Отхлынет полночь, займется утро,

и небо севера будет мутно

глядеться вниз, а мальчишки снова

придут под вечер, чтоб слушать Слово!

Из пепла, праха, из ниоткуда

и, воскрешенья являя чудо,

страна воспрянет!.. О книжных детях

вслед за Высоцким решился петь я.

Иван Коновалов

 

Для нас уже стали расхожими фразы: «Дети - это наше будущее», «Все лучшее - детям». Все прекрасно понимаем, насколько важно вырастить образованное, здоровое, духовно богатое и доброе поколение. Трудно не согласиться со словами  современного русского писателя Захара Прилепина - «У нас не может быть никакой национальной идеи, кроме создания великолепных, современных людей - из наших детей. Это то поколение, на которое мы однажды оставим нашу огромную страну». (Прилепин Захар. Национальная идея. STORY - 2013. - № 9 - С. 28-29.)

Решить эту задачу без передачи детям духовного, нравственного опыта, наработанного в мировой литературе,  невозможно.

Какая же роль в осуществлении этой идеи отводится детской библиотеке? Нужны ли мы, а если нужны, то в каком качестве?

Мир стремительно меняется, что-то навсегда уходит, устаревает, на смену приходит новое.

Сейчас нет заполненных читальных залов, где царила рабочая тишина. Добыть информацию можно не выходя из дома. На абонементе не создаются очереди из читателей, нет книжного дефицита. Полки книжных магазинов заполнены всевозможной литературой. Можно прочесть по интернету, закачать в телефон. Может и впрямь замки повесить на детские библиотеки как на что-то устаревшее и ненужное! Но это не так. Детские книги уже более двухсот лет остаются одним из главных средств воспитания.

Обилие информации бывает хуже, чем ее отсутствие. Когда перед вами на нужную вам тему сотни источников, в этом легко запутаться. Интернет и научно-познавательные программы, какие бы интересные они не были, никогда не заменят книгу. Только с книгой ребенок вовлечен в процесс познания, работает его воображение, память. Читая книгу, он трудится сам, а не получает готовое. Главное - помочь найти нужную книгу.

В последние годы все реже дети  обращаются к художественной литературе. Если и читают, то произведения по школьной программе. Современная, интересная, богато иллюстрированная детская книга часто является невостребованной, проходит мимо тех, для кого она предназначена. Одна из главных наших задач  - вовлечь, ввести ребенка в мир чтения!

Ключик от потаенной дверцы в мир чтения лежит в кармане читающих родителей. Согласна. Но мы с вами уже смирились с тем, что, к сожалению, мы не самая читающая страна в мире. Мы прекрасно понимаем, что заставить читать нельзя, можно только заразить личным примером. Любовь к чтению могут привить только люди, влюбленные в чтение. Но далеко не в каждой российской семье книга является необходимостью. Многие родители после работы способны шевелить только кнопками телевизионного пульта. Вот тогда в пошаговой доступности от ребенка должна находиться библиотека, где нечитающего родителя заменит читающий детский библиотекарь.

Вспомним известного детского писателя Роальда Даля (так нелюбимого взрослыми и обожаемого детьми), его знаменитую "Матильду" прекрасный телевизор и зачем ей книга. Хорошо, что недалеко от дома оказалась библиотека. Когда мама уезжала играть в бинго, Матильда приходила в библиотеку. Здесь она встретила деликатную, влюбленную в литературу миссис Фелпс, которая показала ей полку с детскими книгами и внимательно наблюдала за юной читательницей. И когда девочка попросила почитать что-нибудь еще, миссис принесла ей Диккенса. Рекомендуя девочке  серьезные книги, она говорила:  "Не  волнуйся насчет того, что не поняла. Сиди себе, и пусть слова плещутся вокруг, как музыка»".  Благодаря прочитанным книгам, Матильда, не выходя из своей комнатки в английской деревушке, объездила весь мир. Очень хочется, чтобы на пути к чтению дети встречали подобных миссис Фелпс. Только читающий, влюбленный в литературу  библиотекарь может увлечь ребенка чтением.

На ум приходят слова русского книговеда Н. А. Рубакина: "Господа взрослые, укажите детям на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное - это сумеет и сам юный читатель".

Главная задача детских библиотек - создать книжное пространство и книжное сообщество в этом пространстве.

В работе каждого детского библиотекаря есть свои методы и приемы работы. Мне хотелось бы поделиться с вами  методикой работы по программе «Книжные дети».

«Книжные дети» - это не клуб (вернее, не только одноименный клуб!) с его уставом и программой. Это наш золотой фонд читателей, который мы стремимся не растерять, а неуклонно пополнять. Всю работу с нашими читателями можно разделить на ступени. Первая ступень - это сообщество «Читаем вместе». Сюда входят индивидуальные читатели - дошкольники, группы детских садов. Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для малышей к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимому для становления человека, как обычная пища для физиологического развития. Насколько качественным и в достаточном количестве будет получать ребенок это питание, зависит от нас, от взрослых. В памяти каждого из нас есть те волшебные минуты, когда нам, еще не умеющим читать, родители перед сном читали сказки, стихи. Эти сюжеты и герои не забываются на протяжении всей жизни.

Ребенок научился читать, и взрослые перестают читать детям вслух. Чтение в кругу семьи, в группе продленного дня, в детской библиотеке очень многое дает нашим детям. Совместное чтение вслух (независимое от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией интеллигентных семей в России конца XIX - го начала XX-го вв.

Дети - благодарные слушатели, они с удовольствием идут на разговор. С помощью такого общения, без нотаций и нравоучений, не ругая, можно дать детям понять, что есть «хорошо», а что -  «плохо». Конечно, нужно стараться подобрать текст, соответствующий возрастным особенностям ребенка. Книги должны рассказывать о простых вещах, доступных пониманию маленького человека, но в то же время, как говорил Б. Житков «с запасом на вырост».

Книги должны быть написаны литературным языком. Ребенок должен услышать грамотные, красиво построенные предложения. Язык должен завораживать маленького читателя, обогащать его словарный запас.

Детская книга - это и первая встреча с изобразительным искусством. Иллюстрации имеют огромное значение. Они развивают художественный вкус ребёнка.

Через книгу ребенок познает мир, она должна расширять кругозор. Но самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу, заложенному в  произведении. Для ребенка очень важны книги, заставляющие трепетать его сердце, вызывающие добрые чувства, сопереживание, боль за обиженных, чувство справедливости. Такие книги формируют личность ребенка, его отношение к людям, животным, природе.

В своей работе я в последнее время часто использую чтение вслух, которое сопровождается на экране иллюстративным рядом. Такая презентация усиливает восприятие текста, ведь многие детки больше слушают глазами. Очень тщательно стараюсь подходить к подбору литературы.

В первую очередь это  детская классика, на которой выросло не одно поколение. Это такие книги, как «Ежик в тумане» С. Г.Козлова,  «Плюшевый заяц» Уильямс Марджери, «Щедрое дерево» Шел Силверстейна, «Детский остров» Саши Черного, «Необычайное путешествие кролика Эдварда» Кейт ди Камилло и другие. С одной стороны, это, конечно же, по содержанию «книги на вырост», но в то же время речь идет об очень понятных ребенку вещах. Зато, какой литературный язык, какие образы! Такие произведения остаются в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Я долго не могла придумать емкое название этой форме работы. Очень обрадовалась, когда наткнулась на брошюру коллеги из Нижнего Новгорода Пальгуевой Г.М., которую она назвала «Чтение - дарение». Это название мне очень понравилось. Чтение - как подарок. И я хочу подарить свои эмоции, свои сопереживания, свое отношение к героям детских книг моим читателям.

Пальгуева Г.М. пишет: «Чтение надо дарить. Но не одаривать свысока, а дарить, как равный - равному, дарить то, что тебе самому интересно, приносит удовольствие, то, что тебе самому дорого. Поэтому читать с детьми произведения, вызвавшие бурю эмоций и размышлений у себя самой. Это не значит, что я навязываю другим свои вкусы и предпочтения, нет. Просто я показываю, какое удовольствие мне самой удалось извлечь именно из этих произведений, то есть демонстрирую свой подарок, и дарю свое чтение, ничего не требуя взамен».

  Как бы продолжая эту мысль, Даниэль Пеннак в своем знаменитом эссе «Как роман» обращается напрямую к нам всем:

«Дорогие библиотекарши, служительницы храма, какое счастье, что все заголовки мира разложены по ячейкам в вашей превосходно организованной памяти (как бы я находил дорогу без вас, я, чья память подобна заросшему пустырю?), какое чудо, что вы ориентируетесь во всех тематических разделах, представленных на окружающих вас стеллажах... Но как было бы хорошо, если б вы еще и рассказывали свои любимые книги посетителям, заблудившимся в лесу потенциальных чтений...  Как было бы прекрасно, если б вы развернули в их честь свои лучшие читательские воспоминания! Станьте сказительницами, волшебницами - и книжки сами попрыгают с полок прямо в руки читателям».

На второй ступени наши читатели - это младшие школьники,  1-4 класс. Это сообщество "Как хорошо любить читать". Главное в работе с этой категорией читателей -  постоянно подогревать интерес к чтению и стремиться, чтобы каждый наш читатель нашел  свои,  именно ему интересные книги. Конечно, продолжать прививать литературный вкус к хорошей, качественной литературе. Поэтому работа на этом этапе очень разнообразна.

Знакомство с новыми книгами, поэтические странички, работа с  историко-патриотической темой, продвижение научно-познавательной литературы, чтение детской классики.

В сентябре дети с удовольствием принимают участие в мероприятии "Что я прочел этим летом". Каждый приходит в библиотеку с прочитанной за каникулы книгой и подготовленным отзывом на нее.  Я знакомлю детей  с летними новинками, а затем дети рассказывают, что они прочли за лето. К концу нашей встречи книжная полка заполнена, а у читателей состоялся интересный разговор.

«По-книжному» отмечаем праздники. Особый интерес вызывает у детей новый праздник  - День единства, У них много вопросов: о каком единстве идет речь, с какими событиями связан этот праздник? Поэтому свой рассказ о празднике я делю на три части.

Первая: "История про историю".   Учитывая возраст детей, рассказываю о событиях Смутного времени. Затем  красочная презентация помогает нам совершить экскурсию на Красную площадь к одному из красивейших памятников страны К.Минину и Д.Пожарскому. В заключительной части дети знакомятся с  историей  создания праздника", и узнают, почему в наши дни также важно всем вместе отстаивать интересы своего Отечества.

В преддверии Нового года знакомлю детей с  книгой современных детских писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Правдивая история Деда Мороза".

Книга  увлекательно  знакомит с исторической судьбой Деда Мороза и Снегурочки, а также с обычаями и традициями этого праздника. Благодаря живому и красочному описанию, у читателей есть возможность вместе с героями книги самим смастерить красивую елочную игрушку,  как это было принято в начале XX века. А главное, что книга - волшебная, с добрыми сказочными персонажами. Презентация книги проходит в библиотеке вместе с изготовлением елочной игрушки.

Почувствовать святость праздника и веру в чудо Рождества помогают "Рождественские истории", которые рассказываем в библиотеке в зимние каникулы. Есть три потрясающие книги, с невероятно красивыми иллюстрациями.  Это - «Дары волхвов» О, Генри, «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса и «Рождественское чудо мистера Туми» С. Войцеховски. Они и  вышли в серии "Шедевры книжной иллюстрации", и объединяет их  ирландский художник П. Дж. Линч.  Город, архитектура, мебель,  одежда, посуда - все соответствует времени, о котором идет речь в произведениях. Благодаря иллюстрациям читатель полностью погружается в эпоху 19 века. А главное, что  иллюстрации помогают донести до юных читателей смысл гениальных произведений. Пересказ произведений с просмотром иллюстраций на экране дети слушают,  затаив дыхание.  На детских лицах отражается и удивление, и боль, и сострадание.

У нас стало традицией 21 марта отмечать Всемирный день поэзии. Праздник учрежден в 1999 году на 30-й сессии генеральной Конференции ЮНЕСКО. Первый Всемирный день поэзии прошёл в Париже, с целью привлечения  внимания современных людей к поэзии. В этот день в разных странах мира проходят встречи с поэтами, конкурсы чтецов, литературные вечера, презентации, викторины, вручения литературных премий. Поэзия всегда занимает в жизни людей важное место. В ней нуждаются все:  школьники и взрослые. Она утешает в молодости и старости. В ней люди ищут красоту, вдохновение. Она делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает энергией, увлекает за собой и подчиняет наше воображение. Трудно представить нашу жизнь без поэзии. Главная задача наших праздников - пробудить в детях интерес к поэзии,  открыть для них образность и красоту поэтического слова. В этот день дети обязательно читают стихи любимых поэтов. Одна из страничек праздника посвящена поэтам-юбилярам года, другая знакомит с историей поэзии. Презентация «Путешествие на Парнас» позволяет  отправиться в гости к греческому богу Аполлону.  Аполлон играет на золотой кифаре, музы танцуют, поют гимны; крылатый Пегас летает быстрее ветра. В гости к участникам праздника приходит Муза и вдохновляет их на творчество. Дети читают стихи собственного сочинения и составляют синквейн на тему праздника.

Уже четыре года, в мае, мы участвуем в Международной Акции «Читаем детям о войне». Акция приурочена ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Организатором Акции является ГБУК «Самарская областная детская библиотека». Главная цель акции - воспитание патриотизма у детей на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Основное условие акции - в назначенный день (7 или 8 мая) одновременно во всех библиотеках - участниках детям прочитать вслух литературное художественное произведение о войне. Затем высылается организаторам отчет о проделанной работе. Библиотека - участник, приславший отчет, получает Диплом. В год 70-летия прорыва ленинградской блокады я читала детям рассказ Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Окна читального зала были заклеены бумагой - крест-накрест, как в блокадном Ленинграде.  На книжной полке, наряду с книгами о блокадном Ленинграде, стояли  фото города, разрушенных зданий, заснеженных трамваев, измученных голодом и бомбежками детей. После прочтения рассказа детям раздали кусочки хлеба, которые соответствовали дневной норме в самые трудные месяцы блокады, чтобы они могли прочувствовать  страшную трагедию того времени. Дети выходили из читального зала притихшие, на лицах скорбь и сострадание. В прошлом году я читала рассказ А. В.Митяева «Треугольное письмо», затем дети научились делать солдатские треугольники,  и каждый написал благодарственное письмо ветерану. Мне кажется, что акция «Читаем детям о войне» достигает своей цели.  У читателей появляется интерес к истории Отечества, гордость за его героическое прошлое и чувство любви к Родине.

Конечно, в своей работе большое внимание уделяю знакомству детей с новыми книгами. Много интересного и познавательного, красочного и веселого выходит из печати в последнее время. Я с нетерпением жду новинок издательства «Самокат». Благодаря «Самокату» я открыла для себя  потрясающие детские книги Швеции и Норвегии, влюбилась в эту литературу. Стараюсь любовь к скандинавской литературе привить  своим читателям. Книги У.Старка, М.Парр, Р.Белсвика приводят меня в восторг! Прочитав «Простодурсена» Р.Белсвика мы с детьми написали свои отзывы в редакцию «Самоката». Дети благодарили автора, переводчика и художника. А сколько было радости, когда в ответ мы получили письмо от художницы Варвары Помидор. Книга настолько уютная, домашняя, идеально подходит для семейного чтения, пронизана светом любви к природе и жизни. Так и хочется стать жителем Приречной страны и также неспешно, без суеты проводить дни на природе, общаться с друзьями, заботиться о младших, ценить каждый прожитый день. Эта книга подвигла меня на создание презентации «Непутевые заметки о Приречной стране». С помощью презентации я постаралась ввести читателей в мир книги. Мы  путешествовали по страницам книги, знакомясь с растительным и животным миром придуманной страны. Подружились с жителями - Простодурсеном, Пронырсеном, Сдобсеном, Ковригсеном и Октавой.  Имена этих персонажей говорят о многом, дети легко узнают черты своего характера и окружающих. Герои книги помогают лучше понимать мир людей, взаимоотношения в семье, учат терпению и уважению друг к другу. А какая изумительная кухня страны Приречной! Это и национальное блюдо страны - пудинг, и необыкновенной вкусноты новогодние марципаны, и весенние крендели,  и знаменитая хрусткая ржаная коврижка, хлебный дух от которой ползет по всей стране. Мне  хочется верить, что после нашего разговора о книге детям захотелось рассказать о ней дома близким и почитать ее в семье, всем вместе. Она стоит того!

Это далеко не все, о чем я стараюсь говорить со школьниками младших классов. Востребован цикл «Книга на все времена», где  мы читаем и обсуждаем классику: «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла и другие. Есть и цикл бесед об  истории «Детский Плутарх» о выдающихся личностях в истории всех времен и народов.

Самая сложная и ответственная работа с читателями - старшеклассниками. Это наши - «Читающие дети». Уже взрослые, но все еще дети... Детство, когда тебя опекали и во всем помогали родители позади, а впереди долгожданная, но и пугающая взрослая жизнь. Это время становления личности, когда подростки задумываются над смыслом жизни, ее ценностями, мечтают о любви, влюбляются и боятся предательства. На книжных примерах ищут ответа на жизненные вопросы.

В своей работе со старшеклассниками одним из самых удачных мероприятий я считаю обсуждение книги  Н. А. Фомичева «Не заслоняй мне солнце,  царь!» ...Когда Диоген грелся на солнце в Коринфе, Александр Македонский, остановившись над ним,  сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнце...» Именно эти две исторические личности являются героями повести Н. А. Фомичева. Автор на основании исторических источников воссоздает облик той далекой эпохи.  Имя Александра Македонского, блестящего полководца древности, хорошо известно всем. Он, бесспорно,  обладал решительностью, смелостью, волей, полководческими способностями, но он был также человеком жестоким, коварным и беспощадным. Армия Александра оставляла за собой пепелища разрушенных городов и селений,  десятки тысяч убитых и порабощенных жителей. Александру противопоставлен скромный облик Диогена, мудреца, жившего в бочке, который собственным образом жизни убеждал, что «добродетель не в словах, а в делах»; кто восславлял не власть имущих, а свободу духа человеческого, равенство людей. Войны и насилие Диоген называл безумием. В результате просмотра презентации, которая  повествует о жизненном пути  А. Македонского и Диогена, читателям предлагается проголосовать (с помощью камушков и вазы), кто им  ближе в  Древней Греции -   нищий философ или  властелин полумира? Результаты  голосования бывают различными (в зависимости от аудитории), чаще  наибольшую симпатию вызывает А. Македонский.

К юбилею великого английского драматурга Уильяма Шекспира в 2014 году в библиотеку поступила книга «Жизнь и время Уильяма Шекспира» (повесть о джентльмене и поэте, рассказанная его собственными глазами). По содержанию книга скорее предназначена для детей младшего и среднего возраста, по оформлению она очень необычна. Книга похожа на сундук с сокровищами. Ее можно бесконечно листать и изучать, открывать различные конвертики, разворачивать вкладки, рассматривать рисунки и погружаться в эпоху жизни одного из самых известных и загадочных писателей Англии. Великолепные иллюстрации книги помогают совершить путешествие по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством Шекспира. Это Стратфорд-на-Эйвоне, где сохранился дом, в котором родился  великий драматург, школа в которой он учился. В этом городе, в церкви Святой Троицы, крестили и отпевали, здесь же у алтаря и  могила драматурга. Это Лондон в елизаветинскую эпоху и. конечно, знаменитый театр «Глобус», которому Шекспир посвятил свои лучшие творческие годы. Презентация этой книги  помогла найти путь для привлечения внимания старшеклассников к творчеству Шекспира. А затем разговор вышел на содержание книги. Наши читатели обсуждали, почему пьесы Шекспира не сходят со сцен театров? А нужны ли современной молодежи и сегодняшней школе творчество и книги великого англичанина? Большинство  читателей понимают, что пьесы Шекспира вне времени. Несмотря на то, что в пьесах действуют короли и принцы, до сегодняшних дней актуальны темы: власти над людьми, взаимоотношения отцов и детей, поскольку  это проблемы на все времена!

В апреле 2016 года  со старшими школьниками отметили  большой праздник - юбилей  Н. С. Гумилева, ему исполнилось 130 лет со дня рождения. С величайшей радостью я поделилась своей любовью к поэту.

Поэзия, личность, судьба Гумилева вызывают сегодня жгучий интерес. «Поэт, воин, путешественник» -  так называлась  литературно - музыкальная композиция, которая была представлена читателям. Что, из названного о нем, проявилось ярче и сильнее? Обращаясь к его биографии,  нельзя отделить одно от другого. Творчество привлекает смелостью и остротой чувств, а жизнь - мужеством и силой духа. Поэт на долгие 65 лет (1921 - 1986 годы) был предан забвению. Но как бы ни затаптывали память о нем - она жила. Стихи его помнили, их не печатали - их знали  наизусть.

Композиция  о поэте  наполнена музыкой, стихами, голосами современников. Живой и настоящий Н. С. Гумилев заглянул в наш век, в наш день, в нас самих. В заключении были представлены самые лучшие издания нашей библиотеки об этом человеке.

Со старшеклассниками обязательно говорим о книжных новинках для юношества. Содержательным и полезным получился разговор о книгах современной французской писательницы  Мари-од Мюрай  «Умник» и «Oh, Boy!» Такие темы,  как  сиротство, болезнь, одиночество, взаимоотношения в семье, волнуют данную категорию читателей. Художественная литература на эту тему помогает им разобраться в себе, своих чувствах, построить отношения с близкими и друзьями.

Наша работа, как и любая другая, требует постоянного движения вперед, умения видеть перспективу. Если мы, работники библиотеки, знаем, что  мы хотим сказать своим юным читателям; если мы встречаемся с читателями не от случая к случаю, не от юбилея  до юбилея, а у нас  четкая и продуманная программа,  то у нас обязательно все получится! Наши читатели, благодаря тому, что они «нужные книги в детстве читали», вырастут умными, честными,  добрыми и поэтому счастливыми.

«Я не призываю к замене государства библиотекой..., но я не сомневаюсь, что, выбирай мы властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше горя». Из нобелевской лекции И. Бродского.

Будем трудиться ради читательского опыта наших юных граждан.

Главный библиотекарь отдела обслуживания детей и подростков Селянина Г.А.

Паспорт клуба

Положение о клубе

Программа работы

План заседаний клуба

 

 

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!