Предлагаем ознакомиться с обзором статей следующих периодических изданий за март 2014 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».

В заключение приводятся аннотации пособий серии «Современная библиотека», поступивших в фонд отдела научно-методической, экспериментальной исследовательской работы.

«Библиотека»

Ковальская, Н. Искусство создавать событие / Н.Ковальская // Библиотека. - 2014.- № 3. - С. 39-44.- (Территория чтения)

Специалисты библиотечной системы г.Воркуты осуществляют целевую долгосрочную программу «Воркута-книжная параллель», в рамках которой проходит уличная акция «Книга. Лето. Молодежь» (приурочена ко Дню молодежи). Цель акции состояла в развитии общественного интереса к книге, поддержании престижа чтения в общественном сознании. Этому способствовала реализация следующих задач: привлечение новых читателей, расширение информационного доступа и продвижение литературных образцов литературы в широкие слои пользователей, активизация работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Импровизированный книжный бульвар «Читатель дарит читателю» предлагал всем желающим взять книги и журналы согласно своим предпочтениям, на «Заборе пожеланий» можно было оставить записи и автографы. В рамках акции проводились экспресс- и рейтинг-опросы, а также моментальная литературная викторина на знание произведений русских классиков. По итогам опроса ежегодно оформляется книжная выставка «Любимых книг очарованье...».

Некрасова, Н. Лесные приключения с любимым писателем / Н.Некрасова // Библиотека. - 2014. - № 3. - С. 2.- (Сохраняя традиции, искать новое)

В городской детской библиотеке им.В.М.Данилова (г.Петрозаводск) состоялись VIII Даниловские чтения, посвященные карельскому писателю-натуралисту.

На сайте библиотечной системы города была открыта страничка «Лесные приключения с писателем Владимиром Даниловым», содержащая рубрики: «Здравствуйте, это Володя Данилов!», «Лесные загадки», «У книги появились картинки», «Лесная газета». Работа над этой страничкой продолжается, планируется пополнение отзывами и иллюстрациями к рассказам писателя.

Расошенко, В. Оригинальный и яркий бренд / В.Расошенко // Библиотека. - 2014. - № 3. - С. 62-66. - (На профессиональной орбите)

В материале статьи представлен опыт реализации проекта «Библиосумерки», осуществленного Районной детской библиотекой (г.Светлогорск, Белоруссия). Основной целью масштабного мероприятия было содействие увеличению популярности библиотеки как места проведения досуга путем организации работы площадок: планетарий «Звездочет», кинотеатр под открытым небом «Сказка на ночь», библиоздравница «Не болей-ка!», мастерская живописи «Сказки в красках», салон «Аква-грим» и другие.

Шеламова, Г. Внедрение модульной системы: три этапа взросления / Г.Шеламова // Библиотека. - 2014. - № 3. - С. 12-18.- (Правовое воспитание)

По мнению автора статьи, основной сложностью правового просвещения детей является психологическое противостояние между «хочу» и «надо».

Первый модуль системы правового воспитания «Мотивация» направлен на актуализацию поведения детей в рамках духовно-нравственного развития путем отождествления с положительными героями художественной литературы.

Второй модуль заключается в привитии аудитории гражданской ответственности и патриотизма начиная с формирования интереса к отечественной истории посредством бесед на тему Родины, привлекая к работе музеи, общественные объединения.

Третий модуль «Правовое просвещение» осуществляется в комплексе с нравственным и гражданским воспитанием в совместной работе с родителями.

«Библиотека в школе»

Далецкая, М. Многоликий сторителлинг / М.Далецкая // Библиотека в школе.-2014. - № 3. - С. 19-23. - (Внутренняя работа)

Раскрыв понятие сторителлинг, его особенности и сферу применения, автор статьи делится своими впечатлениями о встрече с одним из профессиональных шотландских сторителлеров Майклом Керинсом.

Десятник, Н. Мел полы и внимательно слушал.../ Н.Десятник // Библиотека в школе. - 2014. - № 3. - С. 44-47.- (Работа с читателями)

Информационный час общения с учащимися 10-11 классов.

Библиотечный урок на тему «Библиотека и ее роль в поиске источников информации о профессиях» посвящен требованиям, предъявляемым соискателями к работе, объяснению необходимости приобретения опыта работы на примере известных людей.

Эркаева, Г. Библиотека позитивных перемен / Г.Эркаева // Библиотека в школе. -2014. - № 3. - С. 24-27.- (Внутренняя работа)

После перечисления причин снижения посещаемости библиотек озвучивается девиз «Библиотека позитивных перемен», предполагающий изменение отношения к работе библиотечных работников, привлечение внимания еще не пользующихся услугами библиотеки, проведение различных мастер-классов на тему книги, взаимодействие со школами, реклама своих услуг, привлечение к работе успешных читателей.

«Библиотечное дело»

Головко, С. Атмосфера эпохи / С.Головко // Библиотечное дело. - 2014. - № 3. - С. 14-18

Издание сочинений А.С.Пушкина представляет собой особую историю русского книжного дела. В статье представляется панорама творческих исканий, находок и воплощений художественно-иллюстративного мира пушкинских произведений. Автор материала рассматривает девяностые годы XX века как новый этап иллюстрирования произведений классика. Представляется описание книг, выпущенных издательством «Белый город»: альбом «А.С.Пушкин», художественно-иллюстративная энциклопедия «Евгений Онегин». Издательство «Вита Нова» привлекает ведущих российских и зарубежных литературоведов к созданию книг. Среди малотиражных коллекционных изданий выпущена трагедия «Борис Годунов» и авторский сборник «Любовная лирика».

Издания «Золотой том» («Эксмо»), «А.С.Пушкин. Сказки» («Росмэн»), как и все выше упомянутые в наглядной форме помогают раскрыть грани творчества русского классика.

Кабачек,О. Почему они так любят читать о вампирах? / О.Кабачек // Библиотечное дело. - 2014. - № 4. - С. 21-24

Круг чтения современных подростков включает множество книг серии фэнтези и мистику современных писателей. В статье автор обращается детально к причинам популярности жанра «фэнтези» среди подростков, приводятся итоги исследования по теме, проведенного в 2012 году.

Кузьмина, Н. Из истории книгопечатания / Н.Кузьмина // Библиотечное дело. - 2014.- № 3.- С. 35-39

В статье представлены различные факты биографии М.И.Алисова, изобретателя одного из лучших наборно-пишущего и копировально-множительного оборудования XIX века, а также описание механизма действия этих машин.

Скитневский, В. Они возвращаются / В.Скитневский // Библиотечное дело. - 2014. -№ 4. - С. 5-7

Автор материала, доцент библиотековедения, рассматривает место и роль мистики в литературе, приводя в качестве примера произведения Средневековья и советского периода.

Говоря о человеческом сознании, которое в настоящем имеет бинарный характер, можно констатировать следующее: большинство людей придерживается взаимоисключающих суждений. Такое расколотое сознание граждан нуждается в подкреплении литературной мистикой, что и обусловливает популярность соответствующих произведений.

«Воспитание школьников»

Боброва, Л. Из истории русской кухни / Л.Боброва // Воспитание школьников.-2014. - № 3. - С. 72-78. -(Публикация по вашей просьбе)

Классный час-путешествие для учащихся старшего школьного возраста.

В начале мероприятия приводятся условные этапы становления русской кухни (от древнерусского периода до советского), основные черты которых раскрывают ведущие-экскурсоводы.

Домашнее задание для аудитории заключается в обозначении характеристики современной русской кухни, а также дальнейших путей ее развития.

Нестерович, С. О реализации проекта «Каникулы с пользой» / С.Нестерович, И.Воропаева // Воспитание школьников. - 2014. - № 3. - С. 38-42. -(Организатору летнего отдыха)

Данный проект зародился в школе «Интеллект-сервис» г.Железнодорожный Московской области. Он предполагает организацию досуга детей в течение каникулярного времени и включает в себя тематические программы. Структурные компоненты состоят из блоков: спортивный, игровой, конкурсный, креативно-прикладной, культурно-досуговый, экскурсионный и др. Они скрепляются через утреннее приветствие и подведение итогов дня.

Приводится двухнедельный план комплексной развивающей реализованной программы.

Семыкин, Г. Какие опасности для здоровья человека таят современные гаджеты? / Г.Семыкин, Г.Мысина, А.Пичугина // Воспитание школьников. - 2014. - № 3. - С. 60-64.- (Здоровье)

Рассматриваются проблемы, возникающие у пользователей современных гаджетов: интернет-зависимость, депрессия от пользования социальными сетями, зависимость от онлайн-игр, номофобия и другие. С одной стороны новые способы коммуникации оказывают помощь в деятельности пользователей, а с другой - многочисленные мобильные устройства и Интернет порождают новые виды зависимости. Выходом из этой ситуации могут стать самоограничение и разумный подход в использовании гаджетов.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Данилова, И. Хранилище мудрости / И. Данилова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 3. - С. 41-42.- (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)

Занятие на тему «В гостях у книги» для детей дошкольного возраста обращает ребят к содержанию сказок, а также их героям посредством отгадывания загадок. Основные цели мероприятия: развитие познавательной активности, мышления и воображения через беседу и обращение к иллюстрациям по прочитанному произведению.

Зимина, И. Вместе весело шагать / И.Зимина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 3. - С. 63-65. - (Игры! Игры! Игры!)

Мероприятие с элементами подвижных игр для семей с детьми 5-7 лет проводится с музыкальным сопровождением. После просмотра слайдов-фотографий каждой из присутствующих семей взрослые и дети приходят в лукоморье в гости к Коту Ученому, который предлагает пройти испытания: игры («Догони хвост», «Раз-два»), соревнование «Разбери кубики по цвету», мастерская «Добрые сердца». После обмена только что изготовленными сувенирными сердцами Кот Ученый угощает всех участников сладостями.

Кардакова, Л. Где ума набраться... / Л.Кардакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 3. - С. 22-25.- (Приходите к нам на праздник!)

Инсценированное представление для детей 9-10 лет.

Действие происходит около дуба-библиотеки. Сказочная героиня Баба-Яга обращается за помощью к Коту Ученому - подобрать книги по ремонту компьютерной техники. Ребята составляют названия известных сказок (из изданий оформлена книжная выставка), помогают Незнайке правильно прочитать пословицы, а также отгадывают загадки.

Суслова, Л. Величайшая ценность / Л.Суслова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 3. - С. 69-70. - (Игры! Игры! Игры!)

Проведению праздника, посвященного Международному дню семьи, предшествует отбор каждой из семей своих фотографий.

Реализации основной цели (углубление представления детей и родителей о ценности семьи и соблюдении традиций) способствует выполнение следующих конкурсных заданий: «Древо жизни», «Семейный фотоальбом», «Народная мудрость гласит», «Совместные игры», «Дом моей мечты», «Пирамида традиций». В конце мероприятия к солнцу «Ценности семейного воспитания» прикрепляются лучи, на которых и написаны выявленные в ходе занятия его составляющие.

Шабалина, Л. Расцветет наш край Приморский! / Л.Шабалина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 3. - С. 12-16.- (Приходите к нам на праздник!)

Сценарий эко-праздника для детей 7-9 лет, приуроченного к Дню экологического образования (12 мая).

Действующие лица под музыкальное сопровождение обращаются к народным приметам, а также к особенностям некоторых насекомых, птиц, растений.

«Читаем, учимся, играем»

Дубровная, О. Что скажут словари / О. Дубровная // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 3. - С. 85-91.- (В помощь учителю)

Познавательный час о фразеологических оборотах и крылатых выражениях русского языка для учащихся 5-8 классов. От лица различных действующих лиц-словарей в доступной форме раскрываются функции каждого словаря, затем предлагается выполнить задания викторины и придумать свои вопросы.

Лукоянова, Е. Хочу, чтобы о Зое помнили! / Е. Лукоянова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 3. - С. 24-26.- (1941-1945.70-летию Великой Победы посвящается)

Сценарий мероприятия, посвященного истории жизни одной из самых известных героинь Великой Отечественной войны и адресованного старшеклассникам. Действующие лица (Корреспондент и Ведущий) рассказывают факты из истории семьи Зои Космодемьянской, фронтовых подвигах и судьбе самой Зои и его брата.

Савченко, Л. Попробуй стать волшебником / Л.Савченко // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 3. - С. 66-68. - (Что такое хорошо)

Час общения и воспитания доброго отношения к людям и окружающему миру для учащихся 5-8 классов.

После презентации рисунка радуги в черно-белом и цветном исполнении ведущий проводит игру-представление «Расскажи мне о себе», обсуждение рассказа О' Генри «Последний лист» с элементами громкого чтения, создает вместе с детьми коллаж «Добрые поступки», дополняет пословицы по теме, а после просмотра мультфильма «Добро, зло и девочки» (из сериала «Смешарики») озвучивает смысл увиденного и призывает следовать девизу «Добро начинается прямо сейчас и именно от тебя».

Халяпина, М. Мир вверх тормашками / М.Халяпина // Читаем, учимся, играем. -2014. - № 3. - С. 102-103. -(Делу время, потехе-час)

Беседа о лимериках для учащихся 5-6 классов.

В ходе путешествия в мир Нонсенса вниманию аудитории представляют историю создания лимериков, а также интересные факты из жизни их авторов (Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла).

«Школьная библиотека»

Бродский, М. От фильма к книге и обратно / М.Бродский // Школьная библиотека. - 2014. - № 3-4. - С. 84-89.- (Ау, партнер)

Опыт обсуждений экранизации художественных произведений в читательском клубе Российской государственной детской библиотеки «Dialogos».

Читателю статьи предлагается погрузиться в атмосферу заседаний клуба путем представления вопросов для обсуждения экранизаций литературных произведений (например, «Пикник на обочине» Стругацких), Библии.

Кащенко, Н. На крыльях Книги - в мир игры и творчества / Н.Кащенко // Школьная библиотека. - 2014. - № 3-4. - С. 50-55. -(Фестивали, конкурсы)

Проект в области образования, науки, искусства, культуры «На крыльях Книги - в мир игры и творчества» направлен на интеллектуальное и духовное развитие учащихся, создание условий для деятельности детей в воспитывающей и развивающей среде, формирование и развитие навыков интеллектуального и творческого чтения. Механизмами реализации данного проекта стали разработка и проведение конкурсных программ, проведение социологического исследования. Планируемые результаты были достигнуты, о чем свидетельствует не только соответствующая динамика библиотечных показателей, но и представленная коллекция творческих работ учащихся на электронных носителях, востребованность проведения фестивалей творчества «Час Книги».

Одержав победу в конкурсе муниципальных грантов (организован администрацией г.Омска), проект получил финансирование.

Крохина, Н. Приемы работы с книгой / Н.Крохина // Школьная библиотека. - 2014. - № 3-4. - С. 42-47.- (Фестивали, конкурсы)

Автор предлагаемого библиотечного урока «Приемы работы с книгой» награжден Дипломом I степени в номинации «Урок» конкурса «Школьная библиотека-центр формирования информационной культуры личности» форума «Михайловское 2014».

Урок проводился в помещении компьютерного класса с учащимися девятого класса.

В начале занятия сообщаются его тема, цели и задачи. Затем приводятся способы ознакомления с книгой. Выполнение четырех практических работ, содержание которых приводится в приложении, способствует формированию умений работы с источниками информации, а также увеличению интереса к работе с книгой.

Столярова,Т. Опыт проведения Недели славянской письменности и культуры / Т.Столярова // Школьная библиотека. - 2014. - № 3-4. - С. 104-110. - (Адрес опыта)

В одной из средних общеобразовательных школ Москвы осуществляется система мероприятий в рамках Недели славянской письменности и культуры с целью приобщения подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России. Стоит отметить, что при реализации данных занятий руководящая роль учителей-предметников значима по основным направлениям работы. Заведующая библиотекой учебного заведения раскрывает содержание программы «Мы - славяне!» включая цели, задачи, формы, участников и партнеров, а также представляет развернутый план каждого из пяти дней. В ходе проведения Недели укрепилась взаимосвязь между методическими объединениями и структурными подразделениями школы.

Серия «Современная библиотека»

Меньщикова, С.П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности: практическое пособие/ С.П.Меньщикова. - М.: Литера, 2009. -112 с.

Пользователи библиотек нуждаются в достоверности данных, способных подтвердить необходимость функционирования библиотек, что требует от специалистов внимания к разработке критериев и показателей оценки деятельности библиотек.

В представленном издании - обзор ряда публикаций по теме: отечественные и зарубежные методики оценки деятельности библиотек, комплекс показателей официальной библиотечной статистики и другие. В заключение автор пособия подчеркивает необходимость постоянной разработки системы показателей и единой методики сбора и обработки данных.

Тараненко, Л.Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности библиотек: учеб. пособие/ Л.Г.Тараненко. - М.: Литера, 2009.-160 с.

Информационное обеспечение подразумевает совокупность процессов по подготовке специальной информации и ее представления для решения управленческих, научных, технических, производственных и других задач.

Увеличение потока и значения краеведческой информации требует работы специалистов, имеющих представление о региональных информационных потребностях.

первом разделе пособия представлена история развития регионального информационного обеспечения, а во втором - основные направления краеведческой деятельности библиотек, а именно: библиографическое обслуживание, научно-просветительская деятельность.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!