Автор:

Клещева Анна,

студентка V курса филологического факультета

 Псковского государственного университета.

Научный руководитель:

Костючук Лариса Яковлевна,

доктор филологических наук, профессор ПсковГУ.

Методическая база:

Целевая аудитория: учащиеся разных программ 5-9 классов.

Время проведения: на неделе Русского языка, либо в день, посвящённый славянской письменности.

Методы и приёмы: слово учителя, метод наблюдения над языком, составление таблицы, стилистический анализ текста; сравнение и сопоставление, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Этапы занятия: 1. Организационный момент.

                             2. Изучение нового материала.

                             3. Обобщение.

Цели:

1.     Познакомить учащихся с историей старославянского языка и его влиянием на современный русский язык.

2.     Формировать у учащихся навыки различения старославянских слов, признаков старославянизмов в русском языке.

3.     Воспитывать у учащихся интерес к родному языку.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята!

 

 II. Формулирование темы и целей урока

 - Сегодня у нас очень необычный урок, а именно урок-путешествие в лингвистику, в историю языка.

 - И сегодня мы будем говорить о старославянской письменности.

 - Почему именно о ней?

 - Мы же с вами славяне, и нам интересен наш язык. Как появился алфавит, кто его составил, каковы признаки- эти вопросы часто задают себе люди. Вот мы сегодня с вами и попытаемся ответить на них.

III. Изучения нового материала

1.

- Говорят: наше письмо - платье с чужого плеча. Так ли это?

Когда в 10 веке Киевский князь Владимир принял христианство и крестил Русь, появилась необходимость в переводе с греческого языка священных книг. Эти книги привезли из Болгарии. Они были написаны на старославянском языке, который, хотя и отличался от древнерусского, но был вполне понятен нашим предкам, ведь это были языки-родственники: они произошли от одного, общеславянского языка.

 - Посмотрите на слайд № 1. Здесь изображена структура происхождения славянских языков. Зачертите её в тетрадь.

 -  А алфавит для старославянского письма был составлен еще в 9 веке!!!

 - В 9 веке в Византии в городе Солунь жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.

По просьбе славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев к славянам. Братья Константин и Мефодий должны были рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.

          Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.

В монастырской келье узкой,

В четырех стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

 - Так была создана старославянская азбука. И названа она была глаголицей.

 - Ребята, от какого старославянского слова образовано название азбуки? (ГЛАГОЛЪ) А что оно обозначает? (СЛОВО)

- «Житиe Кирилла» так рассказывает о создании слaвянской азбуки: «С помощью своего, брата святого Мефодия (Михаила) и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение».

 -  Посмотрите на свой раздаточный материал! Так выглядела глаголица - самая древняя славянская азбука!

 - Смотрите, какая она непонятная для нас, сложная.

2.

 - Ребята, поэтому была создана и другая азбука, которая носит название КИРИЛЛИЦА! Она и получила широкое распространения среди славянских народов.

 - Посмотрите на неё в своих раздаточных материалах.

 - Перед вами старославянская азбука.

 - Чем отличается эта азбука от глаголической? (Более простая, лёгкая)

 - Посмотрите внимательно на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы?

 - Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука (зачитываю названия букв)

 - Названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди.

 - Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Они же перевели греческие книги на славянский язык. 24 мая мы отмечаем праздник славянской письменности и культуры.

 - Кирилла и Мефодия часто рисуют идущими по дороге с книгами в руках  (слайд № 2) Поднятый высоко факел освещает им путь. 44 буквы смотрят на вас и приглашают к знакомству.

 - Значит и вправду русское письмо - платье с чужого плеча, но с плеча близкого родственника. Используя старославянскую письменность, наши предки постепенно приспосабливали ее к своему языку.

3.

 - Так в старославянском языке были носовые гласные звуки, передавались особыми буквами (Показываю буквы, читаю их.) (слайд № 3)

 - Но в древнерусском языке носовых уже не было, поэтому эти буквы постепенно перестали употреблять.

 - Наше письмо, ребята, претерпело две большие реформы. 1- была проведена Петром I, он специальным указом отменил некоторые лишние для русского языка буквы: (слайд № 4)

Ω ( омега) -она представляла то, что буква О

Ψ  (пси)- тоже, что и ПС

З  (кси) - тоже, что и КС

ς (зело) - тоже, что и З

 - Буква  Ъ передавала тот же звук, что и буква Е (Э). (слайд № 5) Школьникам приходилось запоминать, зазубривать, где писать  Ъ, а где Е: дЕньги, но дЪ  ти;

вЕсело, но вЪсть; рЕбро, но рЪпа; сЕльский, но сЪвер

Слово есть - (принимать пищу) -  писалось с Ъ

а ЕСТЬ - в смысле «быть» - с Е.

 - О тяготах учения говорят такие пословицы: (слайд № 6)

Фита да ижица - к ленивому плеть ближится.

От фиты подвело животы.

АЗ да БУКИ - бери указку в руки.

- Как вы понимаете их?

- Ребята, какие пословицы с буквами старославянского алфавита вы ещё знаете?

 - Давайте посмотрим ещё на несколько пословиц.

Стоять фертом.

 - Это как, ребята? О каком человеке говорят, что он стоит фертом?

От аза до ижицы.

 - Как вы думаете, что означает эта пословица?

Начать с азов.

 - А о чём нам говорит эта пословица?

 - Ребята, запишите эти три пословицы в тетрадь.

 - Продолжаем говорить об изменении азбуки.

 - Только после Октябрьской революции, после двух декретов 1917 и 1918 годов стала утверждаться новая орфография - та, которой мы пользуемся сейчас.

4.

 - Перед вами буквы старославянской азбуки (Смотрят на кириллицу в раздаточном материале)  

 - Сравните их с современным русским алфавитом.

 - Сколько букв в старославянской азбуке? (44)

-Сколько букв в современном русском алфавите? (33)

-Каких букв нет в современном алфавите? Почему? (Они передавали то же, что и другие буквы)

5.

 - Ребята, вот мы всегда употребляем слово АЗБУКА.

 - А сейчас когда мы столько узнали об истории языка, давайте подумаем, как произошло это слово? (С помощью присоединения двух первых букв старославянского алфавита. АЗ + БУКИ)

 - Запишите это в тетрадь: (слайд № 8)

АЗБУКА                      АЗ + БУКИ

6.

 - Ребята, открою вам тайну: в исконном руссом языке не было ни одного слова, которое бы начиналось с буквы А, даже АЗБУКА - слово уже «русское» -  пришло к нам из старославянского.

 - Запомните это, ребята!

7.

 - А сейчас давайте посмотрим на слова: фамилия, флейта, реферат, конфета, фломастер, референдум. (Слайд № 9)

 - Как вы думаете, по каким признакам можно узнать, что эти слова нерусские и неславянские по происхождению?

 - А ответ, ребята, очень прост: буква Ф, так свободно употребляемая нами в современной речи, пришла из греческого алфавита. В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого. В народно-разговорной речи согласного Ф не было.

 - А теперь давайте вместе подумаем и ответим, чем объяснить наличие вариантов имен типа: Прокофий - Прокопий, Иосиф - Осип, Евстафий - Остап? (Слайд № 10)

            (Эти имена пришли на Русь с греческого языка устным путём, поэтому в речи изменялись.)

 - Вот, ребята, мы открыли ещё одну тайну из истории русского языка.

8.

 - А теперь давайте подумаем и ответим, повлиял ли старославянский язык на русский? (Да.)

 - Действительно, ребята. Даже в СРЯ мы с вами используем слова, которые пришли к нам из старославянского. И сейчас мы с вами узнаем их признаки.

 - Сначала давайте посмотрим на таблицу в наших раздаточных материалах. Она называется «Признаки старославянизмов в русском языке».  Вам необходимо будет заполнить её по ходу нашего занятия.

 - Давайте сравним слова: враг-ворог, страна - сторона, сладкий - солодкий, бремя - беремя, плен - полон.  (Слайд № 11)

 - Как вы думаете, какие из этих слов старославянские?

 - Ребята, ответ прост. В русском языке были полногласные сочетания, такие как ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ, а в старославянском языке - неполногласные сочетания, такие как РА, ЛА, РЕ, ЛЕ. Итак, первый признак, ребята, какой?

 - Какие слова мы отметим как старославянские?

 - Итак, начнём заполнять нашу таблицу. (слайд № 12)


 - Работаем дальше. Посмотрим на пары слов. (слайд № 13).

Одежда - одежа, чуждый -чужой.

 

 - Прочитай их! (1 ученик читает)

 - Что отличает эти слова? (В одних ЖД, а в других Ж)

 - Как вы думаете, какие слова к нам пришли из старославянского?

 - Не будем гадать, а запишем в своих таблицах второй признак. (слайд № 14)

 - В русском языке старославянскому сочетания ЖД соответствует Ж.

 - Отлично!

 - Работаем дальше.

 - Посмотрим на слова: мощь-мочь; горячий - горящий (слайд № 15)

 - Вы, наверное, уже догадались, какой признак будет? Какой?

 - Правильно! Посмотрим на (слайд № 16).

 - И остался у нас ещё один признак. Посмотрим на пары слов. (слайд № 17)

 - Прочитай их! (читает 1 ученик)

 - Какие слова вы бы отнесли к старославянизмам?

 - Молодцы! Итак, запишем в свои таблицы ещё один признак. (слайд № 18)

- Молодцы! Ну что же закрепим наши знания на практике.

 - Вам нужно будет подобрать к русским словам старославянские соответствия. Например, меж - между. (слайд № 19). Работаем самостоятельно. Если кому-то что-то будет непонятно, то поднимаем руку.

Ворота, холод, полон, здоровый, золото, хоромы, дерево.

 

(Проверка: «по цепочке»)

 - Молодцы, справились!

 - А теперь давайте подумаем, какие слова мы с вами употребляем в обычной речи? (Русские). Как вы думаете, почему? (Старославянские соответствия имеют торжественную окраску). А где, ребята, употребляются старославянские слова? (в художественной речи, когда нужно показать величие, торжественность). Но так не всегда, например, слово СТРАНА уже полностью адаптировалось в русском языке, а его аналог СТОРОНА сейчас имеет немного другое значение.

 - Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», а вы, вспомнив признаки, найдёте слова (слайд № 20):

...Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

(Глас, виждь, глаголом.)

 - Ребята, а какие слова, по-вашему мнению, так же передают величие, торжественность?

(Воззвал, восстань, внемли.)

 - Молодцы! Но не всегда. Например, слово ОДЕЖДА мы чаще употребляем в речи и оно не несёт никакой торжественной окраски. Тогда как слово ОДЁЖА несёт привкус простонародной речи.

 - Но, ребята, сегодня мы рассмотрели далеко не все признаки старославянизмов в русском языке.

9.

 - Ребята, учёным-исследователям старославянского языка приходилось не так-то просто, чтобы перевести тексты на нам понятный язык. Посмотрите на слайд (слайд № 21). Это вторая страница Остромирова евангелия - крупнейшего памятника старославянской письменности.

- Обратите внимание, что текст писался вручную, без знаков препинания, слова не отделялись друг от друга! Очень тяжело было разобраться во всё этом, не правда ли?

 - Смотрите, как текст украшен!

 -Приступая к переписыванию, писец возносил к Богу молитву о благополучном окончании предпринятого труда. Некоторые книги писались в течение двух-трех лет. Писали крупно, буквы ставили прямо. Каждую букву писали в несколько приемов. На каждой странице оставляли широкие «берега» во все стороны, то есть поля. Чернила употреблялись железистые, сильного раствора, глубоко проникавшие в пергамент. Смотря по умению и усердию, книги писались весьма различно. В начале каждой главы или в конце помещалась заставка, нарисованная сложным узором.

 - Обратите внимание, какая первая буква? (Красная, богато украшена.)

 - Хорошо!

 - Заглавные буквы писались красными чернилами, киноварью. Иногда заглавные буквы затейливо украшались золотом, серебром, разными красками, узорами и цветами. В орнаментацию русских рукописей, преимущественно заглавных букв, входили разные фантастические существа: чудовища, змеи, птицы, рыбы, звери.

 - Как вы думаете, какое выражение пошло от этой особенности написания текста? А точнее от особенности написание первой, заглавной буквы? (Писать с красной строки.)

 - Молодцы!

 - А так выглядел старославянский текст уже после того, как над ним поработали учёные. (слайд № 22) Притча о сеятеле.

(Учитель читает текст.)

... ИЗИДЕ СѢѨИ СѢѨТЪ СѢМЕНЕ СВОѤГО. И ѤГДА СѢIАШЕ ОВО ПАДЕ ПРИ ПѪТИ И ПОПЬРАНО БЫСТЪ ПЪТИЦѦ НЕБЕСЬНЫѨ ПОЗОБАШѦ Ѥ А ДРОУГОѤ ПАДЕ НА КАМЕНЕ И ПРОЗѦБЪ ОУСЪШЕ ЗАНѤ НЕ ИМѢАШЕ ВЛАГЫ. А ДРОУГОѤ ПАДЕ ПОСРѢДѢ ТРЬНИIА И ВЪЗДРАСТЕ ТРЬНИѤ И ПОДАВИ Ѥ А ДРОУГОѤ ПАДЕ НА ЗЕМЛИ ДОБРѢ И ПРОЗѦБЪ СЪТВОРИ ПЛОДЪ СЪТОРИЦЕѬ.

 - Тяжело, ребята, понять смысл текста и перевести его?

 - Я не буду вас «мучить» и просить перевести текст. Сама его переведу. А вы слушайте внимательно.

Вышел сеятель сеять семя своё. И когда сеял, одно упало при дороги и потоптано было, птицы небесные поклевали его. А другое упало на на камень и, взойдя, высохло, потому что не имело влаги. А другое упало посреди терния, и выросло терние и подавило его.

 

 - Как вы думаете, здесь говорится прямо о сеятеле и о семене? (нет.)

 - Правильно. Старославянские тексты были церковного содержания. И эту притчу нужно воспринимать в иносказательном смысле.

 - Как вы её понимаете?

IV. Обобщение

 - Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

 - Как называлась азбуки, на основе которых был создан старославянский язык? (глаголица и кириллица)

 - А какая получила более широкое распространение? (кириллица)

 - Что вы можете сказать о буквах А и Ф в исконно русских словах?

 - Давайте ещё раз перечислим, по каким признакам мы узнаём старославянское слово!

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!