В 1984 году родилась идея об установлении памятника литературным героям романа "Два капитана". Идея принадлежала директору библиотеки Михеевой А.А. Ее поддержали городские власти, в частности, мэр города И.М. Юницкий, его заместитель по культуре М.Е. Калинин. С помощью московского искусствоведа С.В. Ямщикова было направлено в Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Репина письмо с просьбой принять участие в создании скульптурной композиции. Бывший ректор института Петр Тимофеевич Фомин, наш земляк, был председателем земляческой общины псковичей в Ленинграде. Он одобрительно отнесся к нашей идее. На скульптурном факультете института был объявлен конкурс, который выиграл в то время пятикурсник Михаил Владиленович Белов. Для воплощения замысла молодому скульптору требовалась мастерская, которой у него не было. Встал вопрос об определении Михаила Белова в аспирантуру, где научным руководителем стал Михаил Константинович Аникушин, известный скульптор. Ректор П.Т. Фомин и искусствовед С. В. Ямщиков уладили вопрос устройства М. Белова в аспирантуру. Работа над памятником продолжалась, но М.К. Аникушин возражал против Мишиного проекта. Он сказал, что Белову еще рано ставить памятники в городах, а, по учебному плану, надо лепить обнаженную натуру, а если это не нравится, то можно убираться из аспирантуры. Расстроенный Михаил привез на обсуждение новую модель памятника, которая изображала голого юношу, который держал в руках колокол. Это была аллегория. Градостроительный совет рассмотрел проект, он понравился, но устанавливать такую статую рядом с детской библиотекой было нецелесообразно. Из положения выход был предложен в поиске соавтора и «прикрытии» его именем. В это время вернулся из армии выпускник Ленинградского института им. Репина Андрей Ананьев, получивший за дипломную работу "Портрет Шостаковича" Золотую медаль, которая в течение нескольких лет никому не присуждалась. Это характеризовала А. Ананьева как талантливого человека. За время работы над памятником "Два капитана" молодые люди закончили аспирантуру. Белов и Ананьев выполняли работу следующим образом: старшего капитана, Татаринова, делал Белов, а младшего - Саню Григорьева - Ананьев. Их новый проект сочетал поясное  изображение старшего капитана на постаменте с плащом полярника и молодого летчика в форме, идущего с перчаткой в руке. Такое решение памятника было оправданно, поскольку действие романа происходит в разных временных пластах, и Саня Григорьев действует пятнадцать лет спустя после путешествия капитана Татаринова. Именно  поэтому изображения капитанов не объединены одним пьедесталом.

Проект был одобрен художественным советом института, градостроительным советом города Пскова и преподнесен в дар городу Пскову, конкретно - библиотеке. Все это происходило с согласия и одобрения В.А.Каверина. Вот свидетельство из переписки с В.А. Кавериным.

"Ваше неожиданное письмо, в котором Вы пишите о возможности поставить скульптуру, посвященную "Двум капитанам", меня очень обрадовало. И, конечно, правильно поручить это выпускнику Московского художественного института. Я более чем удовлетворен тем, что идею эту поддержали в горисполкоме. В. Каверин" .17 мая 1984 года.

«Меня очень обрадовало известие о том, что дело с скульптурной группой, связанной с моими "Двумя капитанами", продвигается. В. Каверин» . 16 января 1986 года.

"Очень хотелось бы мне увидеть проект "капитанского монумента". Но это, по-видимому, очень трудно или даже невозможно, тем более, что в конце мая я буду в городе Резекне на Тыняновских чтениях. Может быть, кто-нибудь из Пскова приедет на эти чтения и привезет мне этот проект, чтобы я на него посмотрел? В конце концов от Пскова до Резекне, кажется, только 4 часа езды? /Чтения будут проходить с 30 мая по 3 июня/.Но я надеюсь приехать во Псков к 200-летию нашей школы, если здоровье позволит. Ваш В. Каверин».   22 мая 1986 года.

В октябре 1986 года писатель приезжал на празднование 200-летия своей родной гимназии, нынче школы 1. Одна из встреч состоялась в областной детской библиотеке, где он познакомился с проектом памятника. На одном из планшетов он написал: "Мне кажется, что этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа "Два капитана" В. Каверин». 26 октября 1986.

В каждом последующем письме было что-то о делах по поводу памятника.

"Я очень рад, что дела с памятником продвигаются, с нетерпением буду ждать возможности снова повидаться с псковичами, да еще в те дни, когда мне будет оказано такое признание. В. Каверин". 20 мая 1987 года.

"Не могу передать вам то глубокое чувство признательности, которое испытываю я, думая о том, что моя шестидесятилетняя упорная и, смею сказать, честная работа будет увековечена таким бесценным подарком, как памятник героям моего романа "Два капитана". Может быть, с моей стороны будет слишком смело сказать, что этот памятник будет не только признанием народа, которому мы отдаем свою жизнь, но и тем символом дружбы между тружениками советского искусства, которое является источником подлинного вдохновения. В. Каверин". 14 января 1988 года. (из письма Фомину П.Т., ректору института, копия прислана В.А. Кавериным А .А. Михеевой)

В последнем своем письме в библиотеку писатель благодарит Михееву А.А. за решимость довести дело до конца. 2 мая 1989 года писателя не стало, а бандероль с книгами писателя пришла в библиотеку через несколько дней после его смерти.

Встал вопрос об изготовлении памятника в гипсе и его отливке из металла в натуральную величину. Для изготовления гипсовой модели потребовался гипс высокой марки, и псковский завод керамических изделий "Гончар" (директор Знойкин) предоставил его скульпторам в количестве полтонны бесплатно. Отвез гипс в Ленинград шофер псковского предприятия "Псковтранс" (директор Белоусов В.Ф.) также бесплатно .Памятник становился всенародным делом для псковичей.

Горисполком командировал в институт им. Репина директора библиотеки Михееву, главного художника города Агаркова, модельщика Псковского машиностроительного завода Гурьяна Сметанина.

Надо было разметить на фрагменты и разрезать на куски гипсовую модель скульптуры. В то время в литейном цехе Псковского машиностроительного завода был тигель только для отливки 200-килограммовых вещей, а статуя весила больше. Поэтому ее резали на куски. Пилили модель скульпторы. Затем модель в разрезанном виде была упакована в ящики со стружкой и отправлена на машине.

В Пскове обратились к предприятию Псковстройтранс. Предприятие выделило машину на безвозмездной основе и ящики с моделью были перевезены во Псков и доставлены на Псковмаш. В литейном цехе Псковмаша быстро отлили фрагменты в металле литейщики Гамзин Юрий Иванович и Кушеренков Николай Николаевич. Затем отлитые фрагменты переправили в сварочный цех, где под наблюдением авторов производились работы по сварке фрагментов и зачистке швов. Памятник отлит из материала "железистая бронза".

Проект по благоустройству территории вокруг памятника был выполнен псковской мастерской "Архпроект".

Сами работы по установке памятника и благоустройству территории вокруг памятника выполнила АО "Реставрационная мастерская". Много работ было выполнено на общественных началах. Частично работы финансировала администрация города, Комитет по культуре областной администрации, предприятие Псковреконструкция, предприятие   "Кругозор", областная детская библиотека им.В.А. Каверина.

Надо сказать, что установка памятника прошла через несколько важных официальных документов: областной программой "Память", "Планом комплексного художественного и монументально-декоративного оформления  города   Пскова  на  1986- 90 гг.", "Программой подготовки и проведения празднования в Псковской области 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года".

Несколько лет отлитый памятник пролежал во дворе Псковского музея-заповедника, т.к. не было средств на установку и благоустройство территории. Благодаря Ивану Егоровичу Калинину, заместителю мера города по культуре, были изысканы средства на его установку. Ленинградское предприятие "Базальт" оказало помощь в выделении материалов для  благоустройства территории. 23 июля 1995 года, в день города, памятник был установлен.

            Записано Т.Э. Кругловой со слов бывшего директора библиотеки, заслуженного работника культуры РФ Михеевой А.А. 

            15 ноября 2001 года.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!