В настоящий обзор включены материалы журналов: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».

 

«Библиотека»

Антонова, Н. Вслед за персонажами басен / Н.Антонова // Библиотека. - 2015. - № 3.- С. 50-52. - (Играя, познавай).

Основной целью цикла занятий, разработанного для учащихся 1-4 классов, является пробуждение интереса детей к книге, ее раннее вхождение в жизнь ребенка.

В рамках цикла проводятся занятия в разных формах каждый день недели. Так, в понедельник педагог-библиотекарь в рамках библиотечно-библиографического урока «Жизнь и творчество И.А.Крылова» представляет не только обзор творчества баснописца, но и сами дети читают басни. Во вторник ребята отвечают на вопросы викторины по басням И.А.Крылова, в среду по результатам конкурса «Мое любимое стихотворение» определяется самый читающий ученик класса и самый читающий класс, в четверг - конкурс рисунков «Моя любимая книга (мой любимый рассказ)». Во второй части статьи приводится сценарий игры-конкурса «По дорогам сказки», основными задачами которого являются воспитание эстетических навыков школьников, формирование познавательных интересов; развитие ловкости, смелости и взаимовыручки.

Дурина, Л. Маршрут необычного автобуса, или Обслуживание на колесах / Л.Дурина // Библиотека. - 2015. - № 3. - С. 25-28. - ( Грани профессии).

Проект «Читающий автобус» осуществляется специалистами Центральной межпоселенческой библиотеки г. Нижний Ломов (Пензенская область) с 2012 года. Его отличительными чертами являются: продолжительность, разноплановость, информативность, широкий охват библиотечным обслуживанием населения района. В рамках проекта пассажирам предлагалось стать пользователями передвижного читального зала. Записавшимся в импровизированную библиотеку предоставлялись книги и журналы, библиотекари рассказывали о клубах по интересам, консультациях и проводимых массовых мероприятиях.

В летнее время библиотечные специалисты делали остановки в отдаленных районах города, организовывали акции на детских площадках. Инновационная форма позволила приблизить библиотеку к населению, способствовала повышению престижа, пропаганде чтения. В результате проекта у передвижного читального зала появилось определенное количество новых читателей, которые были вовлечены в мероприятия по популяризации чтения и культурного досуга.

Кашина, Н. В формате нон-стоп / Н.Кашина, Н.Кондратьева // Библиотека. - 2015. - № 3. - С. 53-56. - (Территория чтения).

О дне открытых дверей «Aseevka в формате non-stop», прошедшем в Курской областной научной библиотеке им.Н.Н.Асеева в Общероссийский день библиотек 27 мая.

За неделю до праздника жители города могли встретить на улицах промоутеров, задающих вопрос «Как пройти в библиотеку?». Такое название в этот раз носила акция раздачи флаеров, которые в этот раз не только представляли программу праздничного дня, но и являлись билетом для участия в моментальной беспроигрышной лотерее.

К праздничному дню были подготовлены индивидуальные и групповые экскурсии по экспозициям. Центральным событием в этот день стало открытие первого в Курской области Музея книги, размещенного в двух залах. Первый носит название «История возникновения и распространения книгопечатания», второй - «Книга как неотъемлемая часть историко-культурного процесса».

В арт-галерее «Творчество», которая служит площадкой для размещения экспозиций творческих работ уже много лет, в этот день состоялось открытие выставки «Библиотека на почтовой марке».

На стилизованном заборе «Забористые пожелания» гости мероприятия могли оставить свои пожелания и поздравления библиотеке и ее сотрудникам, друг другу.

«Библиотека в школе»

Иванова, Е. Мастерская «Библиотекарь в современной школе» / Е.Иванова // Библиотека в школе. - 2015. - № 3. - С. 15-17. - (Методический день).

Основной целью представленной Мастерской является определение направления и содержания, формы работы библиотекаря в новой школе. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать основополагающие документы («Об образовании в РФ» и другие), определить направления работы школьной библиотеки, сформулировать ожидаемое содержание работы, ее направления, выявить интернет-сервисы для работы, обменяться опытом и привлечь внимание к должности. В результате занятий предполагается научиться видеть педагогические направления работы и их планировать, подбирать соответствующие задачи и формы работы, а также интернет-сервисы для педагогической работы.

Романенко, И. Что для тебя мир? / И.Романенко // Библиотека в школе. - 2015. - № 3. - С. 37-39. - (Работа с читателями).

Интеллектуальная дискуссия по книгам современных детских писателей.

Основной идеей интеллектуальной дискуссии является разъяснение аудитории смысла Международного дня мира, показ разрушительных последствий войн, приобщение к идеям деятельного миротворчества.

В статье раскрываются цели, задачи, алгоритм и ход самого мероприятия.

Приведем алгоритм работы. Во вступительном слове следует обратиться к истории Международного дня мира, к пониманию терминов «война» и «мир», можно составить ассоциативные цепочки к этим словам. Затем вся аудитория делится на 3-4 группы, после чего каждая из них выбирает свое название. При выполнении нескольких заданий представляются книги по теме, а именно: Хасэгава «Я ем лапшу», Ф. Павлофф «Коричневое утро», Д. Моххамади «Маленькая торговка спичками из Кабула» и другие.

Заключительное задание предполагает создание в составе команды плакатов к Международному дню мира с использованием символов мира, различных миротворческих идей. При подведении итогов мероприятия каждая команда отдает определенной количество баллов в виде смайликов за наиболее понравившиеся задания командам соперников.

«Библиотечное дело»

Шестой номер журнала полностью посвящен двадцатилетию Российской библиотечной ассоциации, в частности направлениям деятельности Молодежной секции РБА, работе и развитию сайта ассоциации, Самарской областной универсальной научной библиотеке как основной площадке проведения юбилейной конференции РБА.

Леонтьева, Т. Калужская «Белинка» / Т.Леонтьева // Библиотечное дело. - 2015. - № 6. - С. 40-43.

В материале статьи представлена поэтапная история и деятельность Калужской областной научной библиотеки им.В.Г. Белинского, которая в настоящее время является главным книгохранилищем области, центром информационной, образовательной, культурно-просветительной, краеведческой, координационной и научно-методической работы.

Для удовлетворения информационных потребностей пользователей в библиотеке функционирует локальная сеть, автоматизированы процессы комплектования и обработки литературы. Сайт библиотеки постоянно обновляется и совершенствуется, налажено выполнение запросов удаленных пользователей с помощью «Виртуальной справочной службы».

Чадаева, Л. Звучат веселые дивертисменты, или В жизни всегда есть место творчеству / Л.Чадаева // Библиотечное дело. - 2015. - № 5. - С. 15-18.

О различных направлениях деятельности отдела искусств Центральной городской библиотеки им.А.С. Пушкина г. Саров.

Сотрудниками отдела использованы разные методы работы для привлечения читателей.

Основной формой сотрудничества с разными школами искусств города является концертная деятельность, целью которой является привлечение детей в сами школы искусств.

Для постоянных читателей в пространстве отдела было решено обустроить уголок рисования, где каждый месяц проводятся разные творческие мастерские, например: «Я рисую море», «Раскрась рисунок - назови мультфильм», «Унылая пора, очей очарованье».

Ежегодно специалистами организуется выставка, посвященная творчеству художников-юбиляров, композиторов. Некоторые оформленные выставки являются бинарными, т.к. затрагивают кроме искусства науку, историю, краеведение. На эти выставки отбираются книги с информацией об изобретениях, к ним прилагаются вопросы для усвоения информации.

Летний конкурс для читателей проводится уже много лет подряд. Отделом был объявлен локальный конкурс «Узнай за лето про чудеса света», цель которого - ознакомление детей с миром архитектуры. В рамках конкурса читатели познакомились с семью чудесами света, приняли участие в творческой мастерской «Город из коробок».

Якунчикова, К. Wi-Fi на языке классики / К.Якунчикова // Библиотечное дело. - 2015. - № 5. - С. 30-31.

Проект "Wi-Fi на языке классики", реализуемый специалистами читального зала «Отрочество» Центральной городской библиотеки им.А.С. Пушкина г. Саров, предполагает оформление выставки-квеста, совмещающую интерактивные и игровые моменты работы с книгой. Суть работы читателей состояла в том, чтобы получить код Wi-Fi, ответив на различные вопросы и пройдя все этапы выставки-квеста. За несколько месяцев были оформлены следующие выставки: «Таинственный Гоголь», «Тайны классиков», «Под Лермонтовской звездой».

«Воспитание школьников»

Заикина, Е. «Этот день мы приближали как могли» / Е.Заикина // Воспитание школьников. - 2015. - № 3.- С. 74-80. - (Публикация по вашей просьбе).

Сценарий классного часа с элементами поисковой и проектной деятельности для учащихся 5-7 классов, посвященный Великой Отечественной войне.

При подготовке к занятию необходимо разделить учеников на группы и распределить задания для выполнения: составить перечень госпиталей города военного периода, найти старые фотографии зданий и приложить к ним современные для оформления презентации, собрать информацию о медработниках-участниках Великой Отечественной войны.

После представления актуальности темы учитель раздает всем участникам мероприятия карточки с изображением и описанием лекарственных растений для определения учениками их названий.

Во второй части занятия ребята представляют заранее подготовленные презентации о медработниках-участниках Великой Отечественной войны.

В заключение представляется презентация проекта «Памятники, связанные с военными кампаниями последних лет».

Зимина, А. Мои методические находки / А.Зимина // Воспитание школьников. - 2015. - № 3. - С. 50-54. - (Воспитание в учебном процессе).

Статья посвящена механизму воспитания и развития личности школьника в процессе изучения родного языка и русской литературы с использованием современных образовательных технологий.

Современная концепция обучения русскому языку предусматривает овладение духовной и материальной культурой посредством обращения к самому языку. Поэтому наряду с элементами педагогики можно применять и культуроведческий подход в обучении. Объединить урок русского языка и изобразительного искусства позволяет методика интегрированного обучения: подразумевается ознакомление с творчеством авторов, средствами художественной выразительности, приведение необходимых исторических и эстетических сведений по теме. При интеграции с историей делается акцент на исторические процессы, происходящие в языке; с опорой на сходство старославянского и русского языков привлекается материал исторической грамматики для иллюстрации языковых явлений.

Заинтересовать учеников своим предметом позволяют авторские курсы: кружок «Что в имени твоем», «Увидеть мир на кончике пера», факультативный курс «Правила хорошей речи».

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Манукова, С. Чтобы беда не случилась / С.Манукова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 3. - С. - 46-47. - (Жизнь без опасности).

Конспект занятия для детей 6-7 лет, основной целью которого является закрепление правил безопасного поведения в быту и на улице.

Ведущий представляет несколько ситуаций и схем поведения, в которых оказываются Герда и Кай, а именно: если незнакомец звонит в дверь или подходит на улице.

Далее ребятам раздаются карточки с изображением различных предметов, среди которых необходимо определить те, которые могут представлять опасность.

В игре «Каждому предмету свое место» необходимо назвать места хранения предметов, изображения которых показывает ведущий.

После физкультминутки «Топаем-хлопаем» ребята делают газету «Как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду».

Сысоева, О. Похвала спорту / О.Сысоева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 3. - С. 55-56. - (Игры! Игры! Игры!).

Соревнование эрудитов.

Цель занятия - ознакомление детей с существующими видами спорта и видами спорта, практикующимися в родном городе.

Предварительная работа включает чтение художественных произведений по теме, просмотр церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, беседы и разучивание песен о спорте.

В течение мероприятия ребята выполняют упражнение «Передай удачу!», «Волшебная палочка», играют в «Подзорную трубу», участвуют в конкурсе «Знатоки спорта».

Шершова, А. Вот и закончилась эта пора! / А.Шершова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 3. - С.17-19. - (Приходите к нам на праздник!).

Сценарий мероприятия, проводимого после торжественной линейки, с участием сказочных персонажей: Бабы-Яги, Жар-Птицы и Кикимор, чертенят.

Захотев научить читать чертенят, Баба-Яга просит помощи у всех пришедших. В игре «Составь слово» участвуют две команды, для каждой из которых подготовлен набор букв, из которых необходимо составить слово. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

В ходе игры «Собери портфель» принимают участие два человека. Цель игры - выбрать из предложенных предметов те, которые необходимы в школе.

При появлении Кикимор проводится игра «Танграм» для двух команд из семи человек. Для каждой команды заготовлены: половинки ватмана, клей-карандаши, элементы игры для сборки, образцы изображений. Командам необходимо из элементов сложить по образцу заданное изображение, приклеить на ватман и показать зрителям.

Инсценировка сказки «Теремок» завершает мероприятие.

Шульгина, В. Крестики-нолики / В.Шульгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 3. - С. 31-33. - (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!).

Методическая разработка мероприятия для развития математического мышления для детей 5-6 лет.

В ходе предварительной работы дети рассматривают карточки-схемы, на которых задается определенный алгоритм действий. Ребятам необходимо изучить символы, проговорить и отработать способы действий с педагогом для дальнейшего самостоятельного чтения планов-схем.

Для того чтобы попасть в страну Математику сначала необходимо вспомнить правила поведения, педагог представляет компьютерную технику, задействованную в ходе мероприятия. Необходимо разделить всех детей на две команды. В каждой клетке игрового поля под цифрой находится задание, после выполнения которого помещается знак той команды, которая правильно его выполнила.

Задание «Математические догонялки» предполагает решение математических примеров. Каждый правильно решенный пример приближает команду к победе в данном испытании.

В игре «Найди соседа» на изображенных на домике окошках необходимо назвать цифру, расположенную между двумя представленными.

«Вопросительная шкатулка» предполагает ответы команд на вопросы карточек.

После выполнения всех шести заданий подводятся итоги при помощи обращения к игровому полю, подсчета расположенных на нем крестиков и ноликов.

«Читаем, учимся, играем»

Ишкова, И. Школа общения / И.Ишкова // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 3. - С. 81-85. - (Готовимся к уроку).

Сценарий родительского собрания, проводимого совместно с учащимися 6-10-х классов.

В начале мероприятия библиотекарь представляет несколько фактов из биографии Ю.Б. Гиппенрейтер, автора книги «Общаться с ребенком. Как?».

Цель этого пособия - подсказать пути гармонизации взаимоотношений в семье. втор приводит советы для построения нормальных отношений с детьми; раскрывает факторы, мешающие общению с ребенком; способы разрешения конфликтов.

В то время, пока ребята пишут эссе на тему «Что не так в моем общении с родителями», библиотекарь обращается к материалам книги психолога. Уроки «Воспитание не дрессура», «Давай вместе», «По любви или за деньги», «Как слушать ребенка?», «Как быть с чувствами?», изложенные в самой книге, представляют ценность безусловного принятия своих детей, важность оказания помощи ребенку.

В заключение библиотекарь дает родителям домашние задания: в течение нескольких дней посчитать количество своих обращений к ребенку, обнимать ребенка за весь день не менее четырех раз.

Мухамедеева, Л. Они тоже сражались на фронте / Л.Мухамедеева // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 3. - С. 32-38. - (1941-1945. Великой победе посвящается).

Устный журнал, рассказывающий о помощи животных во время войны, для учащихся старших классов.

На каждой из семи страниц журнала рассказывается о разных видах животных и птиц, оказавших посильную помощь людям в Великую Отечественную войну: лошади и лоси, верблюды и мыши, голуби и кошки, собаки.

Сирица, Т. От Шекспира до Дефо / Т.Сирица // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 3. - С. 61-63. - (Книга- дар бесценный).

Сценарий урока литературы, посвященного творчеству английских литераторов для учащихся 7-9-х классов.

В качестве домашнего задания предлагается прочитать произведения (фрагменты) английских классиков.

Действующие лица рассказывают об увлекательном мире английской литературы, после чего обращаются к творчеству У.Шекспира, П.Шелли, Дж.Байрона, Д.Дефо.

Вопросы викторины для настоящих эрудитов проводится по изложенному материалу, после чего проводится обзор книг, представленных на выставке.

Такшина, С. Добро пожаловать в библиотеку! / С.Такшина, В.Хабловская // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 3. - С. 44-47. - (Книга - дар бесценный).

Игровая программа, посвященная книгам и чтению для учащихся 4-7 классов.

Перед мероприятием ребята готовят доклады о самых необычных библиотеках мира.

Занятие открывается викториной, после этого представляются заранее подготовленные доклады.

Ребятам предлагается принять участие в совместном проекте, а именно: нарисовать библиотеку будущего.

В конце первого этапа мероприятия (ориентировано на учеников 6-7 классов) проводится викторина на знание героев и названий литературных произведений.

Вторая часть мероприятия проводится на улице перед зданием, ее целевая аудитория - учащиеся 4-5 классов. Исполняется песня, посвященная библиотеке. Затем ребята разгадывают шарады, тексты которых помещены в воздушные шары.

Командная игра начинается с разминки: ребята раскрывают значение слова «библиотека», а затем дописывают недостающие буквы в написанных на асфальте названиях произведений. После дополнения названий литературных произведений, каждая команда рисует мелками на асфальте одного из своих любимых литературных героев.

Задание «Составь пословицу» предполагает соединение начала с концом пословиц о книге.

После ответа ребят на вопросы о значении книги и библиотеки проводится награждение команд.

«Школьная библиотека»

Тихомирова, И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2015. - № 3-4. - С. 3-158.

Специальный выпуск журнала посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне включает в себя журнальный вариант издания И.И.Тихомировой «Родом из военного детства», снабженного текстами для обсуждения с ребятами. Общая тема освещена в разделах, в каждом из которых дано введение в тему, методическая аннотация на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения, представлены сами тексты этих произведений и вопросы для обсуждения. Цель пособия - ознакомление взрослых и подростков с лучшими произведениями художественной литературы об участии детей в Великой Отечественной войне, созданными в период с июня 1941 по май 1945 года, содействие формированию исторического и патриотического сознания нынешних школьников, привитие им уважительного отношение к боевым и трудовым традициям ушедших поколений. Большинство рекомендуемых для чтения произведений - рассказы, чтение которых вслух не требует много времени; указатель их авторов и названий приводится в завершении текста пособия.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!