Называя так статью, я не пытаюсь притвориться Монтенем с его «Опытами», а просто хочу поговорить о достаточно страшном явлении нашей жизни, примеров которого в интернетах неисчислимое количество. Это ЧСВ, или Чувство Собственного Величия (или Важности, не существенно). Говорить мы о нем будем, естественно, в контексте отношения к творчеству.

Являясь начинающим художником и посещая соответственные сообщества, в которых можно поделиться своими работами, я очень часто вижу там тех, кого принято называть школотой - ничего еще в жизни не понимающих существ 13-15-ти лет, наделенных огромным количеством этого самого ЧСВ. Они, разумеется, могут не только рисовать - могут писать стихи/прозу/музыку - но суть одна: они этого не умеют, но думают, что владеют искусством превосходно, и любую свою загогулину считают за великий шедевр, который все должны немедленно оценить. И за этой оценкой они лезут, разумеется, в Интернет, где ее получить проще всего. (И самое ужасное, что всегда найдутся те, кто скажет, что они офигенны, но об этом позже).

Скажем о самом элементарном, почему творения подростков не могут быть хороши (ну если они не гении, конечно). Искусство - это жизнь, пропущенная через сознание художника (это слово здесь в широком смысле). То есть, чтобы создавать по-настоящему интересные и затрагивающие души людей вещи, нужно отчетливо видеть жизнь вокруг себя в разных ее ракурсах, нужно уметь ее разносторонне осмыслять и переосмыслять, и нужно уметь это свое осмысление передать с помощью средств выбранного вами искусства (т.е. необходимо хорошо владеть этими средствами - словами, кистью, нотами и т.д.). В среднем школьном возрасте это невозможно в силу отсутствия жизненного опыта и навыков анализа и мастерства. Но представители этой категории упорно думают, что им есть что сказать миру и мир будет благодарен за это, поэтому в Интернет каждый день сотнями и тысячами выбрасываются никому не нужные бесталанные «произведения».

Даже среди той школоты, о которой мы говорим, можно выделить разные типы. Если такой человек, повзрослев, поймет свои ошибки, ему просто будет стыдно за детское самомнение, а жизнь и творчество пойдут дальше, и он станет полноценной личностью. Если же он так и не поймет, возможны два варианта. Либо, будучи самоуверенным, но слабым, он однажды получит серьезный удар от жизни и людей, которые не станут вращаться вокруг него, как он думал; либо, если он сильный, никто не оспорит его ЧСВ и он станет величайшим самодуром, вершащим судьбы людей. И это уже, друзья мои, катастрофа.

Конечно, это самый общий план, так как люди очень разнятся, и мир наш пока не рухнет, тем более что большинство среди нас все-таки первых. Да, к ним я отношу и себя, хотя я и сейчас еще продолжаю получать удары. Чтобы не показалось, что я зазнаюсь, скажу, что главными факторами, не позволившими моему ЧСВ (оно есть у всех) вырасти чрезмерно, были застенчивость и отсутствие Интернета. Доступ к глобальной сети у меня появился только в старших классах, но и тогда я не бросилась делиться всем, что создают мои неумелые руки и незрелый ум - слишком стеснялась, да и многочисленных виртуальных друзей (все из-за того же) завести не могла, соответственно, некому было и восхищаться моими работами. Так, выкладывала в заметках ВК стихи, которые никто не читал, да ставила на аву нарисованные мышкой кривые рисунки. Честно говоря, и за это-то мне стыдно.

Этап бытия школотой я уже прошла, чужие примеры вижу часто, и это дает мне возможность анализировать явление самомнения. Только самомнения, а не стремления в раннем возрасте творить, заметьте. Делайте то, что вам нравится, изучайте все необходимое для совершенствования, но вот с идеей покорить мир, едва научившись ходить, пока повремените, ради себя же. Он может вас съесть.

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!