Степанова Татьяна Алексеевна, заведующая отделом

научно-методической, экспериментальной

и исследовательской работы,

Круглова Татьяна Эдуардовна, главный библиотекарь,

Гаврилова Инга Юрьевна, ведущий методист,

Лукина Валентина Ивановна - заведующая отделом

справочно-библиографической и информационной работы,

Снадина Ирина Михайловна, заведующая отделом

комплектования и обработки

Псковской областной библиотеки

для детей и юношества им. В.А.Каверина

 

Состояние библиотечного обслуживания детей Псковской области в 2011 году

Библиотеки области, работающие с детьми, прилагают все усилия, чтобы сделать информационные, интеллектуальные и духовные ресурсы максимально доступными и полезными каждому читателю. Они выполняют функцию социального лифта, обеспечивая равное право на образование, информацию, творческое развитие и досуг.

Административная реформа повлекла за собой изменения нормативно-правового статуса в библиотечной сфере. В основном сохранились централизованные модели, модернизированные ЦБС, приспособленные к новой структуре с объединением с культурно-досуговыми и иными учреждениями. Чаще это «Районное досуговое объединение», «Районный культурный центр», «Библиотечно-музейное объединение» (Кунья), библиотечный отдел.

Самостоятельные структуры (без объединения с культурно-досуговыми учреждениями): «Плюсская ЦРБ», «Дедовическая центральная районная библиотека», «Печорская центральная районная библиотека», «Палкинская централизованная библиотечная система», «ЦБС г. Пскова», «Себежская центральная районная библиотека», «Гдовская районная центральная библиотека», «Пушкиногорская центральная районная библиотека», «Островская центральная районная библиотека». «Дновская ЦБС», «Бежаницкая центральная районная библиотека», «Межпоселенческое библиотечное объединение» (Локнянский район) - 10.

Статус детской библиотеки

Все детские библиотеки - бюджетные учреждения, исключение - г. Великие Луки (здесь - статус казенных учреждений).

1.Бежаницы - с 2011г. отдел по работе с детьми. В 2012г. готовится сокращение должности библиотекаря отдела, останется 1 штатная единица.

2. Великие Луки. Городская детская библиотека им.А.П. Гайдара

3. Великолукский район - более 20 лет нет детской библиотеки.

4. Гдов - детская библиотека-филиал

5. Дно - детская библиотека

6. Дедовичи - отдел по работе с детьми

7. Красногородск - с 2011г. нет самостоятельной библиотечной структуры - в составе районного досугового объединения

8. Кунья - Центральная детская библиотека

9. Локня - детская библиотека

10. Невель - отдел по работе с детьми

11. Новоржев - с 2011г. - детский абонемент отдела обслуживания

12. Новосокольники - районная детская библиотека

13. Опочка - общий отдел обслуживания

14. Остров - центральная районная детская библиотека

15. Палкино - районная детская библиотека

16. Печоры - центральная детская библиотека. 

17.Плюсса - центральная районная детская библиотека

18. Порхов - районная детская библиотека

19. г. Псков - Библиотека - центр общения и информации в статусе базовой городской библиотеки для детей и юношества, 3 детских библиотеки

20. Псковский район - 10 лет нет специализированной детской библиотеки

21. Пустошка - с 2011г. - детская кафедра общего отдела обслуживания

22. Пушкинские Горы - детский отдел

23. Пыталово - районная детская библиотека. С 2012г. - детский отдел

24. Себеж - с 2011г. - детская библиотека-филиал.

25. Струги Красные - отдел по работе с детьми.

26. Усвяты - с 2011г. - детский отдел библиотечного отдела

В 2011 году изменился статус районной детской библиотеки:

Бежаницы (отдел по работе с детьми), Новоржев (общий абонемент районной библиотеки), Себеж (детская библиотека-филиал), Пыталово (отдел по работе с детьми), Пустошка (детская кафедра общего абонемента районной библиотеки), Красногородск (в составе досугового объединения без отдельной структуры) - 6.    

Итого - специализированные детские библиотеки - 18 (2011г. - 24). Из них 13 - детские районные (городские) библиотеки (2011г. - 19),  4 - детские городские филиалы (Псков - 3, Великие Луки - 1), Заплюсская сельская детская библиотека - 1.

- структурные подразделения в библиотеках, обслуживающих все возрастные категории - 13                 

Библиотечной работой с детьми занимаются также 290 сельских библиотек, 6 городских библиотек в г.Пскове, 2 городские библиотеки в г.Великие Луки. В области существует 204 школьных библиотеки.

Изменилась должность заместителя директора по работе с детьми:

 Красногородск - библиограф; Гдов - заведующая детским филиалом; Пыталово - заведующая детским отделом; Себеж - заведующая детским филиалом; Пустошка - главный библиотекарь. При потере в заработной плате сохраняются обязанности методического обеспечения библиотечного обслуживания детей района.

В ряде районов на 2012 год ожидаются дальнейшие преобразования не в пользу самостоятельной детской структуры (в частности, Локня, Пыталово).

Таким образом, 2011 год оказался для детских библиотек области невероятно тяжелым в плане выживания как жизнеспособных социокультурных институтов, ответственных за формирование образованного современного человека. На фоне призывов руководителей страны бороться за чтение и детские библиотеки происходят действия местной администрации, ведущие к деградации библиотечной отрасли как части общего ресурсного потенциала районов.

Анализ контрольных показателей

Минимизация сети детских библиотек, сокращение (либо преобразование в более низкую по статусу) должность, крайне низкие ( или практически минусовые) показатели обнавляемости книжных фондов для детей , сокращение часов работы сельских яилиалов в связи с переводом штатной единицы на 0.5, 0.25 ставки привели к сокращению цифровых показателей .

 Количество читателей

Общее число зарегистрированных читателей детских библиотек составляет110 018 (-7 299) чел. Из них читателей до 14 лет - 83 096 (-9139).  Читатели детского возраста составляют 23 % от общего количества читателей библиотек области.

Отдельно стоит отметить Дновскую детскую библиотеку, детский отдел Пушкиногорской ЦРБ и библиотеки, работающие с детьми г. Великие Луки, т.к.  ситуация по данному показателю стабильна, отмечается увеличение. Великолукские библиотекари считают, это является следствием проведения  обширной рекламной компании после переезда в другое помещение, а также стабильностью подписки на периодические издания и комплектованием новыми изданиями.

Посещения

Общее количество  посещений  детских  библиотек  по  области  составляет 906 715 (-46 033), из них  609271 (-27 045) дети до 14 лет.

Увеличилось число посещений в Палкинской РДБ - библиотека располагается в здании школы.

Общее число посещений массовых мероприятий составляет 143 412, из них 124 790 - посещения детей до 14 лет, что составляет 83% от общего числа. Увеличилось  число  посещений массовых мероприятий детьми до 14 лет в Куньинской, Локнянской, Новосокольнической детских библиотеках,  детского отделения Пушкиногорской ЦРБ.

В  библиотеках, работающих с детьми в г. Великие Луки, количество индивидуальных посещений сократилось на 20%, но плановые показатели выполняются за счет проведения массовых мероприятий.

Книговыдача

Снизился показатель выдачи документов. Общее число выданных экземпляров в библиотеках, работающих с детьми,  составляет 2 772 296 (-19 351), из них детям  выдано 1 918281 (-29 278).

Дновская, Новосокольническая, Островская детские библиотеки,  детское отделение библиотечного отдела Усвятского РЦК улучшили данный показатель по сравнению с 2010 годом. В Новосокольнической детской библиотеке это объясняется открывшимися  пунктами выдачи книг. Пункты выдачи активно функционируют и в отделе по работе с детьми Невельской ЦРБ.

Снижение  показателей в большинстве библиотек, работающих с детьми,  объясняется тенденцией уменьшения общего количества детей в зонах обслуживания (как следствие изменения демографической ситуации), слабой материально-технической базой библиотек, недостаточным комплектованием, уменьшением числа сельских библиотек и  сокращением режима  их работы.

Однако в Пригородном объединении сельских библиотек Пустошкинского района произошло  увеличение по контрольным показателям. Это объясняется увеличением числа детей, приезжающих из других населенных пунктов на летний отдых.

Средние показатели  деятельности  библиотек

Библиотеки добиваются очень высоких показателей качества работы: читаемость -  25; посещаемость 8,2. Самые высокие показатели читаемости в Палкинской РДБ  и Куньинской ЦДБ (соответственно 50 и 47,3).

Крайне высок и показатель обращаемости книжных фондов (3 при среднероссийском показателе - 2) , но это говорит не о качестве работы, а о скудеющих книжных фондах детской литературы.

Приоритетные направления работы с читателями

  •  Приобщение детей к чтению, воспитание культуры чтения
  • Краеведение
  • Экологическое просвещение
  • Воспитание патриотизма и гражданственности у детей
  • Развитие познавательных интересов детей, содействие учебному процессу
  • Работа по поддержке семьи и семейного чтения
  • Организация содержательного досуга читателей
  • Духовно-нравственное просвещение и воспитание детей
  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Правовое просвещение и воспитание детей
  • Эстетическое воспитание
  • Формирование библиотечно-библиографических знаний и воспитание информационной культуры пользователей

Задачи 2011 года

  •  Совершенствование работы по организации доступной и комфортной библиотечной среды для пользователей
  • Активизация социальной деятельности, ориентированной на потребности общества (внедрение новых образовательных стандартов, библиотечная поддержка семьи, формирование толерантности и др.)
  • Привлечение новых читателей в библиотеку
  • Внедрение новых информационных технологий
  • Интеллектуализация труда библиотечных специалистов на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотек
  • Формирование собственных электронных ресурсов
  • Проектная деятельность
  • Расширение дополнительных библиотечных услуг
  • Создание привлекательного имиджа библиотеки
  • Активизация исследовательской деятельности в области детского чтения
  • Обновление форм работы
  • Партнерство, связь со СМИ

Приоритетные группы

  • Дошкольники и младшие школьники
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья
  • Состоящие на учете «трудные» подростки
  • Семьи
  • Одаренные дети

Услуги

  • Обслуживание читателей
  • Выполнение сложных библиографических справок
  • Проведение мероприятий (развлекательные, познавательные, творческие конкурсы и т.п.)
  • Организация кружков, клубов по интересам, литературных гостиных
  • Услуги библиотек, имеющих компьютерную технику: выполнение справок с использованием Интернет и собственных баз данных, сканирование, набор и распечатка текста, запись на устройство пользователя, создание презентаций, электронная почта, самостоятельная работа на компьютере, познавательные игры, электронный каталог
  • Создание собственной издательской продукции (краеведческой, библиографической, методической)
  • Оборудование творческих зон, игротек

 Содержание и организация работы с читателями

Детские библиотеки ориентированы на обслуживание детей от 0 до 14 лет, старших школьников, педагогов, родителей, руководителей детского чтения. Система работы с каждой возрастной категориями выстраивается в соответствии с принципами библиотечной педагогики.

Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации - в центре внимания детских библиотекарей.

С детьми группы риска Палкинского района ведется индивидуальная работа, привлечены к чтению 3 человека, одна девочка приняла участие в областном творческом конкурсе «Нам этот мир завещано беречь», представив свое стихотворение.

Подростки группы риска посещают мероприятия, проводимые Новосокольнической детской библиотекой в дни Недели детскойкниги. На некоторых из них поднимаются вопросы: «О ненормативной лексике», «Поведение в экстремальных условиях» и др.

Детские библиотеки - активные площадки организации отдыха школьников в период каникул, что само по себе является направлением профилактики безнадзорности. Увлекательные мероприятия в летнее время проводятся в Гдовской детской библиотеке.

В 2011 году заместитель директора по работе с детьми Гдовской районной библиотеки Наталья Ивановна Клевцова была отмечена благодарственным письмом администрации района за активную и плодотворную работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.  

Особая группа библиотечных пользователей - дети-инвалиды.

В зоне библиотечного обслуживания Палкинского района  - 26 детей-инвалидов, все они охвачены библиотечным обслуживанием, некоторые стали активными читателями. 

Совместно с социальным центром Палкинская РДБ принимала участие в конкурсе «Город равных возможностей», семьи с детьми приняли участие в следующих мероприятиях: «Что читать?», «Шаги к творчеству».

Продолжаются встречи в Печорском библиотечном клуб «Преодоление» для семей детей-инвалидов.

В Себеже к Международному Дню инвалидов устроили праздничное мероприятие «Для вас открыты наши двери и сердца».       

Частые посетители мероприятий библиотек - ребята из коррекционных школ.      Цель данных мероприятий - максимально приобщить детей к библиотеке, чтению, организованному и творческому досугу, создать атмосферу доверия и неравнодушия к ребенку, оказавшемуся в сложном жизненном положении.

Порховская детская библиотека для детей из Бельского-Устьинского детского дома проводила познавательные программы: экскурсию по библиотеке, викторину «Из какой мы сказки», беседу «Расскажите мне об имени моем».

Программно-проектная деятельность библиотек работающих с детьми, является одним из инновационных методов планирования позитивного развития библиотек, её активизация позволяет создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнёрами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.  

Практически в каждом районе разработаны программы патриотического воспитания, по профилактике правонарушений, программы поддержки молодежи, антинаркотические. Библиотечные мероприятия являются значимой частью таких программ.

Реализуются разнообразные библиотечные программы. Например, в Палкинском районе: «Познавай свой край» и «Войди в лес другом». Внутренние программы сельских библиотек: «История в лицах», «Я - гражданин России», «Здесь край наших отцов» и др.

В Гдовском районе ведется работа по программам: «Районная столица Всероссийской Недели детской и юношеской книги», «Возьмите книгу в круг семьи.

Примеры программно-целевой деятельности ЦБС г. Пскова: библиотека - Центр детского чтения работает по программам: «Книжной мудрости ступеньки» (в 2011 году введен пятый блок программы  «Лента  времени» по гражданско-патриотическому воспитанию) и «Между Добром и Злом»; в детской библиотеке «ЛиК» реализуется программа адаптации детей и подростков в современном обществе «3 Т - Твоя Территория Толерантности» и программа культурно-эстетического развития детей «Гармония: Маленький экран в большой мир».

Получили распространение программы летнего чтения. «Будем читать!» - программа Бежаницкой детской библиотеки. Задача - привлечь к чтению лучшей детской литературы в каникулярное время. Участникам предлагалось отправиться в путешествие по книжному океану и побывать на островах: «Остров почемучек», «Один дома с книгой или Детский остров», «Остров лесной», «Твой остров» (детское творчество). На мероприятиях отдела в летнее время присутствовало 392 человека.

Отметим многогранность и инновации в содержания деятельности.

Развиваются свежие актуальные направления: формирование толерантного сознания, социокультурная деятельность на новой основе, поддержка реализации новых образовательных стандартов средствами библиотечной работы, активизация работы по пропаганде русского языка и литературы.

Библиотеки стали активно проводить мероприятия для широкого круга местного сообщества, выходя на улицы и площади городов и деревень.

Специалисты Гдовской детской библиотеки в День защиты детей открыли в детском парке библиотечную площадку «Путешествие в Читай-теремок», в праздничной программе участвовали дети и взрослые. В День города детская библиотека предлагала посетить мероприятия на книжной «лужайке-почитайке». Несколько лет в районе также проводится замечательная акция «Расти с книгой, малыш» - поздравление с рождением ребенка от библиотеки, вручение подарочной книги и пригласительного билета будущему читателю.

 В День поселка Бежаницкая библиотека приглашала жителей посетить «Литературный бульвар», юные читатели участвовали в параде литературных героев.  Всем посетителям вручались памятки «Научите ребенка любить книгу».

Себежские библиотекари проводили цикл бесед у памятного камня (места будущего памятника) о народном артисте З.Е.Гердте по теме: «Я из небесного места на Земле - я из Себежа».

Локнянская детская библиотека разработала программу к 110-летию поселка «Локня - родина моя». Каждое воскресенье  проводились мероприятия на открытом воздухе в рамках городского проекта «У фонтана».

В библиотеках осуществляется создание специализированных Центров, зонирование пространства и т.п. Например, был создан Центр информации по проблемам детства на базе городской детской библиотеки им. А.Гайдара.

В читальном зале Новосокольнической детской библиотеки выделен уголок тихих игр «Делай и играй». Это было сделано для детей, у которых  дома нет возможности и условий поиграть в занимательную и познавательную игру, порисовать, полепить, почитать. В уголке представлены книги для развития творческой фантазии ребят самых разных возрастов и способностей,  этот уголок очень популярен среди юных читателей библиотеки.

Проводятся различные акции.

С целью привлечения в библиотеку «трудных» подростков новосокольнические  библиотекари провели в один из дней Недели детской книги беспроигрышную лотерею  «Запиши двух друзей и получи подарок». За время этой акции записалось в библиотеку 13 подростков.

В Себеже библиотекари вовлекли детей в хорошее дело - акцию по уборке территории возле родника. 

В течение лета ребята из детской библиотеки «Лик» (ЦБС г. Пскова) принимали участие в акции по активизации читательских интересов «Мы наклеим на листок солнце, книжку и восторг»: читали книги из рекомендательного списка, предложенного библиотекой, записывали свое мнение  и отзыв о прочитанных  книгах на красочном символе акции - лучике солнца. Итоги акции были подведены в конце каникул: победителями стали участники,  прочитавшие наибольшее количество книг, самыми интересными книгами для ребят стали книги Адра Ф. «Лис Улисс», Барри Д.М. «Питер Пэн», Портер Э. «Поллианна». 

Палкинская детская библиотека накануне Дня семейного чтения занималась распространением памяток-приглашений к участию в акции. В районной акции «Читаем всей семьей» приняли участие 68 семей - столько поступило отзывов о прочтенной в этот день книгах.

Большой популярностью среди читателей школьного возраста пользуются мероприятия с  использование мультимедийных презентаций; встречи с интересными людьми; мероприятия игрового характера -  викторины, конкурсы, аукционы. Реализуя проекты по продвижению чтения, повышению престижа книги, библиотеки отдают приоритет интерактивным, информационно-просветительским акциям и мероприятиям. Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного ребенка, необходимую для успешной образовательной  и творческой деятельности. Информационно - коммуникационные технологии, мультимедиа и анимация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах детей и подростков.  

Библиотеки области и внедрение новых образовательных стандартов. Поддержка образования и самообразования учащихся

 Введение новых федеральных образовательных стандартов требует от библиотек перехода на новый уровень построения партнерских отношений со школами. Основой для сотрудничества является приоритетная роль чтения как инструмента обучения и воспитания школьников. Проблема взаимодействия библиотек и учреждений образования обсуждалась на Межрегиональном библиотечно-педагогическом совете (октябрь 2011 г.). Руководствуясь опытом проведения такого совета, библиотеки области проводили подобные мероприятия на местном уровне.

Одно из заседаний  школы непрерывного образования библиотечных работников Дновского района  было посвящено теме «Библиотеки и школы - партнеры в работе для развития и воспитания подрастающего поколения».

Отдел по работе с детьми Бежаницкой центральной районной библиотеки совместно со средней общеобразовательной школой  организовал специальные  родительские собрания по обсуждению проекта Закона об образовании и новых образовательных стандартов, а также обсуждалась проблема сохранения духовных ценностей в меняющемся мире.  В ходе встреч все стороны - учителя, библиотекари, родители обсуждали наиболее эффективные пути взаимодействия.  Велась речь о роли книги и чтения, возрождении традиций семейного чтения. Родителям были вручены памятки «Девять правил родительства» (полезные советы по воспитанию ребенка),  «Научите ребенка любить книги».

Переслегинская сельская библиотека Великолукского района работает по программе «Образование - путь к успеху», главная цель которого - информационное сопровождение учебного процесса. В 2011 году состоялись мероприятия: «Первый раз в первый класс» - праздник для первоклассников, «День российской науки», «Новые книги по школьным предметам» - Дни информации, библиографические обзоры.

Определиться с выбором будущей профессии детям помогали проведенные в библиотеках Великолукского района мероприятия: «Мир сельскохозяйственных профессий», «Мечта. Призвание. Профессия», «Кем быть, каким быть», «Когда работа в радость» и др.

Ильинский филиал Красногородского района провел программу к Дню знаний «День удивительных открытий» выставка-просмотр познавательной литературы «Узнавай и удивляйся», викторины, конкурсы, игры на звание «книжного эрудита». В Покровской сельской библиотеке выпускается специальная газета «Мир познания», издано пособие-спутник читателя «Библиотечный городок».

В Международный день русского языка библиотеки Пустошкинского района провели серию познавательных игр по русскому языку «Крестики-нолики», познавательное путешествие «В путь за сокровищами в чудесную страну слов», викторины «Догадливому уму все загадки впору», «На скольких языках мы говорим?». В Палкинском районе прошли мероприятия «Дивишься драгоценности нашего языка...», «Мы говорим на русском», «Бабушкины загадки», «Наум наставит на ум».

В библиотеке «РаДуГа» (г.Псков) 1 сентября открылась «Школа волшебников» - ребята начали учебный год с занятий в филиале школы волшебства Хогвартс. Занятие вели строгая, но справедливая профессор Мак-Гонагалл и профессор Снегг, который приготовил участникам множество хитрых вопросов по истории магии и волшебства, и лишь смелость, ум и находчивость помогли им справиться со всеми его заданиями. Как и в Хогвартсе, были сформированы 4 факультета (команды), они выполняли задания по разным магическим предметам - истории магии, травологии, прорицанию, защите от темных искусств, трансфигурации, некромантии и уходу за магическими животными. Ребята научились создавать мумию и узнали, что нужно сделать, чтобы победить это злое магическое существо. Ну и конечно, Мак-Гонагалл и Снегг проверили, хорошо ли ребята знают магическую литературу, а для тех, кто потерял список книг, был проведен обзор современной литературы о магии, мистике и волшебстве.

На корабле «Мечта» отправились в путешествие по миру информации в Библиотеке - центре общения и информации. На первом причале ребята показали свои знания по русскому языку и литературе. Например, им удалось расшифровать древнюю головоломку одного шутника «Невежа писа, недума каза, а хто се цита» - «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». На следующем причале ребятам пришлось вспоминать все, что связано  с природой. Всех поставил в тупик вопрос о самом поющем насекомом, которое 17 лет живет под землей, и только потом выходит на поверхность и радует нас своими «вокальными данными» - (цикада). Путешествие закончилось на причале «Занимательная история». Здесь ребята узнали о происхождении многих привычных  вещей, например, что прообразом современного телефона было приспособление, состоящее из двух тыкв и туго натянутой между ними веревки. Библиоминутки, сопровождающие путешествие, познакомили ребят с интересными книгами, которые помогут им «грызть гранит науки».

В библиотеке «Радуга» прошел книжный интеллектуальный аукцион «Покупаем книги за знания!» В игровой программе приняли участие школьники 5-7 классов школ города. В ходе мероприятия дети не только приобрели понравившиеся им книги («валютой»  служили вопросы, посвященные книгам, истории библиотек, языкознанию и художественной литературе), но и расширили свой кругозор, прослушав обзор произведений, «выставляемых на торги».

Библиотеки внесли свой просветительский вклад в отмеченные в 2011 году события российского значения: 300-летие М.В.Ломоносова, 200-летие Царскосельского лицея, 50-летие первого полета в космос. Приведем лишь некоторые примеры.

В Великолукском районе проводила заочная экскурсия «Дороги великого помора»; информационный час с презентацией «Царскосельский лицей» был проведен в Цапельской сельской библиотеке Стругокрасненского района. В библиотеках района проводили обзоры книг «Первые шаги в космосе», конкурсно-игровую программу «Космическое путешествие» и др. Отмечено, что значительно увеличилась книговыдача по теме «космос». В Щукинской сельской библиотеке (Пустошкинский район) состоялся утренник «18 минут вокруг Земли»: рассказ о космосе и использовании достижений космонавтики в реальной жизни, ролевая игра - в сделанных из фольги шлемах выход в «открытый космос», участие в «строительстве» ракет.

Духовно-нравственное развитие личности

Среди основных целевых установок государства - формирование у граждан РФ патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Задача развития гражданского общества - одна из ключевых. Самостоятельность, инициативность, активность, неравнодушие к проблемам государственного, регионального, местного значения, уважение и знание закона, прав и обязанностей - качества, которые надо воспитывать у подрастающего поколения.

В библиотеках области популяризируется государственная символика, население, в том числе, детское, информируется о государственных праздниках. Тема гражданского воспитания преломляется в культурно-досуговой деятельности. Работа с литературой, воспитывающей патриотизм и гражданственность, постоянно присутствует в деятельности библиотек. С целью расширения правового поля проводятся мероприятия по правовому просвещению.

В библиотеках г.Великие Луки тема государственной символики России является составной частью патриотического воспитания. Состоялись беседа-диалог «Край, где начинается Родина» Ребята приняли участие в викторинах: «Мы живём в России» и «Знаете ли вы свой город?», познакомились с материалами выставки «Символ России». Прошла интеллектуально-познавательная игра «Гордые символы России». Цель игры - укрепление чувства гордости за Отечество. Библиотекарь рассказала присутствующим об истории появления трехцветного знамени, дети узнали, как менялся флаг, что означают цвета и как флаг был возрожден. В игре использованы кроссворд, стихи о родной стране и символах России. Организован День информации «Мы один народ - у нас одна страна!» и час истории «День былого рядом с нами».

В Великолукском районе патриотическая акция «Во славу Отечества» проведена  Першинской и Плаксинской библиотеками. Борковская библиотека организовала  конкурс чтецов «Горжусь тобой, мой край родной!». 

Библиотеки Псковского районного центра культуры проводили: День информации «Геральдика Псковского района и Карамышевской волости», День российского флага - информационная программа «Дом, где мы с тобой растем - вот что родиной зовем», информационно-познавательный час «Российский триколор».

Большезагорская библиотека организовала историческую игру по станциям «Родина в сердце моем». Соревновались две команды - «Русичи» и «Мы пскопские». История псковской земли, ее природе, народных традициях, знаменитых людях; вопросы на знание истории родной деревни Верхолино и ее окрестностей.

В Невельском отделе по работе с детьми проведены: брейн-ринг «Государственные символы державы», утренник «Я - гражданин России»

Огромная работа проводится по патриотическому воспитанию, сохранению памяти о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны. В Невельском районе состоялись: конкурсно-игровая программа «23 февраля - народный праздник», литературные вечера: «Ты тоже родился в России», «Поём мы память вечную героям», тематический вечер «Минувших лет святая память» и многое другое.

«Война - совсем не фейерверк, а лишь тяжелая работа» - под таким названием в детской экологической библиотеке «РаДуГа» прошла встреча детей-учащихся 7 класса с ветераном Великой Отечественной войны, выпускником Соловецкой школы юнг. Дети узнали об истории создания Соловецкой школы юнг, увидели те самые Соловецкие острова, где в тяжелейших условиях воспитывались будущие герои войны, совсем еще дети, которым так рано пришлось распрощаться с детством. О том, как вчерашний мальчишка прошел через всю войну и стал Героем, дети услышали из первых уст - от самого ветерана. А еще ребята посмотрели документальный фильм о герое встречи. «Война - совсем не фейерверк, а лишь тяжелая работа», и подвели итог: «Желаем всей планете оставаться всегда безработной!». 

В библиотеках, работающих с детьми, используется уникальная воспитательная модель, используется потенциал детской литературы для передачи идей и ценностей, духовного и социального опыта на примере книжных героев. Специальные программы выстраиваются так, чтобы давать детям и подросткам правильные нравственные ориентиры, которые могут стать вектором для формирования чувств, мыслей и жизненных планов подрастающего поколения. Продемонстрируем эту работу на примере библиотек г. Великие Луки. Были подготовлены: урок нравственности «Пороки и добродетели», час испытаний «Школа хороших манер», час беседы «Жизнь дана на добрые дела», урок вежливости «Здравствуйте!», этикет-игра «Ежели вы вежливы, час этики «Понимаю других  -  понимаю себя»  к всемирному дню приветствий, час этики «Что значит быть воспитанным», беседа «Живёт в нашем мире вежливость».  

Детям при отсутствии реального опыта необходима помощь в решении жизненных проблем. Знакомство в условиях библиотеки с литературой правовой тематики, участие в мероприятиях во многом помогают их социальной адаптации.

В Невельском районе проведены: правовая игра «Что мы знаем о президенте?», турнир знатоков по правам ребёнка, классный час «Права человека от рождения и на всю жизнь» и др. В Островском районе детей знакомили с Конвенцией о правах ребенка, с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Состоялись познавательный час «Права ребенка - твои права», урок-игра «Путешествуем по правам ребенка», урок «Я гражданин России», включивший беседу о правах. 

«Мы сидим за одной партой» - беседа о школьной дружбе и взаимопонимании состоялась в Пыталовской детской библиотеке.

В рамках межведомственной оперативно-профилактической операции «Дети Северо-Запада» ко Дню толерантности детская библиотека «Радуга» (ЦБС г. Пскова) провела ряд информационных встреч «Законы сохранения доброты». Цель встреч - профилактика жестокого обращения с детьми. Для ребят подготовлен библиографический  обзор детских художественных произведений, где прослеживается тема жестокое обращение с детьми.  На примере  сказочных  героев  (из сказок «Золушка», «Белоснежка», «Морозко», «Слоненок» Р. Киплинга)   третьеклассники  убедились в том, что за жестокое обращение с детьми злодеи несут заслуженное наказание. Ребята  попытались разобраться, откуда берется жестокость, и пришли к выводу, что  жестокость порождает жестокость, а злые  люди сами страдают от своих плохих поступков. Старшеклассники познакомились с обзором книг  В. Железникова «Чучело», В. Тендрякова «Ночь после выпуска», Лии Симоновой  «Круг»  и др. Затем с детьми провела беседу  специалист из Детской общественной приёмной, рассказавшая ребятам, что такое насилие, каким оно бывает, и куда можно обратиться, если такая беда происходит в семье или с близким человеком. А в заключение ребята поиграли в игру   «Угадай эмоцию» и научились угадывать, что чувствует другой человек. Ведь иногда так важно разглядеть  чужое горе и протянуть руку помощи.

Поискам и открытию в человеке доброты - неотъемлемой части толерантности было посвящено книжное путешествие «Добрый мир любимых книг»  в библиотеке - Центре общения и информации. Ребята познакомились с книгами Е. Мурашовой «Класс коррекции», «Гвардия тревоги»,  Э. Веркина «Друг Апрель», Т.Михеевой «Не предавай меня». После обзора школьники приняли участие в интерактивной слайд - викторина, в ходе которой ребята познакомились с традициями разных народов.  Каждый присутствующий получил заряд добра, тепла, терпимости и надежды. А на память ребята унесли с собой  закладки с напоминанием, что такое толерантность и какие книги можно прочитать по этой теме.

Фольклор, народные праздники - постоянная темы работы библиотек с детьми. В Бояриновской библиотеке Себежского района состоялось путешествие «На Псковщину за сказами» (по творчеству псковских сказочников И.Богатырева и Е.Плутанского). Детский клуб «Славяночка» подготовил программы «Как на Купалу солнце заиграло», «Было это при царе Горохе».

Экологическое просвещение

На протяжении нескольких лет в библиотеке «Радуга» (г.Псков)  действуют эколого-просветительские программы: "И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля", "Край родной мой в блеске радуг, в свете зорь". В библиотеке создан кабинет экологической информации. В формировании его фонда участвуют: ООО "Чудской проект", Комитет по природным ресурсам, областной биолого-экологический Центр. Лучшие мероприятия программы: цикл "Знания во спасение", День информации "От экологии души к экологии Земли", звучащая выставка "Вечная симфония природе", "Размышления на перекрестке мнений: Экология родного города". В рамках программы библиотека выпускает печатные материалы. Сотрудники библиотеки приняли участие в общественной социальной акции: «Чистый город/Свалкам - НЕТ!». Акция была направлена на воспитание экологической культуры, уважительного отношения к окружающей среде и любви к своему городу, популяризацию информационных ресурсов библиотеки по экологии, взаимодействие с экологическими организациями г. Пскова и Псковской области.

На занятиях «Как волшебница Вода, богатырь Ветер да красное Солнце силами мерились» дети пополнили свой багаж знаний о воде, познакомились с принципом круговорота воды в природе, участвуя в игровых опытах  «Ходит капелька по кругу». В ходе познавательной игры «За здоровьем к растениям» дети пополнили свой багаж знаний о лекарственных растениях, час удивления «Природа рядом с нами» преподнес детям массу сюрпризов, а кульминацией явилось появление настоящей живой частички природы - морской свинки по имени Филя.

С большим интересом дети участвовали в познавательно-игровых программах, посвященных Всемирному дню воды, Дню Земли, Международному дню леса. Экологическая игра «О тех, кто плавает, летает, жужжит, мяукает и лает» (детская библиотека № 9) посвящалась тем, кто живет вместе с человеком на планете Земля, многообразному и неповторимому  животному миру - зверям, птицам, рыбам, насекомым. «Русские поэты о зиме» - поэтический час, «Писатели - натуралисты» - беседа, «По страницам живой природы» - литературное путешествие, «Экологический букварь» - информационно - познавательная игра состоялись в библиотеке - Центре детского чтения.

Познакомить детей с природой родного края - задача проведенных в Великолукском районе мероприятий: «Шагаю по родному краю» - экологическая викторина, «Помогите им выжить» - тематический урок на основе Красной книги Псковской области.

Большую роль в экологическом просвещении играют произведения художественной литературы. В Урицкой сельской библиотеке состоялась викторина «Крылатый почтальон и пернатый чемпион» по книгам И.Акимушкина, в Булынинской - литературный праздник «Мир вокруг нас», посвященный творчеству В.Бианки, здесь же была представлена литературно-музыкальная композиция по произведениям отечественных писателей и поэтов «Очей очарованье».

Куньинская детская библиотека реализует программу экологического просвещения «Все дети талантливы», проводились разнообразные мероприятия: конкурс рисунков о родном крае, конкурс на лучший экологический плакат, вечер вопросов и ответов «Лесная газета», путешествие по страницам журнала «Юный натуралист», биоинформины, часы интересных сообщений и др.

Экологическое просвещение - приоритетное направление работы Новосокольнической детской библиотеки. Проводились комплексные интерактивные мероприятия у книжно-иллюстративных выставок: «Разноцветная палитра живой природы», «Птичий базар», «Через книгу к природе». Литературно-музыкальная встреча «Доктор изумрудного леса» посвящалась птицам и проходила с участием младших школьников, подготовившим песенки и стишки по теме.

Изборская сельская библиотека проводила информину к 110-летию Е.Чарушина «Обожаю всяческую живность». Печорская центральная детская библиотека организует встречи в экологическом клубе «Друзья природы». В Круппской сельской библиотеке к Всемирному Дню земли проведен экологический турнир «Пусть цветет моя земля».  Всемирному Дню птиц была посвящена программа «День пернатых друзей».  Прошел районный смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению детей. Ротовским филиалом был подготовлен спектакль «Защищай, береги, умножай!». Мильцевский филиал представил сценарий семейного мероприятия на природе «Ромашковый рай».

Пустошкинский детский отдел проводил познавательную программу «В гости к лету», экологическая игра «По лесным тропинкам», викторина о цветах «Радуга на лугу».

Новоржевский детский абонемент летние каникулы открыл утренником «Лето, книга, солнце, я - это все мои друзья». Мероприятие проходило в читальном зале. Библиотекарь всех поздравила с окончанием учебного года и Международным Днём защиты детей. Дети прослушали обзор новых поступлений, участвовали в викторине «Солнцепоклонники», отгадывали «Летние загадки», участвовали в «Морской угадайке», «Рыбацкой викторине» и разыграли мини-спектакль «Здравствуй, лето». В игровой программе «Научись быть здоровым» приняло участие 74 человека. Дети проделали шуточную зарядку, участвовали в конкурсе пословиц о табаке, отгадывали загадки о здоровом образе жизни. Были даны рекомендации Мойдодыром, исполнялись задорные частушки.

Экологическое направление традиционно присутствует в работе всех библиотек Невельского района. Состоялись: классный час «Вода воде рознь»; конкурсно-игровая программа «Прогулки по лесу»; праздник цветов «Из волшебного букета»; выставка литературы «Мир бездонный», утренник «Часы живой природы»: утренник;  вечер «Выборы президента лесных обитателей», познавательно-игровой час «Урок грибоведения и грибоедения» и др.

Библиотеки проводят активную просветительскую работу по профилактике социально вредных явлений, привлекая ресурс учреждений здравоохранения, образования, правоохранительных структур, общественных организаций.

В рамках городской программы «Здоровые города» в  библиотеке - Центре детского чтения ЦБС г.Пскова прошла очередная встреча из цикла мероприятий «Новому веку - здоровое поколение» для учащихся 6  класса, на встрече присутствовал  представитель Красного креста. Наглядным примером здорового образа жизни явилась фотовыставка «Слагаемые здоровья», которая в эти дни открылась в библиотеке.

Библиотекари Великолукского района были в составе рабочей группы по проведению районной акции «Хочешь жить - не употребляй наркотики», в которой приняли участие более 200 детей и подростков. Формированию здорового образа жизни способствовали такие программы библиотек, как: «Движение - это жизнь», «Сегодня модно быть здоровым», «Игра - здоровью сестра».

Новосокольнические библиотекари совместно со специалистами Дома культуры провели праздник на воздухе «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Состоялись шок-урок «Дело табак» и час здоровья «Пивной фронт. За кем победа?». В сельских библиотеках ведется приобщение к спорту через программы «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее», «Страна Спортландия» и др. В Вязовской сельской библиотеке прошел конкурс рисунков «Все краски творчества против вредных привычек», в Старосокольнической библиотеке - урок здоровья «Может, бросим?».

В Невельском отделе по работе с детьми проведена литературная игра с элементами телеигры «Как стать миллионером?» «Марафон здоровья». Оформлены книжные выставки «В поисках страны «Здоровья», «Наркомания - STOP".

Краеведение

 Библиотеки - хранители историко-культурной памяти местного сообщества. Приведем некоторые примеры работы по краеведению.

В Пригородном объединении сельских библиотек (Пустошкинский район) - проведены мероприятия цикла «Забытые деревни» (рассказы о довоенном времени). Новая библиотека - среди организаторов памятного дня перезахоронения останков 185 солдат Великой Отечественной войны. Проводился народный митинг, были приготовлены солдатские каша и пироги, исполнялись военные песни под аккорды гитары.

На базе Покровской сельской библиотеки (Красногородский район) работает кружок «Юный краевед», в 2011 году проведен цикл бесед «Губерния Псковская», «Заветные места земли родной», подготовлена программа-чествование «Земляки, наденьте ордена». Пограничная библиотека работает по краеведческой программе «В тиши аллей», многие занятия проходят в старинном Лямоновском парке.

Быстрецовская сельская библиотека Псковского района подготовила памятные мероприятия:

- к 70-летию начала ВОВ - фотовыставка «Заглянем в юные года, какими были мы тогда»

- к 210-летию знаменитого псковича М.А.Назимова - вечер-портрет «Жизнь для общей пользы» - о бывших владельцах имения Быстрецово

Новая библиотека Пустошкинского района совместно с Домом культуры работает по программе «Горница», проводятся ежемесячные мероприятия. В программах сочетается как информационное, так и прикладное направления (например,  одно из мероприятий включало детский утренник «Откуда есть пошла русская земля», познавательный час «Ольгин град» и выставку прикладного искусства).

Великолукские библиотеки работают по поддержке литераторов-великолучан. Ряд мероприятий был посвящён памяти писателя, почётного гражданина города Великие Луки Козлова В.Ф., среди них: литературный час «Народный писатель», презентация книги серии «Золотые страницы Великих Лук» - В.Козлов. Президент Каменного острова. Состоялась встреча с писателем Т.Лапко, обсуждение книги автора «День превращений».

Поддержка и продвижение чтения

Самое пристальное внимание уделяется семейному чтению. Семья является объектом комплексного  приложения всех форм и методов библиотечного воздействия.

Наиболее системно и планомерно работа с семьями проводилась библиотеками Гдовского района. Библиотекарями разработана программа «Возьмите книгу в круг семьи», профинансированная районной администрацией. Была приобретена литература в помощь воспитанию детей, подготовке их к школе, творческому развитию. Книги эти представлялись на родительских собраниях в детских садах и  начальных классах школ города и района. В библиотеках проводились родительские дни: «Библиотека. Книга. Семья», «Готовим детей к школе». В День семьи в районной детской библиотеке прошел праздник семейного чтения «Мир, увиденный через книгу». На празднике присутствовали дети и родители. Состоялся семейный диалог на тему «Ребенок и книга». В роли ведущих выступали педагоги общеобразовательной школы. По завершении программы каждая семья получила в подарок книгу для домашней библиотеки.

Интересен опыт Трутневской библиотеки Гдовского района, которая провела встречу для детей и родителей «Как бабушка читательницей стала» с театрализованной игровой программой, рассказом о любимых книгах старшего поколения.

Заметным событием в Гдовском районе стало проведение библиотеками районного семейного литературного конкурса «Сказка, придуманная для сына и дочки». В конкурсе приняло участие 17 семей. Работы, присланные на конкурс, были результатом творчества как взрослых, так и детей. По результатам конкурса в Гдовской детской библиотеке была устроена выставка, которую посещали с экскурсией младшие классы общеобразовательной школы.

Систематическая работа с семьями проводилась библиотеками Дновского района. Для выяснения уровня читательской компетентности родителей библиотекарями детской библиотеки проведено исследование «Любимая книга детства». Результаты анкетирования - рассказы взрослых о своих любимых книгах легли в основу статьи, напечатанной в местной газете. Сотрудничество с родителями начинается с дошкольных учреждений. Организованы встречи с родителями подготовительной группы детского сада. Для их привлечения в библиотеку дошкольников используются игровые приемы, «говорящие» книги, книжки-игрушки, театрализации. Для родителей дошкольников предлагаются выставки детских книг «Читаем вместе». Проведен День дошкольника «Вместе с книгой мы растем». Библиотеку посетили в этот день подготовительные группы детских садов, воспитанники Центра развития детей. Разработана творческая авторская программа «Книжкин дом» по привлечению к чтению дошкольников.

Продолжается работа «Интерактивного музея сказок Бабы Яги», организованного детским отделением Пушкиногорской центральной районной библиотеки.

Интересен опыт Игомельской сельской библиотеке Плюсского района. Библиотекарь привлекает родителей к оформлению книжных выставок. Взрослые выбирали книги, которые читали маленькими детьми. Поскольку участвовали люди разных поколений, то прослеживалась преемственность читательских традиций и изменения в выборе чтения.

Работники абонемента по обслуживанию детей Опочецкой районной библиотеки уделяют постоянное внимание работе с родителями преимущественно младших школьников. Основными формами являются беседы по воспитанию культуры чтения в семье, выступления на родительских собраниях с анализом чтения детей.

Идеями и формами активной работой с родителями могут поделиться библиотекари Нежадовской, Юхновской, Самолуковской сельских библиотек Локнянского района, Красинской, Ново-Уситовской библиотек Палкинского района и многие другие.

Следующим шагом в развитие интереса к чтению является целенаправленное воспитание  дошкольников как будущих читателей. Наиболее последовательно и целенаправленно выстроена работа в этом направлении библиотек г. Великие Луки. Городской детской библиотекой им.А. Гайдара совместно с МДОУ «Центр развития ребенка» (детский сад, работающий по системе Монтессори) разработан новый проект «Библиотека - детский сад: сотрудничество и содружество». Цель  проекта - формировать представление дошкольников о книге, чтении, библиотеке.  В проект включены экскурсии и другие мероприятия, способствующие формированию устойчивого интереса к книге и чтению, в т.ч. комплектование фонда «библиотечки дошкольника» в детском саду за счёт периодического обмена книг из фондов библиотеки им. А.Гайдара. Срок реализации проекта - 1 год. Этапы реализации проекта отражаются на сайтах центральной библиотеки и детского сада.

Абонемент по обслуживанию детей Опочецкой районной библиотеки продолжает работу по программе «Книжный рюкзачок» с детскими дошкольными учреждениями. Опыт их работы получил высокую оценку на межрегиональном Библиотечно-педагогическом совете в октябре 2011 года.

Активно с дошкольными учреждениями сотрудничают Куньинская центральная районная детская библиотека, библиотеки Локнянского, Печорского районов.

Школьники младших классов - традиционно самая читающая и благодарная детская аудитория. Изучение читательских предпочтений  этой группы в разных библиотеках разных районов дает примерно одинаковую картину: детям нравится книги с красочными рисунками, крупным шрифтом и небольшим объемам текста.

 В 2011 году к Международному дню чтения 26 апреля библиотеки области получили в подарок от книжного издательства «Розовый жираф» книгу Джилл Томлинсон «Горилла, которая хотела повзрослеть».  Эту книгу одновременно читали более 40 тысяч детей по всему миру. Книга рассчитана на читателей-дошкольников и школьников младших классов. Библиотеки  Гдовского, Бежаницкого, Куньинского, Палкинского, Дновского и других районов  проводили единовременную акцию - громкие чтения, обсуждение книги с детьми;  выполняли различные задания, играли в игры, описанные в книге. Сознание того, что они присоединяются к большой аудитории своих сверстников из разных стран, любящих читать, способствовало укреплению интереса к чтению у детей.

Для привлечения детей к чтению библиотеки используют различные формы творческих конкурсов. Детский отдел Пушкиногорской центральной районной библиотеки организовал для детей 2-4 классов акцию «Книга моей мечты». Дети получили задание нарисовать обложку любимой книги, или книги, которую хотел бы написать. В акции приняли участие 200 школьников. В качестве жюри выступали их сверстники. Каждый  мог дать оценку работе с помощью цветных стикеров. Все рисунки были представлены на выставке в школе и в библиотеке..

Библиотекари  детского  отделения Пустошкинской центральной районной библиотеки  провели районный литературно-творческий конкурс «По морям, по волнам» посвященный 80-летию со дня рождения детского писателя В.Т. Коржикова. Конкурс проводился по 4 номинациям. Участие приняли 38 человек.

Всероссийская  Неделя детской и юношеской книги стала центральным событием в деятельности библиотек по продвижению чтения в детской и подростковой аудитории. Все библиотеки области, обслуживающие детей, принимают в ней участие.  Проект     Книжной столицей области в 2011 году стал г. Псков. Коллектив городской ЦБС осуществил великолепную программу Недели и показал высочайший профессиональный потенциал. Множество ярких, интересных, познавательных и веселых встреч  ждало  ребят в каждой библиотеке - театрализованные праздники, шоу-викторины, познавательные часы, широкие просмотры новой литературы, книжные выставки и многое другое. Открытие Недели «Космическое путешествие по книжной Вселенной» состоялось в библиотеке - центре детского чтения, где ребята стали свидетелями торжественного вручения переходящего вымпела «Областная столица Недели детской и юношеской книги». Зал был празднично украшен, сотрудниками  библиотеки была оформлена книжно - иллюстративная выставка с использованием рисунков детей о космосе, звучала музыка, создающая атмосферу праздника. Состоялась командная интеллектуальная игра «Звездный час», посвященная 50-летию первого полета человека в космос. Чтобы победить ребята должны были справиться с множеством заданий: ответить на сложные вопросы викторины, составить слова из предложенных букв.

Заключительный праздник Недели детской и юношеской книги «Виртуальный полет Знайки-Читайки на планету Псков» собрал школьников всего города в зале музыкальной школы. В этот день они могли пообщаться с приглашенными из Москвы детскими писателями, сфотографироваться с космонавтом из воздушных шаров, познакомиться с выставкой книг «Космическое путешествие по книжной Вселенной», написать пожелания космонавтам на интерактивной доске, а также посмотреть рисунки победителей конкурса «К звездам». Радовали своими талантами танцевальные, музыкальные коллективы, шоу светящихся приборов. Прошла «Своя игра», ребята разделились на три команды «Гагарин», «Звёздная» и «Космическая» и отвечали на сложные вопросы. Награждение проводили  почетные гости - детские писатели Сухинов С.С. и Борисов В.М., которые общались со зрителями, со своих мест подбиравших рифмы к стихам и подыгрывавшим артистичным авторам.

Художественная литература открывает и объясняет читателю жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение читателя, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Особый интерес  у младших школьников вызвали занятия в «Мастерской чтения» (Библиотека - Центр общения и информации), основной целью которой было -  привлечение детей к творческому чтению, раскрытие творческих способностей каждого ребенка, знакомство с произведениями разных жанров.  

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!