К 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне Российская государственная детская библиотека провела всероссийское социологическое исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков». Детям и подросткам из библиотек всех 8 федеральных округов предлагалось заполнить анкету в электронном виде. Всего в опросе приняло участие более 10 000 детей и подростков из 80 регионов страны в возрасте от 7 до 18 лет. Читатели Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина присоединились к онлайн-анкетированию, и мы хотим поделиться результатами этого исследования.

 Рис. 1. Количество девочек и мальчиков в процентах, принявших участие в исследованииОсновной целью исследования было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и ее участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики.

Всего в опросе приняло участие 74 ребенка в возрасте 9-10 лет. Из них девочек - 43, мальчиков – 31 (рис.1).

На вопрос «Что для тебя значат слова «Великая Отечественная война?»» ответы распределились следующим образом (рис.2).

Много ли современные дети знают о Великой Отечественной войне? В состоянии ли они осознать в полной мере трагедию, унесшую десятки миллионов жизней?

Рис. 2.  Диаграмма ответов в процентахКак показали результаты ответов, прежде всего, это великий подвиг людей, который нельзя забывать и память о погибших в сражениях за Родину. Школьное образование дает представление о военных событиях. Действует программа патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы. О Великой Отечественной войне современные дети узнают из фильмов, рассказов родных, статей и роликов в интернете. Осуществляется передача памяти о событиях войны и ее участниках в семьях.

Важную роль занимает и чтение литературы о войне, книг, связанных с военной тематикой. Эта литература входит в школьную программу и является обязательной к прочтению, но еще это и классика, к чтению которой приобщают родители, выросшие на этих книгах.

Рис. 3. Формы мероприятийКакие мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне популярны у наших ребят, покажет диаграмма (рис. 3).

Читатели нашей библиотеки в свободном ответе указали, что ежегодно участвуют в параде Победы, региональных патриотических акций, в церемонии возложения цветов у известных военных монументов. Любят встречаться с ветеранами, историковедами. В библиотечных мероприятиях участвовало около 42% опрошенных. Разнообразные формы работы, которые используются в патриотическом воспитании детей, включают в себя громкие чтения, выставки, тематические вечера, виртуальные экскурсии, видеомосты и многое другое. Таким образом, библиотека является одним из основных источников получения информации и местом, где проводятся различные мероприятия на эту тему для детей.

В исследовании школьникам предлагалось перечислить три самые запомнившиеся книги о войне 1940-1945 гг. Наиболее часто ребята упоминали такие книги как «Сын полка» В. Катаева, «Московская битва» С. Алексеева, «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской, «Иван» В. Богомолова, «Главное войско» Л. Кассиля, «Партизанка Лара» Н. Надеждиной, «Седьмая симфония» Т.  Цинберг, «В списках не значился» Б. Васильева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, стихотворение «Сын артиллериста» К. Симонова, «Судьба человека» Михаила Шолохова. Из представленного списка видно, что это книги советских авторов, составивших «золотой» фонд советской литературы о ВОВ. Несколько поколений взрослело, читая эти книги, часть из которых включена в школьную программу и списки внеклассного чтения. Были и ребята, которые называли такие книги, как «Горячий камень» А. Гайдара, «Война и мир» Л. Толстого, «Бородино» М. Лермонтова. Так как события происходили давно, современное поколение детей путает исторические даты. Книгу современного автора «Белый тигр» И. Бояшова назвал один человек. Можно сделать вывод, что новых современных книг о Великой Отечественной войне школьники не знают.

Юные читатели обращаются к теме войны не только по заданию в школе (35%), а больше для того, чтобы расширить свой кругозор, для домашнего чтения (54%). Они читают книги о войне, потому что...:

- эти книги интересные (33,8%);

- познакомиться с историческим прошлым (31%);

- чту память своих прадедов, горжусь подвигами ветеранов, люблю свою Родину (13,5%).

Рис. 4. Источники получения книг о Великой Отечественной войнеБольшинство опрошенных берут книги по данной тематике из фондов домашней библиотеки – около 50%. Пользуются услугами школьной библиотеки – 37,8%. Чуть меньше тех, кто посещает городские библиотеки – 33,8%. Около 15% покупает книги о войне в книжном магазине. Просят почитать книгу у родственников   - 17,6%, друзей – 5,4%. Среди других вариантов дети отмечали интернет. 

Нужны ли современным детям фильмы о Великой отечественной войне? Стоит ли погружать их в ту, совершенно иную реальность, где убивают не «понарошку», и даже у лучших героев нет «второй жизни»? Так хочется уберечь ребенка от горестных чувств и эмоций. Но как тогда сохранить историю, и как рассказать детям о том, что война – это не игра? Рассказать мало, важно еще увидеть, чтобы прочувствовать и понять, как люди в военное время совершали подвиги посредством просмотра фильмов о Великой Отечественной войне. Фильмы о той войне продолжают удивлять, заставляют сострадать, сопереживать, сочувствовать до слёз. Это нужно нашим подрастающим поколениям.

Авторов исследования интересовал вопрос, какие фильмы или сериалы о Великой Отечественной войне знают наши школьники. Большинство ребят перечисляли такие советские фильмы как: «А зори здесь тихие» (1972 г., режиссер С. Ростоцкий), экранизация по одноименной повести Б. Васильева; «Семнадцать мгновений весны» (1973 г., режиссёр: Татьяна Лиознова), снят по одноименному роману Ю. Семенова; «В бой идут одни старики» (1973 г., режиссер Л. Быков); «Повесть о настоящем человеке» (1948 г., режиссер А. Столпер), снятый по одноименной книге Б. Полевого. Немало школьников просмотрело российский военно-приключенческий боевик 2019 года «Т-34» режиссера А. Сидорова. Можно предположить, что дети смотрели фильмы совместно с родителями (семейный просмотр).

В каждом городе страны есть места воинской славы, мемориалы, сооруженные в память о Второй мировой войне. Знают ли их наши юные читатели? Многие дети называли Мемориал «Вечный огонь» у могилы Неизвестного солдата на Площади Победы, памятник освободителям Пскова -  танк Т-34-85 на высоком постаменте, установленный в Парке Победы рядом с площадью Героев-Десантников, стелу «Город воинской славы», которая расположена на площади Победы. Несколько ребят упомянули мемориал «Красуха» с монументом «Скорбящая псковитянка» скульптора А. П. Усаченко, установленный в   Порховском районе.

По результатам исследования можно сделать вывод, что для современных детей Великая Отечественная война - это подвиг людей, который нельзя забывать. Накануне Дня Победы школьники активно участвуют в параде Победы, региональных патриотических акциях, в церемонии возложения цветов у известных военных монументов. В школе проходят классные часы, где происходит встреча с ветеранами, историковедами. В библиотечных мероприятиях участвуют ок 42% опрошенных. В библиотеках читают книги о войне, ставшие классикой литературы. Замечательно, что ребята показали себя желающими знать и помнить события военной поры.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!