Зинаида Линден. По обе стороны. Роман в письмах (Новый мир № 7, 2014)

Роман представляет собой своеобразное художественное исследование новейшей русской эмиграции - в типах, в ситуациях, с привлечением картин их повседневного (и уже экзотического) быта, стиля жизни, взаимоотношений. Текст представляет собой переписку русской эмигрантки в Финляндии, ставшей там успешной писательницей, со своим другом-эмигрантом из России, но живущим в Японии.

Григорий Аросев, Евгений Кремчуков. Четырнадцатый. Повесть (Новый мир № 8, 2014)

Философский этюд в лицах и ситуациях, авторы которого пытаются разрешить несколько «около-философских» проблем современного человека; в частности вопрос, как человеку сохранить себя человеком, а не функцией гигантского термитника под названием «современное общество», физической частью которого является каждый из нас. Что такое свобода воли и разума сегодня? И, соответственно, что есть история и человек в истории? В повести три временных точки и три главных героя, находящихся накануне того (и они чувствуют это), что произойдет с ними (и с миром) буквально завтра: 2014, 1914 и 1814 года. Начинается же повествование с фразы, прочитанной русским студентом на стене берлинского дома: «If not now when (Если не сейчас, то когда?)»

Александр Васькин. Алексей Щусев. Главы из книги. (Новый мир, № 8, 2014)

Жизнеописание одной из самых противоречивых фигур в русском искусстве Алексее Щусеве - архитекторе, академике архитектуры (1910) академике АН СССР (1943). А.Щусев - автор пафосного архитектурного комода гостиницы «Москва» на Манежной площади, Мавзолея на Красной площади, здания КГБ и многого другого. Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы спланированная Щусевым магистраль Ленинградского проспекта, прорезанная зелеными поясами с пешеходными дорожками. В ту пору эта магистраль многим казалась бессмысленно просторной, расточительной даже для такого города, как Москва, но время подтвердило правоту архитектора. Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом. Архитектор, при ближайшем рассмотрении, оказывается не так однозначен и как личность, и как зодчий.

Алексей Варламов. Русский Гамлет. Рассказы о Шукшине. (Новый мир, № 9,10, 2014)

Рассказы о Шукшине в годы начала его творческий жизни: поступление во ВГИК, годы учебы, взаимоотношения с преподавателями, с однокурсниками (в частности, с Андреем Тарковским), сложные взаимоотношения с земляками, обстоятельства личной жизни. Начало Шукшина-писателя - первые публикации, сделавшие ему имя и упрочившие его (полубезработного, бездомного выпускника ВГИКа) положение в Москве, переход в «Новый мир», его положение в тогдашнем литературном мире и т. д. И, соответственно, - попытка автора написать психологический портрет этой яркой и противоречивой личности.

Олег Ермаков. Чеканщик. Повесть (Новый мир, № 12, 2014)

Действие новой повести Ермакова происходит в наши дни, в старинном городе на Днепре, и параллельно - тридцать лет назад в Афганистане. Герой повести - бывший советский солдат, выполнявший «интернациональную миссию» в Афганистане и одновременно пытавшийся найти для себя те варианты жизни, когда он был бы сначала человеком, а уж потом - членом общества. Поиски эти подстегивала нравственная тошнота, которую он испытывал от необходимости делать то, что делал он и его товарищи в Афганистане. И вот через три десятилетия бывший русский, ныне «человек нагорья», большую часть жизни проживший афганцем и мусульманином, приезжает посмотреть на свою родину.

Вячеслав Пьецух. Война и мир. Из цикла «Плагиат» (Октябрь, № 8, 2014)

Советско-финская война как типичный случай человеческой истории. Автора куда больше интересует испытание собственной теории эволюции, нежели исторические обстоятельства, и верховные герои века изъясняются в повести так же пространно и ехидно, как и рассказчик наедине с дачным соседом. Тот факт, что последний происходит из семьи участника войны, подсвечивает иронией возвышенные беседы об искусстве и значении человечества.

Борис Минаев. Батист. Роман (Октябрь, № 8, 9, 2014)

Роман - задуманная писателем сага. Таинственное притяжение наступающих двадцатых годов сказывается в литературе - и новый роман Бориса Минаева органично прочитывается в контексте участившихся художественных параллелей, синхронизирующих настроения наших дней с атмосферой начала века минувшего. Конец старой, обжитой Европы, призрак надвигающейся международной катастрофы, карнавальное переустройство общества. Неизвестность - ключ к многообещающей смуте двадцатых, выбранный Б. Минаевым. Роман складывается из мистических новелл о героях, захваченных личной манией в эпоху, не оставляющую времени и места ни для чего частного. «Батист» и есть вещественный образ интимно прилегающего, неприкосновенного для посторонних, тонко и сложно состроенного бытия, которому предстоит перерождение в материю погрубее.

Александр Проханов. Крым. Роман (Наш современник, № 8, 9, 2014)

2014 год запомнится миру политическими и историческими процессами грандиозных масштабов. А также литературными произведениями, в которых эти события нашли свое отражение. Разумеется, один из самых ярких российских писателей наших дней - Александр Андреевич Проханов - не мог остаться в стороне от происходящего. И поделился с читающей публикой своей точкой зрения посредством романа «Крым».

Главный герой романа Евгений Лемехов - это патриот-государственник, который в определенный момент потерял все. Его жизнь рухнула, его предали друзья, от него отвернулись сослуживцы. Но он сумел найти в себе силы и возродиться из пепла на новых основах загадочной современной русской жизни. Устремления и помыслы Лемехова направлены в будущее, воплощающееся для него в удивительном чуде, имя которому Крым. 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!