В ежемесячном  обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных  периодических изданий за декабрь 2014 года: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников»,  «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».

 

«Библиотека»

Вторая часть выпуска журнала «Библиотека»  представляет собой подборку материалов о «Библионочи» 2014 года, официальное название которой было «Перевод времени».

Кашина, Е. В поисках утраченного времени / Е.Кашина // Библиотека. - 2014. - № 12. - С. 39-40. - (Акция «Библионочь»)

Сквозная тема «Библионочи» стала отправной точкой для  библиотек ЦБС Железногорска. Сценарии и программы были достаточно разнообразными: «Игры на все времена», «В поисках утраченного времени», «Лавка древностей», «Сквозь время и пространство», «Течет поэзии река». Все мероприятия акции были разбиты на блоки: для детей, для тинейджеров, для ценителей поэзии.

Насыщенная детская программа порадовала горожан мини-спектаклем про домовенка Кузьку, выступлением детского народного коллектива,  подвижными играми («Ручеек», «Салки», «Игра в рыбака»), мастер классом «Золушкина мастерская» (изготовление украшений).

Тантамареска, стенд для фотографирования в натуральную величину стали ярким акцентом «Библионочи».

Командная молодежная квест-игра «В поисках утраченного времени»  превратилась в захватывающее и увлекательное путешествие по помещениям и этажам библиотеки в поисках спрятанных подсказок и «ключей» для расшифровки фразы, отражающей общую тематику проведенной акции.

В читальном зале Поэтического кафе состоялось путешествие «Сквозь время и пространство» со стихами и их авторами.

Все участники акции смогли побывать на открытии мини-музея «Лавка древностей», фонд которого включил в себя собранные сотрудниками раритеты: ротатор, арифмометр, портативная пишущая машинка и другие. Посетители музея смогли узнать много интересного обо всех экспонатах, а также прикоснуться к ним.

Кручинина, Л. В «Виниловой гостиной - пластинки фирмы  «Мелодия» / Л.Кручинина // Библиотека. - 2014. - № 12. - С. 66-67. - (Акция «Библионочь»)

Специалистами Волчанской ЦБС Свердловской области были проведены мероприятия в рамках «Библиосумерек», которые были окрашены стилистикой советских праздничных церемоний.

После торжественного открытия начали свою работу площадки акции: «Малый кинозал», «Детская площадка» (интеллектуальное казино), «Литературная беседка» (украинский хутор Диканька), «Детективное агенство» (расшифровка писем-записок, фотосессия «Детективный ростомер»), «Виниловая гостиная», киоск «Союзпечать», буфет, фотовыставка  «Есть по соседству библиотека...».

Кульминацией праздника стала церемония подведения итогов вечера и торжественного вручения наград и сувениров.

Стрельцова, Н. «Читалка-холл»: новинки в свободном доступе / Н.Стрельцова // Библиотека. - 2014. - № 12. - С. 15-18. - (Фонды)

Основное помещение Свердловской областной универсальной научной библиотеки им.В.Г.Белинского было закрыто для пользователей на определенное время из-за ремонта. Специалистами было принято решение активизировать работу с новыми изданиями.

Летом 2012 года был организован летний читальный зал «Библиотека для безбилетников», основные принципы этого проекта стали основой  нового подразделения «Читалка-холл».

Экспозиция новинок была представлена в соответствии с отраслями знаний по таблице ББК и популярным темам, что позволило читателям легко отслеживать литературу по конкретной интересующей теме.

Всего за первый год экспозиции было представлено около семи тысяч экземпляров, организовано 12 тематических выставок. С целью создания комфортных условий для занятий  было приобретено несколько столов, раздвижные книжные стеллажи, проведено дополнительное освещение, смонтированы жалюзи на окна.

С целью привлечения читателей в новый зал на информационной панели демонстрировалось слайд-шоу о новинках литературы, деятельности и тематических выставках площадки оригинального формата «Читалка-холл».

 

«Библиотека в школе»

Мяэотс, О. Невыученные уроки войны / О.Мяэотс // Библиотека в школе. - 2014. - № 12. - С. 30-33. - (Остров сокровищ)

Специалист Библиотеки иностранной литературы им.Рудомино представляет обзор литературных произведений, в которых затрагивается тема мировой войны, создает картину детских книг военных лет зарубежных и русских писателей.

Произведение итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Сердце», написанное в форме дневника ученика средней школы, стало хрестоматийным в европейских школах.

На страницах романа Эрнста Глезера «Год рождения 1902» перед нами оказывается юный герой, глазами которого представлены события начала XX века.

Английский писатель Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» описывает нам судьбу молодого человека, выпускника элитной школы, отправляющегося на войну.

В конце статьи приводится список произведений, упомянутых в тексте.

Шухардина, Т. Свой газон / Т.Шухардина // Библиотека в школе. - 2014. - № 12. -С.  54-55. - (Работа с читателями)

Из опыта работы детской библиотеки-филиала Центра развития творчества детей и юношества им.Карческого (г.Ухта, Республика Коми)  по внеклассному чтению.

Проект «Уроки внеклассного чтения в условиях детской библиотеки» осуществляется в течение тридцати лет. Посещение занятий, проводимых в рамках проекта считается обязательным, а также выбор книг на дом. Разработанная для классов программа рассчитана на три года, после ее выполнения большая часть учащихся остается читателями библиотеки до окончания средней школы. Таким образом, библиотечные специалисты формируют читателей, систематично посещающих библиотеку.

 Каждый проведенный урок фиксируется в коллективном формуляре класса. План этих разнообразных по формам уроков делится на два учебных полугодия. Он включает три обязательных библиотечных урока: «Структура книги. Художники-иллюстраторы», «Первые энциклопедии и справочники», «Словари бывают разные».

«Библиотечное дело»

Авраева, Ю. Наша служба и полезна и нужна / Ю.Авраева // Библиотечное дело. - 2014. - № 23. - С. 37-41. - («Методическая работа»)

Статья посвящена поиску решения вопросов повышения квалификации и обновления качества методических услуг по различным направлениям информационно-библиотечной деятельности. С точки зрения автора, необходимо предпринять ряд мер: предоставить возможность непрерывного образования и обучения новому библиотекарей; активизация межличностного общения между библиотечными специалистами в социальных сетях; создание комплекса форм и методов обслуживания пользователей на основе информационно-компьютерных технологий; выработка механизмов правовой защиты библиотечного персонала и его стимулирования; поиск новых форм социального и профессионального партнерства (личные и корпоративные блоги через создание совместных проектов и единого виртуального пространства).

Во второй части статьи раскрывается опыт работы библиотек, внедряющих и использующих информационно-компьютерные технологии: центральные библиотеки Белгородской, Свердловской, Новосибирской, Иркутской, Кировской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. Они представляют  опыт организации книжных выставок-инсталляций, выставок-экспозиций, проводят крупные мероприятия, например: «Библионочь», «Читающий трамвай».

Маликова, Н. Эффективность консультаций / Н.Маликова // Библиотечное дело. - 2014. - № 23. - С. 42-43. - («Методическая работа»)

Специалистами отдела методико-аналитической деятельности Центральной городской библиотеки г.Новоалтайска было проведено маркетинговое исследование «Методическое консультация» с целью выявления качества предоставляемой услуги-консультации. Для этого были подготовлены две анкеты, ответы на некоторые из вопросов предусматривали пятибальную шкалу оценки: для прослушавших консультацию и для самого выступающего. Вопросы первой анкеты касались цели прослушанного выступления, его структурированности, наглядного оформления, новизны полученной информации, грамотности и четкости речи выступающего, его ответов на задаваемые аудиторией вопросы.

Выступающий заполняет анкету «Самооценка». В результате были сделаны выводы, согласно которым большинство специалистов высоко оценивают качество предоставленной им методической услуги, их потребность в повышении своего профессионального уровня.

В заключение подчеркивается актуальность подобных исследований, развитие мотивации к повышению квалификации у библиотечного персонала.

Рожкова, Н. Кластерный подход в стратегии инновационного развития общедоступных библиотек / Н.Рожкова // Библиотечное дело. - 2014. - № 22. - С. 14-19

Об опыте использования кластерного подхода  в решении такой социальной задачи, как повышение качества жизни населения. Сам кластер предполагает  создание целостной системы новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве.

Белгородская государственная универсальная научная библиотека вошла в состав инновационного кластера области, обеспечивая информационную поддержку всех участников системы на этапах  их деятельности. Автор статьи подчеркивает то, что библиотека является единственной структурой, которая одновременно является компонентом всех видов кластеров. Она является связующим звеном между населением и властью, представители которой являются участниками библиотечных мероприятий. В ряде муниципальных библиотек продолжают действовать «почтовые ящики» «Вопросы власти».

Являясь компонентом производственных кластеров, муниципальные библиотеки области  становятся и деловыми партнерами различных организаций. Этому способствует организация деловых встреч, конференций, тренингов.

Информационный потенциал бессрочного проекта «Библиотека - учителю», осуществляемого Белгородской государственной универсальной научной библиотекой, включает сводную базу данных статей (федеральных периодических изданий) и  краеведческую базу данных.

В структуре социально-культурного кластера муниципальные библиотеки занимают нишу информационного навигатора и центра информационной безопасности: организованы курсы обучения населения навыкам работы с информационно-коммуникационными технологиями, доступ детей в сеть интернет  осуществляется в специально оборудованных местах (установлены интернет-фильтры), создаются веблиографические путеводители по сетевым ресурсам, организуется работа детско-подростковых клубов для объяснения специалистами путей поиска информации в Интернете и этики общения.

Сурина, Е. Людей неинтересных в мире нет / Е.Сурина // Библиотечное дело. - 2014. - № 22. - С. 28-29

Краеведческая работа ЦБС Селивановского района Владимирской области  строится на интересе к жизни отдельного, конкретного человека, а именно, на изучении проявления многомерности человека. В ходе работы над проектом по созданию «Энциклопедии забытых деревень» было предложено установить памятные знаки на месте исчезнувших деревень.  На протяжении многих лет ко Дню Селивановского района или Дню поселка Красная Горка специалисты библиотек оформляют выставки-экспозиции на  открытой площадке на различные темы: «Старинные часы еще идут», «В гостях у русского Мишутки», «У самовара», «Наше прошлое - далекое и близкое», «Поселок мой - судьба моя», «Гармонь - душа России». Экспонаты для выставок предоставляют жители района. Таким образом, библиотечное краеведение позволяет землякам стать участниками реконструкции социальной памяти.

Федорочева, Н. Кое-что о «витамине роста», или Родителям о детской поэзии абсурда / Н.Федорочева // Библиотечное дело. - 2014. - № 24. - С. 8-10

Необычные стихи, относящиеся к жанру поэзии абсурда, могут стать основой для проведения мероприятий с читателями дошкольного возраста. В статье раскрываются особенности такой поэзии на примере стихов Льюиса Кэрролла, Эдварда Лира («Книга нонсенса»), а также сборника «Рифмы матушки Гусыни» (произведения английской народной поэзии в переводе  С.Маршака, К.Чуковского).

Специалистом отдела обслуживания  дошкольников Самарской областной детской библиотеки предлагается несколько вариантов развивающих игр с использованием стихов в жанре поэзии абсурда: инсценировка (превращение стихотворения в маленький спектакль), игра «Допиши стихотворение» (задача ребят - придумать продолжение первым двум строкам стихотворения, соблюдая логику  сюжета и заданную стихотворную форму), игра «Помоги поэту» (необходимо вставить недостающие  слова в стихотворение), «Так бывает или нет» (при чтении стихотворения в ускоряющемся темпе игроки согласно жребию говорят ведущему об ошибках  в тексте зачитываемого), игра «Перепутаница» (после прочтения первого четверостишия стихотворения  ребята меняют местами слова так, чтобы был изменен смысл текста с сохранением рифмы), «Скажи наоборот» (необходимо правильно расставить слова по смыслу в тексте стихотворения Франтишека Гавела «Мир наоборот»).

 

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Девятилова, И. Певец воли и справедливости / И.Девятилова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 12. - С. 6-8. - («Большая литература для маленьких»)

Сценарий литературно-музыкальной композиции по произведениям В.Гаршина для детей 9-10 лет.

Мероприятие начинается с инсценировки по мотивам сказки «То, чего не было», после которой учитель обращается к биографии Всеволода Гаршина, рассказывая о семье писателя и его детстве. Викторина «Назови сказку» и разные конкурсы («Разговоры», «В цветнике», «О чем речь?», «О ком речь?») составляют содержание занятия и актуализируют знание детьми текстов сказок.

Иванова, Н. Территория чтения / Н.Иванова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 12. -С. 55-58. - (Интересно все на свете!)

Одно из занятий цикла, позволяющего детям 8-10 лет узнать о разных аспектах деятельности библиотек, научить ориентироваться в потоке литературы.

Основной целью занятий является популяризация библиотечно-библиографического знания, создание позитивного имиджа библиотеки.

Первое занятие «Я дружу с книгой» начинается с ответа всех присутствующих детей на вопрос «Зачем мы читаем книги?». Ведущий обращается к чтению электронных книг, перечисляя их достоинства и недостатки.

На втором занятии «Ваши любимые книги» внимание фокусируется на факторах, имеющих значение при  выборе книг для чтения. Ребята зачитывают подготовленные заранее конкурсные работы в форме сочинений на тему «Моя любимая книга», после этого объясняется понятие «библиофил». Занятие завершается просмотром видеосюжета о  книгах, представленных в отделе редкой книги Национальной библиотеки Чувашской республики.

В начале мероприятия «В тиши библиотек» ведущий обращается к объяснению понятия «библиотека», ее истории, функции читального зала. Ребята зачитывают заранее подготовленные рассказы на тему «Мои любимые энциклопедии», «Мои любимые журналы», после чего проводится обзор книги выставки «Территория чтения».

Мишина, И. Дорогою исканий / И.Мишина, И.Суворкина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 12. - С. 15-18. - («Большая литература для маленьких»)

Литературный праздник с участием героев произведений А.Волкова для детей 7-9 лет.

Предварительная работа заключается в приготовлении карточек разных цветов с вопросами, репетиции ребятами инсценировок.

Ведущий представляет всем участникам мероприятия несколько занимательных фактов о книге «Волшебник Изумрудного города» и предлагает  вспомнить три желания Элли, после исполнения которых девочка смогла вернуться в Канзас.

Необычное путешествие по  Волшебной стране совершается с помощью радуги, каждый цвет которой обозначает тот или иной этап пути.

После игры-пантомимы «Сказочная фигура, появись!» ребята отвечают на вопросы, представленные на карточках разного цвета, желающие участвуют в игре «Надень зеленые очки»,  разыгрывают сценки «Элли побеждает Бастинду», «Прощание Элли с друзьями».

После выполнения задания «Слова-перевертыши» ведущий подводит итоги мероприятия.

Родченко, О. Один за всех, и все за одного! / О.Родченко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 12. - С. 39-41. - («Не позволяй душе лениться»)

Урок-презентация о знакомстве, дружбе и товариществе для детей 10 лет.

Цель занятия - способствовать развитию нравственно-эстетических качеств путем создания  условий для обсуждения понятия «дружба», поиска различия между ней и простым общением и для формирования умения дружить и общаться, воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

Автор материала представляет ход занятия: приветствие, организационный и мотивационный момент. Основная часть урока начинается с беседы: дети находят в словаре С.Ожегова определение понятия «дружба», приводят различия между определениями по теме (приятель, товарищ, друг). Затем предлагается сформулировать «законы дружбы», выполняя определенные задания (ситуации): обсуждение стихотворения А.Барто «Требуется друг», О.Григорьева «Кто прав?», работа в парах над определением необходимых для друга качествами.

В заключительной части занятия детям предлагается по очереди продолжить предложения  о дружбе, самом интересном задании на уроке. Ребята отмечают на шкале самооценки степень развития следующих качеств: лживость-честность, скупость-щедрость, доброжелательность-драчливость, заботливость-равнодушие, вежливость-грубость.

«Читаем, учимся, играем»

Галдина, Е. Что мы знаем о числах? / Е.Галдина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 12. - С. 62-66. - (Готовимся к уроку)

Сценарий внеклассного мероприятия с игровыми заданиями по математике для учащихся 6-9-х классов.

Эпиграфом к мероприятию является фраза Платона: «Мы ... никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы».

Ведущие приветствуя ребят, обращаются к истории числовой мистики, берущей свое начало из халдейской культуры.

Персонажи (Число Три, Число Семь, Число Тринадцать) по очереди рассказывают о значении разных чисел в древних культурах, их свойствах, использовании в мифологии.

Числа играли большую роль в биографиях влиятельных людей, например: Пифагора, Платона, французских королей и императоров, русского писателя Льва Толстого. Мероприятие завершается приведением  пословиц и загадок о цифрах.     

Девятилова, И. Смешарики рассказывают о Соколове-Микитове / И.Девятилова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 12. - С. 48-51. - (Книга - дар бесценный)

Познавательный классный час по произведениям русского писателя для учащихся 5-6 классов.

Предварительно оформляется книжная выставка с фотографиями писателя, ребята перечитывают произведения писателя на выбор организаторов.

Ведущие, персонажи известного мультфильма, представляют ребятам факты биографии  писателя,  а затем делят всех присутствующих на две команды (одну возглавляет Крош, а другую - Ежик). Сначала члены одной команды называют рассказы, отрывки из которых зачитывается, а потом и другой.

Обращаясь к оформленной книжной выставке, ведущие зачитывают по очереди описания природы из рассказов писателя.

При выполнении задания конкурса «Кто как кричит» капитаны команд просят угадать,  каким из птиц принадлежат воспроизводимые крики.

Конкурсы «Что за зверь?», «О ком речь?» предполагают называние ребятами животных, характеристики которых приводит ведущий. За правильно названного зверя команда получает один балл.

Задание конкурса «О чем речь?»  (нужно определить о чем говорится в зачитываемых отрывках) завершает классный час.

  Зайкова, Ю. Путешествие по Золотому кольцу / Ю.Зайкова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 12. - С. 87-91. - (Готовимся к уроку)

Игра-прогулка по старинным городам для старшеклассников.

Основная цель мероприятия - ознакомление ребят с особенностями известного экскурсионного маршрута.

К мероприятию заранее необходимо подготовить выставку пейзажей, схему маршрута.

В прогулке участвуют две команды в составе которых знатоки истории древних городов, знатоки древнего русского зодчества, литературы и живописи. Результаты путешествия оценивает жюри, которое присуждает за правильные ответы командам баллы, а зрителям - жетоны. Команды  заранее готовят небольшие инсценировки  по сказке А.Островского «Снегурочка».

В течение прогулки путешественники прибывают в следующие города: Шуя, Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский, Москва. На станциях экскурсовод рассказывает историю каждого города, проводится конкурс чтецов, командам предлагается решить кроссворды, ответить на вопросы об исторических деятелях. Перед прибытием на конечную станцию Москва жюри подводит итоги конкурсной программы и называет команду-победительницу.

Кудряшева, Л. Кто получит первый приз? / Л.Кудряшева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 12. - С. 74-79. - (Готовимся к уроку)

Занимательная викторина по сказкам Х.К.Андерсена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Ребятам заранее необходимо перечитать сказки по спискам, подготовленным отдельно для среднего и старшего возраста.

Вопросы для детей среднего школьного возраста затрагивают героев сказок, представленные в них события. После зачитывания вопросов желающие ответить поднимают свои волшебные палочки, которые заранее раздаются Оле-Лукойе.

Сказочник проводит викторину для детей старшего школьного возраста, вопросы которой посвящены содержанию как более известных сказок (например, «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Пастушка и трубочист», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»), так и тех, которые могут быть менее известны (например, «Улитка и розовый куст», «Судьба репейника», «Старый дом», «Самое невероятное» и другие). После ответов участников на все вопросы викторины подводятся ее итоги, награждаются победители.  

Скоробогатова, Е. Волшебные игры с детьми / Е.Скоробогатова. - М.: Издательство Оникс; СПб.: Издательство Литература, 2008. - 192 с. - (Магия счастья)

Как известно, игра является неотъемлемой чертой детства. В книге большое внимание уделено толкованию различных предметов для игр, например: мяч, качели, санки.

В определенных главах издания описываются  способы изготовления своими руками новогодних елочных игрушек, юлы, масок.

Рисованию (игры «Семечко-желание», «Чепуха»)  и сочинению стихов и сказок посвящены заключительные разделы книги. 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!