13 февраля 2019 года исполняется 250 лет со дня рождения баснописца, академика И.А. Крылова, творчество которого знакомо каждому из нас с детства.

И.А. Крылов создал не только басни, обличающие людские пороки и представляющие все слои общества, но и многочисленные драматические произведения для театра. Н.В. Гоголь считал, что творчество Крылова проникнуто народным духом настолько, что стало неотделимо от него.

Примеры названий мероприятий по жизни и творчеству И.А.Крылова:

  • Басни И.А. Крылова и их особенности
  • Символ духовной силы творческого наследия И.А. Крылова.
  • Вслед за персонажами басен
  • Психологизм басенных образов, созданных И.А.Крыловым
  • Басня как род поэзии
  • Наследник Лафонтена
  • Продолжатель традиций Эзопа и Лафонтена
  • Пером и басней
  • Мастер написания басни
  • Басня как выражение стремления человека осознать признанные нормы и правила
  • Многозначность и наполненность произведений мастера басенного жанра
  • Басни – «книга  мудрости русского народа». (Н.В.Гоголь)
  • Интересные факты о творчестве  И.А.Крылова

Свою работу как писатель И.А. Крылов начал с драматургических произведений. Им были созданы комедии «Большая семья», «Кофейница» и «Сочинитель в прихожей». Иван Андреевич также создал драмы «Клеопатра» и «Филомена».

За всю свою жизнь И.А. Крылов написал  двести тридцать шесть басен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны в журнале «Утренние часы» в 1788 г. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями.

Изначально И.А.Крылов не писал басни специально для детей. Еще в XIX в. В.Г.Белинский, рекомендуя для детского чтения писателей своего времени, писал следующее: «Из произведений, написанных для всех возрастов, дайте им «Басни» Крылова, в которых даже практические, живые мысли облечены в такие  пленительные поэтические образы, и все так резко запечатлено печатью русского ума и русского духа, потому что именно Крылов «угадал эстетические законы басни». Также Белинский отмечал, что «дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно для них доступной поэзии».

Современники по-разному относились к басням И.А.Крылова. Так, весьма критически на эти произведения  смотрел русский поэт и литературный критик П.А. Вяземский. Однако большинство писателей, поэтов и литературных критиков (в их числе А.Пушкин, В.Жуковский, Н.Гоголь, В.Белинский) положительно отзывались о баснях И. А.Крылова. Также отмечалось, что цитаты из басен И.А.Крылова можно было услышать в разговорах различных сословий русского общества.

С 1812 года И.А.Крылов был библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. До службы в библиотеке Крылов был страстным карточным игроком и много раз менял места службы, разъезжая по России.

Обратимся к формам работы, которые можно использовать при разработке мероприятий творчеству И.А.Крылова.

В 2019 году, объявленном Годом театра в РФ, будет актуально предложить организовать конкурс чтецов басен И.А.Крылова с элементами театрализации. Напомним, что данное командное или личное соревнование проводится с целью выявления лучших исполнителей литературных произведений.

Для представления участниками конкурса можно выбрать басни, тексты которых включены непосредственно в школьную программу по литературе, например: «Ворона и лисица», «Ларчик», «Стрекоза и муравей», «Слон и моська», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Квартет», «Лебедь, щука и рак» и др.

В целом, басни И.А.Крылова ориентированы на развитие устной речи, на произнесение, они как бы оживают в чтении. Из-за этого произведения легко читаются вслух по ролям. Их язык во многом классический литературный, близок детям.

Для детей среднего школьного возраста можно включить в мероприятие, посвященное жизни и творчеству И.А.Крылова элементы квиза, который предполагает проведение командной интеллектуально-развлекательной игры, не требующей значительной предварительной подготовки. Вопросы для квиза подбираются таким образом, чтобы проявить себя при ответе на них могли бы и интеллектуалы, и эрудиты, и наблюдательные, находчивые, сообразительные.

Приведем примеры вопросов квиза.

Обратимся к определению басни как жанра. Итак, басня – это:

  • Собрание крылатых выражений и образов;
  • Это жанр дидактической литературы и художественное произведение (правильный ответ);
  • Это нравоучительный род поэзии;
  • Скрытое сравнение образов действующих героев, возникающих в сознании.

Одной из важных особенностей басни является:

  • Создание характеров персонажей, за которыми закреплена определенная, заранее известная роль;
  • Стремление автора произведения представить все происходящее как проявление одного целого (правильный ответ);
  • Все басни написаны на литературном русском языке;
  • Насыщенность содержания басен разными житейско-бытовыми деталями, что делает их содержание доступным для детей.

Предположите, какой способностью обладал И.А.Крылов, позволившей ему победить в споре своего друга А.Н. Гнедича:

  • Хорошо играть в карты;
  • Читать басни Лафонтена на французском языке;
  • Сочинять музыку на тексты своих басен;
  • Способность изучать иностранные языки (правильный ответ)

Греческий язык И.А.Крылов изучил по двум евангелиям, одно из которых было написано на русском языке. Тем самым баснописец доказал своему другу А.Н.Гнедичу, что этот язык не столь труден, чтобы осваивать его всю жизнь. Забыв о споре, касающегося сложности греческого, Иван Андреевич предложил другу назначить экзамен. Успех, с которым этот экзамен был сдан И.А.Крыловым, был поразительным, тем самым продемонстрировав великолепные способности к языкам баснописца.

Виртуальное путешествие к памятнику И.А. Крылова в Летнем саду в Санкт-Петербурге

После смерти И.А. Крылова  последовало величайшее повеление  воздвигнуть ему памятник. Приведем строки, написанные в циркуляре министерства просвещения: «сии памятники, сии олицетворения народной славы, разбросанные от берегов Ледовитого моря до восточной грани Европы, знамениями жизни и духовной силы населяют пространство нашего необозримого отечества». Крылову предстояло стать таким символом духовной силы, которым до него стали только три литератора, а именно: М.Ломоносов, Г.Державин, Н.Карамзин.

Решение о возведении данного постамента было принято в 1845 году. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" объявила о начале сбора средств на строительство памятника, и горожане поддержали эту идею. За три года была собрана баснословная по тем временам сумма, которой было достаточно для того, чтобы привлечь к работе самых именитых мастеров эпохи. Скульптором памятника стал Петр Карлович Клодт.

Чтобы убедительно изобразить героев басен Крылова, Клодт превратил собственную мастерскую в зверинец. Обезьяны, кошки, собаки, овцы на удивление мирно уживались в квартире скульптора, который неотрывно наблюдал за ними, постоянно делая заметки в своем блокноте. Так родилась идея памятника Ивану Андреевичу. К 1855 г. работа была окончена. Клодт лично предложил поставить памятник в Летнем Саду, ведь именно здесь любил гулять сам Иван Андреевич, попутно обдумывая сюжеты своих басен. Бронзовый монумент высотой в 3,5 метра впоследствии был признан лучшей работой Клодта.

Памятник был поставлен, воспевая тем самым не только И.А.Крылова как автора запоминающихся строк, но и как конкретного человека - невозмутимого мудреца.

В Москве у Патриарших прудов также установлен памятник Крылову и героям его басен.

В заключение мероприятия можно также упомянуть то, что многие улицы и переулки городов России носят имя И.А.Крылова.

Некоторые из басен И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». Ю. М. Касьяником написан вокальный цикл для баса и фортепиано (1974) «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осёл и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).

Всероссийский литературный конкурс «Письмо в стихах», приуроченный к 250-летию И. А. Крылова включен в план общероссийских мероприятий Российской государственной детской библиотеки. В ближайшее время на сайте РГДБ должно появиться положение о конкурсе. По опыту прошлых подобных конкурсов, участникам предлагается сочинить стихотворение, посвященное автору или его героям.

Обратимся к электронным ресурсам по теме.

Сайт посвящен полностью жизни и творчеству И.А.Крылова, Представлена биография, содержится полное собрание басен  для чтения и прослушивания. Также можно посмотреть мультипликационные фильмы, созданные по текстам басен.

В разделах сайта представлены разные периоды жизни и творчества И.А.Крылова в хронологической последовательности.

Сценарии мероприятия

Сценарий литературного вечера «Ларец мудрости», посвященного творчеству И.А. Крылова

tvorchieskoie_nasliediie_potomkam

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5 класса, посвящённого биографии и творчеству  русского баснописца И. А. Крылова (включает разгадывание кроссворда, представление биографии баснописца, литературных  анекдотов, представления меню литературной столовой, проведение конкурсов персонажами басен)

Сценарий-конспект внеурочного мероприятия «Юбилей И. А. Крылова» к 250- летию писателя, включающий декламацию басен детьми, викторину, просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей».

Сценарий внеклассного мероприятия-конкурса  путешественников (требует предварительной самостоятельной и коллективной работы) по басням И.А.Крылова «А вот о том, как в баснях говорят …».

Список литературы

  • Антонова, Н. Вслед за персонажами басен / Н.Антонова // Библиотека. – 2015. – №  3. – С. 50-52. – (Играя, познавай)
  • Аполлонова, Г. Здравствуй, дедушка Крылов / Г. Аполлонова // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 11. – С. 21-25. – (Книга – дар бесценный)
  • Вайль, П. Родная речь / П.Вайль, А.Генис // Детская литература. – 1991. – №  5. – С.46-48. – (Читаем классику сегодня)
  • Вачкова, С. «…Он угадал эстетические законы басни» / С.Вачкова // Детская литература. – 1999. – №  4. – С. 72-75. – (Читаем классику сегодня)
  • Мамонтов, М. Великий чудак / М.Мамонтов // Библиотечное дело. – 2013. – №  24. – С.15-17. – (200 лет открытия РНБ)
  • Полякова, Г. Наследник Лафонтена / Г.Полякова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – №  2. – С. 58-61. – (Книга – дар бесценный)
  • Сергеева, Т. Пером и басней / Т.Сергеева // Читаем, учимся, играем. – 2014. – №  22. – С. 26-27. – (Книга – дар бесценный)
  • Шикуля, О. В гости к дедушке Крылову / О.Шикуля  // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – №  9. – С. 9-12. – («Большая литература для маленьких»)

Материал подготовлен главным библиотекарем сектора методического обеспечения по работе с детьми и юношеством

отдела координации деятельности библиотек области

Псковской областной научной универсальной библиотеки И.Ю. Гавриловой

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!