В ежемесячном обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных периодических изданий 2015 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».

 

«Библиотека»

Акимова, С. Опыт, добытый трудом / С.Акимова // Библиотека. - 2015 . - № 4. - С. 50-53. - (Спектр молодежных проблем)

Курганская областная юношеская библиотека была основана в 1947 г. как координационный центр различных организаций области для решения молодежных проблем.

С 1997 г. в библиотеке работает Центр социальной адаптации молодежи «САМ», проводящий различные индивидуальные и групповые консультации при участии психологов, юристов, психотерапевтов.

Стоит упомянуть и проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение», уникальность которого заключается в привлечении студентов высших и средних специальных заведений для оказания помощи старшеклассникам.

В целях продвижения различных услуг и новаций специалисты приняли участие в работе круглого стола «Потенциал социума - школе», совещании руководителей волонтерских отрядов.

Большакова, С. Это будет покруче дискотеки / С.Большакова // Библиотека. - 2015. - № 4. - С. 70-73. - (Мир детства)

Центральная детская библиотеки им.И.А.Крылова г. Орел отметила свое 70-летие. Специалисты стараются создавать комфортную среду для общения, чтения и игр детей. Очень важно, чтобы в течение этого процесса компьютер и книга выступали союзниками.

Использование информационных технологий лежит в основе проекта «Библиопочта», направленного на просвещение взрослых по вопросам детского чтения. Два раза в месяц абоненты получают по электронной почте статьи из периодических изданий, книг, интернет-сайтов, которые способствуют повышению престижа чтения в семье.

Возможности библиотеки активно популяризируются с помощью рекламы посредством не только традиционных буклетов, памяток, визиток, но и размещением баннеров, представлением на жидкокристаллической панели электронных экспозиций.

В основе работы Центра развивающего чтения лежит комплексная программа «Растем вместе с книгой», предусматривающая сотрудничество библиотекаря, педагога, психолога с целью реализации других творческих и социальных проектов.

Перспективы развития библиотеки определяют и реализуемые проекты: «Город, что сердцу дорог» (к 450-летию Орла), «Книжное закулисье», «Наше наследие», «Приглашение в библиотечное королевство», патриотическая акция «Читаем детям о войне», акция-плэнер «Библиозона для летнего газона», «Вместе с книгой в новый год», «Дорога в школу» (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Ещенко, В. Папа, расскажи мне о нашем дедушке / В.Ещенко // Библиотека. - 2015. - № 4. - С. 38-40. - (Жизненная позиция)

В основе патриотического направления деятельности Липецкой областной юношеской библиотеке лежат проекты и программы гражданского, исторического и краеведческого плана: «Патриотизм со знаком плюс», «Историческое наследие молодым», «Мое Отечество -Россия». Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как военно-патриотические и благотворительные акции, встречи с ветеранами, творческие конкурсы и уроки мужества. Используются и такие современные методы работы: например, формат представления печа-куча на неформальных конференциях. Работая с молодежью, библиотечные специалисты отдают предпочтение диалогу, подразумевающему вовлечение в процесс организации мероприятия самой аудитории.

В статье приводится общая характеристика мероприятий, проведенных в рамках данного направления работы. Особое внимание уделено книгам по теме как источникам знаний, они стали основой следующих мероприятий: марафон военной книги «Мужество останется в веках», презентация книги В.Астафьева «Веселый солдат», читательская конференция по произведению А.Антипина «Плакали чайки» и другие.

«Библиотека в школе»

Гуткина, Э. Лирика и читатель-подросток / Э.Гуткина // Библиотека в школе. - 2015. - № 4. - С. 37-43. - (Внутренняя работа)

О значении лирики, особенностях ее восприятия читателями-подростками.

В статье приводится опыт полезного и интересного для детей анализа стихов. Основу этой работы составляют размышления М.М.Бахтина о свойствах лирического стихотворения и процесса его художественного восприятия.

В ходе работы с данной категорией читателей перед педагогом стоит две задачи: формирование у подростков целостного эмоционально-эстетического восприятия лирики, необходимость учета при этой работе стремления растущих читателей осмыслить контексты стихотворения. Эта дилемма может быть разрешена, если основой работы с позицией в подростковом возрасте станет постижение структуры лирического произведения как способа объединения в нем контекстов автора и героя.

Приобщение учеников к осмыслению структуры стихотворения может происходить успешно при использовании педагогом проблемного метода двух ситуаций: первый метод предполагает практическое освоение участниками работы необходимых элементов структурного анализа лирического сюжета произведения (например, составление толкового словаря стихотворения); второй метод предполагает постановку ситуаций, побуждающих подростков к целостному освоению лирического произведения.

Калашник, В. Семь легендарных мест, которые можно посетить, не выходя из дома / В.Калашник, М.Хозивалиева // Библиотека в школе. - 2015. - № 4.- С. 47-49. - (Работа с читателями)

Результаты совместной работы учителя литературы, библиотекаря, учащихся восьмого класса лицея г.Астрахань. Тема проекта была определена самими учениками - путешествия, не выходя из дома.

Это путешествия с книгой в руках, которые обрели тему и конкретные задачи в рамках проекта «Семь легендарных мест, которые можно посетить, не выходя из дома».

После подборки материала и иллюстраций был разработан план путеводителя, написаны сопроводительные статьи. В результате были разработаны семь путеводителей - по Камелоту, Средиземью, Нарнии, Стране Оз, Небуландии, Сонной Лощине и Мифландии, составленные по общему плану: название и карта, географическое положение и ландшафт, политическая система и крупные населенные области, деятельность населения и важные исторические события, великие люди и культурные достопримечательности.

 

«Библиотечное дело»

Матлина, С. И будет долгим свет прекрасных лиц / С. Матлина // Библиотечное дело. - 2015. - № 7. - С. 20-21.

Центральная городская детская библиотека им.А.П.Гайдара (г.Москва) в течение нескольких лет реализует проект «Писатель на открытке», собирая в своих стенах знаменитых и начинающих авторов-создателей книг для детей. В один из таких вечеров в центре внимания собравшихся стала открытка и наборы открыток. Это художественные фотопортреты авторов, в предисловии к которым говорится об умении сочетать в одном лице роли детского поэта, автора лирических произведений, прозаика, переводчика, журналиста.

Проект зародился с идеи фотовыставки портретов, созданных Николаем Галкиным под общим названием «Люди детской литературы». На протяжении нескольких лет выставка имела большой успех у москвичей, она стала передвижной и отправилась в путешествие по библиотекам и школам России.

На каждой открытке представлено два-три портрета, на обороте - краткая биография, информация о литературных премиях, ссылки на персональные сайты и другие источники в интернете.

Самое главное состоит в том, что автором проекта удалось представить сразу несколько детских писателей, которые смогли почувствовать поддержку друг друга.

«Воспитание школьников»

Глаголев, А. Игровые методы работы с городскими школьниками в оздоровительном экологическом лагере / А.Глаголев // Воспитание школьников. - 2015. - № 4. - С. 41-50. - (Организатору летнего отдыха)

Авторская программа экологической смены в летнем оздоровительном лагере, основными целями которой стало формирование личности, способной осознавать важность своего вклада в сохранение природы в процессе природоохранной деятельности, формирование экологических знаний у учащихся, их вовлечение в природоохранную деятельность.

Обучение включало следующие формы и методы работы: практическое использование полученных знаний в дискуссиях и экскурсиях в ходе групповой деятельности с использованием элементов деловой игры; работу с учебной и художественной литературой, с наглядными пособиями; подготовку индивидуальных и групповых проектов; оформление отчетов о работе.

Разработанная игра «Зеленый батальон», сочетающая компоненты учебного характера и физическую нагрузку, включила в себя выполнение нескольких заданий: «Деревья и кустарники нашего леса», «Лесная аптека», «Остров Робинзона».

Клепиков, В. Социальные роли: исполнять или игнорировать? / В.Клепиков // Воспитание школьников. - 2015. - № 4. - С. 51-56. - (Для бесед со школьниками)

При подготовке к беседе учащиеся самостоятельно находят определения «социальные роли» и «Социализация» в Интернете.

В начале занятия социальный педагог представляет тему беседы, говорит о важности выполнения одним человеком нескольких социальных ролей. Далее подчеркивается способность конкретного человека реализовать свой потенциал в коллективной деятельности, характеризуя его уровень социализированности; раскрываются особенности социализации в виртуальном мире.

Солодовникова, С. Как рождается классная семья / С.Солодовникова // Воспитание школьников. - 2015. - № 4. - С. 29-33. - (Классному руководителю)

Опыт классного руководства по решению соответствующих проблем и потребностей детей.

Приводится содержание нескольких упражнений, при выполнении которых развивается способность понимать друг друга и умение совместно решать возникающие вопросы.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Девятилова, И. Луга как ковер разноцветный... / И.Девятилова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 4. - С. 23-25. - (Приходите к нам на праздник!)

Сценарий утренника для детей 7-9 лет, посвященного началу каникул.

После приветствия ребята (в составе двух команд) участвуют в разных конкурсах: «Луговые цветы» (предполагается называние по очереди луговых цветов), «Загадки», «Земляничная поляна» (по одному человеку от команды собирает землянику), «Угадай голоса птиц». После выполнения всех заданий подводятся итоги конкурсов, награждаются победители.

Демченко, Ю. Океанские дали / Ю.Демченко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 4. - С. 42-45. - (Игры! Игры! Игры!)

Ход занятий для детей 9-10 лет «Русские мореплаватели», «Поэт моря» тематической смены в летнем лагере, основными задачами которой является начало знакомства с историей отечественных морских путешествий и открытий, раскрытие их значения для современности, популяризация книг о морском флоте России из фонда библиотеки, пропаганда чтения научно-популярной литературы, организация летнего отдыха.

Занятие «Поэт моря» предполагает представление художников-маринистов, ознакомление с творчеством И.Айвазовского, а также поощрение проявления творчества и фантазии при рисовании под воспроизведение двух звуковых фрагментов.

Полыгалова, Г. Не замечающий добра несчастен / Г.Полыгалова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 4. - С. 35-37. - (Не позволяй душе лениться!)

Внеклассное мероприятие для детей 7-9 лет, способствующее формированию ценностного отношения к нравственным категориям, необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В начале занятия ребята по команде ведущего выполняют физические упражнения «Энергозатор» и «Кнопки мозга».

В качестве выражения положительной оценки мероприятия ребятам предлагается громко хлопать и кричать «браво», при отрицательной - закрывать глаза ладошками.

Перед просмотром спектакля «Наши добрые соседи» ребята вспоминают стихи и песню о доброте, рассматривают ситуации проявления этого качества, знакомятся с новым театральным жанром «водевиль» и его героями, обсуждают притчу о старом индейце и его внуке.

После премьеры спектакля «Наши добрые соседи» по сказке С.Маршака, обсуждается его сюжет, подводятся итоги занятия.

Чурбанова, Н. Роскошь общения / Н.Чурбанова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 4. - С. 37-38. - (Не позволяй душе лениться!)

Занятие, подчеркивающее роль дружбы как составляющей психологического комфорта личности.

Развитие коммуникативных навыков детей, совершенствование умения использовать неречевые средства общения, укрепление дружеских отношений в группе являются основными целями мероприятия.

Фея дружбы приветствует детей и предлагает им представиться, раскрыть понятие дружной жизни.

Затем Фея говорит о том, что нуждается в помощи пришедших на занятие ребят: необходимо расколдовать жителей ее страны. Для этого дети называют «волшебные слова» - формулы вежливости.

Проводятся игры: «Люблю - не люблю» (дети мимикой выражают свое отношение к называемым Феей блюдам), «Я и животное» (необходимо выразить свое отношение к представляемому нахождению рядом того или иного животного), «Зеркало», «Кривое зеркало».

Водящим в игре «Замри» становится Злой волшебник, который вместе с Феей дружбы произносит слова, а участвующие в игре ребята замирают.

В конце занятия ребята и персонажи исполняют дружный волшебный танец.

«Читаем, учимся, играем»

Касьян, А.Говорите правильно / А.Касьян // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 4. - С. 56-58. - (Готовимся к уроку)

Турнир ораторов.

Группа участников турнира заранее делится на две команды, каждая из которых выбирает свое название и девиз, продумывает рассуждения на тему «Нужна ли свобода в школьном образовании?».

В начале мероприятия участники прослушивают выступление М.Задорнова «Буду сказать без бумажки» и обсуждают его.

После приветствия команд и их представления проводится первый конкурс «Орфоэпическая разминка», результаты которого оценивает жюри.

Второе задание «Исправь ошибки» предполагает после прочтения представленных на карточках фразах исправление в них речевых и грамматических ошибок.

При зачитывании скороговорок жюри оценивает четкость и скорость их произношения, а при чтении четверостиший - правильность и выразительность декламации.

Следующее задание предполагает своеобразную рекламу словарей (фразеологического и словаря иностранных слов) каждой командой.

Проводится дискуссия «Нужна ли свобода в школьном образовании?», одна из команд выступает за свободную школу, другая - против. Жюри оценивает убедительность и количество доводов, культуру речевого поведения каждой из команд.

Просекова, О. На пути больших открытий / О.Просекова // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 4. - С. 59-67. - (Готовимся к уроку)

Викторина для учащихся 5-7-х классов о науке и ее достижениях.

Кот Ученый и Изобретатель после обзора разных известных изобретений в соответствующих разделах занятия («Научный прогресс», «Корифеи», «Под парусом», «Подводные суда», «Морские путешествия», «Воздухоплавание», «Самолеты», «Поезда», «Бытовые приборы», «Телефоны», «Автомобили», «Мотоциклы», «Кино и телевидение», «Роботы», «Компьютеры и игры») предлагают ответить на вопросы викторины, по итогам которой награждаются победители.

Усова, Н. «Сердце, как хорошо, что ты такое!» / Н.Усова // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 4. - С. 107-111. - (В здоровом теле - здоровый дух)

Внеклассное мероприятие о значении профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для старшеклассников.

После представления важности коронарного здоровья ведущий обращается к поэтическим строкам А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Н.А.Некрасова по теме.

Всемирный день сердца проходит в последнее воскресенье сентября, что обусловливает проведение различных программ Всемирной организацией здравоохранения.

Затем ребята раскрывают значение устойчивых выражений и сочетаний, приводимых ведущим, например: близко принять к сердцу, дама сердца, от чистого сердца и других.

После выполнения данного задания ребята угадывают какие из приведенных пословиц о сердце являются русскими, ознакамливаются с афоризмами о сердце.

Приглашенный специалист-кардиолог рассказывает о важности здоровья сердца, приводит несколько правил для сохранения его здоровья, кратко представляет группу сердечно-сосудистых заболеваний, говорит о важности примера правильного поведения в отношении профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для окружающих.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!