История развития волонтерства. Международные волонтерские объединения

Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится, может называться волонтером... Кто может стать волонтером? Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.

Слово «волонтёр» пришло к нам с запада (от фр. Volontaire -  воля, желание) и переводится  как «человек, добровольно поступивший на службу в действующую армию».

В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.

Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтёрский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтёры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтёрство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных, гендерных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих НКО (некоммерческих организаций) привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Волонтёр - существо будущего, гражданин мира. Однажды разделив кров, стол и поле деятельности с интернациональной командой людей со всего земного шара, становится понятно, что разобщенность человечества - штука поверхностная, что в нас гораздо больше общего, чем различий.

К основным характеристикам волонтёрской деятельности, как правило, относят:

  • Вознаграждение. Волонтёр не должен заниматься волонтёрской деятельностью главным образом с цепью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
  • Добрая воля. Эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
  • Приносимая польза.
  • Организационная структура. Волонтёрство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях [8, с. 11].

В 1987 г. в мире начитывалось - 80 миллионов волонтёров, в 1995 - более 93 миллионов, 1998 г. - более 109 миллионов людей участвовали в волонтёрском движении.

Восемь человек из десяти в зарубежных странах говорят, что они стали волонтёрами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтёрских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу.

19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтёрских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтёрами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим.

Каждый третий немец, - что составляет 34 % населения Германии - является волонтёром, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Свыше 26% японцев имеют опыт волонтёрства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. Около 33% населения Ирландии является волонтёрами. Общее количество времени, отданное на волонтёрскую работу, равняется 96,5 рабочим часам в год. 72 % населения считает, что волонтёры делают нечто такое, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (International Volunteer Day for Economic and Social Development) или коротко - Международный день добровольцев (International Volunteer Day).

Объявление 2011 года Годом Волонтёрства в Европе – это реакция на действия европейского гражданского общества, которое доказывает значимость работы волонтёров для отдельно взятых регионов, стран, наций и Европы в целом. Также целью является дальнейшее развитие и улучшение условий для добровольческой деятельности в Европе.

Волонтёрские организации.

UNV (United Nations Volunteers – Добровольцы Организации Объединенных  Наций)

Волонтёры ООН - организация, непосредственно подчиняющаяся ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Около 7500 опытных и квалифицированных мужчин и женщин готовы работать с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства и прав женщин во всех странах-участницах ООН.

SCI (Service Civil International - Международная Гражданская Помощь)

Международная волонтёрская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру. В ее задачи входит продвижение идей мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтёрских проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтёрских программ, образовательных тренингов и международных обменов.

ICYE (International Cultural Youth Exchange - Международный Культурный Молодежный Обмен)

Федерация ICYE начала свою деятельность 1949 году. ICYE насчитывает более 30 отделений в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. Миссия ICYE в продвижении молодёжной волонтёрской активности за международное взаимопонимание и мир. Глобальное образование и интеркультурное воспитание - два основных принципа программ ICYE по работе с детьми, престарелыми и инвалидами; по организации детских центров, экологических проектов.

Alliance (Alliance of European Voluntary Service Organizations - Альянс Европейских Волонтерских Организаций)

Альянс европейских волонтёрских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой координационный центр европейских национальных волонтерских организаций, специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтёрских рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и взаимопонимания.

CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary Service - Координационный Комитет Международных Волонтёрских Организаций)

Координационный комитет международных волонтёрских организаций был создан в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Комитет CCIVS координирует деятельность более 250 национальных волонтёрских организаций в 100 странах мира. Волонтёрская служба, начиная с 1998 года, предлагает молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет возможность выполнять добровольческую деятельность в течение 6-12 месяцев за рубежом.

AVSO (Association of Voluntary Service Organisation - Ассоциация Волонтёрских Организаций)

Ассоциация волонтёрских организаций координирует деятельность европейских добровольческих организаций и продвигает интересы волонтёрства на уровне правительств, социальных институтов и общественных организаций. Волонтёрское Агентство проводит молодёжные проекты для волонтёров из Европы в России, русских волонтёров в Германии, Италии и в других странах ЕС в социальной, экологической, культурной и правозащитной областях. Проекты направлены на развитие межкультурного и гражданского диалога между странами Европы и России [9].

Библиотечное волонтёрство в зарубежных странах: проекты и программы, практика работы

В условиях продолжающегося экономического кризиса  и вызванного им  сокращения финансирования, многие библиотеки, руководствуясь  рекомендациями библиотечных ассоциаций, все больше прибегают  к помощи  волонтёров. Среди последних представители разных возрастов, но особенно много молодёжи -  учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты  университетов и колледжей.  Волонтёры  принимают участие во многих библиотечных  программах и мероприятиях – от  самых прозаических (протирание  книг) и до помощи в организации  молодёжных  вечеров,  клубов по интересам.  Очень часто они  работают в качестве библиотечных гидов, что содействует  притоку в библиотеку новых молодых пользователей.

В публичной библиотеке города  Кин (Нью-Хэмпшир, США)  активно реализуется программа  Барака Обамы  по привлечению как можно большего  числа молодых людей к участию в  общественной жизни.  В удобное для них время  граждане от 18 лет и старше  работают  в качестве волонтёров, осуществляя  следующие  необходимые  библиотечные  процедуры:

  • расстановка по полкам книг и аудио-видео материалов;
  • помещение книг  в суперобложки;
  • восстановление  книг;
  • перемотка кассет и видео;
  • оказание помощи  в молодёжной зоне;
  • доставка библиотечных материалов  на дом (определённые группы пользователей);
  • участие в специальных библиотечных проектах.

В настоящее время библиотека  остро нуждается  в волонтёрах, которые могли бы  работать в качестве:

  • ведущего  книжных дискуссий;
  • инструктора  кинопоказов;
  • инструктора по различным компьютерным  играм;
  • помощника  в классе домашних заданий;
  • ассистента  программ летнего чтения;
  • ассистента  по организации различных молодёжных мероприятий.

Все  волонтёры, желающие  участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации  и заполнить  биографическую анкету (включая отпечатки пальцев).

В библиотеке Карнеги в Питтсбурге (США)  местным  подросткам предложили  украсить книжные полки собственными  рисунками. Библиотекари не участвовали в творческом  поиске, предоставив юным художникам  полную свободу самовыражения. Этот проект получил высокую оценку молодых пользователей библиотеки, а сами художники удостоились поощрительных наград.

Телевизионная программа BookendsВ Системе Публичных Библиотек Poudre River (США) с 1999 года с большим успехом функционирует телевизионная программа Bookends (Книгодержатели). Канал местного телевидения предоставляет эфирное время любителям чтения, среди которых библиотекари, работающие с молодёжью, члены молодёжных советов при библиотеках и местного Общества Любителей Чтения (IRS). Участники телевизионной программы, которая также доступна в Интернете (Teen Lounge, PSD Bookends, YouTube), делятся со зрителями своими оценками прочитанных любимых книг, рассказывают о новинках книжного рынка, интервьюируют местных молодёжных авторов. В последнее время многие выпуски телевизионной программы готовились исключительно подростками.

Главной задачей телевизионного шоу является привлечение к чтению молодёжи. Программа также вызывает повышенный интерес у родителей, библиотекарей, учителей средних школ, поскольку с ее помощью они узнают о подростковых читательских преференциях. В этом году  программа  Bookends получила  премию Национального  Книжного Фонда.

В детском отделении публичной библиотеки города Мэдисон (Огайо, США) с августа прошлого года успешно функционируют две группы юных советников. Первая группа, которая называется  LKBI (Большие Идеи Маленьких Детей), состоит из  8 - 14 детей в возрасте от 4 до 8 лет.  Детский  Совет при библиотеке собирается ежемесячно каждый второй вторник. Совет  помогает  библиотечному персоналу, работающему с детьми, определиться  с наиболее популярными  среди юных библиотечных пользователей программами и мероприятиями. Например, члены  Детского  Совета предложили проводить праздник  Хэллоуина в темноте  и использовать поиск со свечами  для тех детей, которые  приходят в библиотеку за угощениями.

Собрание «Tween  Advisory Group»  Вторая группа юных  советников называется Tween  Advisory Group  (Анимация Консультативной Группы) и состоит из детей в возрасте от 9 до 13 лет.  Численность этой группы обычно составляет от 5 до 9 человек. Собираются ежемесячно в каждый второй четверг. Только очень отважные взрослые  решаются присутствовать на заседаниях этой группы. Первой «жертвой» деятельности этой группы. В ноябре прошлого года  члены обеих групп  приняли участие в создании совместного  видеоматериала, показанного  местным   законодателям.  В этом  видео они  демонстрируют  не только свою любовь к библиотеке, но и объясняют, почему  избирателям  нужны библиотечные услуги.

Члены молодёжного совета  публичной библиотеки города Kirkendall (Айова, США)  создали  5 минутный  видеоролик, в котором они демонстрируют свою фанатичную любовь к библиотеке, её  молодёжным  программам и сервисам.

В библиотечной системе графства Бартоу (Джорджия, США) подростки (члены молодёжного совета) используют видеокамеры для создания учебных видео для библиотечных пользователей. В видеопособиях они отвечают на основные вопросы, полученные по мобильным телефонам, объясняют, как пользоваться электронным библиотечным каталогом и показывают, как зарегистрировать аккаунт электронной почты. Учебный материал тиражируется посредством создания DVD, которые могут быть выданы пользователям во временное пользование.

Это новшество является составной частью известной программы Teen Tech Week, проводимой молодёжным отделением американской библиотечной ассоциации YALSA. В рамках этой же программы молодые библиотечные волонтёры находят применение своим обширным познаниям в области новейших технологий. Они помогают взрослым библиотечным пользователям освоить компьютер, демонстрируют работу навигации на библиотечном сайте, учат использовать различные поисковые системы или изучать программное обеспечение обработки текста.

Ассоциация Публичных Библиотек Иллинойса (США) каждую зиму организует акцию, которую условно можно назвать «Добавь в Фавориты». Акция организуется и проводится членами молодёжных советов при библиотеках с целью определения наиболее востребованных молодёжью книг, более осмысленного формирования фонда изданий для этой категории. На отобранные книги прикрепляются специальные наклейки, свидетельствующие о том, что они вызывают повышенный интерес у молодёжи. Каждый год на наклейках меняется цвет фона и конечно дата. Каждый подросток, участвующий в акции (как правило, это школьники 6-12 классов), получает по 10 наклеек и может прикрепить их только к корешкам выбранных им книг (для других возрастных групп наклейки прикрепляются к внутренней стороне обложки).

В публичной библиотеке Гринсборо (Северная Каролина, США) с декабря по март по понедельникам для бездомных и нищих граждан устраивается питание. Эту программу, которая называется Winter Series (Зимние Серии) обычно посещают 50-60 человек. Сначала программа была пилотным проектом, ныне она стала постоянной. В её финансировании принимает активное участие местная правозащитная организация «Food, Not Bombs», которая закупает в продовольственных магазинах еду. Кроме того, друзья библиотеки ежегодно собирают для этой акции 200 долларов.

Сегодня некоторые программы библиотечных вузов предназначены для изучения методов обслуживания бездомных и бедных библиотечных пользователей. Например, курс “Literacy and Services to Underserved Populations» (Грамотность и Обслуживание Неохваченных Групп Населения) преподается в Школе Повышения Квалификации Библиотечных и Информационных Специалистов в Бостоне.

Каждое лето, по вторникам и средам, молодёжное отделение публичной библиотеки в Гарден Сити (США) совместно с городским Департаментом Рекреации организуют и проводят программы для детей в возрасте от 2 до 8 лет. Во время мероприятия подростки-волонтёры, которые являются постоянными пользователями публичной библиотеки, рассказывают детям разные истории, поют песенки, устраивают представления с пальчиковыми марионетками, создают разнообразные простые поделки.

В публичной библиотеке городка Санта- Барбара (Калифорния, США) очень развита служба  молодых волонтёров. Они выполняют различные библиотечные услуги. В частности, составляют букеты, украшающие многочисленные отделения и кафедры библиотеки, которые оказывают положительное влияние на посетителей библиотеки, способствуют привлечению новых пользователей. Цветы выращивают в библиотечном саду. Волонтёры тратят на эту работу всего тридцать минут в неделю.

В последнее время интерес  к своим  фамильным корням проявляют  представители всех возрастных групп населения, включая молодёжь. Библиотечная  система Хикори в графстве  Catawba (Северная Каролина, США) организует бесплатные семинары  для местных  жителей, интересующихся своими родословными. Семинары ведут  специально подготовленные библиотекари  и опытные волонтёры.  Предварительная запись на семинары  не обязательна.  Участники должны  принести с собой только список вопросов  и материалы  для  записей [5].

В Городской библиотеке города Мёнхенгладбах (Германия) персонал совместно с подростками,  начиная с 1999 года,  осуществляет проект «Mediencorner» (Медиауголок). Это название отдела литературы для подростков и молодёжи в возрасте 13 – 18 лет. Волонтёры помогали в оформлении интерьера отдела (рисовали граффити на стенах), в отборе литературы для его подсобного фонда, сами придумали название. Совместно с библиотекарями они активно обсуждали и оценивали книги и другие материалы для включения в  фонд  этого отдела. В настоящее время молодые люди участвуют в отборе и закупке различных материалов. В отделе имеется литература по следующим направлениям: фантастика, в том числе научная, спорт, музыка, компьютерная техника. Есть также комиксы, газеты и журналы. В медиатеке отдела представлены CD и DVD. Имеется  раздел «Музыкальная библиотека», в котором есть архив региональной музыки.

Одним из  участвовавших в проекте  школьников  была  создана вэб-страница с информацией о проекте на сайте библиотеки, а сам сайт был создан молодым волонтёром в 2004 году. В этом отделе подростки изучают новейшие информационные технологии под руководством опытного библиотечного специалиста. Ребята помогают и в поиске спонсоров для дальнейшего развития проекта. Как отмечают сотрудники, создание отдела «Mediencorner» привлекло в библиотеку подростков и молодёжь.

С 1999 года волонтеры осуществляют также проект «Autoren-Reader» по составлению библиографического пособия по произведениям современных местных авторов. Они собирают сведения о писателях и поэтах, составляют указатель их имён и названий произведений. Эта информация предоставляется всем желающим через Интернет и издаётся библиотекой в печатной форме [6, с. 11].

Многие зарубежные библиотеки уже давно активно используют труд молодых волонтёров (особенно востребованы студенты вузов) в своей профессиональной деятельности. Например, публичной библиотеке Choa Chu Kang (Сингапур) требуются волонтёры, которые смогли бы оказать помощь библиотечному персоналу в обслуживании пользователей. Один волонтёр будет осуществлять функцию сменного библиотекаря и должен уметь осуществлять разнообразные обслуживающие функции. Два волонтёра будут работать гидами и в их задачу входит помощь в функционировании электронных киосков, выдачи книг на абонементе, работе с каталогами. Три волонтёра будут - либо контролировать посетителей на входе-выходе и в случае необходимости (если сработает сигнализация) возвращать пользователя назад, либо работать книжными коллекторами. Книжные коллекторы собирают оставленные на столах, полу или тележках книги и отсылают их в сортировочную. Эта процедура осуществляется каждые двадцать минут и занимает у волонтёров 10 минут. Дресс-код помощников может быть произвольным, однако существует запрет на ношение тапочек, сандалий, шортов, мини-юбок или чересчур обтягивающей одежды.

Известный  молодёжный сайт  в Великобритании MyVoice (Мой Голос) разработал  новую библиотечную программу  для молодёжи. Программа нацелена на привлечение к креативному чтению и сочинительству приблизительно 30 тыс. социально неадаптированных молодых людей в возрасте от 11 до 19 лет, которые никогда ранее не пользовались услугами библиотек. MyVoice будет подбирать для них книги, интервьюировать библиотечный персонал, управлять бюджетом, продуцировать идеи по обслуживанию молодёжи в онлайне.

В ней участвуют 20 библиотек, расположенных в четырех регионах Англии. В период бюджетных и кадровых сокращений, с которыми столкнулись практически все английские библиотеки, программа позволяет создать 6000 новых волонтёрских вакансий для молодежи.

В библиотечной программе будет принимать участие молодёжь из цыганских общин, представители NEET (подростки, которые нигде не учатся, не работают и не участвуют в каких – либо тренингах), приходящие молодые няни, подростки из этнических общин, молодые правонарушители, молодые родители, исключенные из школы. Библиотечный персонал совместно с волонтёрами будут создавать для них программы по продвижению чтения, оказывать консультативную помощь в выборе книг, CD, DVD, и игр.

Рис. 7. Библиотечная программа  для молодёжи MyVoice

Основной целью этой программы является развитие у подростков необходимых навыков чтения и творческого потенциала.

Задачи, входящие в программу MyVoice:

  • 6000 молодых людей будут участвовать в работе библиотечных книжных клубов и создадут 60 новых центров для чтения – Reading Hubs.
  • Каждый год еще 6000 подростков примут участие в 20 библиотечных мероприятиях, посвященных креативному чтению и сочинительству.
  • MyVoice организует выездную презентацию, в которой примут участие 20 подростков (пять от каждого региона). В ходе этой презентации молодёжь будет общаться с профессиональными молодёжными писателями, например, с Akala и Hardeep Singh Kholi.
  • 6000 молодых волонтёров будут помогать библиотекам в организации и планировании этой библиотечной программы.
  • Молодёжь будет участвовать в организации 38 различных мероприятий в каждой из 20 библиотек (всего 760 мероприятий).
  • По меньшей мере, 30 тыс. подростков посетит сайт MyVoice и 6000 молодых людей опубликуют свои работы на этом сайте. Сайт будет использован и для рекламы таких проектов, как книжные фестивали или поэтические конкурсы [5].

Таким образом, в период экономического кризиса, когда библиотеки вынуждены сокращать и без того немногочисленный  штат постоянных сотрудников,  реальная помощь молодых волонтёров  позволяет частично компенсировать нехватку  рабочих рук.

Мотивация волонтёрской деятельности. Библиотечное волонтёрство в России.

Очень часто в качестве мотива для волонтёрской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества.

По результатам опроса, проведенного специалистами в области психологии, были выявлены следующие факторы мотивации добровольцев:

- хочу помогать нуждающимся людям - 61%;

- надеюсь научиться чему-то новому - 46%;

- хочу иметь какое-то занятие - 41%;

- для собственного удовольствия - 31%;

- хочу познакомиться с новыми людьми - 29%;

- хочу ответить людям за добро добром - 11%;

- хочу бороться с определенной проблемой - 7%;

- у меня есть свободное время - 4%.

Заведующая кафедрой педагогики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова С. Щекина отмечает, что мотивация людей при проявлении инициативы добровольчества может быть разной:

  • Благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтёрское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
  • Потребность в общении. Если подбирается хорошая, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтёра.
  • Интерес. Работа волонтёром зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
  • Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
  • Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Заметим, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтёр все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно: волонтёр в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтёрском движении. Будучи волонтёром, человек может установить социально значимые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтёрском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии: журналистика,  преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
  • Решение своих проблем. Если   профиль  организации совпадает с твоими проблемами, то это выход. Есть проблемы  с общением - иди в волонтёры, найдешь новых друзей-единомышленников.
  • Досуг как время, которое можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это волонтёрское движение.
  • Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, пережившие трудные жизненные ситуации могут прогнозировать и предотвращать проблемы, подобные тем, которые ранее произошли с ними или их близкими. Вместо бессмысленного озлобления можно направить свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
  • Защита своих интересов, при отстаивании  которых требуется поддержка официальных лиц, организаций, просто инициативных людей.
  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтёром, работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и... оригинальность.
  • Ресурсные  возможности. Работая волонтёрами, становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, разностороннего общения [8, с. 13].

Библиотечное волонтёрство в России

 Старт добровольческому движению в России дал в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ (26 апреля 2007 года) Президент В.Путин, отмечая роль добровольцев, участвующих в социально значимой деятельности некоммерческих неправительственных организаций (НКО), назвал их «реальными индикаторами формирования в России активного гражданского общества».

Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтёрства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики [2].

На протяжении всей истории становления и современности библиотек всегда рядом находится группа ребятишек и взрослых, для которых библиотека больше чем просто учреждение культуры. Добровольные помощники входят  в библиотечный актив, принимают   активное участие  в организационной и массовой работе библиотеки, помогают работать с должниками в школах города. Особенно необходима  помощь волонтёров в проведении крупных акций, где требуется много людей владеющих и умеющих довести нужную информацию до большого количества  участников.

Добровольцы, с точки зрения закона РФ, - «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)» [1].

Добровольческая (волонтёрская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально-значимых услуг, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.

По инициативе Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра – документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях и дополнительной подготовке. Их выдача началась с 2010 года. Цель создания – официальное закрепление на правовом уровне добровольческой деятельности.

Для получения книжки необходимо зарегистрироваться в сети Интернет на сайте: jaba.ru. По итогам регистрации присваивается личный идентификационный номер. Затем необходимо обратиться с письменным заявлением в комитет по делам молодежи департамента социального развития. Заявление оформляется в произвольной форме с указанием личного идентификационного номера, Ф.И.О, года рождения, образования, профессии, домашнего адреса и телефона. К заявлению прикладывается цветная фотография размером 3x4 сантиметра.

В настоящее время ведётся работа над тем, чтобы наличие личной книжки волонтёра учитывалось работодателем при приёме на работу и при поступлении в учебные заведения.

Учитывая слабое распространение волонтёрского движения в библиотечной сфере, опыт библиотек, работающих с добровольцами, представляет большую ценность.

В 2010 году областная детская библиотека имени А.П. Гайдара Архангельской области получила на реализацию инновационного проекта грант Президента Российской Федерации. Это  придало новый импульс работе с волонтёрами. В рамках проекта «Открытые сердца» 1-2 марта 2011 года прошла межрегиональная творческая мастерская «Прикоснись ко мне добротой». Её целью было распространение опыта работы библиотек с волонтёрами, а также привлечение внимания профессионального сообщества и общественности в целом к теме добровольных помощников библиотеки. Свой опыт представили специалисты библиотек Архангельска, Северодвинска, Москвы, Карелии, Белгорода, Ростова, Нижнего Новгорода. Материалы творческой лаборатории и фильм о проекте «Открытые сердца» распространены по всем региональным детским библиотекам России, библиотекам Архангельской области.

Попыткой собрать опыт работы российских детских и юношеских библиотек с волонтёрами стал Интернет-опрос «Волонтёр в библиотеке», проведённый Детской библиотекой имени А. П. Гайдара осенью 2010 года. Опрос показал, что акции, проекты, мероприятия с участием волонтёров условно можно разделить на три группы:

- социальные акции (профилактика социально негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни, мастер-классы, направленные на воспитание толерантности, экологические мероприятия и др.);

- оказание консультационной помощи (прежде всего юридическая помощь и обучение компьютерной грамотности);

- мероприятия по продвижению книги и чтения, популяризации библиотеки (флэшмобы и другие уличные акции, театрализованные представления, чтение вслух детям младшего возраста и др.).

Заведующая организационно-методическим отделом Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия Татьяна Юрьевна Ермолина раскрыла самые разные сферы деятельности добровольных помощников библиотеки: уличные акции по продвижению чтения; изготовление и распространение листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни; участие в театрализованных представлениях и массовых мероприятиях и т.д. А с недавнего времени студенты педагогического колледжа проводят игровые занятия с малышами в детском уголке библиотеки «Чудетский остров». При этом они не только «разгружают» сотрудников библиотеки, но и приобретают ценнейший педагогический опыт.

Заместитель директора по методико-инновационной работе централизованной системы детских библиотек г. Сарова (Нижегородская область) Татьяна Михайловна Плохотник рассказала о созданной при Городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина инициативной творческой молодёжной группе «Нокаут». Волонтёры не только заметно облегчают библиотекарям работу по подготовке и проведению интерактивных массовых мероприятий, но и делают эти мероприятия более привлекательными для читателей, всегда более охотно идущих на контакт со сверстниками и теми, кто чуть старше. По её мнению, молодые обогащают библиотечную практику креативными идеями, а общение библиотекарей и читателей выходит на уровень диалога равных. Конструктивный диалог поколений – важнейшая ценность, на которую в нынешней культурной ситуации детские и юношеские библиотеки ориентируются в первую очередь.

Примером расцвечивания библиотечной работы свежими идеями, молодой творческой энергией является и опыт Ростовской областной детской библиотеки. Главный библиотекарь отдела культурных программ Любовь Ивановна Бажанова поделилась опытом привлечения волонтёров к продвижению книги и чтения среди детей младшего возраста. В этой библиотеке, как и во многих других, добровольцами стали представители актива библиотеки, члены творческих объединений и клубов. Волонтёры дежурят на абонементе, проводят для младших ребят литературные игры, выступают на праздниках и в театрализованной книжной рекламе. Ребята ведут также театральную студию для юных читателей и даже сами подготовили компьютерную игру «Путешествие на книжном ковчеге».

Директор государственного учреждения культуры Архангельской области «Специальная библиотека для слепых» Светлана Леонидовна Борисова рассказала о проблеме нехватки книг для слабовидящих детей. Студентка Поморского государственного университета, изготовившая в рамках курсовой работы тактильные книги, настолько прониклась желанием помочь детям, что «заразила» других этой идеей – в результате была организована волонтёрская студенческая группа. В мае 2010 года библиотеке были переданы тактильные книги и развивающие дидактические одеяла. Проект вызвал большой интерес у библиотекарей и тифлопедагогов из других регионов, преподавателей и студентов вузов Архангельска – а это значит, что появятся новые добровольцы, готовые оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Заведующая инновационно-методическим отделом Северодвинской муниципальной библиотечной системы Светлана Николаевна Власова представила фильм, посвящённый привлечению волонтёров к библиотечной работе. Волонтёры – подростки и молодёжь – помогают северодвинским библиотекарям развивать такие актуальные направления, как профилактика наркомании и табакокурения в молодёжной среде и продвижение чтения. В школе волонтёров «Наркостоп», созданной в рамках проекта «Библиотека против наркотиков», с помощью активных форм (тренинги, ролевые игры) волонтёров не только информировали о проблемах наркомании, но и старались выработать у них активную жизненную позицию. По словам организаторов, секрет эффективности подобных акций в том, что слово ровесника иногда убедительнее и действеннее, чем нотации взрослых. Среди волонтёрских акций по продвижению книги наиболее яркой стала уличная акция «Брось всё и читай!», кульминацией которой стал флешмоб – форма модная и привлекательная как для волонтёров, так и для «целевой аудитории».

Активно привлекают волонтёров к проведению различных акций по популяризации чтения в Белгородской государственной детской библиотеке. Об этом поделилась в своём выступлении заместитель директора по научно-методической работе Ирина Валерьевна Проскурина. Белгородская государственная детская библиотека имеет многолетний опыт проведения благотворительной акции «Тёплым словом, тёплым делом», направленной на сбор средств и подарков для социальных сирот. Добровольцы из Государственного Белгородского университета и других учебных заведений города оказывают существенную помощь сотрудникам библиотеки. Заметив, что не у всех волонтёров есть необходимые для социальной акции навыки, библиотекари организовали для них обучающие семинары.

По словам библиотекарей, «эффект» от этой благотворительной акции не только в реальной помощи детям, но и в распространении идеи бескорыстной помощи нуждающимся детям. Детские библиотеки белгородчины активно привлекают добровольцев к мероприятиям и акциям, посвящённым Великой Отечественной войне: юные волонтёры участвуют в проведении массовых библиотечных мероприятий, помогают ветеранам, собирают воспоминания, создают отряды, занимающиеся поисковой и исследовательской деятельностью.

Молодёжный информационный центр, созданный в централизованной библиотечной системе г. Архангельска, активно привлекает подростков и молодёжь к волонтёрской деятельности: мероприятия по профилактике вредных привычек в школах города, помощь детям с ограниченными возможностями, организация игровых занятий и представлений, направленных на популяризацию семейного чтения. Руководитель Центра Надежда Борисовна Стукова в своём выступлении отметила, что успех работы с волонтёрами во многом определяется активным сотрудничеством библиотеки с молодёжными общественными организациями города. Выпускать газету и наполнять сайт Молодёжного информационного центра тоже помогают волонтёры-старшеклассники. Добровольцы получают справки о деятельности в качестве журналиста, которые помогают им и при поступлении в вуз, и при устройстве на работу.

Менеджер по проектной деятельности автономной некоммерческой организации «Центр по развитию международного сотрудничества в сфере образования и культуры» (г. Котлас Архангельской области) Зинаида Николаевна Караваева провела деловую игру, в ходе которой участники разрабатывали социальные акции с привлечением волонтёров. За полчаса команды придумали множество интересных идей для реализации самых разных проектов: флешмоб в поддержку строительства новых детских садов, акция по сбору спортивного инвентаря для воспитанников детского дома и другие. Подводя итоги, участники отметили, что каждый из представленных проектов может быть реализован на практике с большим успехом.

Программа Межрегиональной творческой мастерской «Прикоснись ко мне добротой» была насыщенной, можно с уверенностью сказать, что организаторам и участникам удалось создать площадку для профессионального общения по проблемам развития волонтёрства в библиотечной практике. Двухдневная работа творческой мастерской позволяет сделать ряд выводов:

  • В настоящее время в нашей стране добровольчество как форма организации общественной деятельности недостаточно развито.
  • Для развития волонтёрского движения в России необходимо закрепить добровольческую деятельность на правовом уровне, создать эффективную систему информирования о ней.
  • Волонтёрская деятельность способствует развитию у молодёжи коммуникативных и педагогических умений, важных личностных качеств, воспитанию души.
  • Привлечение волонтёров способствует эффективности социальных проектов.
  • «Библиотечные волонтёры» и «актив библиотеки» – во многом смежные явления, и провести чёткую грань, разделяющую функции добровольцев и активистов, очень сложно [8, с. 6].

Оригинальные проекты разработаны в Ростовской областной детской библиотеке, например: «Волонтёры книжной культуры». Библиотека предлагает всем желающим помочь в работе с теми, кто забыл вернуть книги; привести в библиотеку новых читателей (родных, друзей, одноклассников), рассказать о понравившемся издании знакомым; принять участие в массовых мероприятиях. В 2002 году волонтёры участвовали в проекте «Книжный ковчег мира»: обсуждали сценарий, репетировали сцены, показали их на фестивале «Книги строят мосты» [6, с. 52].

В фонде библиотеки семейного чтения г. Заречного Пензенской области более 35 тысяч книг, многие нуждаются в реставрации. Часть этой работы взяли на себя добровольцы - представители общероссийского движения «Волонтёры книжной культуры». Они  помогают штатным сотрудникам привести в порядок фонды. Только за прошлый год благодаря деятельности волонтеров были восстановлены около двух сотен изданий.

Библиотекари г. Пскова совместно с группой библиотечных волонтёров в канун Дня библиотек поддержали идею библиотечных блогеров по организации ЛибМоба, основу которой составляет блиц-опрос населения: «Как пройти в библиотеку?». Знающим дорогу в библиотеку вручались флажки с лозунгами «Я люблю читать!» и «Сегодня я был в библиотеке!»

Рис. 8,9. Сотрудники ЦБС г. Пскова совместно с волонтёрами провели флэшмоб на улицах города Пскова «Подружись с библиотекой!»

Тем, кто затруднился с ответом, раздавались буклеты с координатами библиотек. Активисты в борьбе за чтение общались с горожанами, предлагали родителям почитать отрывки из предложенных книг, разыграли сценку чтения в парке.

Библиотекари Псковской области привлекают волонтёров  для доставки книг и периодических изданий ветеранам ВОВ и труда на дом. Добровольные помощники собирают редчайшие документы военных лет: фотографии из семейных архивов, фронтовые «треугольники», воспоминания очевидцев. Участвуют в уборке воинских захоронений и памятных мест. При поддержке «актива» в библиотеках создаются различные любительские объединения, клубы. Оказывают помощь в ремонте книг и оформлении книжных выставок.

Участие добровольных помощников в деятельности библиотеки позволяет:

  • Расширять библиотечное пространство, становиться более «видимой» для местного сообщества. В результате увеличивается круг партнёров, укрепляются связи с различными организациями.
  • Реально оценить работу практикующих библиотекарей и узнать, в каком направлении двигаться для повышения востребованности библиотечного обслуживания в молодёжной среде. Мнения волонтёров - это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
  • Привлечение подростков к библиотечной работе раскрывает творческую сторону нашей профессии (в представлении большинства людей она скучная и неинтересная), тем самым способствуя притоку в библиотеки будущих кадров.
  • За счет волонтёров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

Список литературы

  1. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс: справочно-правовая система.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс: справочно-правовая система.
  3. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 N 1054-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс: справочно-правовая система.
  4. Библиотека и волонтёр: двойной портрет. По материалам интернет - опроса детских библиотек страны // Библиотека в школе. – 2012. - №3. – С. 16-19.
  5. Библиотеки и молодёжь. Зарубежный опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.rgub.ru
  6. Библиотечные волонтёры // Библиотечное дело. - 2011. - №23. – С. 1-21.
  7. Капранов, Г.А. Волонтерство в США / Г.А. Капранов // Воспитание школьников. - 2010. - N2. - С. 66 -71.
  8. Прикоснись ко мне добротой: материалы межрегиональной творческой мастерской по вовлечению волонтеров в библиотечную деятельность, 1-2 марта 2011 года / сост.: Е.В. Яковлева, А.Н. Макурина; ред. М.В. Заморкова; ГУК Архангельской области «Детская библиотека имени А.П. Гайдара». – Архангельск, 2011. – 52 с.: цв. ил.
  9. Российский волонтерский центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world4u.ru