Уважаемые коллеги!

Напоминаем о ежегодной региональной акции - Дне семейного чтения «Читаем всей семьей». Она проходит ежегодно и приурочивается к 15 мая – Международному дню семьи. В 2022 году мы обозначили время акции - с 12 по 15 мая.

Девиз Дня семейного чтения – «Читайте детям, читайте вместе с детьми, пусть дети читают вам!»

Цель акции – развитие интереса к чтению, укрепление традиции семейного чтения.

Содержание акции – устроить майский день чтения и творческих занятий - в семье, в школе, в детском саду, в библиотеке; участвуют дети, родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие.

Тема Дня чтения-2022 – «Юбилейная книгопортация!». Она посвящается писателям и книга-юбилярам. Телепортация (от греческого «далеко» и латинского «нести») - гипотетическое мгновенное перемещение объекта на любое расстояние со скоростью быстрее скорости света. А мы на семейной встрече телепортируемся в бесконечные книжные миры!

Каких авторов, какие книги выбрать – решение каждой библиотеки. Тем авторам, чей юбилей уже состоялся или тем, у кого он будет в 2022 году. Может быть, разговор будет посвящен книгам-юбилярам.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ДЛЯ СМИ:

Читайте детям, читайте вместе с детьми, пусть дети читают вам!

15 мая в календаре отмечен Международным днем семьи. В Псковской области в это время проходит ежегодная региональная акция - День семейного чтения «Читаем всей семьей».

Девиз Дня семейного чтения – «Читайте детям, читайте вместе с детьми, пусть дети читают вам!»

Цель акции – развитие интереса к чтению, укрепление традиции семейного чтения.

Майский день чтения и творчества можно устроить в семье, в школе, в детском саду, в библиотеке; участвуют дети, родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие.

Тема Дня семейного чтения-2022 – «Юбилейная книгопортация!». Она посвящается писателям и книгам, чьи юбилеи отмечаются в этом году. Телепортация (от греческого «далеко» и латинского «нести») - гипотетическое мгновенное перемещение объекта на любое расстояние со скоростью быстрее скорости света. А участники акции телепортируются в бесконечные книжные миры!

Книга в семейном кругу – это мостик между поколениями, который строится вместе родителями и детьми. Прекрасно, если в семье существует традиция совместного чтения! Но если пока такой традиции нет, можно ее основать! Для этого нужно всего лишь выбрать интересную книгу для чтения и собрать вокруг себя членов своей семьи. Главное – книга должна быть интересна всем собравшимся. После чтения можно обсудить с ребенком прочитанное, устроить викторину, порисовать или просто поговорить по душам.

 

О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ

Январь-апрель

130 лет со дня рождения английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина (1892–1973). «Властелин колец», «Хоббит, или Туда и обратно».

85 лет со дня рождения русской писательницы, литературоведа и общественного деятеля Мариэтты Омаровны Чудаковой (р. 1937). «Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Не для взрослых: Время читать!».

140 лет со дня рождения английского писателя, поэта и драматурга Алана Милна (1882-1956).

125 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (18971986). 

190 лет со дня рождения английского писателя, математика Льюиса Кэрролла (18321898).

170 лет со дня рождения русского писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (18521906).

60 лет со дня рождения русской писательницы Екатерины Вадимовны Мурашовой (1962).

85 лет со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937–2015). 

140 лет со дня рождения русского поэта, писателя и переводчика Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969). О книгах к. Чуковского всегда интересно поговорить. На семейном мероприятии можно предложить поучаствовать во Всероссийском литературном конкурс «Письмо в стихах», который проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. И даже приступить к выполнению задания конкурса!

Конкурс проводится в целях популяризации поэзии К. И. Чуковского, создания условий для повышения интереса к художественному творчеству у детей и подростков, выявления и развития творческого потенциала детей, стимулирования фантазии и умения выразить свои мысли посредством слова. Конкурс стартовал 19 марта, он продлится до 30 октября 2022 годаЗадача участников - написать стихотворное письмо Корнею Ивановичу Чуковскому или его героям. Жюри определит победителей в двух возрастных категориях – от 8 до 12 и от 13 до 16 лет, дипломы и призы получат также финалисты, занявшие или поделившие 2 и 3 места.

100 лет со дня рождения русского писателя Сергея Петровича Алексеева (1922–2008). Можно объединить дату с 350-летием Петра I, отмечаемом в этом году. У С. П. Алексеева есть интересные книги о Петре 1 и его эпохе. «Рассказать детям о том великом, что было в истории их страны, рассказать, не откладывая, сегодня - в этом я вижу свое призвание, свою обязанность, свой долг писателя…» (С. П. Алексеев).

205 лет со дня рождения русского писателя, поэта и историка Константина Сергеевича Аксакова (1817–1860).

95 лет со дня рождения русского писателя Юрия Михайловича Дружкова (1927–1983). 

120 лет со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина (1903–1989).

120 лет со дня рождения русской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902–1969). 

 

Май-декабрь

10 мая – 90 лет со дня рождения Галины Николаевны Щербаковой (наст. фамилия Режабек) (1932-2010), русской писательницы

28 мая – 55 лет со дня рождения Андрея Валентиновича Жвалевского (р. 1967), белорусского писателя

30 мая – 130 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975), русского писателя. «Жили-были лесные секреты…»: познавательная встреча

31 мая – 130 лет со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968), русского писателя. «Кто живет в нашем лесу?»: эко-урок.

7 июня – 70 лет со дня рождения Елены Васильевны Габовой (р. 1952), русской писательницы

18 июня – 210 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова (1812-1891), русского писателя

22 июня – 115 лет со дня рождения Андрея Сергеевича Некрасова (1907-1987), русского писателя

26 июня – 100 лет со дня рождения Юрия Яковлевича Яковлева (1922-1995), русского писателя

24 июля – 220 лет со дня рождения Александра Дюма (отца) (1802-1870), французского писателя

30 августа - 140 лет со дня рождения Б.С. Житкова (1882-1938). «Морские истории»: час познаний и открытий; «Вечный Колумб»: знакомство с творчеством писателя.

11 сентября - 160 лет со дня рождения О. Генри, американского писателя (1852-1910). «Как стать вождем?»: мастер-класс.

25 октября - 170 лет со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912), русского писателя. «Аленушкины сказки»: интерактивное чтение книг.

3 ноября - 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964), русского советского поэта, переводчика.

27 ноября - 75 лет Г.Б.  Остеру, (1947), русскому писателю, сценаристу. «Привет мартышке!»: литературный хоровод.

22 декабря - 85 лет со дня рождения Э. Успенского (1937-2018), русского писателя, сценариста.  «Библиотека дяди Федора»: игра-поздравление.

 

КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2022 ГОДА

45 лет Т. А. Александрова «Домовенок Кузька» (1977)

185 лет Х. К. Андерсен сборник «Сказки, рассказанные для детей» («Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и другие) (1837)

150 лет Ж. Верн «Вокруг света в 80 дней» (в другом переводе «Вокруг света за 80 дней») (1872)

155 лет Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (1867-1868)

130 лет Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (1892)

110 лет М. Горький «Воробьишко» (1912)

175 лет И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847)

210 лет братья Гримм сборник «Детские и семейные сказки» («Золотой гусь», «Король Лягушонок, или Железный Генрих», «Мальчик-с-пальчик» и другие) (1812)

60 лет Л. И. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёновича, второклассника и второгодника» (1962)

120 лет А. К. Дойл «Собака Баскервилей» (1901-1902)

115 лет С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями» (1906-1907)

185 лет М. Ю. Лермонтов «Бородино» (1837)

130 лет Д. Н. Мамин-Сибиряк «Зимовье на Студеной» (1892)

75 лет С. Я. Маршак сборник стихов «Разноцветная книга» (1947)

95 лет С. Я. Маршак «Почта» (1927)

60 лет В. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!» (1962)

65 лет Н. Н. Носов «Фантазеры» (1957)

75 лет Н. Н. Носов «Веселые рассказы» (1947)

325 лет Ш. Перро сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или истории и сказки былых времен с поучениями» («Кот в сапогах», «Золушка, или Хрустальная туфелька», «Мальчик-с-пальчик», «Синяя Борода» и другие) (1697)

140 лет М. Твен «Принц и нищий» (1882)

55 лет И. П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» (1967)

55 лет И. П. Токмакова сборник стихов «Карусель» (1967)

60 лет И. П. Токмакова сборник стихов «Времена года» (1962)

85 лет Д. Р. Толкин (Толкиен) «Хоббит, или Туда и обратно» (1937)

150 лет Л. Н. Толстой «Азбука» (1871-1872)

80 лет Е. И. Чарушин «Моя первая зоология» (1942-1944)

135 лет А. П. Чехов «Каштанка» (1887)

105 лет К. И. Чуковский «Крокодил» (1917)

 

Методические материалы

 «Страницы книг расскажут о природе»: работа с произведениями писателей-юбиляров (К.Г. Паустовский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Б.С. Житков, И.С. Соколов–Микитов, Ю.Я. Яковлев) 

 

Литературный час «Летящие сказки Вениамина Каверина»

19 апреля отмечалось 120-летие со дня рождения писателя, нашего земляка В.А. Каверин. Самая известная его книга – «Два капитана». А еще он известен еще и как сказочник. Первая написанная сказка – «Сказка о Мите и Маше, о Веселом Трубочисте и Мастере Золотые руки». Затем были написаны еще и другие, впоследствии объединенные в одном сборнике – «Ночной Сторож или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году.

В сказке «Сын стекольщика» прослеживается мысль о том, что в возникающих семейных конфликтах многое зависит не только от взрослых, но и от детей. И подлинная, не эгоистичная любовь маленького ребенка к своим родителям часто оказывается единственным спасительным средством.

Сказка «Немухинские музыканты» - о таланте веры в искусство. Перед читателями в шутливо-игровом варианте искусство преобразует мир, перекрашивает жизнь. Фея музыки в финале выходит замуж за Кузнеца, выковавшего голос для необычных инструментов.

В сказке «Легкие шаги» рассказана история девочки-снегурочки Настеньки, которая попала к людям и захотела с ними остаться, превратиться в обычную девочку. Это было очень трудно сделать, но помогли добрые люди.

В сказке «Летающий мальчик» мотив полета разрабатывается в самом буквальном физическом смысле. И за тайну полета приходится платить дорогой ценой.

В сказке «Много хороших людей и один завистник» против одного плохого человека действуют много хороших людей, но эгоизм, завистливость и недоброжелательство даже одного человека так сильны, что могут натворить много бед и принести много горя. «Хорошие люди» Каверина – далеко не бесстрашные герои фольклорной традиции, но они обретают силу и мужество, преодолевают страхи и колебания во имя доброго дела.

Нет ни волшебного сюжета, ни фантастических образов, ни чудесных предметов в сказке «Песочные часы». Чтобы спасти заколдованного Феей вежливости вожатого, превращенного в песочные часы, девочка Таня пошла на серьезное испытание: целый год не смотреться в зеркало! И она танцевала в зеркальном зале, закрыв глаза! В результате Таня упала, сломала ногу, зато Фея, оценив жертву, досрочно освободила вожатого от наказания. Тем более, что он уже давно понял неправильность своего поведения.

Примерные вопросы для обсуждения сказок:

«Песочные часы»

- О чем говорит название? Как выглядят песочные часы?

- Почему воспитатель по кличке Борода каждое утро стоял на голове?

- Как можно было спасти Бороду?

- О чем говорит желание часто смотреться в зеркало? Только ли о самолюбовании? А еще о чем? (О неуверенности в себе, о тревожности).

- Почему спасать его вызвалась Таня, а не Петька? Сравните черты их характеров.

- Перечислите темы этой сказки (о крепкой дружбе, доброте и верности, сострадании и

 самопожертвовании ради помощи окружающим).


«Много хороших людей и один завистник»

- Что такое зависть?

- Чему и кому завидовал Великий Завистник? (Умению нырять, хорошему сну и аппетиту, чужому успеху и даже чужим вероятным похоронам по самому высокому разряду).

- Каким даром он обладал?

- Каковы были недостатки у людей, вступивших в борьбу с Великим завистником?

- Почему он все же потерпел поражение?

-Какими стали Петя и Таня в процессе борьбы с завистником?

«Добро – сказка или реальность?».

 

Общая методика по работе со сказками В.А. Каверина

- Участники получают шаблон – цветок из бумаги, в центре которого – слово «ДОБРО». На лепестках нужно расшифровать это слово, придумав и написав добрые дела или добродетели (помощь другу, добрые слова маме, участие в субботнике; сочувствие, жалость, вежливость и т.п.).

- Распечатать фрагменты сказки, выделив в текстах одну букву. Надо собрать фрагменты по порядку сюжета, тогда сложится ключевое слово (доброта, благородство, справедливость, мужество, решительность, поступок и т.п.).

- Составить синквейн со словами: сердце, добро, помощь, мечта и т.п.

- Просмотр мультипликационного фильма по сказке «Песочные часы».

 

Сценарий библиотечного занятия к юбилею книги  «КУЗЯ ПРИГЛАШАЕТ ДРУЗЕЙ»

Для начала отгадайте загадку: Его никто не видел. Добрый озорной бывает, люди говорят за печкой живет в доме, охраняет и оберегает дом. Кто это?

- Каким вы представляете домового? (ответы детей: красивый, добрый, маленький)

Раньше в старину на Руси люди верили в существование духов, в частности, домового. Представляли образ в виде маленького человечка, старика или девушки…

Ставили еду на стол (хлеб, воду) приглашали домового поесть. Если, что-то терялось в доме, люди говорили: «Домовой, домовой, поиграл – отдай».

Переезжали из дома в дом, приглашали домового словами: «Домовой, домовой, иди со мной…». Образ домового стал оберегом в доме, который охранял и оберегал жилище, сохранял здоровье.

Прослушивание фрагмента из книги, затем вопросы: Как называется книга? Какой здесь домовой? Показываем книгу Т. Александровой «Кузька».

Вот Кузька и спешит к нам сегодня, давайте позовем его!

Приходи скорее, Кузя,

И давай знакомиться.

Пусть на долгие года

Этот день запомнится.

А вы знаете, где домовые живут? Попробуйте отгадать загадку и узнаете!

Летом спит, зимой гудит,

Внутри горит, тепло дарит. (Печка).

История литературного домовёнка. Вы, наверное, видели мультфильм про домовёнка Кузю, а знаете ли вы, что у домовёнка есть мама – добрая, ласковая, любящая, как все мамы на свете. Зовут её Татьяна Ивановна Александрова. Она родилась 10 января 1929 года в городе Казани, но детство провела в Москве со своими родителями и сестрой– близняшкой Наташей.

А ещё в доме была помощница по хозяйству Матрёна Фёдоровна Царёва. Девочки очень любили свою Матрёшеньку. Ведь она не только о них заботилась, но и превращала их жизнь в сказку, а самые обычные предметы в доме становились для них волшебными. Так и казалось, что из-за цветочного горшка, из-за занавески, вот-вот высунется домовой. Но девочки не только слушали Матрёшины сказки, вскоре Таня и сама стала выдумывать истории и рассказывать их сестре.

А потом была Великая Отечественная война, девочки оказались в эвакуации. И Таня, а было ей всего 13 лет, работала воспитательницей в детском саду и, конечно, сочиняла для малышей необычные истории.

Все дети вырастают, и Таня тоже выросла, но, как бывает с детскими писателями и поэтами, сохранила в сердце сказку. Замечательный детский поэт Валентин Берестов стал её мужем. Вместе они написали чудесную книгу «Катя в игрушечном городе», а ещё «Сундучок с игрушками» и «Игрушечная школа».

Однако Татьяна Александрова не только писатель, но и художник. Рисовать она любила с детства. А потом выучилась, работала на мультстудии, вела занятия во Дворце пионеров – занималась с детьми и часто их рисовала, а чтобы они сидели смирно, рассказывала им сказки про всяких удивительных созданий – леших, водяных, домовых, кикимор. Вот и Кузю – тогда ещё просто лохматого домовёнка – она сначала нарисовала, а потом уже – 8 октября 1972 года – стала сочинять про него историю. Именно эта дата считается днём рождения домовёнка Кузи.

А теперь все вместе прочтем стихотворение про Кузьку, подбирайте слова-окончания к стихотворению еще одной писательницы – Тамары Крюковой:

В доме добрый домовой

Поселился за ... (трубой)

Для мышей наделал дыр

И таскал туда им ... (сыр).

Дымоход трухой забил

Дым чтоб зря не … (уходил).

Поломал замок дверной

Чтобы ночью был и днем

Для гостей распахнут … (дом)

А следующая загадка вам поможет ответить на вопрос: где нашла Кузьку девочка Наташа? В пляс по комнате пошел, оглянулся – чистый пол. Да, домовенка Кузьку девочка обнаружила под веником.

Давайте с Кузькой поговорим. Скажите ему по кругу ласковые, добрые слова. (Дети произносят что-то приятное в его адрес).

Ему всего-то семь веков, что по человеческим меркам – семь лет. «Небольшой, лохматый, в красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно, когда смеется».

Домовенок Кузя говорит языком странным, старинным, но живым. Пословицы, присказки, поговорки так естественны в его речи:

- Спасибо тому, кто хозяин в дому!

- Идет мимо кровати спать на полати.

- Стужа да мороз, на печи мужик замерз!

Кузя любит хозяйничать по дому, приводить его в порядок, поддерживать чистоту. Не случайно Баба-Яга так стремится заполучить его к себе в дом: домовые приносят счастье и создают уют.

У Кузи много друзей и родственников, которых он с обстоятельностью перечисляет своей подружке – девочке Наташе: Афонька, Адонька, Вуколочка, Пармеша, Куковяка, Лутонюшка, Пафнутий, Фармуфий и еще много других – на полстраницы!

- Что это, все твои товарищи? – изумилась девочка. – Так много?

- А как же! – важно ответил Кузька. – Без товарищей один Жердяй живет… Завистник, ненавистник и пакостник, лучше его сюда не звать.

Кузя не только дружелюбен, но и доброжелателен, жалостлив. В силу своего невеликого жизненного опыта и незнания городской жизни он готов общаться со всеми предметами. Так, он зовет в гости самолет, которому показывает язык и которого подразнивает:

-  Эй ты! Сюда заворачивай! Лети, лети к нам в гости со своими чадами и домочадцами. С друзьями и соседями, со всем домком, окромя хором!

- Толкуй больной с подлекарем! – развеселился Кузька. – Сколько их в небе перевидал, ни один крупнее вороны или галки не попадался. А этот не простой самолет, обиженный.

Потом Наташа еще не раз будет поправлять и оберегать искушенного в городской жизни Кузеньку, когда он будет искать себе домик и выбирать то шкафчик для мусорного ведра, то духовку, то холодильник. Когда он будет отказываться от пирожных с кремовыми листиками и цветами: «Это я не ем. Я не козел». А потом, съев штук десять, будет всюду носить с собой коробочку с олелюшечками, как он назовет пирожные.

Родом Кузька из деревни. Там он жил в доме под печкой с другими домовятами. Там научился понимать и говорить по-воробьиному, по-вороньи, по-куриному, узнал лошадиный, козлиный, бычий, лисий, медвежий.

Трудно Кузеньке отличить добро от зла. Баба-Яга может быть злой, и страшной в доме для плохого настроения, доброй и приветливой в доме хорошего настроения. А еще может она лживыми речами улестить, ублажить Кузю, откормить себе на будущее. И вместо Кузьки его друг Лешик видит Бабеныша-Ягёныша, подобие коварной ведьмы. Но не может домовой быть бездельником, и друзья выручают Кузьку.

Теперь он будет жить в городе, в большом доме, на восьмом этаже у девочки Наташи, да не один. Об этом в конце книги: Наташа «вернулась, а там, среди игрушек, сидят два Кузьки. Второй домовенок поменьше и весь рыжий. Смотрит на девочку, молчит и улыбается.

- Это Вуколочка! – сказал тот Кузька, который покрупнее. – Он тебя стесняется. Долго молчать будет.

Ну, вот мы и подружились с Кузькой. А у Кузьки много товарищей и родственников. Вы знаете, как их зовут?

Ну что ж, а теперь Кузька приглашает всех своих друзей поиграть в игру «Пять домовых». Ведущий читает стихотворение, дети изображают действие домовых.

Пять веселых домовых праздничною ночью

Разгулялись чересчур, расшатались очень.

(поднимают руки вверх и покачиваются)

Встав на цыпочки, один закружился в вальсе

(встают на цыпочки. кружатся вокруг себя)

Третий прыгал до небес. С неба звезды цапал.

(прыгают, хватая руками звезды.)

А четвертый топал как Мишка косолапый

Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой.

Этой ночью домовым очень было весело.

10 домовят мороженое ели

Десятый простудился, и их осталось 9.

Девять домовят красили заборчик,

Испачкался девятый, и их осталось восемь.

8 домовят всю ночь танцевали,

Проснулись рано утром, друг друга посчитали,

Восьмой проспал совсем, и их осталось 7.

Семь домовят бегали, играли

Седьмой порвал штанишки, за это наказали.

Стоит в углу, скучает, и больше не играет.

Сколько их осталось – 6, какая жалость!

6 домовят больше не шалят, 6 домовят тихонечко сидят

Устал Шестой, залез в кровать, и их осталось ровно 5.

5 домовят по лесу гуляли, 5 домовят шишки собирали

Заблудился пятый и кричит АУ,

Сколько домовят без него в лесу.

Четыре домовенка шлепали по лужам,

Четвертый ноги промочил и теперь простужен

Горячий чай с малиной ему принесли,

А домовят осталось, сколько – три.

Три домовенка отправились в поход,

Третий оступился – дальше не пойдет

Остальные на гору взбираются пока

А сколько их осталось – ну конечно два.

Два домовенка в зоопарк попали

Два домовенка крокодила увидали

Второй испугался и быстрей домой

А один остался, он теперь герой!

Один домовенок сильно устал

Один домовенок сегодня рано встал

Пора ему спать, пусть ложиться в кровать

Ну, а утром станет 10 их опять.

Да, любит Кузька поиграть. А как называется игра, в которой домовенок с Наташей играл, кто из вас знает? А называется она «То тепло, то холодно». Послушайте, как в нее играли Кузька и Наташа (ведущий читает из книги «Кузька» с. 23-26.)

Давайте и мы поиграем в игру «Тепло-холодно». Я буду говорить вам предложения. Если их говорил Кузька, то вы должны сказать «тепло», а если нет, то «холодно».

«Ну что я за добрый молодец. Чудо! Загляденье, да и только! Настоящий молодей». «тепло».

«Дом без хозяина – сирота, и хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают», «тепло».

Кто внимательно слушал, тот ответит на вопрос: а сколько же лет нашему Кузьке? (Семь веков, восьмой пошел, т. е. 700 лет)

Источник: https://needlewoman.ru/articles/kuzka-sunduchok-otkryl-novoy-skazkoy-udivil-stsenariy.html

 

Литературные прятки «На веселой волне» к 75-летию со дня рождения Григория Остера

В этом году исполняется 75 лет со дня рождения одного очень необычного детского писателя. А какого? Вы сейчас попробуете угадать.

Он так говорил о своих книгах: «В своих книгах я так обращаюсь к детям: «Здравствуй, многоуважаемый Ребенок! Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут Григорий. Как зовут тебя? Я не знаю, но догадываюсь. И еще я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. Если я догадываюсь неправильно, и тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай. Сказка никуда не денется, она тебя подождет. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь ее от начала до конца. Но ты, уважаемый Ребенок, все-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе уже будет не так интересно».

Знаком ли вам этот писатель? – Напомните мне, пожалуйста, как его зовут? (Григорий Остер) – А вы знаете что-нибудь о нем?

Сегодня мы будем играть в прятки, но прятки не обычные, а литературные. На ширме мы с вами видим загадочные картинки, за которыми спрятана кодовая информация. Мы попытаемся ее расшифровать. (Библиотекарь выбирает ребенка из зала, и он открывает любую картинку) Картинка № 1 (фото писателя, с обратной стороны – ключевые слова). Послушайте, что рассказывает о себе и о своем творчестве автор.

«Я появился на свет 27 ноября, в 1947 году, в семье моряка, в городе Одесса. Говорят, была страшная буря, а как только родился я, все утихло. В 16 лет я начал сочинять стихи для взрослых. Моя первая книжка вышла в городе Мурманске, в 1975 году. Она называлась «Как хорошо дарить подарки». Я служил тогда матросом на Северном флоте. В литературный институт я поступил в 1970 году. Высшее образование получал в течение 12 лет. Учился заочно, работал. В 1982 году окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров: «Человек с хвостом», «Все волки боятся», «Привет мартышке». Создаю фильмы–сказки: «Мальчик и девочка», «Как гусенок потерялся», «Попался, который кусался».

В 1990 году публикуются детские книги: «Бабушка удава», «Великое закрытие», «Детские суеверия». Написаны сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев». В 1996 году я стал лауреатом конкурса читательских симпатий «Золотой ключик». Более 60 мультфильмов снято по моим сценариям.

Дети полюбили котенка по имени Гав, Слоненка и Мартышку из сериала «38 попугаев». «Я просто пишу то, что мне нравится, что мне приятно, и что у меня получается»

После «Вредных советов» я начал сочинять нескучные задачи, и вышел «Задачник». Потом я придумал «Ничеговедение», «Конфетоведение». «Врилитературу», «Квартироведение», «Папамамалогию».

Скажите ребята, среди увиденных обложек книг, вы встретили знакомые вам произведения? (Выслушиваются ответы детей)

Картинка № 2(задачник, с другой стороны картинки – задачи для решения). Г. Остер – веселый человек. В предисловии он обратился к ученикам: «Дорогие ребята! Эта книжка нарочно называется «Задачник», что ее можно было читать на уроке математики и не прятать под парту…» Нет, нет, задачи тут самые настоящие. Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный материал. Однако главная задача «Задачника» - не материал закреплять. Задачи эти как раз для тех, кто математику не очень любит, привычно считает решение задач тоскливым и нужным трудом. Вот пусть они усомнятся. Всего в задачнике 329 задач. Читайте и решайте с улыбкой!».

Задача 10. Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

Задача 37. Марина Боровицкая сделала в диктанте 12 ошибок, а Гриша Кружков, который у нее все списал, - 32 ошибки. Сколько собственных ошибок в диктанте у Гриши?

Задача 47. Инопланетяне, посетившие школу №141, резко отличаются от жителей Земли. У каждого из них по 4 руки, 4 ноги и 2 совести. На сколько меньше всего перечисленного у ученика этой школы Степана Стульчикова, если известно, что рук и ног у него столько же, сколько у обычного человека, о совести нет совсем?

Задача 283. Баба Яга утверждает, что Змей Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки. Кощей Бессмертный поспорил с ней на бочку кваса, что пролетит. Змей Горыныч пролетел 4 часа со скоростью 247 км/ч и, совершив вынужденную посадку, съел Ивана Царевича. Проспорила Баба Яга бочку кваса или не проспорила?

Картинка № 3 (Мультфильмы, с обратной стороны – тест по мультфильмам Остера). А кто знает мультфильмы, созданные по книгам Г.Остера?

Вот только некоторые мультипликационные фильмы по книгам Г.Остера (а всего их более 60).  · А вдруг получится. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. И. Уфимцев · Бабушка удава. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. Уфимцев · Вредный совет. Сценарий Г. Остера// Веселая карусель. Вып. 17. · Как лечит удава. Сценарий Г. Остера, Режиссер И. Уфимцев. · Котенок по имени Гав. В 4 сериях. Режиссер Л. Атаманов, 1977-1980. · Куда идет слоненок. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. Уфимцев. · Обезьянки, вперед! Сценарий Г. Остера. Режиссер Л. Шварцман, 1985. · Обезьянки и грабители. Сценарий Г. Остера, 1985. · Осторожно, обезьянки1 Сценарий Г. Остера. Режиссер М. Мирошкина, 1984. · Попался, который кусался. Сценарий Г. Остера. Режиссер В. Котеночкин, 1983. · Привет мартышке. Сценарий Г. Остера, Режиссер И. Уфимцев. · 38 попугаев. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. Уфимцев. 1976.

Игра по мультфильмам Г. Остера (ребенок вытягивает карточку с изображением мльтяшного героя и показывает его залу) Просмотр мультфильма «38 попугаев».

Картинка № 4 (книги Остера, с другой стороны спрятан – тест по книгам) А теперь проверим, кто лучше знаком с творчеством Г. Остера?

Тест по книгам Г. Остера: 1.В истории «Подземный переход» Слоненок с перепугу влез: а) на пальму; б) на камень; в) на Удава. 2.По мнению Мартышки (в истории «Как лечить удава»), сундучок, в котором лежит мамурик, называется «пампукская…» а) хрюря; б) мукука; в) бисяка. 3. Чего боялся Удав в истории «Это я ползу»: а) зарядки; б) щекотки; в) головной боли. 4.В какой истории Удав решил измерить рост? а) «Это я ползу»; б) «Зарядка для хвоста»; в) «А вдруг получится!!!» 5. Отчего у Мартышки становится лучше аппетит? («Привет Мартышке») а) от орехов; б) от фиников; в) от бананов.

Назовите несколько мультфильмов, снятых по сценариям Остера. Каких животных- персонажей мультфильмов Остера вы помните?

Какие советы писатель дает непослушным детям?

Как называется наука о взрослых?

Какие еще науки придумал писатель?

Картинка № 5 (проверка, с др. стороны – вопросы по биографии писателя). Ребенок зачитывает вопросы, остальные отвечают.

В каком возрасте Григорий Остерии начал писать стихи? Что вы можете сказать о его первом сборнике? Где учился писатель? Назовите несколько мультфильмов, снятых по сценариям Остера. Каких животных – персонажей мультфильмов Остера – вы помните?

А завершим мы наши сегодняшние литературные прятки словами в стиле Григория Остера:

Можно книжку почитать,

Можно сказку полистать.

Но зачем нам это надо?

Ждет какая нас награда?

 В общем, ты, наверно, понял

Если ты читать не любишь

И считаешь это нудным

Можешь все же попытаться

Книги Остера прочесть.

В заключение мероприятия предлагается посмотреть мультфильм «Вредные советы».

 

Анкета для детей и родителей «Незаконченное предложение»

1 Семья - это...

2 Мои родители (дети) - это...

3 Свет в окнах моего дома - это...

4 Радость в моей семье - это...

5 Вдали от родного дома я буду вспоминать (для родителей - вспоминаю) ...

6 Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять (для родителей – взяли) ...

7 Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!