Отдел искусств нашей библиотеки подготовил выставку изданий к 200-летнему юбилею самого прославленного мариниста из всех мировых живописцев - Ивана Константиновича Айвазовского (17.07.1817 - 19.04.1900). Здесь представлены книги и альбомы для читателей разных возрастов.

Айвазовский рисовал с самого детства. Он увлеченно копировал с гравюр портреты участников греческого освободительного движения, иногда даже не хватало бумаги. И тогда мальчик рисовал углем на ярко выбеленных стенах родной Феодосии. Однажды такой рисунок попался на глаза местному градоначальнику, который вместо выговора разрешил юному автору учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора. Так начиналась биография художника, написавшего за свою жизнь более 6 тысяч картин. Его морские пейзажи поражают зрителей реалистичностью, его море, как море настоящее, всегда разное и неповторимое: то полный штиль, то девятый вал, то радуга, то ласкающие берег волны. Поразительно, что свои картины Айвазовский писал в мастерской, по памяти, используя при этом лишь рисунки с пометками об особенностях цвета воды и берега.

  • Сергеев А. Айвазовский: фантастические приключения. - М.: Белый город, 2003. - (Исторический роман).

Вышедшая в серии «Исторический роман», эта книга для подростков рассказывает о знаменитом русском художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском. Молодой, подающий надежды юноша из Феодосии учится в петербургской Академии Художеств. Он скромен, трудолюбив, дружелюбен. Но однажды в учебном заведении появляется некий дальний родственник, представитель Ивана Айвазовского. Деревянная нога, повязка на одном глазу, развязные манеры - гроза Средиземноморья Ованес Айвазян постоянно портит репутацию своему юному потомку: пишет непотребные полотна под чужим известным именем, устраивает дебоши, фамильярничает с Пушкиным, Брюлловым и самим папой римским!

Читайте увлекательную фантастическую историю Анатолия Сергеева. Выясняйте, где правда, а где - вымысел. Кто же этот Ованес на самом деле? Откуда и зачем появился он на жизненном пути великого художника? Удастся ли Ване Айвазовскому присмирить старого пирата?

  • Ветрова Г. Сказка о волне и художнике Айвазовском. - М.: Белый город, 2001. -11 с.: цв. ил.

Эта книга может стать для вашего ребенка первой, самой важной ступенькой в мир искусства. Сказки детям начинают читать самого раннего детства, с ее помощью закладываются понятия об основных нравственных категориях: добро-зло, дружба-вражда, правда-ложь... Используя этот близкий и интересный детям литературный жанр, сложные темы можно сделать простыми. Замечательным примером этому служит сказка Галины Ветровой об И.К. Айвазовском, написанная для младших школьников. Увлекательное название («Сказка о художнике и волне»), близкие и понятные образы, переплетение правды и вымысла, простой язык и отсутствие сложной для ребенка биографической информации, маленький объем и обилие репродукций, - все эти характеристики становятся весомыми аргументами в пользу данной книги при выборе первого чтения по искусству.

  • Пилипенко В. Н. И. К. Айвазовский, 1817-1900.- Л.: Художник РСФСР, 1980. - 48 с.: ил. - (Массовая б-ка по искусству).
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский: о мастерстве художника. - М.: Искусство, 1967. - 112 с.

Эти книги небольшого формата и объема предназначены для широкого круга читателей и содержат основные биографические сведения, позволяющие сформировать полноценный образ русского живописца: где и у кого учился, с кем дружил, как работал над картинами, чем занимался помимо живописи.

  • Вагнер Л. А. Повесть о художнике Айвазовском. - М.: Детская литература, 1958. - 266 с.: ил.

«Белинский долго глядел на Айвазовского, а потом заговорил мягко и тихо:

-Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город. Не дадут вам писать такие картины, какую вы нынче принесли. Рабство кругом здесь, а писать подобные творения необходимо на воле».

Книга советского искусствоведа и писателя, который также является автором повестей о русских художниках А. Венецианове, А. Иванове, К. Брюллове, написана увлекательным художественным языком. Это жизнеописание судьбы великого художника, в котором перед читателем проносится череда персонажей, событий, мест, связанных с уроженцем Феодосии. История дружбы с Гоголем, Глинкой, Белинским, Брюлловым, взаимоотношения с правителями и простыми людьми, морские путешествия и наземные приключения, - все это любопытный читатель найдет в повести Льва Вагнера.

  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму: очерки об И. К. Айвазовском и художниках Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри. - Симферополь: Крым, 1970. - 95 с.: ил.

Николай Степанович Барсамов (1892 - 1976) - художник, искусствовед, педагог, музейный работник. Он был директором Феодосийского историко-археологического музея и Феодосийской картинной галереи. Стал вторым по счету (после И.К. Айвазовского) почётным гражданином Феодосии.

Данная книга - это очерки о крымских днях, коих было преобладающее большинство в жизни Константина Айвазовского. С его именем связано становление местной Киммерийской школы живописи, объединившей художников южного побережья Крыма. Свои пейзажи они, как и Айвазовский, писали в основном по памяти.

Н.С. Барсамовым были составлены вступительные тексты к альбомам репродукций, представленным на выставке:

  • Айвазовский И. К. [Альбом репродукций] / Текст Н. С. Барсамова. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. - 17 с., 42 л. ил.
  • Айвазовский И. К. [Альбом репродукций] / Текст Н. С. Барсамова. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1971. - 99 с.: ил.
  • Гордеева М. Иван Константинович Айвазовский. - М.: Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2009. - 48 с.

По заказу издательского дома «Комсомольская правда» в 2000-х годах вышли в свет 100 альбомов из серии «Великие художники». Эти издания сразу завоевали популярность среди покупателей (благодаря доступной цене) и читателей библиотек (небольшой объем, цветные репродукции основных произведений, биографические сведения и характеристика творчества). Второй том в данной серии посвящен русскому художнику И. Айвазовскому.

  • Айвазовский / Текст Г.Чурак. - М.: Белый город, 2000. - 64 с.

Хорошо знакомое читателям отдела искусств издательство «Белый город» было основано в 1996 году и уже через 3 года вошло в число 20 крупнейших издательств России. Своей целью оно поставило «сохранение русских культурных традиций и передачу их нашим потомкам». Главные темы издательства - русская и мировая культура, искусство и история. Автор текста к альбому репродукций картин И. К. Айвазовского - заведующая отделом живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки в Третьяковской галерее к 200-летию художника, Галина Чурак. Научный подход в составлении данного альбома прослеживается также на примере хронологической таблицы, завершающей повествование о художнике. Заинтересованный читатель сможет сопоставить события из биографии великого русского художника-мариниста и одновременные им события русской и зарубежной истории.

  • Айвазовский: документы и материалы. - Ереван: Айастан, 1967. - 406 с., 14 л. ил.

Архивные документы и материалы, представляющие во всей полноте и разнообразии личность, художественный и общественный облик И. К. Айвазовского, были выпущены отдельным изданием в 1967 году к 150-летию со дня рождения художника. Отдельные письма, воспоминания, документы, были опубликованы впервые. Материалы рассказывают о семье живописца, его окружении, учебе и работе. Здесь вы найдете письмо Президента Академии Художеств о принятии «13-ти летнего сына армянина из Феодосии Ивана Гайвазовского» в учебное заведение на казенный счет, впечатления Айвазовского от крымской природы, докладные записки о ходе строительства здания музея в Феодосии, предложение своих картин для розыгрыша в лотерее в пользу голодающих и многое другое. Большое внимание уделено переписке Айвазовского с некоторыми армянскими общественными и культурными деятелями, что показывает его тесную связь со своим народом.

 

 

 

 

 

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!