К 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина.

В 1766 году родился великий писатель, историк, реформатор литературного языка, гражданин и патриот земли русской Николай Михайлович Карамзин. Основоположнику русского сентиментализма Н.М. Карамзину в этом году исполнилось бы 250 лет. Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но этого не может случиться. Его повести, «Письма» и другие произведения читаются школьниками на одном дыхании. Встреча с ними несет современному школьнику открытие другого мира, поэтому так велик интерес к классику и его творчеству. Но Карамзин известен не только как писатель, но и как историк.

Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в поместье Знаменское села Михайловка Симбирской губернии. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Отец Михаил Егорович Карамзин был среднепоместным дворянином. Маленький Николай рос в усадьбе отца, получил домашнее образование. Уже потом, в 1802 году он создал «Мою исповедь». Вот строчки из произведения, где он упоминает своё детство: «Начну уверением, что натура произвела меня совершенно особенным человеком и что судьба все случаи жизни моей запечатлела какою-то отменною печатию. Например, я родился сыном богатого, знатного господина - и вырос шалуном! Делал всякие проказы - и не был сечен! Выучился по-французски - и не знал народного языка своего! Играл десяти лет на театре - и в пятнадцать лет не имел идеи о должностях человека и гражданина. На шестнадцатом году дали мне изрядный чин и отправили меня в чужие края, не сказав для чего. Правда, что со мною поехал гофмейстер, женевец (прошу заметить, а не француз, потому что в это время французские гувернеры в знатных домах наших выходили уже из моды), которому даны были все нужные наставления».

Зимой 1773 года Н.М.Карамзина был определен в лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля. Двенадцатилетнего Николая Карамзина отправляют в далекую Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой известностью. Принимая в свое заведение волжанина Карамзина, Шаден с самого начала подметил в юном ученике прекрасные свойства души и редкие способности в учении. В пансионе особенно большое внимание уделялось изучению иностранных языков: французскому, немецкому, греческому, латинскому, английскому и итальянскому. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских, чтобы образовать его вкус, ибо уже предвидел в нем литератора.

По совету Шадена, Николай посещал некоторые университетские лекции, где получал основательные сведения по истории отечественной и всеобщей истории, иностранных литератур, теории изящной словесности, основам логики, психологии. Шадену хотелось, чтобы Карамзин дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. Юноша и сам желал этого, но судьба решила по-своему.

По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву, приехав в Петербург в 1781 году, Карамзин начал службу в Преображенском полку (по обычаю времени, еще в детстве, в 1774 г., он был записан в армейский полк, а затем переведен в гвардейский Преображенский полк в чине подпрапорщика). В Петербурге Карамзин встретился с И. И. Дмитриевым, и между ними завязалась дружба.  Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет, но по-прежнему много читал. Резкую перемену в жизнь Карамзина внесла встреча со старым знакомым семьи, известным любителем древностей и отечественной словесности Иваном Петровичем Тургеневым. Он уговаривает Карамзина ехать в Москву, что и случилось в конце 1784 года. Там Тургенев ввел своего друга в лучший и, пожалуй, единственный интеллигентный кружок того времени, собравшийся возле знаменитого книгоиздателя Н.И.Новикова. Здесь Николай Михайлович редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву.

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам Западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И.Г. Гердером, Ж.Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника».  Материал, представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и картины природы, и встречи со знаменитыми писателями и учеными Европы, и описание памятников истории и культуры. Эта повесть появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезде на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем». После посещения Европы в 1790 году, работал над изданием «Московского журнала». Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - «Письма русского путешественника», повести «Наталья, боярская дочь»«Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза.

Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую. 31 ноября 1803 года специальным Указом Александра I Карамзин получил звание историографа. С этого момента он, по выражению П. А. Вяземского, «постригся в историки» и не бросал уже пера историка до последнего дыхания. Карамзин, - обратившись к истории, вынужден был вырабатывать особый жанр для своего повествования. Отказавшись от «вымысла», Карамзин не мог для своего повествования воспользоваться одним из традиционных литературных жанров. Должно было выработать такую жанровую форму, которая бы органически соответствовала реальному историческому сюжету. В 1811 году написал «Записку о Древней и Новой России в её политическом и гражданском отношениях». В 1818 году Николай Михайлович был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

Первые наброски плана «Истории государства Российского» относятся к 1800 году. Насколько он уже тогда был поглощен этим замыслом, можно судить по письмам, адресованным И. И. Дмитриеву и брату:  «Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором...»; «Занимаюсь только русской историей, - пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом»; « В труде моем бреду вперед, шаг за шагом, и теперь, описав ужасное нашествие татар перешел в 14 век. Хотелось бы мне до возвращения в Москву добраться до времен Дмитрия, победителя Мамаева. Иду голой степью; но от времени удается мне находить и места живописные. История не роман; ложь всегда может быть красива, а истина в простом своем одеянии нравится только некоторым умам опытным и зрелым».

Помимо государственных архивов Карамзин пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина - Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и манускриптов университетской и синодальной библиотек. В течение двадцати лет он работал над "Историей государства Российского", в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года. 3 тысячи экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 - десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.

А.С. Пушкин отмечал "остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий" в историческом труде Карамзина. Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. С нее начиналось приобщение к отечественной старине нескольких поколений русских читателей, из нее черпали сюжеты многие писатели, драматурги, художники и музыканты. А.С. Пушкин говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

Николай Карамзин был дважды женат, имел десять детей. 3 июня 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге, похоронили его в Александро-Невской лавре.

Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшем развитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзин отталкивается от «трех штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей. Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синтаксических конструкций. В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями. Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества - со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

В наши дни труд Карамзина воспринимается, прежде всего, как выдающееся произведение русской классической литературы, как образец исторической прозы. Такая оценка сочинению Карамзина была дана еще А. С. Пушкиным, развившим традиции Истории государства Российского в своих исторических и литературных сочинениях. Тем не менее, работа Карамзина отнюдь не полностью вытеснена и из современного научного обихода. Мнения, выводы, оценки источников, фактические данные Истории государства Российского чаще всего уточняются, оспариваются, но не игнорируются. Особо значимы те части труда, которые основаны на утраченных в московском пожаре 1812 г. источниках. Этот труд Карамзина можно считать его самым главным и влиятельным произведением, ведь История государства Российского является первой писаной историей нашей страны.

 

Памятники Н.М. Карамзину 

В Ульяновске (Симбирске)

Город Симбирск (ныне Ульяновск) тесно связан с биографией Н.М. Карамзина. Обычно с осени до весны Карамзины жили в Симбирске в особняке на Старом Венце. После домашнего обучения Николай занимался в частном пансионе. Здесь сблизился он с местными масонами, но не увлёкся их идеями. До 1795 г. Карамзин регулярно приезжал в Симбирск. Памятник ему создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке, и был торжественно открыт 23 августа (по ст. стилю) 1845 года. Памятник создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

Московская область, Остафьево 

Памятник Н.М. Карамзину и первым семи томам его «Истории Государства Российского» установлен в Остафьево, Московская область. В Подольском районе Московской области в четырёх километрах от станции Щербинка расположена бывшая усадьба Остафьево - своего рода «Русский Парнас» начала ХIХ-ХХ вв. В 1792-1894 гг. владельцами усадьбы были князья Вяземские. С 1804 г. в течение 12 лет здесь жил и работал H.М. Карамзин, писавший в остафьевском доме свою знаменитую «Историю государства Российского». В начале прошлого столетия, 18 июля 1911 г., в аллее остафьевского парка у главного дома был открыт памятник Н.М. Карамзину. Это событие было приурочено к столетнему юбилею написания им «Записки о древней и новой России».  

Сам Карамзин говорил, что если заживёт когда-нибудь своим домом, то поставит у себя в саду памятник Вальтеру Скотту за удовольствие, полученное от чтения его романов. Он и не предполагал, что за удовольствие от чтения его собственных сочинений кто-то поставит памятник ему. Памятник выполнен по рисунку академика Н.З. Панова. Наверху гранитного постамента - отлитые из бронзы семь томов и свиток восьмого тома его «Истории...». Свиток в настоящее время утрачен. На передней грани памятника высечен профиль историка в рамке, представляющей лавровый венок, ниже надпись - «Карамзин».

Москва

В честь 250-летия со дня рождения Николая Карамзина в Москве появится памятник знаменитому российскому историку и писателю. Монумент собираются установить в районе Ясенево на юго-западе Москвы, на пересечении проезда Карамзина и улицы Голубинской.

 

Викторина по сказкам Н.М.Карамзина

1. Какие вы знаете произведения Карамзина, написанные для детей? (Карамзин написал три сказки: две прозаические - «Прекрасная царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес»(1795); одну стихотворную - «Илья Муромец (1795).

2. Кто из героев сказок Карамзина «хорошо играл на арфе и гитаре, пел трогательные песни своего сочинения и мог прекрасным образом оживлять полотно и бумагу»? (Горбун Карла).

3. Сколько подвигов совершает Илья Муромец в одноименной сказке? (Один).

4. В какой сказке Карамзина мы встречается с Черномором? ( «Илья Муромец»).

5. Как удается Илье Муромцу избавить красавицу от долгого сна и разрушить «очарование злого хитрого волшебника Черномора» ? ( Илья Муромец прикосновением перстня разрушает сон красавицы и тем самым уничтожает «заклинание Черномора ненавистника»).

6. В чем необычность сказки «Дремучий лес» ? (Эту сказку Карамзин сочинил за один день на следующие заданные слова: балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка).

7. А как должны были располагаться эти слова в сказке? (Все слова надлежало поместить в сказке одно за другим, в котором они были заданы).

8. Почему люди в сказке «Дремучий лес» боялись ходить в лес? ( Люди боялись ходить в лес, т.к. там жили лишь дикие звери да злой волшебник, кум и друг адского Велзевула).

9. Кто такой Велзевул? ( Дьявол, сатана в христианских представлениях; «князь бесов»).

10.Что из себя представляло чудовище, живущее в дремучем лесу? («... когда поселяне издали смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало все вокруг себя саженей на сто...»).

11. Почему герой сказки отправился в дремучий лес? (Юноша отправился в дремучий лес на поиски счастья).

12.Кого юноша встретил в лесу? (Прекрасную девушку, похожую на ангела, и наконец-то женился).

13. Как вы думаете, в чем смысл сказки Карамзина? (Сказка учит добру, смелости. Чтобы вырваться из страшного, дремучего леса, в котором живет человечество, необходимо, считает писатель, найти внутри этого леса « зеленый луг», который научит нас любви и святой дружбе. Нужно только суметь воспитать в себе такие качества как доброту, храбрость, желание помогать людям, в трудные минуты жизни не унывать, проявлять милосердие ко всему живущему на свете.)

14. Какая идея, по вашему мнению, объединяет все сказки Николая Михайловича Карамзина? (Быть счастливым можно только тогда, когда делаешь людям добро.)

 

Литература о Н.М. Карамзине

Алпатова, Т.А. Повествователь – герои – читатель на страницах повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / Т.А. Алпатова // Литература в школе. – 2002. - № 7. – С. 2-10.

Блинова, З.В. Вечная бедная Лиза: опыт прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс / З.В. Блинова // Литература в школе. – 2005. - № 1. – С. 29-31.

Даранова, О.Н. «Карамзинские вечера» в Дворянском собрании / О.Н. Даранова // Библиотечное дело. – 2012. – № 24. – С. 41-44.

Зюма, Т.А. Пробуждать «чувства добрые». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» / Т.А. Зюма // Уроки литературы: прил. к журналу «Литература в школе». – 2002. - № 7. – С. 9-11.

Калинина, И.В. «И крестьянки любить умеют…» Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». 9 класс / И.В. Калинина // Уроки литература: Прил. к журналу «Литература в школе». – 2002. - № 3. – С. 5-8.

Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман. — М.: Книга, 1987. — 336с.: ил.

Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. — М.: Книга, 1987. - 336 с.: ил. — (Писатели о писателях).

Макагоненко, Г.Н. Древняя история, открытая Карамзиным / Макагоненко, Г.Н. / Предания веков / Н. М. Карамзин. – М.: Правда, 1987. – С. 5-28.

Машевский, А. Карамзин — поэт / А. Машевский // Литература: Прил. к газете «Первое сентября». – 2002. – 23-31 мая. – С. 2-3.

Нагулова, О. Победитель конкурса… Карамзин! / О. Нагулова // Библиотека. – 2011. - № 6. - С. 7-11.

Никонов, В. Карамзин как респектабельный консерватор / В. Никонов // Родина. — 2012. - № 2. - С. 2. : портр.

Сапченко, Л.А. Письма Н. М. Карамзина на уроках по биографии и творчеству писателя / Л.А. Сапченко, А.А. Шишкина // Литература в школе. — 2015. - № 7. – С. 15-19.

Сахаров, А.Н. Николай Карамзин. Колумб истории российской / А.Н. Сахаров. – М.: АСТ-Пресс книга, 2013.

Соловей, Т.Г. Уроки по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / Т.Г. Соловей // Уроки литературы. - 2011. - № 7. - С. 9-15.

Сухих, И.Н. Николай Михайлович Карамзин / И.Н. Сухих // Русская литература для всех. От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. - СПб.:Лениздат,2013. – С. 199-215.

Шорыгина, Т.А. «Колумб российской истории». 12декабря исполняется 235 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина: литературный сценарий для старшеклассников / Т.А. Шорыгина // Читаем, учимся, играем. - 2001. - № 6. - С. 16-22.

Использовано:

http://www.statearchive.ru/667 - 2016 - Год Карамзина

http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_08.htm - В помощь библиотекарям. Н.М. Карамзин: викторина.

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!