Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина
На главную страницуКарта сайтаКонтактная информация  

КЛУБ

_________________.jpgС   14 марта 1996 года в библиотеке работает литературно – патриотический клуб «Два капитана». 

Клуб объединяет детей и подростков нашего города, взрослых самых разнообразных профессий.

Среди них: моряки-подводники,  десантники, пограничники, поисковики, летчики, экологи, историки, архитекторы, литературоведы, поэты, художники.

Ребят и взрослых объединяет убежденность  -  жизнь прекрасна не вопреки, а именно благодаря  трудностям,  романтика и вера в то, что "в жизни всегда есть место подвигу".     

Заседания открывают удары рынды, посвящение в члены клуба проходит в полном соответствии с морским уставом.  Какой бы теме  не была посвящена встреча, это всегда обогащающее общение. История клуба, история заседаний не сохранилась бы в памяти, если бы верным помощником не стал "Вахтенный журнал". Каждая новая встреча - новая запись. 

Паспорт  клуба  

Положение о деятельности  

Программа работы 

План заседаний 

                                                          Вахтенный журнал                             

14.12.2011 Псков в истории развития авиации в начале XX века

14 декабря 2011 г. состоялось третье в этом году заседание литературно-патриотического клуба «Два капитана».

Темой встречи стал разговор о начале авиации в Пскове, который провел директор школы №47 Андрей Евгеньевич Мануйлов, любитель и знаток авиации.

Почетным гостем клуба стал Дмитрий Петрович Ваулин, летчик, участник Великой Отечественной войны, автор книги воспоминаний о военных годах. Представил его Павел Иванович Дроздов, работник общественной приемной Владимира Владимировича Путина.

Д. П. Ваулин рассказал о том, что начал он летать как раз на самолетах начала XX века, знаменитых У-2. Было это, когда Дмитрий Петрович учился в 9 классе, в аэроклубе города Ржева. В Ржеве было четыре школы, и все ребята и некоторые девушки 9-10 классов занимались в аэроклубе. Вставали они в четыре часа, шли на аэродром, а к 9 часам должны уже были быть на занятиях в школе.

В 40 году Дмитрий Петрович учился в летном училище на западной границе. Летал на самолетах У-2, Р-5 (разведчик), затем на СБ - скоростном бомбардировщике, который воевал  в Испании, в период гражданской войны 1937-1939 гг.

Тогда был выдвинут лозунг - дать стране сто тысяч летчиков. Вся страна ожидала, что воевать будем на чужой территории.

Как реальные события отличались от задуманного сценария! Когда началась бомбежка, волнение было такое, что Ваулин натянул на ноги гимнастерку.

Самолеты улетели, а курсанты пешком отправились по направлению к Уралу, по дороге, заполненной отступающими войсками и беженцами.

В 1942 году Дмитрий Петрович закончил училище в г. Молотов (теперь Пермь). Часть курса отправили в Чкалов (ныне Оренбург) на штурмовики ИЛ-2 (немцы называли их «черной смертью»), а часть попала в район г. Бузулук Оренбургской области (село Тоцкое), в авиацию дальнего действия.

Жили в больших землянках на двухэтажных нарах. Блох, клопов - не мерено. Столовая - рядом. А аэродром в 1,5 километрах. И вот несколько раз за день проделывали этот путь через лес. Брали с собой винтовки, чтобы отстреливаться от волков.

В Тоцком летали на самолетах ДБ-3 (дальний бомбардировщик третий). Прошли очень хорошую подготовку к полетам «под колпаком», в облаках, т.е. вслепую, только по приборам: указателям скорости (так называемый «питон» - трубочка), высоты (обыкновенный барометр), скольжения и поворота (стрелочка и шарик; если шарик в центре, значит, самолет летит нормально, не скользит). Направление определяли по компасу.

На фронт Д.П. Ваулин был направлен в район Кратово, под Москвой. Летали на самолетах Пе-8 - дальних бомбардировщиках, превосходивших американскую «летающую крепость» В-17. Пе-8 - четырехмоторный, 11 человек экипажа. Дмитрий Петрович летал вторым пилотом.

Брали по 40 авиационных бомб. Иногда летали с САБами (светящимися авиационными бомбами), светили нашим бомбардировщикам. Летали на Варшаву. Позже бомбили Берлин.

Запомнился второй вылет, который чуть не кончился трагически. Над Минском самолет обстреляли, подбили третий двигатель. Командир корабля капитан Сухотин принял решение идти на цель, до Варшавы.

Сбросили САБы, пошли домой. Отказал второй двигатель. Идем, как пелось в американской песенке: «Мы идем, ковыляя во мгле...» Так и ковыляли 5 тысяч метров. Пересекли линию фронта. Загорелся левый мотор. Командир дал команду прыгать. У Дмитрия Петровича парашют полностью не раскрылся, свернулся колбасой. Спасло падение в речку. А трое человек погибло. Остальные ноги-руки поломали, но остались живы.

Затем Ваулин летал в составе другого экипажа, участвовал в 37 вылетах.

В части Д.П. Ваулина летали известные полярные летчики, летчики гражданского воздушного флота, в том числе участник спасения папанинской экспедиции на Северный Полюс Валентин Иванович Аккуратов, штурман самолета И.П. Мазурка. Потом, после войны, он вместе с Черепниным открыл Полюс недоступности.

 

А.Е. Мануйлов начал рассказ о малоизвестной теме - начале авиации в Пскове - с того, что связал эту тему с книгой В.А. Каверина «Два капитана». Главный герой книги, Саня Григорьев, увидел в детствесамолет. С этого события и началась его любовь к авиации.

А ведь многое из того, что описано в книге - это воспоминания автора, который жил в Пскове и наверняка видел первые полеты самолетов в Пскове.

 

 

 



Официальный сайт Псковской области  Насделие земли Псковской 
Copyright © Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина, 2006-2007.
Студия InformProject. Создание сайтов. Создание сайта -
Студия «InformProject»