Актуальность пушкинской темы носит вневременной характер, являясь важной частью профессиональной деятельности библиотек нашей области – «губернии Псковской», воспетой поэтом.

  • При проведении мероприятия, посвященного лицейскому периоду жизни А.С. Пушкина, можно предложить написать стихи (одно или два четверостишья). Именно такие задания давал лицеистам на уроках российской словесности профессор Кошанский. Темы для стихотворчества могут быть следующими: описать цветок и (или) грозу.

(В случае затруднений со стороны аудитории можно предложить готовые рифмы, например: цветок – лепесток, дурманит – ранит.)

Вот роза прекрасный цветок,

Как бархат любой лепесток.

Ее аромат так дурманит!

Но тронешь шипами поранит!

 

(кругом – гром, застучал – умчал)

Потемнело все кругом,

Вдалеке грохочет гром.

Дождь по крыше застучал,

Ветер листья вдаль умчал.

(Хорошо, если участники напишут его на бумаге, похожей на старинную, заточенными гусиными перьями, чернилами. Сочиненные стихи записываются на бумагу и берутся на память участниками мероприятия).

  • Сколько полных месяцев оставалось до начала ХIХ века после рождения А.С. Пушкина?

Ответ: Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. (в XVIII в.разница между новым и старым стилями составляла 11 дней). Таким образом, до 1 января 1800 года оставалось 7 полных месяцев и ещё 12 месяцев – до начала XIX века (1 января 1801 г.), всего –  19 месяцев.

  • Во время летней экскурсии в Михайловское старый (XIXвека), но исправный термометр в доме Пушкиных показывал 15◦ , но там было совсем не холодно. Почему?

Ответ: В России (как и во Франции) была распространена термометрическая шкала Реомюра, по которой плавлению льда соответствовал 0° , а кипению воды 80°. Термометры с такой шкалой ещё сохранились в некоторых семьях. Так что 15° R – это примерно 19° C.

Обратимся к тексту «Евгения Онегина»

  • В литературных олимпиадах любят задавать вопрос об отчестве Татьяны Лариной. Как же звали отца любимой пушкинской героини?

Для правильного ответа необходимо вспомнить следующие  строки из «Евгения Онегина»:

Смиренный грешник Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.

  • Какая бригада была у отца Татьяны Лариной?

Ответ: Бригадир в русской армии — военный чин, введённый Петром (и упразднённый Павлом), рангом выше полковника, но ниже генерал-майора. Бригадир командовал бригадой из двух или трёх полков. Это звание сохранилось в армии США; бригадный генерал (Brigadier General) — звание между полковником (Colonel) и генерал-майором (Major General); есть воинское звание бригадира и в армии Великобритании.

  • Сколько дней просидел Онегин у постели больного дяди?

Для правильного ответа необходимо вспомнить строки из «Евгения Онегина»:

Ни одного дня: ведь Онегин
... уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
(И тем я начал свой роман);
Но, прилетев в деревню дяди,
Его нашел уж на столе,
Как дань готовую земле.

  • Обратимся к строкам, приведенным ниже. Ударение в какой из них не соответствуют нормам современного языка?

Послушайте: вам тридцать лет,
Да, тридцать лет — не многим боле.
Мне за двадцать; я видел свет,
Кружился долго в нем на воле…

(А. С. Пушкин, «Кокетке»).

Ответ: в третьей, в слове «двадцать» ударение делается на второй букве «а», чтобы не нарушился ритм стихотворения. Будет лучше, если задание будет дано аудитории в письменном виде. 

  • Какой распространенный в Псковской области сорт картошки связан с прадедом Пушкина – А.П. Ганнибалом?

Ответ: Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой – «синеглазка». По-научному сорт называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России в своем имении Суйда (Ленинградская область).

  • Какого сказочного существа (необходимо выбрать из перечисленных вариантов ниже) нет в отрывке А.С. Пушкина «У Лукоморья» (поэма «Руслан и Людмила»)?

Леший, русалка, Баба-Яга, кикимора

Правильный ответ: кикимора

  • Комментированное чтение (командный информационный поиск)

Участникам мероприятия необходимо объяснить значения слов и имен, встречающихся в произведениях А.С. Пушкина

  • в поэме «Руслан и Людмила»»:

булат, вероломство, Гимен, гридница, десница, Диана, зерцало, Киприда, ланиты, Лель, Лукоморье, Мельпомена, наперсник, отшельник, Паллада, Парнас, перст, ретивый, супостат, Фидий, фимиам, чертог, Шехерезада, яхонт.

2) в повести «Капитанская дочка»:

армяк, бастион, баталья, временщик, глазетовый, извет, Княжнин Я.Б., лобное место, Михельсон М.М., недоросль, Перун, пращур, сатисфакция, Сумароков А.П., супостат, Тредиаковский В.К., Херасков, челобитье, эпитафия, эпитимия.

  • Игра по стихотворению современного детского автора С.Востокова «Я бы так не смог». Выразительно прочтем стихотворение в детской аудитории, а затем предложим ребятам назвать по примеру мыслей героев стихотворения то, что они сами могут делать если не гениально, то очень хорошо!

Я бы так не смог!

Пушкин пробудился очень рано,

За окном ещё серым-серо,

Но поэт проворно встал с дивана,

Взял скорей бумагу и перо.

А потом по утренней пороше

К няне, что с утра пирог пекла.

Нянюшка кивнула: «Стих хороший!

Я бы никогда так не смогла!»

Пушкин улыбнулся чуть печально,

Но, отведав нянюшкин пирог,

Он воскликнул: «Просто гениально!

Я бы никогда бы так не смог!»

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!