Как привлечь к чтению ребенка? Просто надо показать ему книгу, которую читали его прабабушка и прадедушка. Благодаря издательству «Арт Волхонка», которое занимается переизданием книг 20-х и 30-х годов 20 века, в нашей библиотеке появилась книга Елены Данько «Фарфоровая чашечка». Отличное стихотворение и замечательные иллюстрации вызывают живой интерес  у детей.

Немного об авторах.

Елена Яковлевна Данько (1898-1942) – русская советская писательница и художница. С 1918 по 1924 год Е. Данько работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора. Фарфоровые шедевры (сегодня можно увидеть в Русском музее в Петербурге) Елена Данько делала вместе с сестрой Натальей – расписывала вылепленные ею фигурки. С 1919 года она овладевает еще одной профессией – ремеслом кукольника в кукольном театре «Студия», создает инсценировки для спектаклей этого театра. С 1925 года знакомится с С.Я. Маршаком,  под его влиянием начинает писать книги для детей и занимается этим профессионально. Одна за другой появляются ее тоненькие книги: «Фарфоровая чашечка» (1925), «Настоящий пионер» (1925), «Шахматы» (1927), «Деревянные актеры» (1931) – повесть о куклах-марионетках и бродячих кукольниках. В 1941 году вышло одно из наиболее известных произведений Е. Данько для детей – сказочная повесть «Побежденный Карабас», являющаяся продолжением сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого.

Е.Я. Данько написала о фарфоре три книги. Кроме представляемой, еще «Ваза Богдыхана» (1925) и повесть «Китайский секрет» (1929). Художница-поэт умерла во время войны от последствий истощения, в поезде, в пути из блокадного Ленинграда в 1942 году. Когда вы дойдете до строк «Мастер кисточкой умелой / Наведет на нем узор», знайте, что таким мастером и была Е.Я. Данько.

Е.Я. Данько никогда не иллюстрировала свои книги. Так случилось и с «Фарфоровой чашечкой». Это было предоставлено Елене Константиновне Эвенбах (1889-1981). Уже с самого детства ей хотелось быть художницей. Она училась рисовать, самостоятельно копируя картины из журналов и создавая живые, карикатурные сценки из жизни гимназисток и учителей. Евгения Эвенбах поступила в Школу общества поощрения художеств, в класс к Николаю Рериху. Во время Первой мировой войны Евгения, окончив курсы сестер милосердия, работала в военном госпитале в Иркутске. С 1917 года заведовала солдатским клубом, рисовала плакаты. С 1919 года Е. Эвенбах начала заниматься в мастерской К.С. Петрова-Водкина и поступила в Ленинградский университет, изучать историю искусств. Иллюстрации Е.К. Эвенбах живут в детских книгах, которые представляют уникальную ленинградскую школу книжной графики 1920-х – 1930-х годов, вошедшую в золотой фонд книжной иллюстрации не только нашей страны, но и всего мирового искусства.

Задумав книгу о производстве посуды, Е. Эвенбах поехала на фарфоровый завод, изучила весь процесс производства и из сотен зарисовок с натуры она отобрала самые существенные эпизоды. Особенно удачно Эвенбах нарисовала сцены у печей для обжига. А как ярко, жизненно и пластически выразительно она передала движения рабочих: осторожные – у паренька, несущего чашки на доске, и сильные, энергичные – у человека, который катит тачку. Впечатляет и цветовое решение рисунков. Через все иллюстрации проходят сочетания основных цветов – оранжевые, синие, черные. Вклад художника в эту книгу был особенно значителен, увлекательно и зримо был запечатлен процесс работы, показаны люди, чудесным образом делающие чашечку.

Современные дети с удовольствием слушают, рассматривают иллюстрации, листают страницы, читают самостоятельно и  узнают много нового и интересного.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!