Война застала их семнадцатилетними 

Почти 70 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить.

Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев - танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович... 

1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков - прозаиков, поэтов. Это Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава и Юлия Друнина. «Поколение 24-го» - это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать.

«До свидания, мальчики...»

О трагической судьбе ушедших на войну старшеклассников прекрасно сказано в статье поэта, прозаика и переводчика Н. Коржавина, посвященной Булату Окуджаве: «Война обогатила опыт этого поколения, приоткрыла ему ценность жизни и значение жизненных ценностей, сблизила его с народом... А ведь было же что-то в молодежи тех стыдных и страшных лет, что привлекает к ней наши сердца и сегодня. Какая-то естественная потребность в личном причастии ко всему высокому и великому... Всех, погибших на войне в семнадцать-восемнадцать лет, сегодня естественно называть мальчиками. И не погибших - тоже, а разделявших с ними смертельную опасность подруг - девочками, как это и делает Булат Окуджава в песне «До свидания, мальчики!».    

Ах, война, что ж ты сделала, подлая: 

стали тихими наши дворы, 

наши мальчики головы подняли - 

повзрослели они до поры, 

на пороге едва помаячили 

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

                          Мальчики, 

постарайтесь вернуться назад. 

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, 

не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите, 

и все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: 

вместо свадеб - разлуки и дым, 

наши девочки платьица белые 

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься? 

Да зеленые крылья погон... 

Вы наплюйте на сплетников, девочки. 

Мы сведем с ними счеты потом. 

Пусть болтают, что верить вам не во что, 

что идете войной наугад... 

До свидания, девочки!     

                  Девочки, 

постарайтесь вернуться назад.    

Вспомним же писателей-фронтовиков 1924 года рождения,  им в этом году исполнилось или исполнилось бы 90 лет.

Виктор Астафьев

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка близ Красноярска. Рано лишившись родителей, воспитывался сначала в семье бабушки и дедушки, а затем - в детском доме.
Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение под названием «Жив!», напечатанное в школьном журнале,  развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».  Окончив школу-интернат, подросток сам зарабатывает себе на хлеб. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев, - Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». 

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает в ФЗО школа фабрично-заводского обучения).  «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.   Оттуда осенью 1942 года ушел на фронт: был шофером, артразведчиком, связистом. Несколько раз он был тяжело ранен.  Был награждён орденом Красной звезды, медалями "За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». В 1945 году демобилизовался. 

О себе он писал: «Ну, мужик, деревня, детдомовщина во мне сидит... Не состоял ни в пионерии, ни в комсомоле, ни в партии... Я был шофером и в разведке артиллерийской, а когда глаз подбили, поневоле стал связистом... Мы сутки делили надвое, жили и работали в постоянном напряжении, получая за это матюги, пинки и нагоняи... Вот и слух «садится» -  это результат напряженнейшей работы во фронтовой полевой связи... с фронта мы ехали изувеченные, всеми брошенные на произвол судьбы, без специальности, без образования... победители -  гол как сокол... кому до нас было дело?!".

Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. Одновременно учился в вечерней школе. 

Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал», вызвали внимание критики. С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ «Гражданский человек». Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1961 году В. Астафьев окончил Высшие литературные курсы при ССП СССР. Лауреат Ленинской премии (за повесть «Царь-рыба»). 

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960-1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия. В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). "

....О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое». (В.Астафьев)

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего войны - на котором держится вся армия , которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства - рождается  сборник «Последний поклон». Повесть о детстве - уже в двух книгах - выходит в 1978 году в издательстве «Современник».

 С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

 В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке - деревне его детства - им написаны роман «Печальный детектив» и множество рассказов. Главный герой романа, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя  - а вместе с ним и автора - ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений.С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах пишет - тоже «военную» - повесть «Обертон», в 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году, -  война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат - это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни. Скончался в 2001 году в Красноярске. Похоронен в Овсянке.

Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

Булат Окуджава

Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве и рос в арбатском дворе, который учил законам братства и верности слову, другу, народу...

Черные тридцатые не обошли семью стороной. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьев, тетю и мать. Девять лет она просидела, а я - «сын врагов народа» - уцелел. На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Был патриотически-настроенным мальчиком-романтиком. Оказалось, война - это тяжелая кровавая работа». Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен.  Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». 

Восприятие войны юным, еще не готовым к испытаниям человеком отразилось в повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр»: «В семнадцать лет мой отец создавал в подполье комсомол, а я ничего не создал... я даже десятого класса не кончил... Смогу ли я на танк выйти? Нет, не смогу... А я солдат... Что случилось: всех подняло, понесло, перепутало... Ползают школьники по окопам, умирают от ран, безрукими, безногими домой возвращаются... Девочка-старшина... Что случилось?.. Перед войной я смотрел кинокартину. Так все бойцы были как бойцы: взрослые, опытные, они знали что к чему. А я не знаю, Сашка не знает, и эта девочка не знает».

После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году. После реабилитации родителей, возвращается в Москву. Свои песни поэт начал писать в 1950-е.

В 1957-м вся столица, а за ней и вся страна, запела Окуджаву: "Полночный троллейбус", "Сентиментальный вальс", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Не бродяги, не пропойцы", "Ванька Морозов", "Веселый барабанщик" и многие другие. По стране ходило множество любительских магнитофонных записей песен Окуджавы в его исполнении.

В 1960-е выходят сборники стихотворений: "Веселый барабанщик", "Март великодушный". В 1961 была написана повесть "Будь здоров, школяр!". Окуджава обращается к исторической прозе: в 1969 была напечатана повесть "Бедный Авросимов". Романы Окуджавы "Путешествие дилетантов" (1976 - 78), "Свидание с Бонапартом" (1979 - 83) ставят их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Окуджава был автором сценариев известных кинофильмов "Верность", "Женя, Женечка и Катюша", а также песен к популярному кинофильму "Белорусский вокзал" и другие. Последний поэтический сборник "Чаепитие на Арбате" вышел в 1996 году.

13 июня 1997 Окуджава умер в парижской клинике. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. 

Борис Васильев

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович, кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии, "чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...". Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. р.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка "чайковцев". Вот что сам Васильев писал о своем отце: «У него отрублен палец на левой руке, отравлены газами легкие и прострелено плечо... Избегая назиданий, будто между прочим, отец сумел посеять в готовой под посев душе моей преклонение перед героями.

Я рос среди рассказов и воспоминаний, в семь лет разбирал наган и знал все виды стрелкового оружия так, как современный мальчишка знает марки автомашин...Отец восторгался закатом или мелодией, тишиной или книгой, человеческим поступком или человеческим гением искренне и безгрешно... С какой спокойной мудростью отец не замечал холуйского стремления «достать», «добыть», «купить», «продать», а если суммировать, - «чтобы как у людей...». Я с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду приобретательства...".

Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

В 1943 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса "Танкисты" (1954). Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева "Иванов катер" (1967): А. Т. Твардовский принял повесть для публикации в "Новом мире". Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году. Известность и популярность писателю принесла повесть "А зори здесь тихие...", опубликованная в 1969 году (журнал «Юность, №8). В 1971 году повесть была поставлена режиссером Юрием Любимовым на сцене Театра на Таганке, а затем в 1972 году экранизирована режиссером Станиславом Ростоцким.

Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту.  Теме Великой Отечественной войны были посвящены такие произведения писателя, как повесть "В списках не значился" (1974), рассказ "Ветеран" (1976), повести "Завтра была война" (1984), "Великолепная шестерка" (1980) и другие. Роман "Не стреляйте в белых лебедей" - ("Юность", 1973, № 6-7), перекликающийся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как "божий бедоносец", Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое.  Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром.

Борисом Васильевым написаны многочисленные сценарии к фильмам. Всего по его сценариям было снято около 20 фильмов. Среди них такие популярные картины, как "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие..." (1972), "Аты баты, шли солдаты..." (1976), "Завтра была война" (1987). О своем поколении

Б. Васильев писал: «Мы стали солдатами... Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда еще не был освобожден Смоленск... Война... во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще - особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня» («Летят мои кони...»).

Борис Васильев скончался в Москве на 89 году жизни 11 марта 2013 года. 

Василь Быков

Василь Быков родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть...». 

Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии.

Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы - на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г.на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война - эпоха «колоссальных усилий народа».

Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», (1960); «Третья ракета», (1962 ); «Альпийская баллада», (1964); «Мёртвым не больно», (1966 ); «Круглянский мост», (1969) и другие, большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры. 

В. Быков так писал о себе и своих героях («Сотников», «Карьер» и др.):«...Исследовать не самое войну (это задача историков), а возможность человеческого духа, проявляющегося на войне... Мне представляется, что когда мы сегодня говорим о значении человеческого фактора в нашей жизни как о решающей силе в созидании, в обновлении действительности, то имеем в виду и идейную убежденность, и духовность, которая основана на совестливости, на внутренней порядочности. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская остается на высоте... Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоятельствах бесчеловечных, но ведь существует же предел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность».По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения». 

Умер 22 июня 2003 г. в Минске.

Юлия Друнина     

Родилась Юлия Владимировна Друнина в Москве, в семье директора школы, преподававшего историю и литературу. Мать была учительницей музыки и библиотекарем, её звали Матильда Борисовна. Семья жила в коммуналке в центре Москвы.

Юлия начала писать стихи в 11 лет, занималась в литературной студии. Впервые её школьные стихи были напечатаны в "Учительской газете" в 30-е годы.В 1931 году Юля поступает в школу. Посещает литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 30-х годов участвует в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение "Мы вместе за школьной партой сидели..." было напечатано в "Учительской газете" и передано по радио.

Так начинался творческий путь еще юной  девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. "Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно... Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев...". Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. 

Когда началась война, она нашла свой документ об окончании курсов медсестры и отправилась на фронт в действующие части Белорусского фронта. Юлия была тяжело ранена в 1943 году, стала инвалидом и её комиссовали. Затем она вернулась в Москву и пыталась поступить там в Литературный институт, однако её не приняли. Тогда она снова вернулась на фронт и воевала в Псковской области и Прибалтике. В 1944 году она была контужена и признана негодной к службе. Ей присвоили звание старшины медицинской службы и наградили медалью "За отвагу" и орденом Красной звезды.

В 1948 году выходит ее первый сборник стихов "В солдатской шинели". Первая книга была хорошо принята критиками, она вошла в ряд сборников военных стихов и заняла свою нишу. В 1952, при поддержке А. Твардовского, Юлия Владимировна была принята в Союз писателей. Она навсегда будет зачислена в ряды поэтов-фронтовиков, и на протяжении всего творчества критики будут относить ее к военному поколению, объясняя этим ее главные тенденции в лирике.

В период с 1963 по 1966 год у Друниной вышло четыре сборника : "Тревога" (1963), "Ты - рядом" (1964), "Мой друг" (1965), "Страна Юность" (1966). В это время Друнина занимается и общественной работой. Внешне в ее жизни все складывалось удачно - к фронтовым наградам прибавилось трудовые ордена. Ее награждали престижными премиями, избирали секретарем правления разных союзов писателей, председателем Совета по военно-художественной литературе, членом редколлегии центральных газет и журналов.

А тем временем доходили слухи, что вся эта литературно-общественная работа, а чаще - суета, все эти звания, награды и посты совсем ей не по душе.  Ее дело поэзия. В 1975 году выходит сборник стихов "Окопная звезда". 

Я родом не из детства - 

Из войны. 

И потому, наверное, 

Дороже, чем ты 

Ценю и счастье тишины, 

И каждый новый день, 

Что мною прожит. 

Я родом не из детства - Из войны. 

Раз, пробиваясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, 

Что мы должны 

Быть добрыми 

К любой тропинке робкой. 

Я родом не из детства - 

Из войны. 

И, может, потому -

незащищенней 

Сердца фронтовиков обожжены, 

А у тебя шершавые ладони. 

Я родом не из детства - 

Из войны.

 Прости меня - 

В том нет моей вины...

Свет окопной звезды озаряет жизнь Юлии Друниной, он проникает в ее стихи, ее книги. Окопная звезда - символ высокой нравственности и беззаветного служения родине.

Своеобразие стихов Друниной - в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина приносит не только свое мужество и терпение, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством.

21 ноября 1991 года Юлии Друниной не стало. Юлия Друнина ушла из жизни исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности, своей первой фронтовой любви, дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи.

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом.

А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ. 

Юрий Бондарев

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске в крестьянской семье. Отец, Василий Васильевич, участвовал в борьбе за становление советской власти на Урале, работал следователем, получил юридическое образование.

Юрий Бондарев рано пристрастился к книгам. Приучила его к чтению мать, читавшая ему вслух. Первые годы жизни будущего писателя прошли в Оренбуржье, на Южном Урале, в Средней Азии. С конца 1931 года семья Бондарева живет в Москве.

В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом он учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошел до Польши и Чехословакии. 

По окончании войны он демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Он поступил на шоферские курсы, но уже всерьез задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что его влечет совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького. В Литературном институте ему повезло: он попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, один из самых крупных русских писателей.

Паустовский, по словам Бондарева, сделал для него чрезвычайно много: «он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе - сказать свое». Бондарев оканчивает институт в 1951 году.

Первые рассказы были опубликованы в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году.  В 1956 г. вышла в свет первая повесть Бондарева - «Юность командиров», - рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни. «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.) - две повести, которые принесли широкую известность писателю. Это был новый и значительный шаг молодого писателя по избранному, принципиальному для него пути изображения военной действительности. Главное, что сближало и вместе с тем отличало эти произведения одно от другого, заключалось в исследовании нравственной прочности человека на войне. Критика сразу же высоко оценила и повести в целом, и образ главного героя.  Роман Бондарева - «Тишина» (1962-1964 гг.) - одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970 г.) действие произведения ограничено одними сутками и одним событием - боями на подступах к Сталинграду.

Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле. Главные герои повести Юрия Бондарева - это "маленькие великие люди". Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело - защищают Родину. Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание - испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека. В следующих романах - «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.), «Непротивление» (1994-1995 гг.) - Бондарев обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины XX столетия (его герои - писатель, художник, кинорежиссёр, учёный).  Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино -  им созданы киносценарии по многим собственным произведениям «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», «Берег», сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972 гг.). 

«Мне хотелось бы, - говорит писатель, - чтобы мои читатели узнали в моих книгах не только о нашей действительности, о современном мире, но и о самих себе. Это главное, когда человек узнает в книге нечто ему родное, то, через что он проходил, или то, через что он хочет пройти.
У меня есть письма от читателей. Молодые люди сообщают: после моих книг они стали военными, офицерами, выбрали себе этот жизненный путь. Это очень дорого, когда книга воздействует на психологию, значит, ее герои вошли в нашу жизнь. Война - это ой-ё-ёй, это не колесико по асфальту катать! Но кто-то же все равно захотел подражать моим героям. Это мне очень дорого и не имеет отношения к нехорошему чувству самодовольства. Это - другое. Ты недаром работал, жил, понимаете?! Ты недаром воевал, бился в совершенно нечеловеческих условиях, недаром прошел через этот огонь, остался жив... Я заплатил войне легкой данью - тремя ранениями. Но другие-то заплатили жизнью! Будем же помнить об этом. Всегда».

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16... В ней правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры они совсем теряют связь с реальностью, совсем не ценят то, что имеют. Вопрос только в том, как заставить их начать это читать. Именно начать, потому что это уникальные писатели, даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником... 

Мальчишки, читайте такие книги...

Тема Великой Отечественной войны в художественной литературе

Как во время войны детские книги спасли целое поколение

К 70-летию Великой Победы: Незабываемые книги: «Повесть о Зое и Шуре»

К 70-летию Великой Победы: две книги о Лене Голикове

"Партизанка Лара" Надежды Надеждиной

Пионер-герой Марат Казей

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!