Книжная полка

"Линнея в саду художника". Ботанико-искусствоведческое путешествие


Как и обещали, начинаем рассказывать о наших книжных новинках в помощь родителям "от искусства" (ну, в смысле, тем родителям, которые любят искусство и хотели бы эту любовь привить детям). Первой на очереди будет книга под названием "Линнея в саду художника", изданная в издательстве "Белая ворона" в  2018 году.

Зарубежному читателю эта книга стала известна еще в 1985 году, когда вышла в свет. Пять лет над ее созданием трудились шведская писательница Кристина Бьорк и ее соотечественница художница Лена Андерсон. Прототипом главной героини книги стала дочь художницы - Николина. Девочка Линнея за девять лет до выхода этой книги впервые появилась в шведской газете, и материалы, рассказанные от ее имени, стали очень популярны. Одной детской странички в периодическом издании этому персонажу  скоро стало мало, и тогда Бьорк с Андерсон решили написать отдельную книгу, где девочка наблюдает за природой в течение всего года. Нашему русскому читателю хорошо знаком "Синичкин календарь" Виталия Бианки, а у шведского ребенка был свой календарь - "Календарь Линнеи".

Однажды художница Лена Андерсон побывала со своей дочерью во Франции в Доме-музее Клода Моне (Живерни), который произвел на нее огромное впечатление. Решено было написать еще одну книгу про любительницу живой природы Линнею. Основной сюжетной линией там стало бы ее путешествие в эти живописные места вместе с другом-садовником Блумквистом.

Почему книга писалась целых 5 лет? Дело в том, что в те годы практически  не было "детских" книг об искусстве. Это сейчас мы имеем довольно большой пласт такой литературы - и зарубежной, и отечественной. Это сейчас семимильными шагами движется вперед музейная педагогика, разрабатывающая все новые способы знакомства детей с искусством.

Потому и данная книга при несомненных ее достоинствах кажется немного неуверенной.

Плюсы:

Первый и самый главный плюс этой книги - ее ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Шведская детская литература конца прошлого столетия современному читателю неплохо знакома. Вспомнить хотя бы Свена Нурдквиста и его знаменитую серию про Петсона и Финдуса. В этих иллюстрациях (и у Нурдквиста, и у Андерсон), немного акварельно-размытых и приглушенных, очень трепетное отношение к окружающему миру во всех его подробностях. Например, занавесочки на окнах, фотографии на стенах, стакан молока и лампа под абажуром и другие детали. Поскольку в этой книге речь идет о великом французском художнике, одними иллюстрациями Лены Андерсон ограничиться было нельзя. И авторы решили поместить в книге некоторое количество репродукций картин Клода Моне или их фрагментов. Причем, картины приводятся те, которые важны по сюжету книги. Здесь нет таких хрестоматийных произведений, как "Вокзал Сен-Лазар", "Скалы в Бель-Иль", серии о Раунском соборе, потому что по сюжету они не нужны. А главный сюжет - это дом и сад в Живерни. И кувшинки, которыми буквально бредит Линнея.

Второй плюс.  Довольно простым языком и на примерах ребенку объясняется суть импрессионизма.

Любите вы импрессионизм или нет — дело ваше, но, чтобы иметь свое мнение по этому поводу, нужно понимать идею сиюминутных впечатлений, на основе которых эта живопись и строится, и цветовую технику «положить рядом, но не смешивать» .


Третий плюс. Довольно краткая, выборочная биография художника.

Главные сведения о жизни Моне обильно сдобрены информацией о том, что любил художник: сидеть вот на этой скамейке, смотреть вот на этот пруд, и т.д. Очень много приводится сведений о семье художника, о его потомках. И тут, на мой взгляд, плюс рискует перерасти в минус.

Четвертый плюс. Довольно много сведений о судьбах некоторых картин, об их местонахождении, о музеях, в коллекциях которых есть картины Моне.

Для взрослого читателя это, безусловно, будет полезной информацией. Или для ребенка среднего школьного возраста, но не для младших школьников. Собственно, к этому же пограничному положению можно отнести всевозможные смысловые отступления и нагрузки: о парижской гостинице «Эсмеральда», о человеке с большой собакой, о правнуке Моне.

Пятый плюс.  Ботаническая составляющая этой истории.

Как уже было написано выше, девочка Линнея — это ребенок, очень увлеченный всевозможными растениями. Даже имя свое она получила в честь цветка Линнеи  северной  (а тот, в свою очередь, от имени знаменитого ученого). И поэтому не стоит удивляться, что в книге большое значение отводится описанию произрастающих в Живерни и в некоторых районах Парижа растений. Иногда дотошное перечисление цветов в саду у Моне вызывает удивление: нужна ли столь подробная информация?

Шестой плюс. Справочная информация.

Полезные разделы «Музеи», «Другие места в Париже», «Когда что произошло» и даже предельно краткие родословные Клода Моне и его второй жены Алисы, которые, возможно, заинтересуют взрослых, которые будут читать с ребенком эту книгу.

Седьмой плюс.  Ох  уж эти трогательные подробности.

Опять же, как уже отмечалось выше, шведской литературе для детей свойственна ненавязчивая  передача второстепенных или, казалось бы,  вообще ненужных бытовых подробностей. Что кушали во время пикника у речки Линнея и Блумквист? Но это ведь так интересно! Читайте книгу и узнаете!

P.S: Жаль, что Лена Андерсон и Кристина Бьорк не продолжили идею художественных путешествий Линнеи. Можно было бы отправить ее в гости к Ван-Гогу, Тёрнеру, Поленову или кому-нибудь еще.

Ждем вас в гости за новой книгой!