В обзор вошли выпуски следующих периодических изданий: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека», «Школьная библиотека: сегодня и завтра».

 

«Библиотека»

Гурьева, Г. Фестивальные забавы / Г.Гурьева // Библиотека. - 2015. - № 11. - С. 23-26. - (Год литературы)

Широкоформатный книжный арт-фестиваль «Ш.К.А.F. на Дворянской», приуроченный ко Дню города Липецка, состоялся на главной улице города.

Для того чтобы попасть на территорию фестиваля нужно было пройти через двери огромного шкафа, полками которого стали девятнадцать демонстрационных и интерактивных площадок-выставок книжных изданий разной тематики. Приведем примеры некоторых из них: «Книжные раритеты», «Поколение Next» (сформирована аудиторией юношеского возраста), «Золотая книжная полка липецкой молодежи».

На литературной площадке «Пресс-полка» в формате читального зала можно было не только ознакомиться с периодическими изданиями, но и принять участие в презентации липецких журналов. На площадке «Книговорот» были представлены новинки и поступления в фонд муниципальных библиотек.

В рамках акции «312 секунд о Липецке» каждые полчаса после особого звукового сигнала звучали стихи и пожелания липчан родному городу.

На «ТАНЦполке» состоялись мастер-классы по латиноамериканским танцам, а запечатлеть себя в образе литературных героев можно было на площадке «ФОТОполка», принять участие в мастер-классах по рукоделию - на территории «Милые вещи», сыграть в шахматы в ходе блиц-турнира - «Е2-Е4».

Для жителей города дошкольного и школьного возраста работали площадки «От 2 до 5», «Литературные забавы», на которых были представлены настольные игры, проводились занятия в спортивном уголке.

Иванова, Е. Место встречи - «Велолибмоб-2015» / Е.Иванова // Библиотека. - 2015. - № 12. - С. 25-27. - (Грани профессии)

О проведенном специалистами Звенигородской межпоселенческой библиотеки (республика Марий Эл) велосипедно-интеллектуальном марафоне.

Проведению марафона предшествовала рекламная кампания в форме объявлений, распространение информации в социальных сетях.

Для участия в игре зарегистрировались шесть команд, одна из которых была пешеходной.

Согласно условиям игры, каждая команда имела в своем распоряжении смартфон, на который сообщались коды Интернет и сами задания. Все участники команд перед марафоном прошли инструктаж по технике безопасности и решили тест на знание правил дорожного движения. В течение полутора часов участники игры справлялись как с интеллектуальными заданиями, так и преодолевали препятствия на местности. В итоге все команды расшифровали вопросы и прибыли к финишу в разное время.

Корнеева, О. Задачи у нас общие / О.Корнеева // Библиотека. - 2015. - № 11. - С. 20-22. - (Мир детства)

О партнерстве детских и школьных библиотек г.Тулы.

Школьные библиотеки города поддерживают тесные связи с детскими библиотеками на основе заключенных договоров о сотрудничестве и совместно разработанного плана, который предусматривает проведение конкурсов, встреч, циклов мероприятий.

В рамках сотрудничества Тульской областной детской библиотеки и Центра обеспечения деятельности системы образования города были проведены мероприятия: областные чтения «Педагогика сотрудничества: формулы успеха», областной круглый стол «Обсуждение модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки», мастер-класс «Современная детская литература для руководителей детского чтения. Организация детского чтения»; областной конкурс презентаций, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Специалисты детских библиотек принимают активное участие в мероприятиях Городского методического объединения школьных библиотекарей на темы: «Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса: от традиционной книги к онлайн-технологиям», «Роль профессиональной периодики в поддержке инновационной практики школьных библиотек», «Массовая работа или индивидуальный подход: перспективы существования читателя в школьной библиотеке».

На блоге «Тульские школьные библиотекари» и библиотечных страницах сайтов общеобразовательных организаций города можно ознакомиться с материалами работы библиотек с партнерами, фотоотчетами и отзывами.

Разживина, В. Рейтинг гостеприимства, или Приготовление плова «Дружба» / В.Разживина // Библиотека. - 2015. - № 11. - С. 30-32. - (Цвет и свет России)

О важности привлекательного имиджа библиотеки для молодежи.

В Краснодарской центральной городской библиотеке им. Н.А. Некрасова территориями общения стали сразу дискуссионная площадка «Открытая тема», школа гендерного образования «Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры» и молодежная творческая мастерская «Гостеприимная библиотека».

На мероприятиях двухгодичной программы «Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры» все участники имеют возможность углубить понимание гендерной проблематики, приняв участие в обсуждениях на темы: «Гендерный экскурс в русскую литературу», «Отцы и дети» и др. Представители разных профессий также принимают участие в мероприятиях.

Молодежная творческая мастерская «Гостеприимная библиотека» содействует самовыражению, самосовершенствованию и развитию различных навыков аудитории. Были проведены воркшопы с использованием современных методов (интерактивные лекции, ролевые и интеллектуальные игры, тренинги, моделирование ситуаций). Каждое занятие мастерской включало библиообзор «Молодежный дресс-код», «Молодежный пресс-калейдоскоп». Их цель - содействие формированию художественного вкуса, ознакомление с литературными новинками.

Чеботарева, Н. На ступенях пьедестала / Н.Чеботарева // Библиотека. - 2015. - № 12. - С. 8-10. - (Кадры)

О проведении конкурса профессионального мастерства «Лучший библиотекарь - 2015» в Североморской центральной городской библиотеке (Мурманская область).

Конкурс «Библиотечный трамвай» проходил в два этапа: на первом этапе участники провели мероприятия, представили эссе, а затем защитили свои работы.

На втором этапе жюри и гости оценивали выполнение участниками (они выступали в образе разных литературных героев) трех заданий: «визитная карточка», интеллектуальный и литературный конкурсы. При ответах на вопросы из области литературы, искусства и истории книги все библиотечные сотрудники показали высокую эрудицию.

Помимо победителя конкурса в основной номинации были определены призеры и в таких номинациях как: «Книгофея», «Книгиня», «Эрудиция», «Инновация».

 

«Библиотека в школе»

Иванов, С. Забытые сокровища / С.Иванов // Библиотека в школе. - 2015. - № 11. - С. 44-48. - (Книжные палаты)

Обзор книг Михаила Васина, занимающих достойное место в истории научно-художественного мира, а именно: «Два шага до чуда», очерк «Жидкий кристалл», «Живая радуга» (написана совместно с И.Г. Чистяковым). В статье приводятся тексты отрывков из перечисленных произведений.

Иванова, Е. Как завоевать доверие / Е.Иванова // Библиотека в школе. - 2015. - № 11. - С. 16-19. - (Внутренняя работа)

О проектной деятельности Красноярской краевой библиотеки.

Проект «Книжка своими руками» направлен на самореализацию молодых мам, которые в библиотеке сами делали развивающие детские книжки.

Агентство «Книга в тренде» было создано в ходе реализации одного из проектов. Подростки, члены агентства, размещали информацию о своей работе на своих страницах в социальных сетях, видеоролики  на YouTube.

В 2012 г. была проведена акция «Первый библиотечный ярнбомбинг «Утепляемся!». За месяц до ее начала на странице библиотеки в одной из социальных сетей стартовала смс-викторина. В выходной день дети и взрослые активно вязали полотно для деревьев, этот процесс стал сюжетом для местных СМИ.

Проект «Я б в ученые пошел...» направлен на создание условий для развития у детей и подростков познавательной активности, формирование умений, позволяющих использовать чтение как инструмент познания мира и самообразования, навыков исследовательской работы, а также на оказание помощи в профессиональном самоопределении. Программа занятий с обязательным ознакомлением с литературой по теме в рамках проекта была разработана в форме игры. К реализации данного проекта присоединились и образовательные учреждения высшей школы.

Клуб настольных игр «Книгр» образовался при содействии автономной некоммерческой организации. В течение заседания клуба у библиотекаря всегда есть возможность рекомендовать книги собравшимся, рассказать о новинках литературы.

Лебедушкина, О. Денди на базаре, или Родина красоты / О.Лебедушкина // Библиотека в школе. - 2015. - № 11. - С. 55-57. - (Литература. Новый век)

О прозаике-петербуржце Николае Кононове, авторе романов и рассказов, на страницах которых происходит возвращение читателей в Саратов, город детства и юности писателя.

В обзор включены следующие произведения писателя: «Саратов», сборник «Саратов», «Фланер», «Парад».

Мяэотс, О. Несколько слов о пользе беспорядка/ О.Мяэотс // Библиотека в школе. - 2015. - № 12. - С. 12-14. - (Внутренняя работа)

О библиотеке г.Крамлингтон (Англия). Помещение этой библиотеки представляет собой несколько комнат, перегороженных книжными полками, разделяя таким образом пространство на несколько отсеков. Доски объявлений, плакаты на стенах, разделители на полках, закладки были изготовлены без помощи какой-либо техники.

Потребность в общении реализуется при работе в так называемых «читательских группах», в которых ребята обмениваются своими мнениями о том, где любят читать, какой отрывок из литературного произведения показался смешным.

Чтение, которое нас объединяет // Библиотека в школе. - 2015. - № 12. - С. 18-24. - (Внутренняя работа)

10 идей для занятия в семейном читательском кружке, которые были раскрыты в сборнике, составленном А.Н. Макуриной, библиотекарем Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара.

 Все творческие занятия проходят при непосредственном участии детей и их родителей путем обращения к произведениям хорошей детской литературы, на базе которых демонстрируются приемы творческого чтения. Громкое чтение и творческое задание являются необходимыми составляющими занятий.

В течение каждого занятия проходят беседа о прочитанном и чтение с остановками. Сами творческие задания предполагают и изготовление книжек-картинок, написание синквейна, чтение фрагмента произведения по ролям, изготовление шляп из бумаги, съемки мини-фильма в технике скрайбинга, проведение игры-тренинга, лабораторный эксперимент.

Во второй части статьи представлен ход занятий по следующим литературным произведениям: Д.Биссет «Кузнечик Дэнди», С.Прокофьева «Не буду просить прощения», Ю.Кушак «Приглашение на уху», К.Нестлингер «Как Франц сделал маме сюрприз», А.Орлова «Я рисую человека», М.Есеновский «Храбрый Юра», рассказы О.Кургузова («О чем думал кот», «И кошки храпят»), Н.Вернер «Рождество волка», Р.Госинни «В гостях у Аньяна», «Сказки про вредин» Ю.Кузнецовой.

«Библиотечное дело»

Баранов, Е. Ожидание чуда / Е.Баранов // Библиотечное дело. - 2015. - № 22. - С. 40. - (Культурный слой)

Одним из способов привлечения в библиотечные стены являются выступления творческих людей. В Центральной городской детской библиотеке им.А.С. Пушкина (г.Санкт-Петербург) проходят такие встречи в музыкально-поэтической гостиной. Такие гостиные органично сочетаются с другими мероприятиями библиотеки. Как правило, ведется фото- и видеосъемка, фотографии и видео размещаются в группе библиотеки в одной из социальных сетей, на личных страницах.

Бородина, Е. Литературные герои / Е.Бородина // Библиотечное дело. - 2015. - № 22. - С. 31-32. - (Год литературы)

О связи слова и дела, литературы и моды, художественного образа в беллетристике.

Монахова, Е. Ретротенденции в чтении детской литературы: интернет-проекции и профессиональная рефлексия / Е.Монахова // Библиотечное дело. - 2015. - № 21. - С. 23-25. - (Детское чтение)

О работе интернет-сообщества «Музей детской книги», созданного библиотекарями муниципальных библиотек Омска в рамках проекта «Музей детской книги в реальном и виртуальном пространстве».

Участников сообщества объединяет интерес к истории детской книги. Особое внимание уделяется истории издательства «Детский мир» - предшественника «Малыша»: была подготовлена библиография изданий «Детского мира».

Литературно-исторические микроисследования, проведенные в сообществе, касались разнообразных вопросов: восстановление биографий забытых писателей и художников детской книги, темы и образы детской литературы в их смене и историческом развитии, прототипы литературных героев, реконструкция «литературного пейзажа» в заочные экскурсии по литературным местам.

Материалы сообщества служат основой для читательских акций омских муниципальных библиотек. В 2012 г. было организовано историческое ралли «Вперед, на книжные раскопки!», в рамках которого читатели приняли участие во флешмобе «Самая старая книга моей домашней библиотеки». Специалисты омских библиотек отмечают, что ретро-книги остаются важным ресурсом, помогающим воспитывать читателей и объединяющие поколения.

Морозов, А. Проекты на перспективу / А.Морозов // Библиотечное дело. - 2015. - № 22. - С. 41-44. - (Библиотечные проекты)

О реализации культурных, образовательных и социальных проектов, получивших грантовую поддержку,  в муниципальной информационно-библиотечной системе г.Кемерово.

Автор статьи подчеркивает важность написания заявки на внутрибиблиотечный конкурс социально-значимых проектов «Перспектива», учрежденный управлением культуры спорта и молодежной политики.

Проект «Новые формы социального воздействия» направлен на реабилитацию детей и подростков «группы риска». Это особенно актуально в связи с необходимостью оперативного реагирования на увеличение числа подростков с девиантным поведением, состоящих на учете комиссии по делам несовершеннолетних.

Культурно-образовательный проект «Звезда читает сказку» реализуется совместно с актерскими коллективами театра кукол и молодежного театра.

Краеведческий образовательный проект «Кисть истории» направлен на использование новейших информационных технологий через систему QR-кодирования в процессе обучения учащихся общеобразовательных и специализированных учреждений в рамках школьной программы и дополнительного образования по курсу краеведения. Деятельность по проекту предполагает привлечение горожан, имеющих в своих архивах старые фотографии и документы, что позволило бы создать объединенный фоторесурс для пользователей сети Интернет.

Образовательный проект «Формирование основ информационной культуры в библиотечной системе» является первым опытом знакомства с основами информационной культуры среди учащихся 1-4 классов. Целью данной программы является облегчение положения потребителя в условиях современного «информационного взрыва», обучение рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, овладение методикой «информационного самообслуживания».

Проект «Библиотека как демократический и общедоступный центр формирования информационной культуры личности» направлен на формирование основ информационной культуры путем использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов библиотечной системы у пожилых людей и лиц старше 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Для желающих пройти обучение проводится индивидуальное собеседование, по итогам которого определяется уровень знаний и дальнейшее распределение по группам.

Платонова, О. Читающий мужчина - успешный мужчина / О.Платонова // Библиотечное дело. - 2015. - № 22. - С. 23-26. - (Чтение с увлечением)

Библиотечный инновационный проект «Читающий мужчина XXI века» осуществляется в одной из библиотек Белгородской области.

Вначале был проведен SWOT-анализ проблем мужского не-чтения; сформулирована гипотеза, согласно которой вовлеченный в чтение мужчина может начать воспринимать по-новому картину мира и свое место в нем. Была выстроена система мероприятий, подготовлена презентация проекта и оформлена книжная выставка «Книги для успешных мужчин». Изучение интересов целевой аудитории проводилось посредством опросов, при анализе читательских формуляров.

Реклама клуба осуществляется с помощью стендов и печатной продукции малых форм, в группе клуба в социальной сети.

Деятельность в рамках проекта осуществляется в двух направлениях. Подготовительная работа ведется с подростками, учащимися школ и студентами. Основная мысль мероприятий для подростков подразумевает рассматривать чтение как путь к успеху.

Развивающее направление проекта реализовывалось на премьере сборника изречений «Великие мыслители - молодым родителям: как стать хорошими воспитателями своих детей?».

Эффективным средством привлечения мужчин к чтению стал ежегодный фестиваль читательской активности «Золотой формуляр». В течение акции «Стань читателем!» каждый читатель может привлечь к чтению своего друга, за что получает читательские бонусы.

Полищук, М. Библиотека - интеллектуальное пространство развития личности / Г.Бажутина, М.Полищук // Библиотечное дело. - 2015. - № 21. - С. 19-22. - (Информационный анализ)

Результаты исследования «Библиотека - интеллектуальное пространство развития личности», проведенного специалистами Центральной муниципальной библиотеки им.Н.А. Некрасова г.Ижевска. Цель проведенного исследования - выявление путей и методов, которые могут помочь муниципальным библиотекам стать привлекательным, дружелюбным и открытым пространством интеллектуального развития жителей города. В исследовании приняли участие реальные и потенциальные пользователи библиотек от 15 лет. В результате было выявлено отношение горожан к библиотекам и факторы, делающие ее привлекательной; проанализированы потребности пользователей в услугах библиотеки, интересы реальных и потенциальных пользователей библиотек.

Двадцать третий номер журнала «Библиотечное дело» посвящен опыту привлечения домашних животных в качестве слушателей в библиотеках разных стран. Так, в одну из сельских библиотек США вечером приходит собака, прошедшая базовую тренировку для получения статуса «собака-терапевт». На детском мероприятии «Почитай книгу собаке» собака слушает чтение детей.

«Книжные собаки» за рубежом живут уже 15 лет. В Санкт-Петербурге такие «преподаватели литературы» появились в прошлом году. В рамках проекта «КниГАВ» собаки помогают детям научиться читать. Обычно такое индивидуальное занятие длится 15 минут, для улучшения навыков чтения хватает курса из восьми занятий.

Проект «Книгаф», «Черный пудель» (библиотека № 20 ЦАО Москвы) осуществляются непосредственно с участием «библиотечных собак».

В Центральной детской библиотеке им.Н.К. Крупской г.Новороссийска библиотечным помощником (после получения ветеринарного паспорта) соответствующим приказом был назначен кот, участвующий в детских праздниках в образе ученого кота. От его лица на сайте библиотеки проводятся опросы и конкурсы, анонсируются библиотечные мероприятия.

В Центральную городскую детскую библиотеку им.А.Гайдара (г.Москва) иногда приходит библиотекарь с собакой. Присутствие собаки привлекает детей в библиотеку, делая ее атмосферу более домашней. Для работы в качестве терапевтов собак отбирают специалисты из фонда «Не просто собаки», проверяя ее на все виды агрессии. У данного фонда есть две задачи: решить проблему бездомных животных и изменить их образ.

В библиотеке «На Стремянной» (г.Санкт-Петербург) прошел четвертый благотворительный марафон «Друг «ДРУГу». В рамках марафона члены клуба «Весна в сердце» не только оказывают помощь приюту «Друг», но и привлекают внимание к судьбам бездомных собак. В рамках марафона была организована выставка, включающая плакаты-портреты питомцев приюта; были проведены мастер-классы  по изготовлению букетов из конфет, росписи пряников в форме зверьков; состоялся звериный буккроссинг (обмен книгами о животных).

 

«Школьная библиотека»

Анчугова, Е. Рота пионеров / Е.Анчугова // Школьная библиотека. - 2015. - № 11. - С. 49-53. - (Адрес опыта)

Методическая разработка долгосрочной образовательной игры для учащихся шестых и девятых классов. Перечислим ее обязательные элементы: классные часы, внеклассная работа, учет темы в программах учителей, игровое событие интегрированного характера (например, квест, путешествие). В каждой команде приветствуются участники разного возраста и разных классов.

Основной целью длительной образовательной игры является создание образовательного и развивающего пространства, способствующего формированию творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации в современном мире.

Во второй части приводится план игрового события «Переправа», состоявшегося на неделе естественных наук. Отметим, что сначала члены команд знакомятся с легендой игрового события, а затем получают секретные письма и работают в рамках разных подразделений.

Брюхова, Л. Новоуральская школьная библиотека - территория успеха / Л.Брюхова // Школьная библиотека. - 2015. - № 11. - С. 28-31. - (В объективе - регион: Свердловская область, г. Новоуральск)        

Библиотеки общеобразовательных учреждений Новоуральского городского округа активно участвуют в международных и российских акциях и проектах, например: День чтения от «Розового жирафа», «Книжная авоська», «Живая классика», «Читаем детям о войне», «Мир без нацизма», Парад библиотечных блогов, «Открытая книга».

Международный месячник школьных библиотек 2015 в округе проходит под девизом «Школьная библиотека - это здорово!».

 В рамках областного дня чтения стартовал проект «Читают все!». Любой желающий мог прочитать перед видеокамерой отрывок из любимой книги, затем видеозапись была представлена на блоге «Библиоцентр 49».

Ванюхина, Е. По дорогам сказок А.С. Пушкина / Е.Ванюхина // Школьная библиотека. - 2015. - № 11. - С. 69-77. - (Сценарии)  

Библиоквест для учащихся 1-4-го классов.

Перед мероприятием детям предлагается перечитать все сказки А.С. Пушкина.

Команды проходят одинаковые этапы игры, но в разной последовательности. Связь с организатором осуществляет капитан каждой команды. После представления условий игры организатор говорит о цели квеста. Ею является составление ключевой фразы. Выигрывает команда, которая сделает это правильно первой. Команды получает путевые листы (их пример приводится в приложении), в которых фиксируются названия этапов, ставится отметка об их прохождении. Модераторы каждого этапа следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное выполнение и подсказку о месте проведения следующего этапа.

После прохождения всех этапов капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы организатору, который фиксирует время завершения выполнения заданий.

Далее приводится содержание заданий этапов для каждой из команд: «Библиотека», «Дуб», «Актовый зал», «Кинотеатр». На первом этапе предлагается разгадать кроссворд, назвать сказку по отрывку из нее; перечислить сказки, в которых встречались демонстрируемые предметы; собрать пазл-обложку книги, разгадать ребус.

На втором этапе зачитываются телеграммы, авторов (героев сказок) которых необходимо назвать.

При прохождении этапа «Актовый зал» командам нужно соотнести иллюстрации к сказке с портретом ее автора. Задание «Мир сказок» предусматривает называние сказок по перечисленным модератором предметам.

В рамках этапа «Кинозал» необходимо узнать по фрагментам мультфильмов сказки А.С. Пушкина; назвать отрывок из зачитываемых сказок, который не принадлежит А.С. Пушкину.

Турченкова, Т. Затронутые СЛОВОМ души / Т.Турченкова // Школьная библиотека. - 2015. - № 11. - С. 40-41. - (В объективе - регион)   

О реализации городского проекта «Литературная карусель». Екатеринбургская писательница Е.В. Соловьева, автор сказочной повести «Цветник бабушки корицы» стала гостьей одной из школ г.Новоуральска. Учащиеся начальной школы прочитали книгу автора заранее, чтобы затем поделиться о прочитанном. В ходе мероприятия- заседания клуба «Читайка» были использованы приемы объяснительного чтения, поставлены вопросы, дети сами учились составлять план прочитанного, предвосхитить поступки героев. Занятия состояли из прослушивания текста книги (продолжительность 15 минут), беседы о прочитанном по всем компонентам содержания (тема, проблема и вопросы, решаемые главными героями; образы, сюжет, композиция; язык, идея произведения). После этого предлагалось ответить на вопрос «Что ждет главных героев дальше?», выполнить домашнее задание (поучаствовать в так называемом «разговоре» с книгой и ее автором).

Горохова, Н. Неделя библиотеки в школе / Н.Горохова // Школьная библиотека. - 2015. - № 12. - С. 46. - (Адрес опыта)

О проведении недели библиотеки в одной из школ республики Якутия.

Открытие недели началось с проведения конкурса библиотекарей «Лучшая школьная библиотека».

В рамках недели «Открытая дверь» все желающие педагоги, родители, работники школ стали участниками и организаторами следующих конкурсов: интеллектуальный брейн-ринг «Волшебные сказки» для начальных классов, конкурс ораторов «Аман ес» о пользе чтения, конкурс рисунков «Мои любимые герои» и «Книги своими руками».

Для родителей состоялся «Библиовечер» с обсуждением интересных книг, новинок литературы. Конкурс «В мире книг» проводился в форме путешествия по восьми станциям.

По итогам недели самым активным участникам были вручены дипломы и подарки.

Земесева, Г. Волшебный свет сказки / Г.Земесева // Школьная библиотека. - 2015. - № 12. - С. 30-34. - (Ау, партнер)

Из опыта работы Липецкой областной детской библиотеки.

Специалисты библиотеки прибегают к постановке кукольных спектаклей для самых маленьких читателей, рассказав детям об авторе и разных сказках. Сам спектакль осознанно прерывается несколько раз с целью опроса читателей о дальнейшем развитии сюжета.

Игра «Рассыпанные сказки» позволяет закрепить понимание сюжета прочитанных сказок. При этом ребятам необходимо самостоятельно составить из перемешанных листочков с разными строчками из сказок собственные сюжеты.

Проводимые мини-конкурсы предполагают угадывание сказочных героев, интервьюирование детей по дальнейшему развитию сюжета, «сочинение сказок от одного слова» (метод-рекомендация Джанни Родари), ответы на вопросы литературной викторины на различных станциях («Загадкино», «Стихотворово», «Бюро находок»).

При проведении самостоятельной работы по итогам прочтения сказок дома рекомендуется нарисовать иллюстрацию по сюжету книги, обратив внимание на цветовую гамму рисунка.

Первушина, И. Учусь, играя! / И.Первушина // Школьная библиотека. - 2015. - № 12. - С. 26-29. - (Ау, партнер)

Основой воспитания искусством является знакомство с художественной литературой. В Липецкой областной детской библиотеке театр книги «Синяя птица» существует уже 23 года. «Учусь, играя» - это принцип театра. При помощи бесед, этюдов, сюжетно-ролевых игр прививается любовь к миру театра, происходит раскрытие творческих способностей детей.

Работающие студия «Фантазия», клуб раннего развития детей «Кроха», программа «Чудеса рукотворные» направлены на формирование эстетического вкуса, интереса к различным видам искусства и творческой деятельности. Так, на практических занятиях «Чудеса рукотворные» ребята знакомятся с разными видами народных промыслов; в студии «Фантазия» проводятся уроки по изобразительно-художественному творчеству.

«Школьная библиотека: сегодня и завтра»

Галицких, Е. Игра «Семь шагов творчества», или Знакомство с новой книгой в опыте работы школьного библиотекаря и учителя / Е.Галицких // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2015. - № 11. - С. 4-5. - (Живой проект)

Приводится один из способов работы с книгой «100 форм работы по продвижению чтения, и не только. Поощряем чтение, формируем информационную грамотность. Словарь-справочник для библиотекарей» (М. : Библиомир, 2015. Автор-составитель В.Б. Антипова).

Игра включает в себя семь этапов.

На первом шаге выбирается ведущий, организующий игру и отвечающий за ее продолжительность. Звучащая песня В.Высоцкого «Баллада о борьбе» задает ритм занятия и настраивает на творческую работу.  

На втором этапе игры каждый записывает на цветном листе формата А 4 заголовок-слоган по образцу: Чтение как труд, Чтение как творчество и т.д.

Затем выбирается из словаря-справочника одна форма, которая, по мнению участников занятия, считается нужной для передачи способа-отношения к чтению. После изучения статьи из нее выбирается самое важное и необходимое.

При реализации четвертого шага игры разрабатывается афиша, привлекающая внимание и агитирующая за полезность выбранной формы.

Затем происходит аукцион форм работы, в ходе которого ведущий предоставляет каждому минуту для выступления. В конце слушатели голосуют за тот способ продвижения чтения, который им показался наиболее нужным. Выступающий афиширует на доске свой рисунок. Таким образом, формируется импровизированная афиша-тумба, на которой прикреплены все листы-афиши.

На предпоследнем этапе игры ведущий путем мозгового штурма пишет синквейн для подведения итогов.

В течение седьмого шага каждый участник выбирает афишу среди представленных и забирает ее с собой как своего рода открытие или перспективы в своем познании.

Квашнина, Е. Гуманитарные технологии против информационно-коммуникационных? / Е.Квашнина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2015. - № 12. - С. 42-44. - (Живая библиотека)

Вопрос о бумажных и электронных книгах обсуждается довольно давно. Но так ли вредны эти информационные технологии для детей нового века? Ответ на этот вопрос звучит в представлении конкурса электронных читательских дневников в рамках проекта «Книжный шкаф поколения NEXT».

Из поступивших на конкурс работ видно, что у их авторов различный читательский опыт и разный уровень навыков работы в Интернете: перед каждым участником конкурса стоял вопрос выбора сервиса для представления своей работы.

При анализе поступивших на конкурс работ отмечается использование сервиса Storybird.com, Google-карты и другие.

Видеоролики, презентации 3 D, ребусы, коллажи, пазлы, музыкальные открытки и другие цифровые ресурсы помогли ребятам выразить отношения к прочитанному.

Панасенко, Н. Сервисы для создания виртуальных книжных выставок и размещения их в блоге и на сайте / Н.Панасенко // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2015. - № 11. - С. 60-63. - ( IT-школа современного школьного библиотекаря)

Виртуальная книжная выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающих их содержание, доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет.

Алгоритм подготовки и создания виртуальной книжной выставки на первом этапе предполагает разработку ее модели, техническую подготовку (подготовка сопроводительного текста, его набор на ПК), создание выставок в веб-сервисах. Вставка готового продукта в блог, веб-сайты является заключительным этапом.

Перечислим сервисы для создания интерактивных книжных выставок:

  • Animoto.com (позволяет наглядно тематически представить книжную выставку с музыкальным сопровождением),
  • Photosnack.com (данный веб-сервис имеет несколько режимов отображения фотоальбомов),
  • Calameo.com (позволяет создать интерактивные публикации, электронные документы для чтения с компьютера),
  • Photopeach.com,
  • Slideshare.net,
  • Bannersnack.com.

Для вставки созданного продукта в блог необходимо найти html-код, который нужно скопировать; затем открыть новое сообщение, переключить регистр на html-копирование, скопировать html-код, вернуть в регистр «Создать». После этого можно написать текст-пояснение, текст-обращение и нажать кнопку «публикации».

Смутнева, Е. Две стороны одной медали: из опыта организации областного конкурса электронных читательских дневников / С.Гиндеберя, Е.Смутнева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2015. - № 12.- С. 50-55. - (Живая библиотека)

О проведении в Новосибирской области регионального этапа «Сибирская книга: новое PRO-чтение» конкурса «Книжный шкаф поколения NEXT». Конкурс предполагал новое прочтение книг сибирских писателей с помощью интернет-технологий. Его цель - создание коллекции электронных читательских дневников по произведениям сибирских писателей. В течение всего периода проведения конкурса его участники размещали свои работы на сайте «ВикиСибириаДа». В результате было создано 45 вики-страниц электронных читательских дневников, включающих в себя информацию о книге и ее авторе, облака слов, ментальные карты, творческие работы, выполненные с помощью одного из интернет-сервисов, впечатления о прочитанной книге авторов дневников.

Отмечается, что конкурсные работы создавались по шаблону, в котором присутствовали подсказки по созданию определенных интернет-сервисов.

Участие в подобных конкурсах позволяет обрести не только новые точки развития, но и интересный опыт, активизировать работу библиотечных специалистов в направлении обучения читателей созданию электронных читательских дневников при помощи различных интернет-сервисов (например, stampsy, piktochart,wevideo).

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!