День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) - российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (24 мая по новому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. Аналогичные государственные торжества существуют в ряде других славянский стран.

В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 24 мая.

В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России, в 1999 году такой столицей был г. Псков.

Литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Патриаршая литературная Премия Имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена для поощрения писателей, внёсших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.
Премия учреждена Священным Синодом по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (Журнал №115 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года.)

Премия вручается с 2011 года и не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других поместных церквей.

Впервые премия вручена в 2011 году. Первым лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стал В.Н. Крупин. В 2012 году премия была вручена О.А. Николаевой и В.Н. Николаеву. В 2013 году лауреатами стали А.Н. Варламов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц. В 2014 году лауреатами премии стали протоиерей Николай Агафонов, В.Н. Ганичев и В.Я. Курбатов.

В этом году Патриаршая литературная премия будет вручаться в пятый раз, и 2015 год объявлен в России Годом литературы. Вручение премии состоится 28 мая 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве.

О писателях-лауреатах Патриаршая литературная Премия Имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Варламов Алексей Николаевич родился 23 июня 1963 году в Москве. Лауреат Патриаршей литературной премии 2013 г.

С детства Варламов увлекался чтением, путешествиями, рыбной ловлей, что нашло отражение в автобиографическом романе «Купавна». Первые литературные опыты относятся к раннему детству. Он вспоминает, что всегда любил выдумывать истории и записывать их. Дебютировал как прозаик рассказом «Тараканы» в журнале «Октябрь» (1987, № 12). Первая книга «Дом в Остожье» вышла в 1990 году. Известность автору принесли роман «Лох» (журнал «Октябрь», 1995) и повесть «Рождение» (журнал «Новый Мир», 1995), которая победила в конкурсе «Антибукер». Роман «Одиннадцатое сентября» вызвал неоднозначные оценки критики (журнал «Москва» 2003 г.). В 2014 году увидел свет роман "Мысленный волк" (время действия 1914-1918 гг.), который автор назвал "личной попыткой высказаться о Серебряном веке".

А. Варламов постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей», выпустил книги о М.Пришвине, А. Грине, А. Н. Толстом, Г. Распутине, М. А. Булгакове, А. Платонове.

Ганичев Валерий Николаевич родился 3 августа 1933 году в Пестово Ленинградской области (ныне Новгородская область). Лауреат Патриаршей литературной премии 2014 г.

До Великой Отечественной войны жил в Омской области, среднюю школу закончил на Полтавщине, а после окончания исторического факультета Киевского университета работал в г. Николаеве, с 1960 года в Москве. Доктор исторических наук, профессор, академик В.Н. Ганичев с 1994 года возглавляет Союз писателей России и редакцию журнала -"Роман-газета. XXI век", все чаще обращается в своем творчестве к исторической теме. Его книги «Росс непобедимый», «Адмирал Ушаков», "Флотовождь", составившие основу известного Ушаковского цикла, написанное в 1995 году письмо Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II сыграли свою роль в канонизации адмирала Ушакова, великого русского флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова. А роман «Адмирал Ушаков», опубликованный недавно в гуманитарном образовательном журнале «Путеводная звезда. Школьное чтение» принес его автору Всероссийскую премию имени А.С. Грина.

Крупин Владимир Николаевич родился 7 сентября 1941 в селе Кильмезь Кировской обл., сын крестьянина, трудившегося в лесничестве. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской. Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина - автора «деревенской прозы» - проявилось в рассказах и повестях - «Варвара», «Ямщицкая повесть», с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть «Живая вода» (1980) об открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки - алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах «Сороковой день», повесть «Боковой ветер», «Повесть о том, как...» и другие, проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Первый лауреат Патриаршей литературной премии 2011 г.

Куняев Станислав Юрьевич родился 27 ноября 1932 года в Калуге. Лауреат Патриаршей литературной премии 2013 г.

Во время Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в село Пыщуг Костромской области, где Куняев закончил четыре первых класса начальной школы. После войны семья Куняевых вернулась в Калугу. Автор около 20 книг - наиболее известные - «Вечная спутница», «Свиток», «Рукопись», «Глубокий день». С 1989 г. С. Куняев главный редактор журнала «Наш современник». Станислав Куняев является автором публицистической работы «Жрецы и жертвы холокоста».

Курбатов Валентин Яковлевич родился 29 сентября 1939, в г. Салаван, Ульяновской области. Родился в семье путевых рабочих. Послевойны семья переезжает в г. Чусовой. После окончания школы в 1957 году Курбатов работает столяром на производственном комбинате. В 1959 году призван на службу во флот. Во время морской службы на Севере работает радиотелеграфистом, типографским наборщиком, библиотекарем корабельной библиотеки.

В 1962 год приезжает во Псков, где живет по настоящий момент. Работает сначала грузчиком на чулочной фабрике, потом корректором районной газеты «Ленинская Искра», литературным сотрудником газеты «Молодой Ленинец». В это же время поступает на факультет киноведения ВГИКа. С 1972 года начинает писать рецензии и статьи, вести литературную деятельность и участвовать в литературных мероприятиях.

В 1978 году принят в Союз писателей. Член редколлегий журналов «Литературная учеба», «День и ночь», «Русская провинция», «Роман-газета», редсовета журнала «Роман-газета ХХI век», общественного совета журнала «Москва». Лауреат Патриаршей литературной премии 2014 г.

Лощиц Юрий Михайлович родился 21 декабря 1938года в селе Валегоцулово (Одесская область). Лауреат Патриаршей литературной премии 2013 г.

Свой путь в литературе начал в середине 1950-х как поэт, однако большинство стихов не публиковалось до 1990 года.

Приобрёл известность биографиями, выходившими в серии «Жизнь замечательных людей». Наибольший резонанс вызвали книга об Иване Гончарове, повлиявшая на концепцию фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», и жизнеописание Дмитрия Донского.

С 1990-х годов работает над художественной прозой. В романах «Унион» и «Полумир» эпизоды русской и сербской истории XIX-XX веков соседствуют с трагическими событиями послеперестроечных лет. Автобиографическая повесть «Послевоенное кино» рассказывает о детских годах.

Николаев Виктор Николаевич (настоящая фамилия Князькин) родился 2 мая 1958 года в селе Рассыпное (Восточно-Казахстанская область).

Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. В 1981-1987 гг. служил в Закавказском военном округе, потом в 1987-1988 гг. в Афганистане в должности начальника поисково-десантной группы. В 1988-1989 годах выполнял задачи по нештатным ситуациям в Сумгаите, Степанакерте, Карабахе, Спитаке, Тбилиси. Был ранен, перенес опасную операцию. В 1990-1993 гг. учился в Военно-политической академии. Сейчас майор запаса, кавалер ордена Красной Звезды.

Первая книга «Живый в помощи. Записки "афганца"» вышла в 1999 г. Автор нескольких документальных повестей и романов. Лауреат премии Союза писателей России «Честь имею», литературной премии «Прохоровское поле», Большой литературной премии России и Патриаршей литературной премии за 2012 г.

Николаева Олеся (Ольга) Александровна родилась 6 июня 1955 в Москве. Профессор Литературного института им. Горького, член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Поэт», Патриаршей литературной премии за 2012 г.

Родилась в Москве в семье писателя-фронтовика Александра Николаева. По материнской линии у неё в роду были донские казаки. Пишет стихи с семи лет, прозу - с пятнадцати, печатается - с 1972 года. Первым поэтическим сборником стала книга стихов «Сад чудес» (1980), вышедшем, когда Николаевой было 25 лет. В 1998 году была приглашена в Богословский университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова читать курс «Православие и творчество» и заведовать кафедрой журналистики.

Известна как один из ведущих современных поэтов России. Творчество автора отмечено религиозной направленностью. Первым поэтическим сборником стала книга стихов «Сад чудес» (1980), затем Николаева выпустила ряд книг (стихотворных сборников, прозаических произведений, собраний статей и эссе). В романах «Инвалид детства» и «Мене, текел, фарес...» ведется повествование о жизни монахов и церкви, последний получил премию журнала «Знамя» «За лучшую прозу года» в 2003 г. За книгу «Ничего страшного», в которую вошла одноименная повесть и роман «Мене, текел, фарес...», Николаева получила премию «Нестора-летописца» в 2008 г. Архимандрит Тихон назвал писательницу «первопроходцем русской православной прозы».

Книги

  1. Воскобойников, В.М. Братья: Кирилл и Мефодий: историческое повествование / В. М. Воскобойников. - М.:Росмэн-Пресс. - 2004.
  2. Воскобойников, В.М. Лики святых: исторические повести. М.: Аквилегия-М, 2011.
  3. Левин, Н.Ф. Кирилло-мефодиевские традиции в Пскове: ист. очерк: Дням славянской письменности и культуры посвящается / Н. Ф. Левин. - Псков: Изд. Дом «Стерх», 1999. - 47 с. - (Страницы псковской истории). - Книга подготовлена псковским краеведом Н. Ф. Левиным к Дням славянской письменности и культуры и свидетельствует о богатой традиции почитания Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в дореволюционном Пскове, о возрождении этой традиции в последние десятилетия ХХ века.
  4. Лощиц, Ю. Кирилл и Мефодий / Ю. Лощиц. - М.: Мол. гвардия, 2013. - (Жизнь замечательных людей). - Автор считает свою книгу «не научной монографий, а научно-художественной биографией в жанре, который принят в известной биографической серии ЖЗЛ. Материалы для книги о создателях славянской азбуки автор собирал более 20 лет. Главы из книги можно почитать в журнале «Наш современник» (2013, № 2, С. 110 - 162).
  5. Осетров, Е.И. Аз - свет миру: повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. - М.: Дет. Лит,1989.
  6. Перехвальская, Е. Откуда азбука пошла: [для мл. шк. возраста] / Е. В. Перехвльская. - М.: Малыш, 1989.
  7. Ремнева, М.Л. Аз Буки Веди / М. Л. Ремнева. - М.: Моск. рабочий, 1995.- Книга доктора филологических наук М. Л. Ремневой поможет детям ответить на вопросы: Как родились буквы? Кто такие Кирилл и Мефодий? Чем отличается кириллица от глаголицы?
  8. Житие Константина-Кирилла // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: ХI - XII века / под ред. Д. С. Лихачева. - СПб.: Наука, 1999. - С. 22 - 65.
  9. Житие Мефодия // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: ХI - XII века / под ред. Д. С. Лихачева. - СПб.: Наука, 1999. - С. 66 - 81.

Тематические номера журналов

  • Славянской письменности - 1150: специальный выпуск // Родина. - 2013. - № 5.

Статьи из журнала:

  • Ефимова, В. Как создавался первый литературный язык славян / В. Ефимова // Родина. - 2013. - № 5. - С. 7 - 9.
  • Людоговский, Ф. Тропой солунских братьев: кирилло-мефодиевское языковое наследие в современной России / Ф. Людоговский // Родина. - 2013. - № 5. - С. 19 - 20. - Как в начале 21 века живет церковнославянский язык, каково состояние его изучения и практического освоения, каковы его дальнейшие перспективы.
  • Мельников, Г. «И было это в моравской столице Велеграде...»: поэтическое значение кирилло-мефодиевской традиции в Чехии / Г. Мельников // Родина. - 2013. - № 5. - С. 10 - 13.
  • Петрухин, В. «Тем же и грамота прозвася словеньская»: сказание о славянской грамоте в контексте русской летописной истории / В. Петрухин // Родина. - 2013. - № 5. - С. 4 - 6. - Что говорит «Повесть временных лет» о начале славянской письменности.
  • Плотникова, А. Милость: слово и ритуал: современные отголоски традиций Кирилла и Мефодия / А. Плотникова // Родина. - 2013. - № 5. - С. 14 - 18. - Милость, милостыня в славянской народной культуре.
  • Шмелева, Т. Великий Новгород как наследник Кирилла и Мефодия / Т. Шмелева // Родина. - 2013. - № 5. - С. 22 - 24.

Статьи материалов из периодических изданий

  • Авдеев, К. Опасная миссия князя Ростислава: [беседа с архиепископом Пражским, митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором] / К. Авдеева, А. Карцев // Эхо планеты. - 2013. - № 10 (14 - 20 марта). - С. 33 - 35. - О деяниях моравского князя Ростислава - полководца, просветителя, «соавтора» миссии Кирилла и Мефодия. О Моравском княжестве.
  • Алферова, Н.А. День славянской письменности и культуры: познавательная игра для учащихся 5-6 классов / Н.А. Алферова // Воспитание школьников. - 2014. - № 4. - С. 76-79.
  • Байбурова, Р. Как появилась письменность у древних славян / Р. Байбурова // Наука и жизнь. - 2002. - № 5. - С. 48 - 55. - Первые алфавиты. Рождение славянской письменности. Что было сначала - глаголица или кириллица?
  • Боченкова, О. Солунские братья: [Кирилл и Мефодий] / О. Боченкова // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 1. - С. 23 - 25.
  • Лавров, А. «Свет разумения книжного»: в 863 году братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку / А. Лавров // Библиотека. - 1993. - № 10. - С. 60-61, 3-я стр. обл.
  • Молдавская, К. Л. Лингвистический пантеон / К. Л. Молдавская // Библиотека в школе. - 2013. - № 4 (апр.). - С. 58 - 59. - 2013. - Рассказ о главных святых русского филологического пантеона Кирилле и Мефодии
  • Павлова, Е. Память в камне и бронзе /Е. Павлова // А почему?. - 2013. - № 5. - С. 33. - Памятники святым Кириллу и Мефодию.
  • Степанов, Г. Тайна славянской азбуки: [беседа с российским славистом профессором Б. Н. Флоря] / Г. Степанов // Эхо планеты. - 2013. - № 12 (28 марта - 3 апр.). - С. 30 - 32. - История создания славянской письменности.
  • Степанов, Г. Тайна церкви Сан-Клементе / Г. Степанов // Эхо планеты. - 2013. - № 7 (21 - 27 февр.). - С. 43. - Случайно ли равноапостольный Кирилл, в миру Константин, погребен в базилике Сан-Клементе недалеко от Колизея? Как связаны эти святые, жившие в столь разные эпохи?
  • Турилов, А. Азбучные истины Кирилла и Мефодия / А.Турилов // Эхо планеты. - 2013. - № 16 (25 апр. - 1 мая). - С. 30 - 33. - Автор статьи - А. Турилов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института РАН рассказывает о важнейшем историческом событии - создании славянской азбуки солунскими братьями Кириллом и Мефодием.
  • Шишкин, Е.А.Кто придумал алфавит: литературная композиция, посвященная изобретению славянского алфавита учеными монахами Кириллом и Мефодием / Е.А. Шишкин // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 2. - С. 8-12.

Использовано:

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!