30 декабря 2020 года исполняется 115 лет со дня рождения поэта-футуриста, прозаика и драматурга Даниила Хармса.

Даниил Ювачев (Хармс) родился в Санкт-Петербурге в 1905 году. Мальчик рос очень способным, в пять лет уже вовсю читал, и его было не оторвать от книг. Получил хорошее домашнее образование, окончил престижную школу Петершуле, прекрасно владел немецким и английским языками. Несмотря на то, что был очень скромным и застенчивым, мальчик с детства отличался бурной фантазией и любовью к розыгрышам, и с возрастом это у него, к счастью, не прошло.

Хармс – это псевдоним, который Даниил Ювачев придумал себе еще в школе. На самом деле, псевдонимов у него было множество, более сорока, но этот - наиболее известный.

Жить ему пришлось в суровое время, когда на страну, на его семью и на него самого навалились война, революция, голод, репрессии.

Социалистический Ленинград того времени представлял собой своеобразную фабрику по производству новых людей, живущих в казармах. Хармс же, даже проживая в коммунальной квартире, умудрялся жить своей особой, независимой жизнью. Он носил костюмы, как у английского сыщика Шерлока Холмса, брюки-гольф, шапочку с длинным козырьком.

В записных книжках Хармса есть раздел «Что меня интересует». Перечень довольно большой, а начинается он так: «Что меня интересует? Стихи. Укладывать мысли в стихи. Вытягивать мысли из стихов. Опять укладывать мысли в стихи».

В конце 20-х годов Хармс знакомится с группой писателей-сверстников, близких ему по духу, любителей гротеска и абсурда В 1927 году они создают группу ОБЭРИУ (объединение реального искусства), ориентирующуюся не на классическую русскую поэзию XIX века, а на авангард. Помимо Хармса, туда вошли Заболоцкий, Введенский, Вагинов, и Бахтерев, сотрудничали с ними также Олейников, Шварц и др. Несомненное влияние на творчество обэриутов оказал один из основателей футуризма Велемир Хлебников, у которого они позаимствовали необычный подход к слову.

Непонятные абсурдистские произведения обэриутов подвергались резкой критике как антисоветские. Карнавальное шутовское поведение категорически не приветствовалось. Их нигде не печатали.

В 1928 году Хармса заметил и пригласил на работу С.Я. Маршак, в те годы заведовавший редакцией детской литературы. И Хармс согласился, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию.

Детский отдел, располагавшийся на 5 этаже Дома книги, был в те годы, наверное, самым веселым местом в Ленинграде. Здесь выпускали два забавных детских журнала «Еж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал). Такого сгустка талантов в Ленинграде больше никогда не было – С. Маршак, К. Чуковский, М. Зощенко, Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Е. Шварц, Б. Житков, Л. Пантелеев… И потрясающие художники-иллюстраторы – В. Лебедев, Н. Тырца, Н. Радлов… Детская книга того времени была лучшей в мире.

Стихи у Хармса выходили очень добрыми, и детям они нравились. К ним он придумывал рисунки, загадки и ребусы. А его фееричные выступления, когда он, читая стихи, одновременно показывал различные фокусы, приводили ребятню в восторг.

“Шарики порхали у него в руках, исчезали в карманах, ботинках, во рту, в ушах, появлялись в самые неожиданные моменты, причем множась на глазах. Часто «выступление» заканчивалось тем, что в руках у Даниила оставался только один шарик, который оказывался… яйцом, сваренным вкрутую. Чтобы доказать, что это не шарик, Хармс чистил яйцо и тут же съедал, посыпав солью, которую доставал из кармана…”. После этого дети долго ходили за Хармсом с раскрытыми от удивления ртами, разглядывая его, как волшебника.

В 1931 году выходит постановление, в котором жесткой критике подверглись Чуковский, Маршак и другие детские писатели, но главными врагами были назначены Хармс, Введенский и Бахтерев, которых, продержав полгода в тюрьме и обвинив в антисоветской деятельности, отправили на несколько месяцев в ссылку в Курск.

«Город, в котором я жил в это время, - писал он о Курске, – мне совершенно не нравился. Были дни, когда я ничего не ел. Тогда я старался создать себе радостное настроение. Ложился на кровать и начинал улыбаться. Я улыбался до 20 минут за раз, но потом улыбка переходила в зевоту… Я начинал мечтать. Видел перед собой глиняный кувшин с молоком и куски свежего хлеба. А сам я сижу за столом и быстро пишу…».

Вернувшись из ссылки, Хармс издает еще несколько детских сборников, а для себя и друзей начинает писать прозу, которая принесет ему славу лишь после смерти. В 1937 году детскую редакцию закрыли, многие сотрудники были репрессированы. Материальное положение Хармса становится очень тяжелым. Есть у Хармса такая детская песенка, оказавшаяся для него пророческой:

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед

И все вперед глядел.

Не спал, не пил,

Не пил, не спал,

Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Поэт был арестован по доносу и умер от голода в феврале 1942 года в тюремной больнице блокадного Ленинграда, куда его отправили по ложному обвинению. Спустя 18 лет его сестре удалось восстановить доброе имя поэта, после чего он был реабилитирован Генеральной прокуратурой. Если бы жизнь Даниила Ивановича Хармса не оборвалась едва ему исполнилось 36 лет, он бы написал ещё много великолепных стихов и рассказов – и для детей, и для взрослых.

Интересные факты о жизни и творчестве Д.Хармса

1. Настоящая фамилия Даниила Хармса ‒ Ювачев.

В начале 1920-х годов Даниил Ювачев выбрал себе псевдоним "Хармс", который со временем стал частью его фамилии.

В 1930-е годы, когда гражданам выдали паспорта, сам поэт приписал к своей фамилии через дефис ее вторую часть.

По одной из версий исследователей "Хармс" трактуется как "обаяние", "чары" (от французского «charm»), как "вред" и "несчастье" (от английского harm) и как "чародей". Кроме основного псевдонима поэт использовал еще около 30 псевдонимов, например, Чармс, Гармониус, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, Карл Иванович Шустерлинг и др.

2. Стихи Д.Хармс начал писать во время учебы в школе, он увлекся авангардной поэзией. Однако в его первых произведениях еще видно влияние классиков русской литературы. Самое раннее из сохранившихся стихотворений Хармса "В июле как-то лето наше…" относится к 1922 году.

3. В юности, в 1920-е годы Хармс создал собственный шифр. Он всегда опасался, что его дневники могут попасть на глаза посторонним людям, ведь в этих записях он иногда не очень лестно отзывался о действительности.

4. В 1928 году писатель Самуил Маршак привлек поэта к работе в ленинградском отделе издательства детской литературы "Детгиз". В печати были опубликованы "Иван Иваныч Самовар" (1928), "Иван Топорышкин" (1928), "О том, как папа застрелил мне хорька" (1929), "Веселые чижи" (в соавторстве с Маршаком, 1929), "Миллион" (1930), "Врун" (1930) и другие. В то время стихи Хармса выходили 11 отдельными изданиями.

5. В 1926 году Д. И. Хармс был принят в Союз поэтов, а в 1934 году ‒ в Союз писателей СССР. В этом же году он начал работу над философским трактатом "Существование", который не был завершен.

6. Первое полное трехтомное собрание сочинений Даниила Хармса вышло в печать в России в 2010-х годах.

7. В стихах Хармса часто встречаются грамматические и орфографические ошибки, но это не значит, что он не знал правил. Часто он специально искажал свои тексты, используя этот прием как часть своего творческого метода. Следуя футуристической традиции, он зачастую отказывался от употребления в стихах знаков пунктуации.

8. Кроме художественных текстов и писем наследие Даниила Ивановича Хармса включает 38 записных книжек и еще одну тетрадь, озаглавленную «Дневник».

9. Хармс всегда очень эксцентрично одевался. В середине 20-х годов он пришел к своим знакомым в новом костюме, один из лацканов которого был намного длиннее другого.

10. Даниил Хармс любил розыгрыши, которые он тщательно готовил. Одним из его любимых занятий также были фокусы. В детстве поэт любил слушать истории про волшебников.

11. Хармс не очень любил детей, и отзывался о них отрицательно. Сам поэт говорил: «Я всегда ухожу оттудова, где есть дети». Однако он писал стихи для детей, и дети его любили. Он писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт может высказывать надежду, что его будут читать догадливые дети. Поэт часто выступал в пионерских лагерях, и дети потом шли за ним следом.

12. Говорят, Хармс обладал даром предвидения. Он предсказал блокаду Ленинграда и то, что его дом и город будет разрушен бомбами, и благодаря этому предсказанию многие его друзья успели выехать.

Примеры названий мероприятий по биографии и творчеству Д.Хармса

- Собственный шифр Даниила Хармса.

- Творческий метод поэта и драматурга Даниила Хармса.

- Чародейная поэзия советского поэта.

- Иное креативное поэтическое творчество Даниила Хармса.

- Проблема смешного в творчестве русского поэта Даниила Хармса.

- Магическая притягательность поэтического творчества Даниила Хармса.

- О существовании, о времени, о пространстве в творчестве Даниила Хармса.

- Вариации на тему поэтического творчества.

- Детская литература: поэзия Даниила Хармса


Творческие задания по произведениям Д. Хармса

Прочесть по ролям длинные стихотворения «Врун», «44 веселых чижа», «Иван Иваныч Самовар», рассказ «Ты был в зоологическом саду…»

Придумать рифмы к строкам из стихотворения «Очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,

То даже крошек...

 

Отгадать загадку поэта – сумеют ли современные дети? О чем идет речь?

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.


Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Удивительная кошка». Кто как это себе представляет?!

 Несчастная кошка порезала лапу

- Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

 Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге

- Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идёт по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!


Прочесть рассказ «Пушкин» (http://poesias.ru/proza/harms-daniil/harms1024.shtml), а затем провести игру «Кто запомнил больше фактов?»

Посмотреть мультфильмы по мотивам стихов Д. Хармса:

Веселый старичок. Мультфильм. Режиссер Анатолий Петров. СССР, 1972.

Плюх и Плих. Мультфильм. Режиссер Натан Лернер. СССР, 1984.

Самовар Иван Иваныч. Мультфильм. Режиссер Цезарь Ольшанский. СССР, 1987.

Путешествие. Мультфильм. Режиссер Алексей Шелманов. СССР, 1989.

Кто там? Мультфильм. Режиссер Владимир Самсонов. СССР, 1990.

Однажды… Мультфильм. Режиссер Александр Гурьев. СССР, 1990.

Случаи. Мультфильм. Режиссер Алексей Туркус. СССР, 1989.

Тюк! Мультфильм. Режиссер Юлиан Калишер. СССР, 1990.

Список литературы

Абсурд и детская литература: случай Хармса: [сайт]. ‒ URL: https://newtonew.com/culture/kharms-and-absurdist-child-literature (дата обращения: 03.12.2020).

Андреева, Л. В. Особенности жизни и творчества Даниила Хармса / Л. В. Андреева // Начальная школа. ‒2002. ‒ № 12. ‒ С. 6–9: [сайт]. ‒ URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1408531325-282678617.pdf  (дата обращения: 03.12.2020).

 Даниил Хармс: интересные факты: [сайт]. ‒ URL: http://www.d-harms.ru/facts.html (дата обращения: 03.12.2020).

Журнал. 14 цитат из дневников Д.Хармса :[сайт]. ‒ URL: https://arzamas.academy/mag/748-charms (дата обращения: 04.12.2020).

Крыщук, Н. Жизнь в своем нелепом проявлении : Даниил Хармс — портрет на фоне истории и биографии / Н. Крыщук // Первое сентября. — 2001. ‒ 17 февр. — С. 6 : [сайт]. ‒ URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200101213 (дата обращения: 04.12.2020)

Сказки. Рассказы. Стихи :[сайт]. ‒ URL: https://skazkibasni.com/daniil-xarms (дата обращения: 04.12.2020).

Хармс Даниил Иванович : [сайт]. ‒ URL: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%81_%D0%94%D0%B0%D0%BD

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!