1. Общие положения

XI Областной конкурс «Юный  краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А.Каверина, Псковским областным центром развития одаренных детей и юношества, Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования.

Организационную поддержку конкурсу оказывают Государственный комитет Псковской области по культуре, Государственное управление образования Псковской области, Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псковский Государственный Университет, Псковский филиал Российской международной Академии туризма.

2. Цели и задачи конкурса:

Цель конкурса - развитие творческой активности детей и молодежи Псковской области, формирование их гражданской позиции по отношению к родному краю на основе глубокого знания его истории.

Задачи:

  • популяризация фондов краеведческой литературы региональных и муниципальных библиотек;
  • оказание методической помощи библиотекам области в организации краеведческой работы с детьми и юношеством;
  • развитие познавательных интересов школьников к углубленному изучению истории Псковского края и воспитание стремления к его преобразованию;
  • создание условий для выявления талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального и профессионального роста;
  • приобщение учащихся к широкому кругу исторических источников;
  • развитие информационной грамотности;
  • развитие коммуникативных навыков.                     

3. Участники конкурса:

Принять участие в конкурсе могут учащиеся и студенты любого возраста разных типов образовательных учреждений Псковской области (школ, лицеев, колледжей, ВУЗов, интернатов, детских домов, центров, Домов детского творчества и др.). Списки участников первого этапа конкурса (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс) в свободной форме присылаются в электронном виде до 01.01.2012 г. в Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина (по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

4. Организация проведения конкурса:

Устанавливаются следующие этапы конкурса:

Первый - на уровне образовательного учреждения, письменный. Проводится педагогическим коллективом по вопросам, представленным оргкомитетом. Результаты подводятся на местах, и не более трех лучших работ от учреждения присылаются до 30 декабря 2011г. в оргкомитет по адресу: 180000, г. Псков, Октябрьский проспект, д.7А, Областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина. Авторы этих работ становятся участниками второго этапа.

Второй  -  заочный, в форме реферата. Победители первого этапа, чьи работы отправлены в Псков, представляют рефераты в оргкомитет не позднее 1 марта 2012г. Тему реферата участник выбирает сам, взяв за основу проблематику, предложенную оргкомитетом конкурса, или другую в рамках заявленной темы. Работы оцениваются жюри в баллах. Результаты и списки участников третьего тура сообщаются в учебные заведения не позднее, чем за месяц до третьего этапа.

Третий  -  областной, очный, письменный. Проводится жюри в Областной библиотеке для детей и юношества им. В.А.Каверина (г. Псков, Октябрьский проспект, д.7А) по заданиям, предложенным жюри по согласованию с оргкомитетом (задания историко-краеведческие по тематике конкурса, имеют творческий характер).

5. Сроки проведения:

Первый этап  -  01.10.2011г. - 30.12.2011г.

Второй этап   -  01.01.2012г. -  01.03.2012г.

Третий этап   -  01.03.2012г. -  30.04.2012г.

6. Подведение итогов и награждение:

Итоги I этапа подводятся жюри в образовательных учреждениях (критерии определяются самостоятельно). Итоги II и III этапов подводит областное жюри на основании критериев, утвержденных оргкомитетом.  При подведении общих итогов конкурса победитель определяется по результатам третьего этапа в личном первенстве, исходя из суммы баллов, полученной за работы третьего тура. Командное первенство среди учреждений не определяется.

Дипломом I степени награждается один победитель, имеющий наибольшее количество баллов (не менее 70% от максимального количества баллов). Дипломами  II  и   III  степени награждаются победители, набравшие количество баллов по ниспадающей шкале.

Дипломанты конкурса награждаются ценными подарками. Победитель также получает право бесплатного обучения на отделении истории Псковского областного центра развития одаренных детей и юношества.

7. Требования к оформлению реферата:

     Титульный лист содержит:

  1. наименование конкурса;
  2. название темы реферата;
  3. сведения об авторах  (фамилия, имя, отчество, полное название учебного заведения, класс, контактный телефон), сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы, контактный телефон). Фамилии, имена, отчества авторов и руководителей пишутся полностью.

Текст реферата печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (кегль 12, интервал 2, шрифт Times New Roman) на одной стороне листа.

Объем работы  должен быть не менее 10 печатных страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 страниц.

После титульного листа представляется краткая аннотация -  описание работы объемом 12 - 15 строк.

Текст реферата включает следующие части:

  • введение;
  • методы и способы выполнения работы (включая историографический анализ);
  • результаты;
  • выводы;
  • список использованной литературы (ссылки в тексте на литературные источники обязательны).

Реферат должен быть выполнен на основании самостоятельной исследовательской работы автора, носить аналитический характер.

К реферату прилагается CD-ROM с текстом.

8. Оргкомитет конкурса:

Председатель  -  Куприн В.Д., заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по культуре, кандидат экономических наук.

Члены оргкомитета:

Большакова Е.Н., заместитель директора Псковского областного центра развития одаренных детей и юношества;

Колосова И. О., доцент кафедры музееведения и археологии Псковского Государственного Университета (ПсковГУ), кандидат исторических наук.

Пасман Т.Б., методист кафедры методологии постдипломного педагогического образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования.

Осадчая И.В., заместитель директора  Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина;

Николаева Е.В., главный библиотекарь отдела научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина.

9. Жюри конкурса:

Председатель  - Пасман Т.Б., методист кафедры методологии постдипломного педагогического образования  Псковского   областного института повышения квалификации работников образования;

Члены жюри:

Колосова И. О., доцент кафедры музееведения и археологии Псковского Государственного   Университета (ПсковГУ), кандидат исторических наук.

Кускова С.В., заместитель директора Псковского филиала Российской   международной академии туризма, кандидат педагогических наук;

Осадчая И.В., заместитель директора  Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина.

Контактные телефоны:

(8112) 66-30-03, 8911-359-33-15  -   Осадчая Ирина Валериановна

Информация о конкурсе размещена также на сайте библиотеки www.kaverin.ru

Вопросы первого этапа

Собирать рабочие материалы и отвечать на вопросы первого этапа участники могут, опираясь на знания об одном из юбилейных событий российской истории (или Ледовом побоище, или Отечественной войне 1812 года). Его название выносится в заголовок или титульный лист конкурсных материалов после общей темы конкурса.

  1.  Каким образом связан Псковский край с событиями 1242 (или 1812) года?
  2. Связана ли история вашей местности с данными событиями? Если связана, то назовите как? Если не связана, то объясните - почему.
  3. Назовите известных исторических деятелей (полководцев, воинов, дипломатов и пр.) и ваших земляков,  которые принимали участие в событиях 1242 (или 1812) года. Дайте краткую характеристику их вклада.
  4. Назовите памятники и памятные знаки Псковской области, в которых увековечена память о Ледовом побоище (или Отечественной войне)?
  5. Назовите места захоронений, храмы, иконы, другие культурно-исторические и археологические объекты вашей местности, связанные с памятью о Ледовом побоище (или об Отечественной войне 1812 года) (в случае отсутствия укажите это в работе).
  6. История каких военных подразделений (дружина, полк, ополчение и т.п.), участвовавших в боевых действиях 1242 (или 1812) года, была связана с вашей местностью? (Происходил набор участников сражений в вашей местности, шло обеспечение частей и т.д.)
  7. Назовите музеи и музейные экспозиции Псковской области и вашего края, посвященные участию псковичей в Ледовом побоище (или Отечественной войне 1812 года).
  8. Составьте список научных и научно-популярных работ, в которых отражено участие Псковской земли и ее жителей в событиях 1242 (или 1812) года. Оформите его согласно общепринятым требованиям.
  9. Назовите художественные, музыкальные и литературные произведения, в которых отражается участие псковичей и конкретно жителей вашей местности (если таковые имеются) в Ледовом побоище (или Отечественной войне 1812 года).
  10. Какие праздники, фестивали, конференции, чтения, посвященные выбранному вами юбилейному событию, проводятся в Псковской области и в вашей местности (если таковые имеются)? В каких подобных мероприятиях за пределами Псковской области (вашей местности) принимали участие ваши земляки?

 Примерная тематика рефератов (второй этап)

  1. Жизнь и судьба известных исторических деятелей (Александр Невский, М.И. Голенищев-Кутузов, А.С. Фигнер, П.П. Коновницын и т.д.) и ваших земляков,  которые принимали участие в событиях 1242 (или 1812) года (можно на примере биографии одного человека).
  2. История создания и сохранения памятников и памятных знаков Псковской области, других культурно-исторических объектов, в которых увековечена память о Ледовом побоище (или Отечественной войне) (можно на одном примере).
  3. История военных подразделений (дружина, полк, ополчение и т.п.), участвовавших в боевых действиях 1242 (или 1812) года или их обеспечении (можно на примере одного военного соединения.
  4. Музеи и музейные экспозиции Псковской области и вашего края, посвященные участию псковичей в Ледовом побоище (или Отечественной войне 1812 года): создатели, история создания и развития, содержание.
  5. История изучения связи Псковского края с событиями 1242 (или 1812) года. Исследователи, занимающиеся историей Псковской земли в прошлом и настоящем: ученые, работники музеев, педагоги, учащиеся и т.д. (Можно на примере одного исследователя).
  6. История создания произведений литературы и искусства (кантаты, картины, книги, оперы, художественные фильмы и т.п.), в которых отражается участие псковичей и конкретно жителей вашей местности (если таковые имеются) в Ледовом побоище (или Отечественной войне 1812 года). Судьба их авторов.
  7. Праздники, фестивали, конференции, чтения, посвященные юбилейным событиям (можно на примере одного события).
  8. Оружие и оружейники - псковичи XIII  (XIX) в. (можно на одном примере).
  9. История создания ордена Александра Невского (М.И. Кутузова).
  10. Псковичи - кавалеры орденов Александра Невского и М.И. Кутузова (можно на примере одного человека).
  11. Имена героев Ледового побоища (Отечественной войны 1812 г.) на картах городов и населенных пунктов мира (можно на одном примере).