстве», разработанной и организованной в Национальной научной библиотеке РСО-Алания (г.Владикавказ).

В начале рассказа о выставке отмечается особое место древних инструментов в творчестве художников и скульпторов, приводятся примеры упоминания музыкальных инструментов (например, двенадцатиструнная лира, дала-фандыр, свирель «уадындз») в фольклорных произведениях осетинского народа. На открытии выставки участники ансамбля «Къона» аутентично исполнили осетинскую музыку, а затем рассказали  и о самих музыкальных инструментах.

Михайлова, К. Разрыв шаблона / К.Михайлова // Библиотечное дело. – 2016. – № 22. – С. 15-17. – (Мужчины в библиотеке)

В статье подробно описывается содержание работы сотрудников-мужчин Национальной библиотеки Карелии, занимающихся непосредственно обслуживанием пользователей.

На конкретных примерах отмечается компетентность молодых сотрудников в области библиотечного дела, способность грамотно организовывать общение с аудиторией, по-новому взглянуть на проводимые массовые библиотечные мероприятия, а также сломать некий сложившийся стереотип о внешности библиотекаря.

Один из специалистов является автором и ведущим  клуба “Cinema page” (подразумевает сравнение  книги и  экранизации), куратором просветительских программ для школьников (например, «Остров сокровищ» по Р. Стивенсону и «StarTrek. Звёздное путешествие»).

Для творческой программы в честь Дня Знаний другим сотрудником была подготовлена настольная игра «Люди и мили Российской империи», ответы на вопросы которой можно было найти только в определённых книгах. На занятиях клуба «Семейный плед» у сотрудников библиотеки есть возможность рассказать о своих любимых книгах, подготовить блоки просветительской программы «Французские сезоны», создать видеоролики о библиотечных мероприятиях.

В заключение отмечается положительное влияние на психологический климат в коллективе присутствия сотрудников обоих полов.

Орлова, А. Книга художника / А.Орлова // Библиотечное дело. – 2016. – № 21. – С. 5-8. – (Русский авангард)

О современном жанре искусства рассказывается в  книге, состоящей в фонде редкой книги Российской государственной библиотеки искусств.

Современные русские художники книги относят себя к продолжателям футуристической традиции, подчеркивая при этом ведущую роль книги для самопредставления в будущем.

Современная книга художника представлена множеством выдающихся имен: Василий Власов, Валерий Корчагин, Валерий Орлов,  Вера Хлебникова, Сергей Якунин и другие.

Салынская, В. Русская футуристическая книга и сборники футуристической поэзии / В.Салынская // Библиотечное дело. – 2016. – № 21. – С. 14-16. – (Русский авангард)

Рассвет футуристической книги приходится на 1910-е годы. Футуристы осуществили литографические эксперименты с различной печатной продукцией: листовками, афишами и альманахами. Техника тиражирования варьировалась от обычной высокой печати и литографии до коллажа и стеклографии.

Также представляются экземпляры футуристических книг из фонда Российской государственной библиотеки искусств.

Тихонова, Н. Специальная коллекция для НЭБ / Н.Тихонова, Н. Хомякова // Библиотечное дело. – 2016. – № 23. – С. 15-20. – (Муниципальные библиотеки)

О разработке коллекции «Популярная библиотека» специалистами сектора изучения библиотечных фондов НМО Российской национальной библиотеки (г.Санкт-Петербург), основным посылом создания которой является предоставление населению равных возможностей доступа к наиболее значимой в научном и культурном отношении литературе через проект НЭБ. Специалистами РНБ был проведен экспертный опрос (результаты представлены в основной части рассматриваемой статьи), целью которого стало выяснение необходимости создания специальной коллекции для  муниципальных библиотек в рамках проекта НЭБ. 

В заключение приводятся требования к произведениям современных авторов и детской литературе, включаемых  в НЭБ.

Вершки и корешки: вятский альманах для детей. Вып. 9 / Сост.: Т.В. Гущина, Н.Т. Суслова, О.И. Панагушина. – Киров: КОГБУК «Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Грина; ООО «Лобань», 2013. – 68 с., ил.

Альманах составлен библиотекарями Кировской областной библиотеки для  детей и юношества им.А.С. Грина и адресован детям.

В рубрике «Фоторепортажи» кратко представлено проведение акции «Ночь в библиотеке», участие детей из Кировской области во Всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика», литературное ток-шоу для подростков «Читать или не читать?».

Также в содержание альманаха для детей включаются тексты литературных произведений как современных русских авторов, так и авторов подросткового возраста.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!