В рамках проекта «Книги на гастролях» (совместный проект ПОБДЮ им. В.А. Каверина и муниципальных библиотек области по организации внестационарных книжных выставок из фонда ПОБДЮ) подготовлен комплект книг для тематической книжной выставки с приложением обзора новых книг о Великой Отечественной войне, поступивших в фонд библиотеки по распоряжению Президента РФ от 02.06.2016 № 151-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации Минкультуры России на комплектование книгами для детей и юношества фондов государственных и муниципальных библиотек». В наше распоряжение поступило 875 экземпляров изданий - в основном, новинки детской литературы, изданные в 2015 и 2016 годах. Это книги отечественных и зарубежных авторов самых разных жанров, адресованные читателям разных возрастов. К обзору мы прилагаем  методические советы - «Маленьких у войны не бывает» - для детей младшего и среднего возраста. Мы будем рады узнать ваши мнения и предложения по поводу подобной работы.

Книги о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны надо читать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о доблести наших соотечественников, которым выпало жить в лихую годину. Дети видели, как не сдаются их родители, учителя. И поступали так же. Иногда даже уходили в партизаны всем классом вместе с учителем. Имена некоторых героев этих книг известны теперь всему миру, а имена других почти никому. Но все достойны того, чтобы их помнили.

О блокаде Ленинграда написано очень много книг, героями которых чаще являются взрослые. О детях упоминалось вскользь. Но война оборвала их детство, она не обращала внимания на возраст. А дети помогали, как могли, работали на заводах, откапывали людей в разрушенных домах, оказывали медицинскую помощь, стояли в длиннющих очередях за водой. Беда их не сломила. Теперь появились интереснейшие книги о детях блокадного Ленинграда.

Какие детские книги о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда посоветовать детям? Мы попытались найти такие произведения, которые помогут провести трудный разговор о голоде, страшных днях холода и страха... В обзор вошли книги, содержащие и хронику, и воспоминания очевидцев, и художественные тексты. Как важно, чтобы нашим детям попадали в руки такие не отпускающие, цепляющие душу честные книги о детских судьбах, о преданности Родине. Обзор адресован школьникам, но это не значит, что взрослые не могут воспользоваться им, чтобы выбрать себе книгу для чтения.

Обратитесь к детям со словами: в память о Великой Отечественной войне отложите все свои дела, прочтите хорошую книгу о войне, неважно - на экране монитора или листая печатные страницы. Окунитесь в события войны, ощутите дыхание времени, и вы переживете вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить.

Лукина В.И.,

главный библиотекарь отдела информационно-библиографической деятельности

 

Кудрявцева Т. Маленьких у войны не бывает / Татьяна Кудрявцева. - СПб. : Акварель, «Книжная лаборатория», 2015. - 320 с. : ил.

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год). В издательстве «Акварель» вышла книга Татьяны Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».

Эта книга - прекрасная хроника тех лет, книга о детях блокадного Ленинграда - художественная проза, основанная на реальных событиях. Никто из героев этой книги не выдуман, все они - реальные люди. Среди них актер Олег Басилашвили, композитор Андрей Петров, Таня Савичева и многие другие.

Война никого не щадит. Ни больших, ни маленьких. Особенно страшно, когда страдают дети. Когда на их глазах умирают родные и близкие. Когда ноги от голода отказываются идти. В книге фотографии, детские рисунки, воспоминания, выдержки из дневников и писем, стихи и песни. Невозможно поверить в то, что это было на самом деле. Страшная правда войны. Маленькие дети всеми силами, которые у них оставались, помогали: тушили в песке «зажигалки», разбирали завалы разрушенных домов, выносили раненых и убитых. Кто-то выступал с песнями и танцами, подбадривая солдат, кто-то спасал картины и другие произведения искусства, кто-то партизанил. А немцы стреляли. Стреляли даже по поездам с красными крестами. Дети жили надеждой. Будущей победой.

Эту книгу читать можно в любом школьном и родительском возрасте. Она подходит для семейного чтения. Книга объемная - 320 страниц, она вместила в себя рассказы о многих судьбах. Еще один большой плюс этой книги в том, что она поясняет каждое слово, которое могут не понять современные дети. На каждой странице внизу объясняется: что значит отоваривать хлебные карточки, жмых, керосиновая лампа, этажерка, буржуйка... и много-много разных слов, которые не знают наши дети.

Справка. Татьяна Александровна Кудрявцева - член Союза писателей России, Союза журналистов Санкт-Петербурга. Прозаик, поэт, автор многих повестей и рассказов для детей. Рассказ «Детство после войны» посвящается памяти близких, где говорится и о маме, ребёнком пережившей 900 дней блокады, и об отце, который всю войну сражался на Ладоге за те самые машины с хлебом, что шли в Ленинград, и о судьбах маминых братьев: один был командиром партизанского отряда, второй пропал без вести в штрафном батальоне.

 

Шефнер В. Сестра печали / В. Шефнер. - М. : Самокат, 2015. - 304 с. - (Как это было)

Повесть «Сестра печали» - романтическая петербургская проза о войне, название которой отсылает к библейскому «Истинно говорю вам: война - Сестра печали, горька вода в колодцах ее...».

Повесть - история жизни студента Толи Чухны, парня из детского дома, которая разворачивается на фоне Великой Отечественной войны, блокады. Рассказ ведется о буднях молодежи, наполненных упорным трудом и учебой, разговорами, вечеринками, и все прекрасно вокруг. Обычная жизнь обычных ленинградских ребят. Толя и его друзья ведут беззаботную студенческую жизнь, мечтают, влюбляются. Идет 1940 год, и кажется, что вся жизнь впереди! Январь, февраль, потом весна в Ленинграде, а за ней «июнь 41-го», и история вносит свои коррективы... Любимая девушка Толи погибает во время артобстрела города, кто-то из друзей уходит из жизни на войне.

Шефнер просто рассказал нам о Толике, о том, что чувствовал парнишка, чья молодость внезапно закончилась под взрывами снарядов. В повести «Сестра печали» Ленинград и его Васильевский остров кажутся еще живее, чем нынешний, настоящий Петербург. Город в повести играет одну из самых главных ролей. Черно-белые иллюстрации Анны Романовой точны и в какие-то моменты страшны, но помогают прочувствовать трагизм повседневности.

В конце книги есть историческая справка, в которой рассказывается об авторе, довоенном и блокадном Ленинграде. Эта книга - не вымысел. «Сестра печали» - повесть автобиографическая, Вадим Сергеевич рос в детском доме, где его мать работала воспитательницей.

Справка. Вадим Сергеевич Шефнер (1914-2002) - советский поэт и прозаик, фантаст. В первые месяцы Великой Отечественной войны был рядовым в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, с 1942 года - фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта «Знамя победы», закончил войну в звании старшего лейтенанта. Наиболее значительным своим прозаическим произведением считал повесть «Сестра печали».

 

Семин В. Ласточка-звездочка /В. Семин. - М. : Самокат, 2015. - 288 с. - (Как это было)

Автобиографическая повесть Виталия Николаевича Семина «Ласточка-звездочка» продолжает военную тему издательства «Самокат». Автор - сверстник своих героев, он родился 12 июня 1927 года в Ростове-на Дону, в 14 лет пережил бомбежки и первую оккупацию Ростова, а в 15 лет, во время второй оккупации, был угнан в Германию и на себе испытал ужасы рабской жизни узников в Третьем Рейхе - непосильный труд, голод и избиения. Виталию Семину повезло: отец нашел его в американской зоне оккупации и вывез из Германии. Однако подневольная работа в Германии несмываемым клеймом легла на всю его жизнь.

Писатель постарался показать в книге, как воспринимались происходящие события, наступление немцев, первые бомбежки, глазами ребят. Повесть построена, как ряд сцен и эпизодов из жизни главного героя Сергея Рязанова и его друзей. Начинается она с описания празднования в кругу семьи и друзей дня четырнадцатилетия Сергея за два дня до начала войны. В конце повести мы видим Сергея среди узников фашистского лагеря, которых выгоняют строить лагерные бараки и обносить их колючей проволокой.

Июнь 1941-го. В одном ростовском дворе живут обычные пацаны, ходят в школу, спорят с родителями, чтят свои неписаные и непонятные для взрослых законы двора. Двор - особая тема повести. Двор в повести - это не только место ребячьих игр и забав, но и территория «дворового братства» со своими нормами и критериями оценки человека, со своими правилами поведения и взаимоотношений друг с другом. Двор имел свое понимание доблести и чести и свой нравственный идеал, по-мальчишески максималистский и бескомпромиссный, включавший в качестве высших ценностей несгибаемую чистоту правды, самоотверженность товарищества, пылкость любви. Двор в повести - одно из тех малых пространств, где проходит жизнь главных героев и происходит формирование характеров и взглядов, закладываются нравственные основы личности.

В этом смысле двор значил в духовном становлении героев, пожалуй, не меньше, чем семья.

Но однажды этот понятный и привычный ход жизни нарушает война. Первые месяцы войны, налеты немецкой авиации на город и первые бомбардировки, потом линия фронта просто в городе... А вскоре отход армии, и Ростов-на-Дону окажется оккупирован немцами. Очень быстро, уже в ноябре 41-го, гитлеровцы вошли в город. И ребята, еще вчерашние школьники, думавшие о том, как бы заслужить уважение старшего по тусовке или отстоять лишний кусочек свободы у родителей, сегодня оказались заняты совсем другим. Дежурили и поддерживали порядок в доме, успокаивали мам, тушили пожары, работали в колхозах, совершали разведывательные вылазки в город. Складывается ощущение достоверности, когда читаешь, как ребята стараются найти ответы и объяснения непонятному. Даже взрослые ведут себя, как дети. Поразительна сцена первой бомбежки, когда люди гуляли на площади и вдруг налетели самолеты. «Город, который лежал за много сотен километров и от границы и от фронта, понес первые потери. Эти потери были так неожиданно, так ошеломляюще велики, что городская администрация не столько испугалась, сколько словно смутилась их». Убитые на улицах города - это казалось чем-то вроде разглашения государственной тайны.  

«Еще вчера играл на скрипке гаммы,

Не чувствуя ни в чем своей вины,

Был «ласточкою», «звездочкой» для мамы,

И вдруг столкнулся с ужасом войны...

 

Вот смерть друзей... и город весь разрушен...

Отцы на фронте... матери в слезах...

И как узнать, что правильней и лучше:

С семьей остаться иль пропасть в бегах?

 

Ребята очень быстро повзрослели,

Всю тяжесть бед взвалили на себя:

Одни из них на фронт уйти успели.

Других в концлагеря гнала судьба...

 

И вот сынок, чьему-то сердцу милый,

Желанный, долгожданный, дорогой,

Стоит всего лишь в шаге от могилы,

Измученный безжалостной войной...

 

Хотелось бы, чтоб книгу прочитали,

Все взрослые на всех концах земли,

Чтоб войны никогда не повторялись,

А «ласточки» и «звездочки» росли».    

Справка. Виталий Николаевич Семин ( 1927-1978) - русский писатель. 1942-1945 - принудительная работа в Германии в качестве остарбайтера; Большинство произведений носит автобиографический характер: детство на Нижнем Дону в 1930-х и начале 1940-х годов, нацистские трудовые лагеря в Германии в годы Второй Мировой войны, работа на Куйбышевской ГЭС, учительство, журналистский опыт, жизнь на окраине Ростова. В произведениях описана повседневная жизнь юга России в середине XX века, раскрыты душевные переживания людей, особенно нравственные страдания и героизм в связи с событиями Великой Отечественной войны.

 

Митяев А.В. Шестой-неполный: рассказы / А.В. Митяев. - М.: Дет. Лит., 2015. - 172 с. : ил. (Поклон победителям)

К 70-летию Победы вышла книга рассказов Анатолия Митяева о войне «Шестой-неполный» в серии «Поклон победителям» - о суровых буднях наших солдат во время Великой Отечественной войны. Рассказы Анатолия Митяева можно рекомендовать детям от 7 лет и далее. От его рассказов и плачешь, и смеешься, в них есть место не только подвигу, но и дружбе, и шуткам.

Очень трогательная книга о войне. Ее хочется перечитывать, рассматривая иллюстрации Владимира Юдина. Это большой талант - уметь рассказать детям о самых страшных вещах - о смерти, о голоде, о подвиге. Анатолий Митяев - замечательный автор, который простым, понятным языком передает военные события. Писатель сам фронтовик, прошел всю войну, вернулся с медалью «За отвагу». С трогательными словами Анатолий Митяев обращается к своим читателям:

«Дорогой друг! Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного - несколько случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти - только капли в бескрайнем море солдатских подвигов. Ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу.

Великая Отечественная война началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали в теплые края и четыре раза возвращались к родным скворечникам. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И все долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение, и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов России и окончательно добить их на их же земле. Мы все - взрослые и дети - в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем можно оплатить этот долг? На такой вопрос есть лишь один ответ - любовью к Родине, готовностью защищать ее от любого врага, постоянным трудом на пользу Родины. Ты, маленький друг, знай это, и расти честным, трудолюбивым, смелым человеком, достойным своей страны.

Справка. Анатолий Васильевич Митяев (1924 - 2008). Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском минометном дивизионе. Первые публикации Митяева - стихи и заметки об армейской жизни - появились в 1946 году. В 1950-1960 годах Анатолий Митяев был ответственным секретарем газеты «Пионерская правда», а затем до 1972 года - главным редактором детского журнала «Мурзилка». Позднее он возглавил редакцию студии «Союзмультфильм».

 

Печерская А.Н. Юные герои Великой Отечественной: рассказы / А.Н. Печерская. - М. : Дет. лит., 2015. - 180 с. : ил. (Поклон победителям)

Юные погибшие герои,

Юными останетесь для нас!

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

 

Жизнь и смерть и нету середины,

Благодарность вечная вам всем:

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Маленькие герои большой войны - они были повсюду: в Брестской крепости, в блокадном Ленинграде. Им было по 10-14 лет. До войны это были самые обыкновенные дети, они любили играть, читали книжки, учились в школе, помогали родителям. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине. Дети работали на заводах, стояли у станков, пахали землю, работали санитарками в госпиталях и воевали вместе с взрослыми. На хрупкие детские плечи легло столько испытаний, что взрослому подчас нелегко вынести. Многие из них отдали свою жизнь за свободу и счастье людей. Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские. Менее чем за год в Москве они произвели продукции на сумму около 40 миллионов рублей. Наряду с взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, дети получали награды, в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 юных героев удостоены звания Героя Советского Союза. Именно о таких ребятах рассказывает Анна Печерская в своей книге  «Юные герои Великой Отечественной». Ребята познакомятся с подвигом Лени Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Зины Портновой, Ларисы Михеенко, Тани Морозовой. Почти все они посмертно получили звание Героя Советского Союза. Всей правды о войне мы не узнаем никогда, но нам оставлено главное право - память о войне. А как мы сбережем - зависит только от нас. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть будущее. В этом и помогут нам книги.

«От героев былых времен не осталось порой имен...» Но они живут в нашей памяти - в наших сердцах, в книгах.

Справка. Анна Николаевна Печерская - современный детский писатель, автор многих детских книг, заведующая редакцией детской и юношеской литературы издательства "Дрофа плюс".

Методические советы по работе с книгами

Вопросы для обсуждения:

- Было вам страшно читать (слушать) истории о детях военного времени?

- Какие еще чувства вы испытывали?

- Какая история больше всего потрясла?

- Чьи имена, подвиги запомнились?

- Кто из юных героев совершил свой подвиг на псковской земле?

- Заметили ли вы, что и на войне бывали веселые моменты? Назовите их?

- Какие слова захотелось сказать юным участникам войны?   

Творческие задания

- В одной из книг упоминается о фронтовых письмах в форме треугольника. Сделайте с детьми такое письмо-треугольник своими руками.

- Предложите ребятам написать письмо военному сверстнику - герою книги.

Советы по работе с книгами о ленинградской блокаде

Сделайте антураж блокадного города:

- Крест-накрест заклейте окно полосками бумаги (так делали, чтобы окна не разбились во время бомбежки)

- Приготовьте табличку: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» (Такие предупреждения были написаны на домах)

- Из буханки хлеба нарежьте кусочки хлебного блокадного пайка. Потом участники могут съесть их.

Книга Т. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает» своим оформлением дает методические подсказки организатору мероприятия по книге: части книги отделены друг от друга цветными страничками - белой, синей, багровой и зеленой. Белая - блокада снежная и ледяная, навсегда связана с зимой. Синяя - таким было летнее небо в эвакуации, не похожее на ленинградское. Багровая - по цвету осеннего листопада и крови, пролитой в сражениях. Зеленая - цвет победного мая, гимнастерок воинов. Можно до или после чтения спросить детей, почему эти цвета присутствуют в книге.